_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.012.3
Н.А. Мукатина
магистрант факультета «Психология образования» МГППУ, г.Москва, РФ
komarova_n57@mail. ru
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТИЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к изучению стилей руководства в общем, а также стиля классного руководства в контексте современного образования. Также описаны основные критерии оценивания эффективности классного руководства с точек зрения различных авторов и их исследований.
Ключевые слова
Стиль руководства, классное руководство, образование, ценностный подход.
В настоящее время проблемы руководства активно разрабатываются не только в социальной психологии, но и в педагогике, где частным видом этой деятельности выступает классное руководство. Многие педагоги в школах и в учреждениях среднего профессионального образования являются также классными руководителями учебных групп и выполняют важнейшие воспитательные функции благодаря руководству коллективами учащихся, воздействуя на систему отношений в группе и на процесс формирования учебного сотрудничества обучающихся.
Согласно профессиональному стандарту педагога, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, необходимым навыком в воспитательной деятельности педагога является умение «управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность», а также «анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу» [4]. Безусловно, выполнение этих важных функций неразрывно связано с эффективным использованием стиля классного руководства.
Для того чтобы быть успешным в данном виде деятельности, педагог, и в частности классный руководитель, должен знать основные формы и способы руководства коллективом обучающихся, достоинства и недостатки каждого стиля управления. Помимо этого учитель должен уметь анализировать результаты своей профессиональной деятельности и на основе этих знаний формировать собственный стиль классного руководства, наиболее эффективный для него и данной учебной группы.
Понятие стиля руководства рассматривается с разных точек зрения, в них делается упор на ту или иную составляющую этого вида деятельности, наиболее распространенными являются: личностный, поведенческий, ситуационный и ценностный подходы. Среди стилей руководства коллективом учащихся для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании оптимален ценностный (трансакционный) подход, который также может применяться в изучении педагогической деятельности классного руководителя. Наиболее существенной особенностью данного подхода является межличностное взаимодействие между классным руководителем и учащимися на основе взаимного обогащения и развития взаимоотношений в процессе совместной деятельности.
Существует также множество подходов к оцениванию эффективности руководства коллективом. В исследованиях Р.Л. Кричевского, который подробно рассмотрел ценностный подход в руководстве трудовым коллективом, критерии эффективности руководства разделены на психологические и непсихологические [1,с. 11]. В первую группу входят удовлетворенность членством и трудом в коллективе, мотивация сотрудников (желание работать), авторитет руководителя и самооценка коллектива как итог успешности функционирования коллектива, а во вторую - результативность коллектива. То есть руководство считается эффективным, если обозначенные выше переменные имеют высокие значения.
Принимая за основу концепцию Р.Л. Кричевского, мы можем считать показателем эффективности и успешности классного руководства педагога удовлетворенность учащихся различными сторонами жизни в классе. Данный показатель, в свою очередь, оказывает влияние на психологическую атмосферу в учебной
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х
группе, на уровень сплоченность группы как коллектива и на уровень учебной мотивации. Непсихологическим критерием будет выступать результативность, то есть уровень успеваемости обучающихся в группе.
Е.Б. Петрушихина в своих работах выделяет два базовых фактора, характеризующих деятельность классных руководителей в оценках обучающихся. Один из них - авторитет педагога, который оценивает отношение учащихся к классному руководителю, второй - уровень самооценки класса, который выступает показателем отношений внутри учебной группы. Анализируя результаты исследования, Е.Б. Петрушихина подтверждает позитивную связь между различными параметрами удовлетворенности обучающихся членством в классном коллективе и степенью авторитета педагога. Аспектами самооценки класса выступают оценка учащимися сотрудничества, сплоченности, взаимовыручки и т.д. [3]. Именно самооценку класса и авторитет педагога в глазах учащихся автор статьи предлагает учитывать при анализе эффективности деятельности классных руководителей.
Н.В. Лукьянченко в своей диссертации одним из условий эффективности руководства коллективом старшеклассников рассматривает казуальную атрибуцию педагога. В диссертации приведены результаты исследования, в котором выявляются характеристики каузальной атрибуции педагогов и их связь со стилем классного руководства и его эффективностью [2].
Итак, анализ исследований классного руководства и его влияния на взаимоотношения в группе учащихся показывает, что наиболее существенными критериями эффективности данного вида деятельности педагога могут выступать внутренний (уровень самооценки класса, авторитет педагога) и внешний (академическая успешность учащихся). Исследователи отмечают также связь индивидвуально-психологических характеристик педагога (например, каузальной атрибуции) и эффективности классного руководства. Однако проблема оценки эффективности классного руководства и его связи с параметрами ученической группы, а также особенностями личности учителя, пока недостаточно изучена и несомненно, требует дальнейшего исследования.
Список использованной литературы:
1. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1993.
2. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
3. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 2. С. 34-47. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61304.shtml (дата обращения: 05.02.2017)
4. Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога (дата обращения: 05.02.2017)
© Мукатина Н.А., 2017
УДК 378.048.2
Помелов Владимир Борисович,
доктор педагогических наук, профессор Вятского государственного университета, г. Киров, РФ
e-mail: [email protected]
М. П. КОРОБЕЙНИКОВ: ВОИН, УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ
Аннотация
В статье даются основные биографические данные крупного отечественного ученого в области психологии, видного писателя-прозаика, генерал-майора Максима Петровича Коробейникова.