Научная статья на тему 'Оценка эффективности системы инновационного развития АПК региона'

Оценка эффективности системы инновационного развития АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АПК / РЕГИОН / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / EVALUATION / EFFECTIVENESS / SYSTEM OF MANAGEMENT / AIC / REGION / ORGANIZATIONAL STRUCTURES / INFORMATIONAL PROVISION / INNOVATIONS / A TECHNOLOGICAL FOUNDATION / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Виктор Завенович, Садыкова Аминат Магомедхановна

В статье рассматриваются направления оценки эффективности системы управления инновациями в АПК региона. Среди этих направлений выделены направления, связанные с достижением цели, качеством функционирования, экономичностью, изменениями в технологическом базисе агропромышленного производства, изменениями в качестве рабочей силы, внешними социально-экономическими условиями. Оценка качества функционирования системы управления инновациями в региональном АПК осуществляется по двум направлениям организационным структурам и информационному обеспечению. Для того чтобы повысить эффективность системы управления инновациями в региональном АПК, необходимо усиление взаимодействия между государственными органами управления инновациями в АПК и отраслевыми и территориальными структурами управления инновациями. Это особенно важно, когда разрабатывается и проводится государственная инновационная политика в соответствующей сфере хозяйствования, при подготовке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с совершенствованием технологической базы в АПК, поддержкой инновационного предпринимательства, их участием в совершенствовании инновационного процесса предприятий регионального АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Виктор Завенович, Садыкова Аминат Магомедхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF A SYSTEM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE REGION

The manuscript discusses the areas of focus of evaluation of effectiveness of the system of management of innovations in the AIC of the region. Among these areas of focus the areas that are highlighted are the areas related to achieving the goal, quality of functioning, economic effectiveness, changes in the technological foundation of the agro-industrial production, changes in the quality of workforce, external social-economic conditions. Evaluation of the quality of functioning of the system of management of innovations in the regional AIC is performed in two focus areas in the organizational structures and the information provision. In order to improve the effectiveness of the system of management of innovations in the regional AIC, it is necessary to strengthen the cooperation between the governmental authorities of management of innovations in the AIC and the industry-wide and territory-wide structures of management of innovations. This is especially important when the state innovative policy is being developed and is followed through in the appropriate area of the economy, preparation and implementation of the federal and regional programs related to the improvement of the technological foundation of the AIC, support of innovative entrepreneurship, their participation in improving the innovative process of enterprises of the regional AIC.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности системы инновационного развития АПК региона»

ДОХОЛЯН СЕРГЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ

д.э.н., профессор, директор ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»

ПЕТРОСЯНЦ ВИКТОР ЗАВЕНОВИЧ

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»

САДЫКОВА АМИНАТ МАГОМЕДХАНОВНА

научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА1

Аннотация. В статье рассматриваются направления оценки эффективности системы управления инновациями в АПК региона. Среди этих направлений выделены направления, связанные с достижением цели, качеством функционирования, экономичностью, изменениями в технологическом базисе агропромышленного производства, изменениями в качестве рабочей силы, внешними социально-экономическими условиями. Оценка качества функционирования системы управления инновациями в региональном АПК осуществляется по двум направлениям — организационным структурам и информационному обеспечению. Для того чтобы повысить эффективность системы управления инновациями в региональном АПК, необходимо усиление взаимодействия между государственными органами управления инновациями в АПК и отраслевыми и территориальными структурами управления инновациями. Это особенно важно, когда разрабатывается и проводится государственная инновационная политика в соответствующей сфере хозяйствования, при подготовке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с совершенствованием технологической базы в АПК, поддержкой инновационного предпринимательства, их участием в совершенствовании инновационного процесса предприятий регионального

АПК.

Ключевые слова: оценка, эффективность, система управления, АПК, регион, организационные структуры, информационное обеспечение, инновации, технологическая база, инновационное предпринимательство.

DOKHOLYAN SERGEY VLADIMIROVICH

Doctor of Economics, Professor, Director of FSBIS "Institute of Social-Economic Research of DSC of RAS'

PETROSYANTS VICTOR ZAVENOVICH

Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of FSBIS "Institute of Social-Economic Research of DSC of RAS"

SADYKOVA AMINAT MAGOMEDKHANOVNA

Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Research of DSC of RAS"

EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF A SYSTEM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AIC OF THE REGION

Abstract. The manuscript discusses the areas of focus of evaluation of effectiveness of the system of management of innovations in the AIC of the region. Among these areas of focus the areas that are highlighted are the areas related to achieving the goal, quality of functioning, economic effectiveness, changes in the technological foundation of the agro-industrial production, changes in the quality of workforce, external social-economic conditions. Evaluation of the quality of functioning of the system of management of innovations in the regional AIC is performed in two focus areas - in the organizational structures and the information provision. In order to improve the effectiveness of the system of management of innovations in the regional AIC, it is necessary to strengthen the cooperation between the governmental authorities of management of innovations in the AIC and the industry-wide and territory-wide structures of management of innovations. This is especially important when the state innovative policy is being developed and is followed through in the appropriate area of the economy, preparation and implementation of the federal and regional programs related to the improvement of the technological foundation of the AIC, support of innovative entrepreneurship, their participation in improving the innovative process of enterprises of the regional AIC.

