Научная статья на тему 'Оценка эффективности технологий здоровьесбережения старших дошкольников'

Оценка эффективности технологий здоровьесбережения старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
739
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / SENIOR PRESCHOOLERS / FUNCTIONAL CAPACITY OF ORGANISM / DYNAMIC CONTROL / THE TECHNOLOGIES OF HEALTH PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Храмцов Петр Иванович, Березина Надежда Олеговна

Представлены результаты динамического наблюдения за физическим развитием, функциональными возможностями и неспецифической резистентностью организма 82 дошкольников 5-7 лет, посещавших старшие и подготовительные группы детского сада, в течение учебного года в процессе реализации здоровьесберегающих технологий. Установлено, что комплексное использование таких показателей, как дефицит и избыток массы тела, сила мышц ведущей руки, устойчивость к гипоксии, координация движений, уровень развития мелкой моторики, число часто болеющих и ни разу не болевших детей в течение учебного года, может быть методической базой для оценки эффективности развивающих, профилактических и оздоровительных технологий, применяемых в детском саду. Показано, что новая технология “Календарь здоровья” обеспечивает положительную динамику показателей функциональных возможностей растущего организма. При этом развитие мелкой моторики оказалось устойчивым к развивающим воздействиям, что определяет необходимость их дальнейшего совершенствования. Предложенная методика может быть использована для обоснования приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Храмцов Петр Иванович, Березина Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the efficacy of health-saving technologies in senior preschoolers

There are presented results of dynamic observation ofphysical development, functional capabilities and nonspecific resistance of the body in 82 preschool children aged 5-7 years, who attended senior and preparation groups in the kindergarten during the school year in the process of the implementation of health-saving technology. The comprehensive use of such indices as the deficit and excess body weight, muscle strength of the response hand, resistance to hypoxia, the coordination of movements, the level of the development offine motor skills, the number of sickly and never being ill children during the school year was found to be used as the methodological base to evaluate the effectiveness of developmental, preventive and curative technologies used in kindergarten. The new technology "Health Calendar" was shown to provide a positive dynamics of indices of the functional capabilities of the growing organism. At that the development offine motor skills were resistant to developing impacts, which determines the need for their further improvement. The proposed method can be used to support the prior directions of the conservation and promotion of health in senior preschoolers.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности технологий здоровьесбережения старших дошкольников»

© ХРАМЦОВ П.И., БЕРЕЗИНА Н.О., 2015 УДК 616-053.4-084:614.2

Храмцов П.И., Березина Н.О.

оценка эффективности технологий здоровьесбережения старших дошкольников

Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр.1

Представлены результаты динамического наблюдения за физическим развитием, функциональными возможностями и неспецифической резистентностью организма 82 дошкольников 5-7 лет, посещавших старшие и подготовительные группы детского сада, в течение учебного года в процессе реализации здо-ровьесберегающих технологий. Установлено, что комплексное использование таких показателей, как дефицит и избыток массы тела, сила мышц ведущей руки, устойчивость к гипоксии, координация движений, уровень развития мелкой моторики, число часто болеющих и ни разу не болевших детей в течение учебного года, может быть методической базой для оценки эффективности развивающих, профилактических и оздоровительных технологий, применяемых в детском саду. Показано, что новая технология "Календарь здоровья" обеспечивает положительную динамику показателей функциональных возможностей растущего организма. При этом развитие мелкой моторики оказалось устойчивым к развивающим воздействиям, что определяет необходимость их дальнейшего совершенствования. Предложенная методика может быть использована для обоснования приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники старших и подготовительных групп; функциональные возможности организма; критериальные показатели; динамическое наблюдение; эффективность технологий здоровьесбере-жения

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (4): 32-35.

Khramtsov P. I., Berezina N.O.

