socialno_ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/22599/ (дата обращения 24.04.2022).
4. Агабекян Р.Л., Голуб И.Н. Направления государственного регулирования в инновационных отраслях экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 1-3. С. 15-18. References:
1. Self-employment in the Russian Federation [Electronic resource]. URL: .https://www. fedstat.ru/indicators/ search?searchText = self-employed (accessed 04/28/2022).
2. The labor market in the Republic of Crimea [Electronic resource]. URL: https://czrk.ru/o-rynke-truda/3194-rynok-truda-respubliki-krym-v-yanvare-marte-2022-goda.html (accessed 04/20/2022).
3. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2022 and for the planned period of 2023 and 2024 https://www.economy.gov.ru/material/file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_socialno _ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf [Electronic resource] . URL: http://government.ru/docs/22599/ (accessed 24.04.2022).
4. Agabekyan R.L., Golub I.N. Directions of state regulation in innovative sectors of the economy // Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008. V. 6. No. 1-3. pp. 15-18.
EDN: SIBWKS
А.Б. Мещерякова - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Краснодар, Россия, 1980_allaal@maiLru,
A.B. Meshcheryakova - candidate of economics, associate professor, Academy of Marketing and Social Information Technologies, Krasnodar, Russia.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Г. КЕРЧЬ ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE SOCIAL POLICY OF THE CITY OF KERTCH
Аннотация. Современная ситуация в нашей стране складывается таким образом, что на первый план выступает социальная политика государства, призванная обеспечить гражданам достойную жизнь, защиту своих прав и свобод, возможность реализации способностей, а также поддержку граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств попали в сложные жизненные условия. Основными направлениями реализации мер социальной политики в России являются демография, борьба с бедностью, поддержка граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья, социальная защита населения нашей страны, труд и занятость, пенсионной социальное страхование. Меры социальной политики касаются всех граждан России и направлены на реализацию государственных программ и нормативно-правовому регулированию соответствующих направлений деятельности.
Проводником государственной социальной политики является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. На региональном (муниципальном) уровне меры социальной политики реализуют соответствующие департаменты при администрациях муниципальных образований.
Объектом исследования выступают конкретные меры социальной политики, реализуемые в муниципальном образовании г. Керчь с позиции их эффективности.
Abstract. The current situation is developing in such a way that the social policy of the state comes to the fore, designed to provide the citizens of our country with a decent life, protection of their rights and freedoms, the opportunity to realize their abilities, as well as support for citizens who, due to the circumstances found themselves in difficult living conditions. The main directions of the implementation of social policy measures in Russia are demography, the fight against poverty, support for citizens with disabilities, social protection of the population of our country, labor and employment, pension social insurance. Social policy measures concern all citizens of Russia and are aimed at the implementation of state programs and the legal regulation of relevant areas of activity.
The conductor of the state social policy is the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. At the regional (municipal) level, social policy measures are implemented by the relevant departments under the administrations of municipalities.
The object of the study is specific measures of social policy implemented in the municipality of Kerch from the standpoint of their effectiveness.
Ключевые слова: социальная политика, индикаторы достижения целей, демография, безработица, социальная защита, труд, занятость.
Keywords: social policy, targets achievement indicators, demography, unemployment, social protection, labor, employment.
Введение
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ряд важнейших функций по выработке и реализации государственной социальной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах жизни общества [1]: демография, труд, уровень жизни и доходов, оплата труда, пенсионное обеспечение, условия и охрана труда, социальное партнерство и трудовые отношения, занятость и безработица, социальная защита и социальное обслуживание населения и пр. В целях реализации мер государственной социальной политики Министерство труда и социальной защиты осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, а также координацию деятельности Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым создан в целях реализации на территории муниципального образования городской округ Керчь государственных полномочий в области социальной политики.
Материал и методы исследования
Для оценки эффективности реализации социальной политики г. Керчь изучим ключевые показатели результатов работы администрации муниципального образования (таблица 1) и непосредственно Департамента труда и социальной защиты населения (таблицы 2-5).