Keywords: evaluation, effectiveness, a system of management, the AIC, a region, organizational structures, informational provision, innovations, a technological foundation, innovative entrepreneurship.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00374а.

Мировая практика развитых стран показала, что рост инновационной активности существенно влияет на повышение эффективности сельского хозяйства. Ориентируя отечественное сельское хозяйство на увеличение инновационной составляющей, позволит добиться устойчивого развития отрасли в целом. Следовательно, развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК — это основное направление, которому должна следовать государственная аграрная политика [1].

Спецификой управления инноваций является то, что реализация целей развития инноваций в рамках предприятия регионального агропромышленного комплекса происходит, с одной стороны, в рамках системы, которая управляет инновациями и является субъектом управления, с другой стороны, в рамках управляемого объекта. Это создает сложности при взаимодействии целей в рамках системы управления инновациями, так как для агропромышленного производства требуется рассмотрение результатов и управляющей и управляемой подсистемы, поскольку каждая из них имеет свои ресурсы, эффективность использования которых необходимо иметь в виду в ходе совершенствования процесса функционирования системы, отвечающей за управление инновационной деятельностью в региональном агропромышленном комплексе [5, 8, 10].

Направления оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК состоят из достижения цели, качества функционирования, экономичности, изменения в технологическом базисе агропромышленного производства, изменения в качестве рабочей силы, внешних социально-экономических условий.

Деятельность субъекта управления (управляющей системы) и формирование прямой эффективности управления, которая оценивает в основном деятельность управляющей системы и вносит наибольший вес в оценку реальной эффективности системы управления инновациями, оценивается совокупностью направлений оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК, связанной с достижением цели, качеством функционирования и экономичностью.

Другой вклад в оценку реальной эффективности именно системы управления инновациями в региональном АПК связан с результатами инновационной деятельности объекта управления по управляющему воздействию на качество и содержание инновационного процесса предприятия АПК. Основную деятельность объекта управления, связанную с выпуском агропромышленной продукции, оценивает инновационная деятельность предприятия регионального АПК в общем. Изменения в объекте управления, которые проводят управляющие органы субъекта управления, оценивают потенциальную эффективность системы управления инновациями в региональном АПК. Следовательно, критерий эффективности — это динамика инновационного процесса предприятия регионального АПК. Среди основных изменений в объекте управления следует выделить: изменения, связанные с технологическим базисом агропромышленного производства, изменения, связанные с качеством рабочей силы, внешними и внутренними условиями осуществления инновационной деятельности на предприятии регионального АПК.

Критерии оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК необходимо дополнить частными критериями ее элементов. Первое — такое включение в общий комплекс критериев эффективности позволит полностью охватить и комплексно оценить динамику совершенствования инновационного процесса на предприятиях АПК.

Второе — с помощью такого включения появляется возможность определить и измерить источники, факторы повышения эффективности системы управления инновациями в региональном АПК, которые обеспечат рост качества агропромышленной продукции и снизят издержки агропромышленного производства. Непрерывное взаимодействие, в процессе которого изменения, происходящие с одними элементами, соответственно изменяют другие, придают системе управления инновациями в региональном АПК новые, присущие только ей качества.

Рассмотрим комплекс критериев эффективности системы управления инновациями в региональном АПК.

1. Качество функционирования системы управления инновациями в региональном АПК. Этот критерий заключается в оценке двух направлений: организационных структур, информационного обеспечения.

Исторически меняющееся соотношение централизации и децентрализации, рост гибкости организационных форм влияет на эффективность организационных структур управления инновациями в региональном АПК. Критерии эффективности системы управления инновациями в региональном АПК, в основном, связаны с оценкой числа связей в структуре и взаимодействии уровней управления инновациями, степени структуризации целей развития инновационной деятельности и соотношения между ними и структурой, горизонтальными и вертикальными связями.