EVALUATION OF THE EFFICACY OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN SENIOR PRESCHOOLERS

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

There are presented results of dynamic observation ofphysical development, functional capabilities and nonspecific resistance of the body in 82 preschool children aged 5-7 years, who attended senior and preparation groups in the kindergarten during the school year in the process of the implementation of health-saving technology. The comprehensive use of such indices as the deficit and excess body weight, muscle strength of the response hand, resistance to hypoxia, the coordination of movements, the level of the development offine motor skills, the number of sickly and never being ill children during the school year was found to be used as the methodological base to evaluate the effectiveness of developmental, preventive and curative technologies used in kindergarten. The new technology "Health Calendar" was shown to provide a positive dynamics of indices of the functional capabilities of the growing organism. At that the development offine motor skills were resistant to developing impacts, which determines the need for their further improvement. The proposed method can be used to support the prior directions of the conservation and promotion of health in senior preschoolers.

Key words: senior preschoolers; functional capacity of organism; dynamic control; the technologies of health prevention

Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(4): 32-35. (In Russ.)

Сохранение и укрепление здоровья детей продолжает оставаться одним из важных приоритетов социальной политики государства на современном этапе его развития [1—3].

Пристальное внимание к здоровью детей дошкольного возраста вполне объяснимо, так как отмечено уменьшение функциональных возможностей организма и эффективности адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды [4, 5].

Современные дошкольные образовательные организации реализуют различные виды здоровьесбере-гающей деятельности, которые обеспечиваются соответствующими ресурсами [6].

Для корреспонденции: Храмцов Петр Иванович, доктор мед. наук, проф., зав. лаб. новых технологий в гигиене детей и подростков ФГБНУ НЦЗД. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, e-mail: pikhramtsov@gmail.com

Перспективы повышения резервов здоровья старших дошкольников связаны с внедрением новой технологии здоровьесбережения в виде «Календаря здоровья», разработанной и подробно описанной нами ранее [7]. Данная технология систематизирует и интегрирует использование различных методов и средств развития функции внешнего дыхания (простейшие тренажеры для укрепления дыхательных мышц, дыхательные упражнения на уроках физического воспитания, дыхательные упражнения в бассейне, хоровое пение и др.), формирования осанки и свода стопы (физические упражнения на укрепление мышц спины и живота, мышц свода стопы), функции равновесия (физические упражнения на устойчивость тела при закрытых глазах, с мешочками на голове и др.), координации движений (физические упражнения на больших гимнастических мячах, прыжки через скакалки, игра в «классики»

Храмцов П.И., Березина Н.О.

и др.) и мелкой моторики (лепка, конструирование, пазлы и др.) в различные режимные моменты каждого дня недели. Для поддержания устойчивого интереса детей к реализуемым мероприятиям отдельные методы и средства менялись через каждые 2 нед. Объективная оценка эффективности использования новой технологии в условиях детского сада не проводилась.

В связи с этим цель настоящего исследования состояла в оценке эффективности технологии здоро-вьесбережения дошкольников «Календарь здоровья» старших и подготовительных групп на основе анализа динамики показателей физического развития, функциональных возможностей и неспецифической резистентности организма дошкольников в течение учебного года.

Материалы и методы

Методической основой оценки эффективности технологий здоровьесбережения старших дошкольников явились следующие положения:

1) оценка должна носить комплексный характер и основываться на использовании объективных индикаторов состояния здоровья детей;

2) перечень индикаторов должен включать показатели физического развития, функциональных возможностей организма и неспецифической резистентности организма детей;

3) оценка должна проводиться на основе сравнительного анализа показателей в начале и в конце учебного года;

4) в качестве индикаторов эффективности используются данные о распространенности тех значений показателей, которые соответствуют уровню ниже средних возрастно-половых значений;

5) оценка эффективности должна проводиться в условиях реальной здоровьесберегаю-щей деятельности дошкольных образовательных организаций. Регистрацию показателей (за исключением мелкой моторики) проводит медицинская сестра, уровня развития мелкой моторики - воспитатель группы, а анализ всех данных - педиатр.