Таблица 1 - Показатели эффективности работы Администрации г. Керчь за 2019-2021 гг. [2]
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение (+,-) Темп роста, %
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения, ед. 335 320 372 37 111,04
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жит., руб. 3148 2100,1 3120,5 -27,5 99,13
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории, % 19,82 14,32 25 5,18 Х
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, % 0 50 100 100 Х
Как показывают данные, за 2019-2021 гг. Администрацией г. Керчь достигнуты высокие темпы роста по таким направлениям деятельности, как увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения, прирост показателя составил 11,04 %, что в сумме составило 37 единиц. Высоким ростом, а, следовательно, и эффективностью, характеризуется работа, связанная с увеличением доли земельных участков, подлежащих налогообложению земельным налогом, прирост по показателю составил 5,18 %. Доля прибыльных организаций сельского хозяйства за два последних года выросла вдвое, при этом в 2019 году таковые отсутствовали. Темпы снижения наблюдаются по таким направлениям деятельности администрации как объем инвестиций в основной капитал, который за три года незначительно снизился (менее 1 %). Таким образом, налицо работа администрации г. Керчь, которая в своей работе стремится создать благоприятные условия для жизнедеятельности жителей муниципального образования, при этом, несомненно, сталкивается с трудностями, которые необходимо преодолеть в ближайшее время.
Далее изучим работу департамента труда и социальной защиты г. Керчь. С этой целью нами выделены направления анализа - образование, культура и здравоохранение. Перечисленные направления неразрывно связаны с реализацией мер социальной политики в муниципальном образовании, именно эти направления создают длительный стратегический задел в части, касающейся будущего трудоустройства граждан г. Керчь. Так, образование создаёт платформу для будущих кадров города, а работа в сфере культуры создает базу для общего развития населения, формирования патриотизма и духа причастности к истории города, побуждает стремиться к здоровому образу жизни и труду на благо малой Родины.
Таблица 2 - Показатели эффективности деятельности Департамента труда
и социальной защиты г. Керчь в сфере образования за 2019-2021 гг. [2]
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение (+,-)
Доля детей в возрасте 1 -6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в МОУ в общей численности детей в возрасте 1 -6 лет, % 54,2 58,5 59 4,8
Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в МОУ, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, % 27,4 22,5 22 -5,4
Доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ, % 1,9 0,4 1 -0,9
Доля МОУ, соответствующих современным требованиям обучения, в общ. кол-ве МОУ, % 89,3 94,3 94,7 5,4
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ, % 89,6 80,7 89,8 0,2
Доля обучающихся в МОУ, % 1,6 2,3 3,2 1,6
Расходы бюджета г. Керчь на общее образование в расчете на 1 обучающегося в МОУ, тыс. руб. 8,01 9,4 7 -1,01
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по доп. образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы, % 71,7 72 75 3,3
Данные, приведённые в таблице 2 показывают, что доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу за три последних года выросло на 4,8 %, тогда как доля детей той же возрастной категории, стоящих на учёте для определения в муниципальное образовательной учреждение, снизилось на 5,4 %. Это может свидетельствовать о том, что с каждым годом количество родителей, стремящихся отдать в детский сад своего ребенка, снижается, и поскольку г. Керчь - в числе лидеров городов по рождаемости [3], можно считать данный вывод обоснованным. Об эффективно проведенной работе в области образования свидетельствует факт снижения доли выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, за анализируемый период их доля сократилась с 1,4 % до 1 %. О высоких перспективах в образовании свидетельствует рост таких показателей, как:
- доля муниципальных образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в их общем кол-ве - на 5,4 %;
- доля обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях - на 1,6 %;
- доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы - на 3,3 %.
Эти факты говорят о высоких перспективах г. Керчь в развитии социальной политики в муниципальном образовании и высоком уровне возможности достижения целей этой политики. Негативным фактором мы считаем снижение доли расходов бюджета города на образовательные цели на 1,01 %, уверены, что сокращать бюджет на данные цели недопустимо, поскольку именно образование является источником будущего нашей страны, особенно, если речь идет о дошкольном и школьном образовании детей.
