Научная статья на тему 'Оценка эффективности влияния дидактических условий на качество процесса формирования военно-специальной компетентности выпускника военного вуза'

Оценка эффективности влияния дидактических условий на качество процесса формирования военно-специальной компетентности выпускника военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ / КОМПОНЕНТЫ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / REFORMS / MILITARY EDUCATION / DIDACTIC CONDITIONS / COMPETENCE / COMPONENTS / FORMATION / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиев В. Ш.

Рассмотрены некоторые аспекты проводимой в России военной реформы Вооруженных Сил. Определены задачи и цели теоретического исследования по формированию военно-специальной компетентности выпускника военного вуза, а также представлена экспериментальная проверка предлагаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Набиев В. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF the influence of the didactic CONDITIONS ON THE QUALITY OF the SPECIAL MILITARY COMPETENCE FORMATION OF A HIGHER MILITARY INSTITUTION GRADUATE

Some aspects of the current Armed Forces military reform in Russia have been considered. Aims and goals of the research are set in the context of providing special military competence formation of a higher military institution graduate in theoretical level. Also the experimental testing of the suggested problem solutions has been carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности влияния дидактических условий на качество процесса формирования военно-специальной компетентности выпускника военного вуза»

УДК 378.1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИИ НА КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

© В. Ш. Набиев

Ульяновское высшее военное инженерное училище связи (военный институт) им. Г. К. Орджоникидзе Россия, г. Ульяновск, 430013, ул. Тухачевского, 19.

Тел.: +7 903 320 20 92.

E-mail: paradoks.nabiev@mail.ru

Рассмотрены некоторые аспекты проводимой в России военной реформы Вооруженных Сил. Определены задачи и цели теоретического исследования по формированию военноспециальной компетентности выпускника военного вуза, а также представлена экспериментальная проверка предлагаемых решений.

Ключевые слова: реформирование, военное образование, дидактические условия, компетентность, составляющие, компоненты, сформированность, результат.

Реформирование Вооруженных Сил, связанное с необходимостью приведения их в соответствие с современными условиями обеспечения безопасности государства, определяет все более высокие требования к подготовке военных кадров и в первую очередь - к подготовке офицеров [1].

Сложившаяся в России система военного образования является уникальной, получившей признание во всем мире. Отечественные исследователи отмечают необходимость сохранения и развития ее характерных черт, таких, как высокое качество обучения, высокий уровень подготовки специалистов, гармоничное сочетание фундаментальных знаний и практических умений и навыков, оптимальное соотношение в развитии интеллектуальных, нравственных, физических качеств личности, воспитание патриотизма и самоотверженности [2].

В настоящее время процесс подготовки офицеров обусловлен, с одной стороны, возрастанием объема и сложности профессиональных знаний, навыков, с другой - невозможностью увеличения или даже сокращением сроков обучения в учебных заведениях, наличием противоречий [3].

Исследователи отмечают, что разрешение существующих противоречий возможно лишь путем интенсификации обучения, проведением широкомасштабной оптимизации образовательного процесса.

Аналитический обзор направлений исследования

Сегодня в нашей стране сосуществуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое. По мнению В. В. Краев-ского, каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. В условиях кардинальных перемен по-новому видятся цели современного образования, предлагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с

культурой [4]. Именно поэтому пересмотр практики подготовки специалиста - выпускника военного вуза следует начинать с изменения содержания образования и других реализуемых компонентов в процессе обучения.

Совершенствование форм и методов обучения, наряду с оптимизацией содержания учебных планов и программ, предполагает обновление дидактической и методической основы - методов, средств и форм обучения в направлении системного построения модели образовательного процесса, обеспечения его универсальности, адаптивности, продуктивности, надпред-метности, многофункциональности, междисциплинарности, что позволит в полной мере применять компетентностные основы подготовки специалиста [5]. Направления реформирования военного образования должны быть согласованы с фундаментальными принципами стратегии модернизации общего образования: целенаправленной установки на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, имеющейся возможности и ресурсы реализовать избранную позицию; постепенной переориентации с трансляции системы знаний, умений и навыков на создание условий для становления комплекса компетенций как способностей реализовать свои замыслы в условиях многофакторного и коммуникационного пространства [6].

Реализация задач реформирования в контексте компетентностного подхода обеспечивается изменением компонентов образовательного процесса и его структуры с последующей перспективой выхода на процесс формирования компонентов и составляющих военно-специальной компетентности (ВСК) выпускника военного вуза.