Для дифференцированной оценки эффективности технологий здоровьесбере-жения дошкольников в зависимости от их возраста проведен сравнительный анализ результатов исследования, полученных в начале и в конце учебного года при обследовании детей старших и подготовительных к школе групп.

Под наблюдением находились 82 дошкольника 5-7 лет, из которых 47 детей посещали старшие группы и 35 детей -подготовительные к школе группы. Обследование проводились в начале (сентябрь - октябрь) и конце (апрель - май) учебного года в соответствии с программой обследования, включающей оценку физического развития, функциональных

возможностей организма и острой заболеваемости детей с помощью общепринятых методов исследования [8].

Для оценки физического развития ребенка проводился анализ соответствия длины и массы тела путем сопоставления индивидуальных значений с нормативными в соответствии с возрастом и полом.

Функциональные возможности организма детей оценивались по комплексу показателей, включающих силу мышц ведущей руки, регистрируемой с помощью кистевого динамометра, устойчивость к гипоксии по результатам функциональной пробы Штанге (максимальное время задержки дыхания на вдохе), координацию движений (устойчивость вертикальной позы при расположении стоп на двух ногах на одной линии для детей старших групп и на одной ноге для детей подготовительных групп; руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты) и уровень развития мелкой моторики, оцениваемый по данным мотометрического теста [9].

Уровень неспецифической резистентности организма оценивался по показателям острой заболеваемости, определяемым по количеству детей, ни разу не болевших в течение учебного года или болевших 4 раза и более (часто болеющие дети - ЧБД).

Все полученные данные обработаны статистически с использованием пакета Statistica 6.0.

Результаты и обсуждение

Проведенные исследования показали, что дефицит массы тела в начале учебного года был отмечен почти у каждого пятого ребенка, в конце учебного года число таких детей незначительно уменьшилось. Число детей с избытком массы тела в начале учебного года составило 4% и уменьшилось к концу учебного года (2%) (см. таблицу).

Динамика показателей физического развития, функциональных возможностей и неспецифической резистентности организма дошкольников старших и подготовительных групп в течение учебного года (в %)

Показатель Старшие группы (п = 47) Подготовительные группы (п = 35)

начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного года

Дефицит массы тела 19 13 6 6

Избыток массы тела 4 2 6 0*

Сила мышц ведущей руки1 19 0*6 14 3**

Устойчивость к гипоксии1 60 9*6 54 6*6

Координация движений1 79 28*5 51 0*6

Развитие мелкой моторики1 62 43** 46 26**

ЧБД 36 11*** 26 11*

Количество не болевших детей 13 40*4 17 31*

П р и м е ч а н и е. 1 - ниже среднего возрастно-полового значения; * -р < 0,2; ** -р < 0,1; *** -р < 0,02; *4 -р < 0,01; *5 -р < 0,001; *6 -р = 0,000.

Число детей, у которых значения силы мышц ведущей руки были ниже средних возрастно-половых значений в начале учебного года, составило 19%, в конце учебного года таких детей не было выявлено. В то же время у 79% обследованных детей в начале учебного года были установлены значения ниже средних для координации движений, у 62% - для развития мелкой моторики и у 60% - для устойчивости к гипоксии.

Эти данные указывают на низкий уровень функциональных возможностей организма дошкольников старших групп.

Анализ динамики указанных выше показателей показал, что выраженные положительные изменения в течение учебного года отмечены в формировании у детей устойчивости к гипоксии. Количество детей, у которых значения времени задержки дыхания на вдохе были ниже средних возрастно-половых значений, сократилось в 7 раз и составило всего 9% в конце учебного года по сравнению с 60% в начале учебного года (р = 0,000). В 2,8 раза, с 79 до 28%, уменьшилось количество детей с низкими значениями статической устойчивости, отражающей координацию движений, к концу учебного года (р < 0,001). Менее выраженные благоприятные изменения были характерны для развития мелкой моторики, хотя и отмечено уменьшение количества детей с отставанием в развитии мелкой моторики в динамике учебного года с 62 до 43% (р < 0,1).

