Научная статья на тему 'Оценка эффективности турзоны в рамках туркластера "сокольское"'

Оценка эффективности турзоны в рамках туркластера "сокольское" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕР / РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЕ ЗОНЫ / СОКОЛЬСКОЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семенова Александра Сергеевна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы формирования туркластера "Сокольское". Представлены результаты проведенного исследования средствами swot-анализа, контент-анализа программно-целевых нормативных продуктов, а также среди жителей и гостей Сокольского с целью определения популярных направлений отдыха и актуальности формирования кластера с выделением туристских зон. Полученные результаты позволят сформировать эффективный зональный подход при формировании туристкого кластера "Сокольское". и повысить его конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности турзоны в рамках туркластера "сокольское"»

УДК 334.012 +338.832

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРЗОНЫ В РАМКАХ ТУРКЛАСТЕРА "СОКОЛЬСКОЕ" Семенова Александра Сергеевна, магистрант

(e-mail: semenova.alex83@mail.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В статье рассматриваются вопросы формирования туркластера "Сокольское". Представлены результаты проведенного исследования средствами swot-анализа, контент-анализа программно-целевых нормативных продуктов, а также среди жителей и гостей Сокольского с целью определения популярных направлений отдыха и актуальности формирования кластера с выделением туристских зон.

Полученные результаты позволят сформировать эффективный зональный подход при формировании туристкого кластера "Сокольское". и повысить его конкурентоспособность.

Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, кластер, ресурсы, туристские зоны, Сокольское

Развитие туризма для городского округа Сокольский Нижегородской области имеет особое значение. Существующая социально-экономическая ситуация, заключающаяся в отсутствии крупных промышленных производств с серьезной налогооблагаемой базой, заставляет искать новые пути для наполнения местного бюджета [13].

Неразвитость промышленного сектора, сопровождающегося негативными экологическими последствиями, естественным образом создала комфортные условия для развития в районе оздоровительного туризма [14]. Наличие на территории Сокольского района привлекательных в туристском плане рекреационных территорий способствует развитию следующих видов туризма:

- рекреационно-оздоровительный туризм (Сокольский район имеет сертификат Международного экологического фонда «Экологически чистый район № 1 России», на его территории расположены живописные места Горьковского водохранилища, обширные пляжные территории, сосновые леса, имеются источники голубой (косметической) глины);

- культурно-познавательный туризм (на территории района имеется множество памятников археологии, истории и архитектуры, исторические предпосылки для создания событийных исторических инсталляций - ярмарок, легенда озера Текун, а также фестиваля «Плотницкие забавы»);

- религиозный туризм (наличие Голиковских ключей, по преданию основанных Преподобным Макарием Желтоводским, имеющих более древнее происхождение, чем дивеевские ключи Серафима Саровского);

- спортивный туризм (строительство многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса);

- круизный туризм (наличие крупной водной артерии - реки Волга и транзитных речных потоков; в районе присутствует инфраструктура для ремонта судов и слежения за их техническим состоянием (Сокольская судоверфь));

- агро-туризм (наличие уникальных природных ресурсов (леса, реки, озера, водохранилища и т.п.) и возможность оперативной подготовки мест для остановки туристов (усадьбы, дома, фермерские хозяйства и т.п.) [6,12].

Следует сказать, что наличие данного спектра предложений уже привлекает туристов. Так, согласно экспертным и статистическим оценкам, вследствие притока туристов население района в летний период увеличивается в 2,5-3 раза, достигая 40-50 тысяч человек [1,2].

Таким образом, Сокольский район имеет практически все возможности для того, чтобы стать одним из российских кластеров рекреационно-оздоровительного туризма.

Однако, как объект туризма, муниципалитет сегодня проигрывает соревнование с другими аналогичными центрами.

Известно, что любой город или район, являющийся популярным туристским направлением, активно развивается экономически и находится в более выгодном положении по сравнению с городами, имеющими неразвитую туристскую инфраструктуру [3,4].

Говоря объективно, следует отметить, что в последние годы в Сокольском округе произошли определенные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов, ведется работа по благоустройству районного центра, проходит реконструкция ряда памятников архитектуры [5,9].

Основными позитивными факторами, которые могут оказать влияние на инвестиционный климат Сокольского района, являются: наличие в районе уникальных природных ресурсов, высокий экологический потенциал, выгодное географическое расположение на берегу Горьковского водохранилища. Кроме того, следует отметить конструктивную позицию региональной и муниципальной власти, принимающих конкретные меры по развитию туристического потенциала как Нижегородской области в целом, так и Сокольского округа в частности.