Существующей педагогической практикой доказано, что процесс обучения подвержен влиянию многих факторов, которые в свою очередь определяются внутренними и внешними условиями. Закономерности таких воздействий должны приниматься во внимание при выборе дидактических ус-

ловий, обеспечивающих процесс формирования ВСК.

Целостная иерархическая система дидактических условий (ДУ) еще не построена, поэтому при выборе ДУ, имеющих первостепенное значение для формирования ВСК, необходимо учитывать конкретные характеристики предмета исследования [7].

Соответственно, важной задачей является разработка дидактических условий, критериев оценивания процесса формирования ВСК в теоретическом плане, а также экспериментальная проверка предлагаемых решений.

Значимость того или иного дидактического условия определяется успешностью действующего процесса и выражается достижением такого уровня сформированности ВСК, который соответствует реальным возможностям курсантов в развитии их творческих способностей.

В нашем исследовании в качестве значимых рассматриваются ДУ, образующие целостность: определение сущности ВСК и ее структуры, целе-полагание процесса обучения с позиций компе-тентностного подхода, построение содержания образования в соответствии со структурой компонентов и составляющих военно-специальной компетентности, использование адаптированной к формированию ВСК профессионально ориентированной технологии обучения, создание методики оценивания результата сформированности ВСК и определение успешности процесса на основе разработанных объективных измерителей.

Методика оценки и анализ полученных результатов

Констатирующий этап эксперимента проводился в Ульяновском высшем военном инженерном училище связи (УВВИУС). В нем принимали участие 47 обучающихся, из них 24 курсанта - в контрольной группе (КГ), 23 курсанта - в экспериментальной группе (ЭГ).

Проверка выдвинутых в гипотезе положений осуществлялась путем сравнения результатов измерений, полученных в контрольной группе курсантов (обучение обеспечивалось традиционными дидактическими средствами), и результатов измерений, полученных в экспериментальной группе (использовалась адаптированная профессионально ориентированная технология). В ходе проведения исследования было установлено, что предлагаемые ДУ действительно позволяют добиваться успешности процесса формирования ВСК. При этом замечено, что уровень сформированности ВСК зависит как от эффективности влияния каждого ДУ в отдельности, так и от комплексного их влияния. Скрытые закономерности, механизмы такого воздействия на процесс формирования ВСК, а также эффективность влияния выбранных ДУ определялись экспериментально.

В качестве компонентов личностной составляющей ВСК рассматривались: познавательная

активность (ПА), стиль индивидуального общения (СИО), профессиональное самосознание (ПС), творческие способности (ТС).

Деятельностная составляющая ВСК рассматривалась в составе компонентов: военно-специальных знаний (ВСЗ), умений (ВСУ), навыков (ВСН) и военно-специального опыта деятельности (ВСО).

В начале констатирующего этапа эксперимента целью так называемого входного контроля (1 срез) явилось определение имеющегося уровня сформированности компонентов деятельностной и личностной составляющих ВСК. В конце констатирующего этапа эксперимента (2 срез) определялся уровень ВСК по результатам тематического контроля.

Тесты-задания и психологические тесты выполнялись как в начале, так и в конце эксперимента. Результаты измерений представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Результаты оценки сформированности компонентов деятельностной составляющей ВСК выпускника военного вуза в начале и в конце констатирующего этапа эксперимента

Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в начале (1 срез)

КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)

Неуд. Удовл Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.

ВСЗ 2 10 8 4 1 9 8 5

ВСУ 1 11 9 3 1 10 6 6

ВСН - 12 8 4 - 11 9 3

ВСО - 12 7 5 - 11 8 4

Уровень ВСК (3) (47) (33) (17) (2) (45) (34) (19)

Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в конце (2 срез)

КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)

Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.

ВСЗ 1 9 10 4 - 6 9 8

ВСУ 1 10 10 3 - 5 10 8

ВСН 1 10 9 4 - 7 11 5

ВСО - 11 10 3 - 5 11 7

Уровень ВСК (3) (42) (41) (14) (0) (25) (45) (30)

Таблица 2

Результаты оценки сформированности компонентов личностной составляющей ВСК выпускника военного вуза в начале и в конце констатирующего этапа эксперимента

Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в начале (1 срез)

КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)

Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.

ПА 1 19 2 2 2 17 3 1

СИО 3 15 4 2 1 17 4 1

ПС 5 16 1 2 4 15 2 2

ТС 7 10 4 3 8 12 1 2

Уровень ВСК (17) (63) (11) (9) (16) (66) (11) (7)

Показатели, критерии Констатирующий этап эксперимента в конце (2 срез)

КГ, кол.(%) ЭГ, кол.(%)

Неуд. Удовл. Хор. Отл. Неуд. Удовл. Хор. Отл.