Таким образом, отмечена положительная динамика показателей функциональных возможностей организма в течение учебного года, однако степень ее выраженности для разных показателей различна. Значимые позитивные эффекты характерны для развития функций, обеспечивающих устойчивость организма к гипоксии. Менее эффективным оказалось развитие мелкой моторики, которое обеспечивается регуляцией тонко координированных движений, требующих высокой степени дифференциации управления. Полученные данные определяют необходимость совершенствования в первую очередь технологий развития мелкой моторики у детей старших групп для их устойчивого развития.

Позитивная динамика функциональных возможностей организма дошкольников старших групп в течение учебного года сопровождалась повышением неспецифической резистентности организма, о чем свидетельствует уменьшение числа ЧБД с 36 до 11% (р < 0,02) и увеличение количества детей, ни разу не болевших в течение учебного года с 13 до 40% (р < 0,01).

Использование такой же методической схемы позволило оценить динамику показателей физического развития, функциональных возможностей организма и его неспецифической резистентности у детей подготовительных групп. В отличие от детей старших групп перед детьми этого возраста остро стоит вопрос подготовки к школе, что во многом определяет особенности их режима дня, нарушения которого (уменьшение объема двигательной активности, сокращение времени пребывания на воздухе, продолжительности сна и др.) негативно влияют на их рост, развитие и состояние здоровья.

По результатам исследования в конце учебного года не было выявлено детей с избытком массы тела, хотя в начале года избыток массы тела отмечался у 6% детей. Количество детей с дефицитом массы тела не изменилось в течение учебного года и составляло 6%.

Показатели функциональных возможностей организма дошкольников подготовительных групп свидетельствуют о разной степени их положительной динамики в течение учебного года. Количество детей, у которых значения силы мышц ведущей руки ниже среднего возрастно-полового уровня, снизилось в 4,7 раза, с 14 до 3% (p < 0,1). Частота встречаемости значений показателя устойчивости к гипоксии ниже средних возрастно-половых значений уменьшилась в течение учебного года в 9 раз с 54 до 6% (p = 0,000). К концу учебного года не было выявлено детей, у которых значения показателя координации движений были ниже средних возрастно-половых. Менее чувствительным к здо-ровьесберегающим воздействиям оказался, как и у детей старших групп, показатель уровня развития мелкой моторики. Количество детей, имеющих значения данного показателя ниже средних возрастно-половых значений, уменьшилось к концу учебного года, хотя и не столь существенно по сравнению с другими показателями, с 46 до 26% (p < 0,1). Это достаточно высокий уровень отставания развития мелкой моторики у детей подготовительных групп, имеющий социально-педагогическую значимость, учитывая особые требования при подготовке детей к школе.

Подтверждением положительной динамики функциональных возможностей организма детей подготовительных групп служат изменения неспецифической резистентности организма. Количество ЧБД уменьшилось в течение учебного года в 2,4 раза, с 26 до 11% (p < 0,2), а количество не болевших за этот период детей увеличилось в 1,8 раза, с 17 до 31% (p < 0,2).

Установленная положительная направленность динамики функциональных возможностей организма и его неспецифической резистентности у детей как старших, так и подготовительных групп свидетельствует об эффективной реализации в детском саду технологий здоровьесбережения на основе "Календаря здоровья" в течение учебного года.

Анализ динамики функциональных возможностей организма детей старших и подготовительных групп позволил также установить, что использование комплекса показателей в качестве критериальных адекватно отражает характер этих изменений в течение учебного года. Выявлена разная степень чувствительности данных показателей к влиянию технологий здоровьесбережения. Более устойчивым к позитивным воздействиям является развитие мелкой моторики, отражающей возрастные особенности формирования и совершенствование механизмов центральной регуляции тонко координированных движений.