Далее оценим эффективность работы департамента труда и социальной защиты населения в сфере культуры (таблица 3).
Показатели, представленные в таблице 3 свидетельствуют о полном соответствии уровня фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности. В тоже время растёт доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в аварийном состоянии (прирост составил 0,37 %). Положительной тенденций является стабильный рост населения, систематически занимающегося физическим развитием, физкультурой и спортом, прирост по данному показателю составляет 2,9 %. Доля обучающихся, которые также систематически занимаются физкультурой и спортом за анализируемый период возросло на 4,1 %.
Таблица 3 - Показатели эффективности деятельности Департамента труда
и социальной защиты г. Керчь в сфере культуры за 2019-2021 гг. [2]
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение (+,-)
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности:
- клубами и учреждениями клубного типа, % 150 150 150 0
- библиотеками 100 100 100 0
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве, % 12,5 50 50 0,37
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве, % 9,6 5,5 Х
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности населения, % 16,6 18,1 19,5 2,9
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, % 68,1 70,2 72,2 4,1
Перечисленные факты также свидетельствуют о высоком потенциале жителей г. Керчь в социальном развитии своего города.
Таблица 4 - Показатели эффективности деятельности Департамента труда и социальной защиты г. Керчь в сфере здравоохранения [2]
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абсолютное отклонение (+,-) Темп роста, %
Количество больничных учреждений, всего ед./в них коек, из них: 11/1162 11/1605 11/134 5 183 115,75
больниц 3 4 3 0 100,00
Количество больничных коек на 10 тыс. населения, ед. 77,4 70,4 88,48 11,08 114,32
Родильное отделение / в нем коек 1/30 (115 в РД) 1/30 (115 в РД) 30
Численность врачей, чел. 407 368 417 10 102,46
Численность среднего мед. персонала, чел. 1340 1288 1327 -13 99,03
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения 27,7 27,8 27,8 0,1 100,36
Обеспеченность средне - мед. работниками на 10 тыс. населения 89,3 88,7 88,5 -0,8 99,10
Данные, приведенные в таблице 4 позволяют сделать вывод, что в сфере здравоохранения г. Керчь наблюдается положительная динамика в отношении количества больничных учреждений, число которых осталось прежним, однако, количество коек выросло на 16 %. В основном это объясняется пандемией и ростом числа заболевших СОУГО-19. Этот вывод подтверждает и рост количества больничных коек в 2021 году на фоне их снижения в 2020 году. По остальным показателям наблюдается стабильность с незначительным отклонением в большую или меньшую сторону (менее 1 %).
Как показывают результирующие показатели эффективности деятельности Департамента труда и социальной защиты г. Керчь (таблица 5), наблюдается снижение численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке: численность пенсионеров сократилась на 1201 чел., численность граждан, нуждающихся в льготах по оплате коммунальных услуг сократилась на 2160 чел.
В тоже время, данные факты не послужили причиной сокращения объема денежных средств, выделяемых на предоставление соответствующей социальной поддержки, напротив их сумма возросла на 6,74 %, в денежном эквиваленте сумма составила 8134,7 млн руб.
Таблица 5 - Показатели эффективности деятельности Департамента труда
и социальной защиты г. Керчь в сфере социальной защиты населения [2]
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абсолютное отклонение (+,-) Темп роста, %
Численность пенсионеров, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда по РК, чел. 45128 44 844 43927 -1201 97,34
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, чел. 23645 23128 21485 -2160 90,86
Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, млн руб. 120724 122317 128859 8135 106,74
Далее осуществим мониторинг работы Департамента труда и социальной защиты г. Керчь по вопросам труда и занятости населения. Далее осуществим мониторинг работы Департамента труда и социальной защиты населения по вопросам занятости населения в муниципальном образовании г. Керчь. С этой целью изучим ряд показателей, характеризующей занятость населения муниципального образования в динамике за 2019-2021 гг.
В таблице 6 сосредоточены показатели, отражающие показатели труда и занятости населения муниципального образования г. Керчь, показатели составлены на основе отчета службы занятости населения муниципального образования г. Керчь [4].