Основными негативными факторами, влияющими на инвестиционный потенциал Сокольского района является то, что район не имеет достаточно развитой инфраструктуры (отсутствует разветвленная сеть дорог, через г.о.Сокольский не проходят крупные транзитные дороги, нарушены транспортные коммуникации по Волге, отсутствует воздушное сообщение).

Кроме того, район является дотационным и не отличается сильной диверсифицированной экономикой и сильным внутреннем рынком [7,10]. В округе отсутствуют аналитические, консалтинговые кампании, местные туроператоры. В деятельности иных туроператоров Сокольский район, как объект туризма, не представлен вовсе. Также район слабо представлен в сети Интернет. Что же касается рекламы туристического потенциала Сокольского района, то можно сказать, что она отсутствует полностью (за исключение отдельных разрозненных и непрофессионально сделанных страниц).

Таким образом, можно выстроить проблемы по созданию кластера:

- Отсутствует системная работа со стороны бизнеса и органов муниципальной власти по информационному продвижению г.о. Сокольский как благоприятного туристического ареала;

- Не определены основные приоритетные направления развития туризма в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- Не выстроена работа по взаимодействию с другими регионами в целях продвижения туристического продукта;

- Существующие исследования и программы развития туризма в Сокольском округе страдают поверхностностью и носят фрагментарный характер, они не включены в единую концепцию, не связаны с общим развитием туризма в Нижегородской области.

- Не определены интересы и ожидания разных групп участников и отдельных участников (в том числе и потенциальных).

Оценка возможных угроз развитию Сокольского района была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в

SWOT-анализе.

_Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны Слабые стороны

1. Газификация пос. Сокольское, расширение газовой сети в сельской местности 1. Высокий износ основных фондов инфраструктуры в сфере материального производства и жилищно-коммунального хозяйства

2.Наличие крупной водной магистрали (Волга, Горьковское водохранилище) 3.Наличие судоверфи и кадров соответствующего профиля 2. Удаленность от крупных автомобильных и железнодорожных магистралей, отсутствие транзитных (перевалочных) путей и воздушного сообщения 3. Отсутствие навигации на водной магистрали (причала) 4. Неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие придорожного сервиса

4.Наличие свободных инвестиционных площадок для развития ту-ристско-рекреационных зон 5. Обширные территории землепользования (с/х назначения) 6. Обширные территории лесопользования 5. Низкое качество турпродукта вследствие слабого развития ИоКеСа-индустрии (гостиницы, объекты общественного питания, досу-говоразвлекательные центры)

7. Свободные трудовые ресурсы (низкостоимостные) 8. Достаточно развитая система профессионального образования 6. Недостаточный уровень развития малого предпринимательства в сфере торговли 7. Отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма (гиды, переводчики, метрдотели, официанты, и т.д.)

9. Объекты культурно-исторического и природного наследия 10. Благоприятная экологическая ситуация (минимальная концентрация загрязняющих веществ, сертификат Международного экологического фонда «Экологически чистый район №1 России») 8. Необходимость реконструкции большинства объектов историко-культурного и природного наследия 9. Отсутствие туристского имиджа района вследствие нахождения в течение длительного времени на периферии Ивановской области

11. Относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в районе 10. Отсутствие комплексных маркетинговых мероприятий и рекламных акций о туристском потенциале района

12. Близость к областному центру (город Нижний Новгород - 160 км) и федеральному центру (город Москва - 520 км) 11. Отсутствие комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания постоянных въездных и выездных туристских потоков

Возможности Угрозы

1. Рост инвестиционной активности (строительство туристско-рекреационных зон) 1. Повышение инвестиционных рисков (появление объектов незавершенного строительства, приобретение земли для спекулятивных целей, нецелевое использование выделенных земельных участков) 2. Рост цен на услуги естественных монополий (газ, электричество), строительные материалы

2. Развитие различных видов туризма и широкого спектра туристских услуг (особенно рекреа-ционно-оздоровительного, круиз-ного, культурно-познавательного, религиозного, спортивного и агро-туризма) 3. Введение системы государственной поддержки развития тури-стско-рекреационных зон в виде льготного налогообложения, субсидирования процентных ставок по кредитам, иной финансовой и организационной поддержки; включение в федеральные целевые программы и проекты 3. Развитие туристского потенциала старинной волжской акватории в обход Сокольского района (зона «Плес-Кинешма-Юрьевец»), где объекты уже газифицированы, осуществляется активное инвестирование в туристско- рекреационную инфраструктуру и организовываются массовые имиджевые мероприятия (фестиваль «Плес - Льняная палитра» под патронажем В. Зайцева, международный кинофестиваль им. А. Тарковского «Зеркало» в городе Юрьевец) 4. Загрязнение территорий, пожароопасность лесов (пример Южского района Ивановской области), уничтожение памятников природы 5. Инвестирование в создание туристской инфраструктуры увеличит стоимость турпродук-та, тем самым, снизив его конкурентоспособность