Этот факт определяет необходимость совершенствования технологии "Календарь здоровья" в на-

Храмцов П.И., Березина Н.О.

правлении развития мелкой моторики и обеспечения гигиенически обоснованного объема двигательной активности.

Таким образом, результаты проведенных обследований дошкольников старших и подготовительных групп позволяют обосновать приоритетные направления совершенствования, развития и интеграции технологий здоровьесбережения в режим дня для обеспечения системного подхода в процессе их реализации, а также оценить эффективность проводимых мероприятий для создания оптимальных условий морфо-функционального развития детей, сохранения и укрепления их здоровья в условиях детского сада.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 4-9.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

3. Рапопорт И.К., Кучма В.Р. Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста. Здоровье дошкольника. 2008; 3: 2-8.

4. Березина Н.О., Никитина М.А., Храмцов П.И. Характеристика функциональных возможностей современных дошкольников 5-7 лет. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 39-42.

5. Храмцов П.И. Мониторинг здоровья и физического развития старших дошкольников. Здоровьесберегающее образование. 2010; 1 (5): 115-20.

6. Иванова А.А. Здоровьесберегающая деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения: реальность и предложения по оптимизации. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 50-3.

7. Храмцов П.И., Цапенко М.М. Здоровьеформирующие ресурсы современного детского сада. вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 13-9.

8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Методическое пособие / Под ред. Г.Н. Сердюковской. М.: Про-медэк; 1993.

9. Чекалова Н.Г. и др. Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: Учебное пособие. Н. Новгород: Издательство НижГМА; 2010.

Поступила 21.05.15

REFERENCES

1. Baranov А.А., Al'bitskiy V.Yu., Ivanov A.A., Terletskaya R.N., Ko-sova S.A. Trends in morbidity and health status of the child population of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 4-9 (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. et al. Assessment of the Health status of children. New Approaches to Preventive and Health Promoting Activities in Educational Institutions: [Otsenka sostoyaniya zdorov'ya detey. novyepodkhody kprofilakticheskoy i ozdorovitel'noy rabote v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: Rukovodstvo dlya vrachey]. 2-nd ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (in Russian)

3. Rapoport I.K., Kuchma V.R. the health of today's children of preschool age. Zdorov'e doshkol'nika. 2008; 3: 2-8. (in Russian)

4. Berezina N.O., Nikitina M.A., Khramtsov P.I. Characteristic features of modern preschool children 5-7 years. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 39-42. (in Russian)

5. Khramtsov P.I. Monitoring of health and physical development of senior preschool children. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie. 2010; 1 (5): 115-20. (in Russian)

6. Ivanova A.A. Health-saving activity in the conditions of preschool educational institution: the reality and optimization proposal. Rossi-yskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 50-3. (in Russian)

7. Khramtsov P.I., Tsapenko M.M. Health-forming resources of the modern kindergarten. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2012; 1: 13-9. (in Russian)

8. Organization of Medical control Over the Development and health of Preschool and school children on the Basis of Mass screening Tests and their health in the condition of a Kindergarten, school: Guide [Organizatsiya meditsinskogo kontrolya za razvitiem i zdorov'em doshkol'nikov i shkol'nikov na osnove massovykh skrin-ing-testov i ikh ozdorovlenie v usloviyakh detskogo sada, shkoly] / Ed. G.N. Seryukovskaya. Moscow: Promedek; 1993. (in Russian)

9. Chekalova N.G. et al. Functional Reserves of the Organism of children and Adolescents. Research Methods and evaluation: Textbook [Funktsional'nye rezervy organizma detey i podrostkov. Metody issle-dovaniya i otsenki: uchebnoe posobie]. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA; 2010. (in Russian)

Received 21.05.15

Сведения об авторах

Березина Надежда Олеговна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ФГБНУ НЦЗД. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, e-mail: nadberezina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.