Применяются также критерий управляемости информацией в рамках организационной структуры управления инновациями в региональном АПК и степень взаимодействия различных аспектов развития инновационной деятельности. Отсюда вытекает необходимость в уменьшении иерархических уровней. Этот критерий применяется в оценке соответствия структуры и целей по уровню иерархии.

Оценивая эффективность системы управления инновациями в региональном АПК, критерий информационного обеспечения отражает регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и определяется следующими направлениями: эффективностью текущей обработки информации, включая ее комплексность; скоростью и точностью выдачи информации по специальным запросам2; надежностью и безопасностью информации; своевременностью информации; наличием необходимой информации; отсутствием избыточной информации; качеством межфункциональных связей; экономией от масштабов сбора, обработкой и передачей данных.

2. Экономичность как критерий эффективности системы управления инновациями в региональном АПК. Этот критерий заключается в оценке трех направлений экономичности: материальных ресурсов предприятий регионального АПК, руководителей (менеджеров, управляющих), решений в области развития инновационной деятельности.

К критериям эффективности материальных ресурсов, особенно финансовым, необходимым для функционирования системы управления инновациями в региональном АПК, относят: показатели затрат, связанные с управлением инновациями и их долей в общих расходах на отдельных уровнях и подразделениях; затраты, связанные с обеспечением деятельности системы управления инновациями в региональном АПК; затраты, связанные с подготовкой управляющих, и затраты, связанные с привлечением специалистов-консультантов, для того чтобы создать условия совершенствования инновационного процесса на предприятиях регионального АПК; критерии эффективности управляющего, учитывая то, что для эффективного управляющего ясно, как его рабочее время распределено и каким образом оно используется, а также ответственность за свой информационный поток — входящую и выходящую информацию и т. д.

В общем, критерии эффективного управляющего связаны с высокой результативностью, а не с объемом проделанной работы, с широким кругозором и профессиональной компетентностью. Основные критерии оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК здесь состоят из: уровня деловой атмосферы; качества системного контроля; степени взаимоувязки между принимаемыми решениями в области развития инновационной деятельности; характеристик участия работников и специалистов разных уровней в ходе разработки целей и задач развития инновационной деятельности на предприятиях регионального АПК.

Эффективность решений в области развития инновационной деятельности предприятий регионального АПК может быть связана с тем, каким образом решения позволят достичь целей совершенствования инновационного процесса в региональном АПК: точность решения, включающая точность сбора исходных данных и выполнение стоящих задач; надежность решений, связанная с их обоснованностью; быстрота подготовки и принятие решений; гибкость и последовательность принимаемых решений.

Комплекс показателей качества решений, связанных с оценкой эффективности системы управления инновациями в региональном АПК, состоит из: задержки во времени в процессе принятия решений; своевременности выявления потребностей в решениях; соответствия анализа важности решений; подробности и ясности исходных данных; наличия резервов в про-

2 Качество отбора необходимой информации и минимизация времени, затрачиваемого на подготовку ответа.

цессе принятия решений.

3. Оценка эффективности трудовых ресурсов в системе управления инновациями в региональном АПК. Это критерий заключается в отражении как социально-психологической, так и экономической эффективности и оценивается: минимальной численностью управленческого аппарата, обеспеченностью квалифицированными управляющими, возможностью приложения управляющими своих сил, способностей и инициативы.

4. Изменения в технологическом базисе агропромышленного производства как критерии оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК. Основные показатели состоят из: прибыльности; индивидуальной и групповой производительности труда; объема выпускаемой агропромышленной продукции; качества агропромышленной продукции; сбалансированности товарно-материальных запасов предприятий регионального АПК; текущих прямых и накладных расходов; наличия соответствующих мощностей; производственных резервов.

5. Изменения в качестве рабочей силы при оценке эффективности системы управления инновациями в региональном АПК. Этот критерий заключается в оценке следующих основных показателей: гибкости системы продвижения по службе; полномочий работников и их ответственности; степени удовлетворения выполняемой работой.

6. Внешние и внутренние социально-экономические условия как критерии оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК. Внешние и внутренние социально-экономические условия состоят из: гибкости и приспособляемости предприятий регионального АПК к изменяющимся условиям внешней среды; способности предприятий регионального АПК воспринимать, анализировать и прогнозировать реальные внешние условия и своевременно перераспределять ресурсы; наличия обоснованных и хорошо сформулированных целей развития инновационной деятельности; способности эффективно использовать ресурсы, для того чтобы достичь производственного результата инновационной деятельности; степени интеграции основных подразделений предприятия, которая согласует их действия для достижения общих целей; улучшения взаимодействия органов управления в рамках системы управления инновациями в региональном АПК.

