Научная статья на тему 'Оценка эффективности современных санкционных войн'

Оценка эффективности современных санкционных войн Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ТЕОРИИ ВОЛН / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / САНКЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / FINANCIAL CRISIS / THEORY OF WAVES / CYCLICAL / IMPORT SUBSTITUTION / SANCTIONS / SANCTION WAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пригода Людмила Владимировна, Кристиян Уйвари

В данной работе рассматриваются последствия санкционных войн, которые, по мнению авторов, могут являться последствием финансового кризиса и перехода мировой экономики на новый технологический уклад. В статье на основе проведенного анализа доказывается контрпродуктивность применения санкций и оцениваются их последствия для стран-участниц политического конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the effectiveness of modern sanction wars

The article examines the effects of the sanctions war, which, according to the authors, could be a consequence of the financial crisis and transition of the global economy to a new technological way. On the basis of the analysis the counter productivity of sanctions is proved and their implications for the member-countries of the political conflict are assessed

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности современных санкционных войн»

УДК 336.71 ББК 65.26 П-75

Пригода Людмила Владимировна, доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; г. Майкоп, Россия, e-mail: lv_prigoda@mail.ru;

Кристиян Уйвари, доктор (RnDr), Академия полиции Братислава, Словакия; e-mail: kristian.ujvary@gmail.com.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ САНКЦИОННЫХ ВОЙН

(рецензирована)

В данной работе рассматриваются последствия санкционных войн, которые, по мнению авторов, могут являться последствием финансового кризиса и перехода мировой экономики на новый технологический уклад. В статье на основе проведенного анализа доказывается контрпродуктивность применения санкций и оцениваются их последствия для стран-участниц политического конфликта.

Ключевые слова: финансовый кризис, теории волн, цикличность, импортозамещение, санкции, санкционные войны.

Prigoda Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Economics, Head of the Department of Finance and Credit of FSBEIHE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia, email: lv_prigoda@mail.ru;

Dr. Cristian Uyvari (RnDr), Police Academy, Bratislava, Slovakia; e-mail: kristian.ujvary@gmail.com.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MODERN SANCTION WARS

(Reviewed)

The article examines the effects of the sanctions war, which, according to the authors, could be a consequence of the financial crisis and transition of the global economy to a new technological way. On the basis of the analysis the counter productivity of sanctions is proved and their implications for the member-countries of the political conflict are assessed.

Keywords: financial crisis, theory of waves, cyclical, import substitution, sanctions, sanction war.

На протяжении последнего десятилетия мы являемся свидетелями крайне нестабильной ситуации в мире, приводящей к дестабилизации экономических систем целых регионов.

Одним из главных инструментов внешнеполитического воздействия в настоящее время являются целевые санкции, с теоретической точки зрения, позволяющие влиять на внутренние экономические, политические и социальные процессы конкретных стран. Одним из ярких примеров санкционных войн с 2014 года являются взаимоотношения России и стран Западной Европы, США, Японии и ряда других стран.

Всестороннее исследование последствий санкций против разных стран, которые когда-либо вводились, показало, что в 66% случаев они не достигали желаемого результата, а в 79% они не предотвратили военные действия. Вместо запланированных результатов экономические санкции наносили ущерб простым гражданам, которые начинали считать своим врагом не своё правительство, а правительства тех стран, которые вводили эти санкции. [1]

Так чем же обернулись санкции для России и стран, применивших данных инструмент внешнеполитического воздействия?

Издержки санкций для экономики страны, которая принимает решение об их введении, почти никогда заранее не просчитываются. Во-первых, оценить их величину весьма сложно. Во-вторых, как правило, ущерб для крупных экономик, налагающих санкции, несуществен и обычно не превышает 1% ВВП [2]. Однако если ежегодный прирост ВВП составляет порядка 1%, как в ЕС и России, то введение санкций может привести к отрицательной динамике роста для обеих сторон. Экономика вводящей санкции стороны, как правило, гораздо крупнее той, против которой они вводятся. Объективно более уязвима сторона с менее мощной экономикой. Следует отметить, что в 2014 году ВВП стран, ставших впоследствии участниками санкционных войн имел колоссальный разрыв (рис. 1).

Европейский США Россия

союз

Рисунок 1. Уровень ВВП стран, основных участниц санкционных войн в 2014 году [3]

Доля Евросоюза в российской внешней торговле достигала (по разным оценкам) от 51 до 56%. В то время как у ЕС на Россию приходилось от 7 до 9%, у США 4,5-5 %. По мнению американских аналитиков, западные страны последствия санкций могли выдержать относительно легко, но для России должны были обернуться катастрофой.