Таблица 6 - Динамика показателей труда и занятости населения г. Керчь в 2019-2021 гг.
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отклонение (+,-) Темп роста, %
Среднесписочная численность работников организаций, чел. 23641 22719 21354 -2287 90,33
из них имеют статус безработного, чел. 282 3344 1336 1054 в 4,7 раза
Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственных учреждениях службы занятости населения, чел. 2518 1267 2669 151 106,00
Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера), руб. 33399,5 33473,2 34714 1314,5 103,94
Данные, приведённые в таблице 6, свидетельствуют о том, что за анализируемый период в муниципальном образовании г. Керчь снизилась среднесписочная численность работников организаций на 10 % или на 2287 чел, при этом статус безработного получили лишь двадцатая часть (на конец 2021 года численность таких граждан составила 1336 чел.). Тем не менее, прирост официально безработных граждан составил 1054 чел., что в 4,7 раза выше показателя 2019 года. Наряду с ростом граждан, вставших на учёт на биржу труда, возросла потребность работодателей в работниках на 151 вакансию, что на 6 % выше показателя на начало анализируемого периода. Помимо этого, можно сделать вывод о росте среднемесячной заработной платы по г. Керчь, которая за три года, вошедших в анализируемый период выросла на 4 % или на 1314,5 руб. составив к концу 2021 года 34714 руб.
В таблице 7 осуществлено соотнесение плановых показателей по труду и занятости населения г. Керчь с фактически достигнутыми за 2021 год. В качестве источника информации выступает отчет службы занятости г. Керчь за 2021 г. [4].
Из шести представленных в таблице показателей лишь один достиг планового значения (выполнен) - доля трудоустроенных инвалидов, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы. По остальным показателям фактический результат едва достигает половины:
- доля трудоустроенных граждан в численности граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы - 0,48;
- доля трудоустроенных граждан в возрасте 14-29 лет в общей численности граждан
указанной категории, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы - 0,41; - численность работодателей - получателей государственной услуги - 0,48.
Таблица 7 - Соотнесение плановых показателей с фактически достигнутыми в обеспечении занятости населения г. Керчь в 2021 гг.
Показатель Утверждено плановыми показателями на год Исполнено на отчетную дату Отклонение (план/факт)
Доля трудоустроенных граждан в численности граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, % 70 33,8 0,48
Доля трудоустроенных граждан в возрасте 14-29 лет в общей численности граждан указанной категории, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, % 75 30,8 0,41
Доля трудоустроенных инвалидов из числа инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, % 60 62 1,03
Численность трудоустроенных инвалидов, чел. 1000 178 0,18
Численность граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, чел. 50000 7140 0,14
Численность работодателей - получателей государственной услуги, чел. 6030 2867 0,48
Также имеются показатели, фактическое значение которых достигнуто на предельно низком уровне (0,18 и 0,14). Такая ситуация могла сложиться вследствие неверно поставленных целей и задач, изначально завышенных индикаторов достижения планов, а также в ходе возникновения объективных обстоятельств. В частности, текущий пандемийный кризис существенно повлиял на устойчивость рынка труда, повысив уровень безработных граждан до высоких пределов.
Выводы (заключение)
В связи с проведенным мониторингом можно предложить мероприятия, направленные на стратегическое развитие муниципального образования г. Керчь в части, касающейся мер реализации социальной политики. Мы полагаем, что приоритетные направления развития, которые на сегодняшний день определены администрацией муниципального образования, следует реализовать. Они касаются таких социально значимых направлений и сфер жизни г. Керчь как реформирование санаторно-курортного и туристического сектора, модернизации образовательной системы (к примеру, аттестация экскурсоводов), создание благоприятных организационно-экономических условий для социокультурного и гуманитарного развития, развитие исторического сектора туризма.
Реализация перечисленных направлений невозможна без работы, связанной с решением социальных задач, при этом проблемными остаются вопросы, требующие реагирования на уровне руководства, федеральных и республиканских органов государственной власти по направлению деятельности экскурсоводов, имеющих статус самозанятого (рисунок 1).