4. Развитие транспортно-коммуникационных связей с районами Нижегородской области и регионами волжской акватории (наибольший приоритет имеют 6. Повышение стоимости услуг речных перевозок и судоремонта

Ивановская, Костромская, Ярославские области, республики Мордовия, Удмуртия, Татарстан)

5. Создание предприятий по глубокой переработке древесины 6. Строительство производственных мощностей по переработке одной из ведущих с/х культур -картофеля 7. Экологический ущерб уникальной природе (выбросы во внешнюю среду формальдегидов, различных смол и т.п.)

С целью анализа состояния рынка туристско-рекреационных услуг в радиусе 150-180 км от Сокольского округа Нижегородской области и выявления предпочтений потенциальных потребителей услуг туристско-рекреационных комплексов в январе-феврале 2018 года было проведено маркетинговое исследование, состоящее из двух этапов. На первом этапе осуществлялся контент-анализ web-сайтов, печатной продукции (рекламные материалы, прайс-листы и пр.) и других информационных материалов предприятий, оказывающих туристско-рекреационные услуги.

На втором этапе было проведено анкетирование жителей Нижнего Новгорода, направленное на выявление потребительских предпочтений в ту-ристско-рекреационных услугах. Методом случайного отбора было опрошено 60 человек. Эмпирическое исследование проводилось методом анкетного опроса через Google- форму.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время прослеживается тенденция переориентации россиян на внутренний туризм: почти 45% опрошенных хотели бы отдыхать на территории России. Следует отметить, что эту группу составили в основном туристы, уже побывавшие не один раз за границей, увидевшие мир и готовые отдыхать в России, но при хорошем уровне сервиса и, что не менее важно, при соответствии качества и цены услуг.

По результатам исследования, наиболее популярными среди респондентов являются пляжные туры - около 2/3 опрошенных отдали голоса в их пользу. Этим туристам нужно солнце, вода и свежий отдых. В этом плане побережье Горьковского водохранилища на территории Сокольского округа Нижегородской области обладает неплохим потенциалом для удовлетворения таких потребностей.

В то же время, ярко выраженная сезонность рекреационно-пляжных услуг, обусловленная географическим месторасположением Сокольского района, требует создания искусственных объектов позволяющих компенсировать отмеченный недостаток. В связи с этим необходимо предусмотреть строительство аквапарка, бассейнов, соляриев, SPA-центров, комплекса банных объектов и т.д.

Принимая во внимание, что существенное количество респондентов (около 40%) тяготеет к культурно-познавательным турам, целесообразным является создание в разрабатываемой туристско-рекреационной зоне тури-

стского кластера с культурно-познавательного комплекса. Наличие такого комплекса явится хорошей предпосылкой для привлечения туристов как из Нижегородской области, так и из близ расположенных регионов, поскольку подобных объектов там пока нет.

В результате проведенных исследований установлена тенденция роста интереса к спортивным турам, в том числе к экстремальным: более четверти респондентов - 28% - отдали голоса за спортивный туризм. Поворот к здоровому образу жизни, понимание людей, что лучше заботиться о своем здоровье, чем в дальнейшем долго лечиться, требует создания соответствующей инфраструктуры туристско-рекреационных территорий.

Учитывая обширный экологический потенциал Сокольского района, ему есть, что предложить туристам, которые, кстати, готовы отдать хорошие деньги за достойный сервис. Так, по данным исследования, каждый третий житель Нижнего Новгорода считает нормальным для себя отдать свыше 25 тыс. рублей за качественный отдых.

Исследование показало, что округ Сокольский пока никак информационно не представлен, а ведь для привлечения туристов маркетинговая составляющая играет одну из основных ролей. Так, например, по мнению 65% нижегородцев, пос. Дивеево является наиболее интересным населенным пунктом для посещения в Нижегородской области. Поэтому в рамках реализации системы комплексных мероприятий по формированию комплексного туристского кластера на территории Сокольского округа важнейшими составляющими будут являться именно РЯ-база и маркетинговый аспект [11].