В мае 2014 года Аналитический центр DeutscheBank просчитал возможные экономические последствия объявления России санкций для германской экономики и опубликовал итоги исследования, в которых прямо заявил: «Запад может позволить себе проявить твердость. Европейская и американская экономики вполне в состоянии без особых потерь перенести тяготы этой войны. В том числе - при любых ответных ходах Кремля». И действительно, по официальным данным за один 2014 год потери России от западных санкций составили 30 млрд. долларов или 1,5 % национального ВВП. Это максимальные потери, которые понесла Россия, не изменившая ни внешнюю, ни внутреннюю политику и взявшая курс на импортозамещение, включив механизмы поддержки российских производителей.

Санкции поставили Россию перед необходимостью устранить появившиеся дисбалансы между потребностями населения и уровнем производства. Этого удалось добиться путем масштабного субсидирования реального сектора экономики и структурных изменений. В результате уже спустя год была решена основная задача -увеличено производство пищевых продуктов, влияющих на уровень продовольственной безопасности России (табл. 1, 2).

Таблица 1 - Производство основных продуктов питания в Российской Федерации [4]

(хозяйства всех категорий; тысяч тонн)

Наименование Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 в % к 2014

Картофель 21141 32681 29533 30199 31501 33646 106,8

Овощи 12126 14696 14626 14689 15458 16103 104,2

Мясо 10553 10965 11621 12223 12912 13451 104,2

Молоко жидкое обработанное 4944 4926 5267 5386 5348 5447 101,9

Сливки 80,6 83,4 95,2 103 115 121 105,2

Творог 377 383 396 371 387 416 107,5

Сыры и продукты сырные 437 432 451 435 499 589 118,0

Также была заложена основа для дальнейшего промышленного развития. В частности, был дан старт ряду проектов в важных для импортозамещения отраслях, а выход запущенных ранее предприятий на производственную мощность обеспечил рост химической промышленности в 2015 году. Но самое главное заключается в том, что импортозамещение, проводившееся ранее разрознено путем вливания огромных средств в госкорпорации, наконец, стало государственной политикой, направленной на всестороннее развитие, в том числе и предприятий с частным капиталом.

Стоит отметить также факт укрепления отношений с Китаем, государствами Латинской Америки и Ближнего Востока, которые оказались готовы заменить импорт из европейских стран, заполнив образовавшиеся ниши.

Санкции также вынудили Россию форсировать создание собственной финансовой системы, которая в долгосрочной перспективе сможет сильно ослабить экономическое влияние США. После того как сенаторы США и некоторые европейские правительства призвали отключить Россию от Международной системы межбанковских расчётов (SWIFT), Центробанк РФ объявил о начале переговоров с другими странами БРИКС о создании альтернативной системы, чтобы уменьшить зависимость от «Visa» и «MasterCard» Россия начала разработку собственной платёжной системы. В рамках БРИКС создаётся свой Банк развития, который сможет заменить Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Таблица 2 - Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации [4]

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 январь-сентябрь в % к соответствующему периоду прошлого года

(тысяч тонн)

Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное 178 199 183 203 105,4

Свинина парная, остывшая, охлажденная 942 1232 1438 1655 115,6

Свинина подмороженная, замороженная, глубокой заморозки и размороженная 58,5 67,5 87,7 108 110,5

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 3405 3610 3979 4340 104,3

Филе рыбное мороженое 94,3 108 110 123 124,9

Сельдь всех видов обработки 515 496 475 461 118,1

в том числе мороженая 440 426 401 395 124,5

Морепродукты пищевые 97,7 104 120 97,8 137,6

Плодоовощная продукция, замороженная 40,2 45 46 55,4 110,6

Как оказалось в дальнейшем, аналитики DeutscheBank недооценили возможные последствия. 9 февраля 2015 года министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо заявил: «Санкции обернулись для всех нас серьезными издержками, ЕС на данный момент потерял 21 млрд. евро. В Испании сильный удар был нанесен по туризму и сельскому хозяйству». Стресс-тест не прошла Греция, так как в Россию экспортировалось около 70% продукции ее сельского хозяйства, а четверть ее туристических доходов имели, как выяснилось, российское происхождение (стратегическое развитие туристической отрасли в настоящее время опирается на расширение партнерства с Россией и Китаем, как основных потребителей данной услуги). Российский товарооборот Италии в 2014 году потерял 1,2 млрд. евро, а по итогу 2015 года еще около 3 млрд. евро. Продуктовые эмбарго и сокращение туристических потоков - это лишь одна группа последствий санкций. Более тяжелые последствия проявляются в прекращении строительства газопровода «Южный поток», ставшее следствием неконструктивной политики Евросоюза.