Аттестация экскурсоводов
Возможные пути решения:
Отсутствие законодательства обязывающего организации предоставляющие туристские услуги.
либо экскурсовода (самозанятого) направлять паспорта экскурсионных маршрутов б администрацию муниципального образования
Ввести обязательным пунктом для получения аттестационных документов экскурсоводами - предоставление всех паспортов экскурсионных маршрутов, по которым они работают, как основание, подтверждающее их профессиональную ____деятельность и квалификацию___.
Рисунок 1 - Схематизация проблемного вопроса аттестации экскурсоводов в г. Керчь
В качестве комментариев к рисунку отметим, что данную проблему можно решить посредством создания для самозанятых соответствующих условий развития бизнес-среды, при котором граждане будут в добровольном порядке подготавливать и направлять необходимый пакет документов в соответствующие органы муниципального управления г. Керчь.
Источники:
1. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения 28.04.2022).
2. Доклад Главы администрации города Керчи Республики Крым Бороздина Сергея Вадимовича о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2021 год и их планируемых значениях на 3-х летний период.
3. Керчь в числе городов-лидеров по рождаемости [Электронный ресурс]. URL: https://kerch.bezformata.com/ listnews/chisle-gorodov-liderov-po-rozhdaemosti/79399536/ (дата обращения 02.05.2022).
4. Центр занятости населения г. Керчь. Отчет о выполнении плановых показателей [Электронный ресурс]. URL: https://czrk.ru/otchet-o-vypolnenii-goszadaniya.html (дата обращения 28.04.2022).
5. Лотков А., Маглинова Т.Г. Влияние российско-украинского конфликта на ключевые отрасли // Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей 7-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Курск, 2022. С. 258-260.
References:
1. 1 Oficialnii sait Ministerstva truda i socialnoi zaschiti RF [Elektronnii resurs]. URL_ https_//mintrud.gov.ru _data obrascheniya 28.04.2022.
2. Doklad Glavi administracii goroda Kerchi Respubliki Krim Borozdina Sergeya Vadimo_vicha o dostignutih znacheniyah pokazatelei dlya ocenki effektivnosti deyatelnosti.
3. Kerch v chisle gorodov_liderov po rojdaemosti [Elektronnii resurs]. URL_ https_//kerch.bezformata.com/listnews/ chisle_gorodov_liderov_po_rozhdaemosti/79399536/ _data obrascheniya 02.05.2022.
4. Centr zanyatosti naseleniya g. Kerch. Otchet o vipolnenii planovih pokazatelei [Elek_tronnii resurs]. URL_ ht
5. Lotkov A._ Maglinova T.G. Vliyanie rossiisko_ukrainskogo konflikta na klyuchevie ot_rasli // Molodej i sis-temnaya modernizaciya strani. Sbornik nauchnih statei 7_i Mejdu_narodnoi nauchnoi konferencii studentov i mo-lodih uchenih. Kursk_ 2022. S. 258_260.
EDN: TJWBI
Н.Ю. Мороз - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N.Yu. Moroz - candidate of economics, associate professor of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Н.П. Агафонова - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N.P. Agafonova - senior lecturer of the audit department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Т.А. Гарманова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
T.A. Garmanova - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Ю.Д. Шавкута - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
Yu.D. Shavkuta - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНКЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫБОРА КОНТРАГЕНТА THE ROLE OF FINANCIAL ANALYSIS IN THE RELIABILITY OF THE CHOICE OF THE COUNTERPARTY
Аннотация. Ведение бизнеса предполагает взаимодействие с контрагентами. От финансового состояния потенциальных партнеров зависит успешность производственно-коммерческой деятельности компании. Их проверка является объективной необходимостью как перед заключением соглашения, так и на протяжении сотрудничества, что позволяет обезопасить организацию от лишнего контроля налоговой инспекции и дополнительных финансовых расходов. Контролировать потенциальных партнеров можно различными методами, которые в совокупности позволяют получить объективную картину, отражающую деятельность потенциального