В целях увеличения въездного и внутреннего туристского потока в округ Сокольский необходимо осуществить целый спектр различных мероприятий по формированию его положительного туристского имиджа и проведение активной маркетинговой политики на российском и международном рынках туристических услуг. Для этого необходимо выделение достаточных средств на реализацию маркетинговой программы; разработка четкой обоснованной маркетинговой стратегии; проведение полного комплекса необходимых маркетинговых исследований; привлечение высококвалифицированных специалистов в области рекламы и маркетинга.

Таким образом, при реализации системы комплексных мероприятий, ставящих конечную цель в создании полноценного многофункционального туристско-рекреационного кластера на территории городского округа Сокольский Нижегородской области, необходимо придерживаться 2 концептуальных стратегий.

Во-первых, крайне важно поддерживать и укреплять, насколько это представится возможным, уже достигнутые успехи в туристской отрасли округа. Для этого предполагается создавать и дополнительное предложение, которое бы реагировало на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта.

Во-вторых, при формировании нового туристского продукта, пока не представленного в Сокольском округе, необходимо учитывать историко-культурную и социально-экономическую специфику муниципального образования, руководствуясь идеей разнообразить традиционное туристское предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее в округе не представленными.

В рамках организации туристской деятельности на территории г. о. Сокольский и формирования туристского кластера представляется целесообразным выделение 5 территории - особых зон, для которых развитие туризма являлось бы приоритетной задачей:

- Центральная рекреационная зона «Сокольское-Юркино»;

- Южная рекреационная зона «Дресвищи-Вязовики»;

- Северная рекреационная зона «Унженская»;

- Религиозно-паломнический комплекс «Голиковские ключи»;

- Территория экстремального туризма «Легенда озера Текун».

Важно отметить, что эти зоны будут существовать не отдельно друг от

друга, а работать как взаимосвязанные части единого туристского кластера.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе / Ю. Е. Алешина. - М.: «Просвещение», 2005. - 327 с.

2. Аллахвердова О. В. Региональный туристский кластер как туристско- рекреационная система регионального уровня. - СПб.: «Просвещение», 2010. - 178 с

3. Антипов А.Я. Структурно- функциональная модель туристско-рекреационного кластера - М.: Юнити, 2011. - 512 с.

4. Зверева Н.А., Егоров Е.Е. Проектирование природно-этнографического туристического комплекса в современных условиях//Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 75-78.

5. Комплексная вариантная программа управляемого развития туристического потенциала Сокольского муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года//Аналитическое агентство Имидж-Фактор. Иваново, 2012. 170 с.

6. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е., Суханова О.А. Инновационные технологии управления в индустрии туризма и гостеприимства: региональный аспект/под общей редакцией О.С. Крайновой. М., 2016.

7. Лебедева Т. Е. Рынок туризма Нижнего Новгорода в условиях кризиса: состояние, пути развития В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 139-143.

8. Лебедева Т.Е., Булганина С В., Сульдина В В., Белоусова К В. ТЕНДЕНЦИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ//Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 2-2. С. 36-40

9. Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е. Электронный учебно-методический комплекс «Разработка туристических маршрутов и программ» (направление 43.04.02 «Туризм», профиль -магистратура)//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 7 (86). С. 9.

10. Селякова С.А., Богачева Е.Н. Развитие туризма в сельском пригородном рай-оне//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2009. №5. С. 97-104.

11. Семенова А.С. PR-база и маркетинговый аспект развития туристического потенциала городского округа Сокольский. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 126-127.

12. Семенова А.С. Перспективы развития туризма на территории городского округа Сокольский. В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 309-311.

13. Семенова А.С. Рекреационный туризм на территории городского округа Сокольский. Ключевые предложения по развитию инфраструктуры. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 56-58.

14. Семенова А.С., Шаронова Е.А. Оценка качества средств размещения городского округа Сокольский. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 153-155.

Semenova Aleksandra Sergeevna, Master student (semenova.alex83@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF TURZON WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SOKOLSKY TURKLASTER

Abstract. The article deals with the formation of the Sokolsky tourcluster. The results of the study conducted by means of swot-analysis, content-analysis of program-targeted regulatory products, as well as among residents and guests of Sokolsky, are presented in order to determine popular leisure destinations and the relevance of cluster formation, highlighting tourist areas.

The obtained results will allow to form an effective zonal approach in the formation of the Sokolsky tourist cluster. and increase its competitiveness

Keywords tourist and recreational potential, cluster, resources, tourist zones, Sokolskoe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.