Вызванный санкционной войной и падением цен на нефть, являющейся основным источником доходов бюджета, обвал курса российского рубля, а также остановка механизмов кредитования (ипотечного, потребительского и автомобильного), привела к снижению продаж в России германских высокотехнологичных товаров. От автомобилей до станков и прочего оборудования. Только в этой связи в Германии уже попали под сокращение более 20 тыс. работников автомобильной отрасли, что, вместе с сопутствующими отраслями, привело к росту немецкой безработицы на 270-300 тыс. человек, а также росту социальных выплат сокращенным с производств работникам.

На этом фоне также интересны данные социологического опроса, проведенного среди россиян в 2016 году, спустя два года после начала санкционной войны (табл. 3).

Таблица 3 - Как вы считаете, в какой мере нынешние санкции Запада повлияли на российскую экономику? [5]

Варианты ответа февраль 15 июль 15 август 16

Санкции Запада привели к ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ ухудшению экономической ситуации в России 36% 29% 29%

Санкции Запада привели к НЕЗНАЧИТЕЛЬНОМУ ухудшению экономической ситуации в России 46% 48% 43%

Санкции Запада не имеют влияния на ситуацию в российской экономике 12% 18% 20%

Затруднились ответить 6% 6% 9%

Анализ опросов, проведенных «Левада Центром» показывает, что подавляющее большинство россиян не считают санкции причиной значительного ухудшения экономической ситуации в стране. За период с февраля 2015 по август 2016 7% респондентов изменили свое мнение и ухудшение экономической ситуации считают незначительным.

Проведенный анализ можно представить в виде следующих групп выводов:

Во-первых, степень зависимости России от Европы оказалась значительно переоцененной, а Европы от России - в еще больше степени преуменьшенной. Официальные лица в Брюсселе пока говорят, что Россия за два года от этой войны потеряла примерно столько же, сколько уже потерь их аналитики просчитывают для стран Европы (около 100 млрд. евро). Однако уже сейчас присутствует явная неочевидность данных выкладок. Размер суммарных убытков России с каждой итерацией расчетов постепенно снижается. Не так давно аналитики ЕЦБ их уже оценивали в 75-80 млрд. евро. В то время как последствия для ЕС корректируются, наоборот, в сторону повышения. В частности, в Берлине уже полагают, что Евросоюз потеряет не менее 118-123 млрд. евро.

Во-вторых, США и, в особенности, руководство европейских стран, исходя из парадигмы своей безальтернативности, недооценил потери от ухода с такого огромного потребительского рынка как российский. Покинув некоторые секторы, представилась возможность для третьих стран выйти на российский рынок со своими товарами. В ряде отраслей экономики западные санкции были крайне позитивно восприняты российскими производителями, так как открыли для них новые сегменты рынка, до сих пор занятые импортными товарами.

Очевидным становится одно - санкции ни в коей мере не способствуют достижению поставленной в Уставе OOH(UN, 1945) цели поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Они имеют во многом обратный эффект: создают новые очаги напряженности, усиливают раскол между политическими элитами и обществом, способствуют реализации скрытых и не всегда дружелюбных мотивов заинтересованных сторон.

Литература:

1. Ashford E. Not-So-Smart Sanctions. Foreign Affairs. Retrieved from. [Electronik resjursec]. URL: https://www.foreignaffairs.com/authors/emma-ashford

2. Hufbauer, G., Schott, J., Elliott, K. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy (2nd ed.). Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 2009.

3. Obzory mirovoy ekonomiki i finansov - Perspektivy razvitiya mirovoy ekonomiki. Washington, DC: International Mоnetary Fund, 2015.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ www.gks.ru

5. LEVADA. Sanktsii Zapada i produktovoye embargo Rossii [Electronik resjursec]. URL: http: //www.levada.ru/2016/08/18/sanktsii-zapada-i-produktovoe-embargo-rossii/

References:

1. Ashford E. Not-So-Smart Sanctions. Foreign Affairs. Retrieved from. [Electronik resjursec]. URL: https://www.foreignaffairs.com/authors/emma-ashford

2. Hufbauer G., Schott J., Elliott K. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy (2nd ed.). Washington, DC: Peterson Institute for International Economics, 2009.

3. Obzory mirovoy ekonomiki i finansov - Perspektivy razvitiya mirovoy ekonomiki. Washington, DC: InternationalMonetary Fund, 2015.

4. The official website of the Federal Service of State Statistics of Russia www.gks.ru

5. LEVADA. Sanktsii Zapada i produktovoye embargo Rossii [Electronik resjursec].

URL: http: //www.levada.ru/2016/08/18/sanktsii-zapada-i-produktovoe-embargo-rossii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.