ПА 2 17 3 2 - 13 6 4

СИО 3 14 5 2 1 10 10 2

ПС 4 17 1 2 - 10 10 3

ТС 6 11 3 4 1 14 6 2

Уровень ВСК (16) (61) (13) (10) (2) (51) (35) (12)

В качестве независимых переменных (условий) эксперимента были приняты: цели обучения, уровень подготовки обучаемых в контрольной и экспериментальной группах; количество часов учебных занятий, содержание и объем учебного материала. В ходе проведения измерений обеспечивались равные условия измерений (срезов), одинаковые критерии оценки полученных результатов и методы их обработки.

В качестве зависимых переменных (условий) эксперимента приняты: технология обучения военно-специальным дисциплинам, вариации изменений характера деятельности курсантов и преподавателей, инновационные формы организации обучения.

Для перехода от стандартной методики оценивания, к оцениванию по коэффициенту усвоения, выбраны значения: «отлично» (0.91-1.00), «хорошо» (0.81-0.90), «удовлетворительно» (0.71-0.80), «неудовлетворительно» (0>71).

Критерий оценивания - коэффициент усвоения (Ка) определялся по методике, предложенной В. П. Беспалько [7, 8].

Оценивание компонентов личностной составляющей ВСК осуществлялось в ходе текущего контроля путем определения уровней их сформиро-ванности по критериям, разработанным на основе стандартных методик и по результатам проведенного психологического тестирования [9, 10].

В заключительной части эксперимента применены классические методы статистической обработки результатов [11, 12].

Уровни сформированности ВСК выпускника предложено различать: I - «низкий»; II - «средний»; III - «выше среднего»; IV - «высокий».

Классификация результатов по уровням сфор-мированности ВСК представлена в табл. 3.

Результаты измерений первого среза показывают, что соответствующие уровни подготовки обучаемых (уровни сформированности ВСК) не имели значительных расхождений. Результаты из-

мерений второго среза позволяют заметить, что уровни ВСК в контрольной группе почти не изменились, а в экспериментальной группе произошли изменения сформированности ВСК как в количественном, так и в качественном отношении.

Таблица 3

Результаты оценки уровня сформированности ВСК выпускника военного вуза в начале и в конце _______констатирующего этапа эксперимента______

Уровень сформиро- Г руппы обучающихся

Контрольная группа Экспериментальная группа

ВСК Первый срез, % Итоговый срез, % Первый срез, % Итоговый срез, %

I 10 10 9 1

II 55 51 55 38

III 22 27 23 40

IV 13 12 13 21

Заключение

Результаты исследования показывают, что выбранные дидактические условия позволяют обеспечивать выполнение требований эффективности процесса формирования ВСК. Подтверждены предположения о значимости системно-структурированного построения целей и содержания образования, основанных на принципах компетентностного подхода в обучении курсантов.

Экспериментально доказано, что выбор адаптированной профессионально ориентированной технологии является обоснованным, так как перевод обучающегося в позицию субъекта процесса обучения позволяет ему успешно, в предельно короткие сроки осваивать учебную программу, добиваться высоких результатов. Разработанная методика оценивания, включающая критерии, показатели и уровни сформированности ВСК, обеспечивает действенный контроль, позволяет оперативно в ходе каждого учебного занятия, а также ретроспективно от одного уровня к другому оценивать

результаты продвижения курсантов в формировании компонентов и составляющих ВСК.

Проведенное теоретическое исследование степени эффективности влияния дидактических условий на качество процесса формирования ВСК выпускника военного вуза и экспериментальное подтверждение теоретических положений позволяют открыть новую страницу в развитии компетентно-стных основ профессионального обучения специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».

2. Организация методической работы в высших военных учебных заведениях. СПб, ВАС, 1997. -216 с.

3. Военная педагогика и психология: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. -384 с.

4. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. -36 с.

5. Петухов М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: Учебное пособие. / Под науч. ред. А. П. Беляевой. Ульяновск: УлГТУ, 2001. -199 с.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материал для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Мир книги, 2001. -106 с.

7. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.

8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190 с.

9. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. Т.2. -248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.

11. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. пед. учеб. зав.: в 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. -640 с.

12. Кремер Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -543 с.

Поступила в редакцию 03.08.2007 г. После доработки — 23.11.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.