Последний критерий оценки эффективности системы управления инновациями в региональном АПК рассмотрим подробнее, поскольку приоритеты и критерии эффективности выбираются с учетом следующих факторов: размера структур управления инновациями в региональном АПК, функций или целей организации дополнительных структур управления инновациями в региональном АПК, типа структуры управления инновациями в региональном АПК, зрелости в аспектах, связанных с управлением, кадрами, технологиями, организационной структурой, окружающей средой (политические, экономические и социальные факторы).

Следует также отметить, что важное преимущество подробного рассмотрения такого критерия, как улучшение взаимодействия органов управления, заключается в неограниченности выбора оцениваемых показателей, от количества и качества которых зависит структура оцениваемого объекта и направленность развития инновационной деятельности в региональном АПК.

Действительно, в основе взаимодействия в управлении инновациями в АПК лежит принцип разграничения и сочетания функций государственного и хозяйственно-экономического управления инновационным процессом на всех уровнях. При этом государство не вмешивается в инновационную деятельность, которую ведут самостоятельные товаропроизводители, предоставляет права хозяйствующим субъектам по созданию хозяйственных и общественных организаций при сохранении и развитии вертикали государственного управления инновациями в региональном АПК. Работа в организационных структурах в составе системы управления инновациями в региональном АПК всех уровней должна строиться на взаимоотношениях с вышестоящими органами, учитывая федеральное законодательство, утвержденные экономические нормы и нормативы, а также договоры с взаимными обязательствами.

В условиях современности необходимо, чтобы государственные и коммерческие структуры рационально взаимодействовали, со стороны федеральных и региональных государственных органов, структур муниципального управления инновационным процессом на предприятиях регионального АПК была оказана поддержка инновационному предпринимательству и мало-

му бизнесу. При этом, для того чтобы повысить эффективность системы управления инновационного развития регионального АПК, необходимо, чтобы государство регулировало взаимоотношения внутри самого АПК — между сельским хозяйством, сферами переработки, торговли, транспортировки и др. [2, 4, 7]. Важно отметить возрастающее значение координирующих и регулирующих функций государства, которыми обладают организационные структуры в составе системы управления инновациями в региональном АПК. В основе этих функций экономические методы. Однако все элементы системы управления инновациями в региональном АПК по принципиальным вопросам развития инновационной деятельности предприятий отрасли не должны противоречить федеральному законодательству, Гражданскому и Земельному кодексам РФ, Конституции Российской Федерации.

На федеральном и региональном уровнях взаимодействие между федеральным центром и субъектами РФ осуществляется в рамках государственного сектора экономики. Для того чтобы повысить эффективность системы управления инновациями в региональном АПК, целесообразно предвидение территориальных приоритетов и прав распоряжаться земельными, лесными и водными ресурсами, растительным и животным миром.

Специальные соглашения между Мннсельхозом России и органами субъектов Российской Федерации с указанием конкретных реальных мероприятий, связанных с развитием инновационной деятельности в региональном АПК, которые будут осуществляться совместно указанными организационными структурами и заинтересованными предприятиями регионального АПК с привлечением специализированных организаций, определяют основные аспекты взаимоотношений между федеральными и региональными организационными структурами в системе управления инновациями в региональном АПК.

Мероприятия могут быть реализованы, используя известные программно-целевые формы и методы управления инновациями на основе соответствующих организационно-управленческих документов.

Для этого следует создать орган, который будет заниматься координацией и развитием инновационной деятельности в АПК. Этот орган усилит роль государства в регулировании и координации организационно-экономических отношений между основными участниками инновационной деятельности в АПК, улучшит управляемость государственной собственностью в АПК, устранит дублирование и параллелизм в работе министерств и ведомств, выполняющих отдельные функции по управлению инновациями в региональном АПК.

Повышение эффективности системы управления инновациями в региональном АПК определяется функциями и механизмом государственного управления инновациями на мезо-уровне, установлением границ влияния этих функций на инновационную деятельность предприятий регионального АПК и принципами взаимодействия федеральных органов управления с субъектами Российской Федерации.

Необходимо сохранение сквозной системы государственного управления инновационным процессом в региональном АПК сверху вниз по всем функциям, которые находятся в компе-

3

тенции государственных органов .

Также, для того чтобы повысить эффективность системы управления инновациями в региональном АПК, необходимо усиление взаимодействия меду государственными органами управления инновациями в АПК и отраслевыми и территориальными структурами управления инновациями. Это особенно важно, когда разрабатывается и проводится государственной инновационная политика в соответствующей сфере хозяйствования, подготовке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с совершенствованием технологической базы в АПК, поддержкой инновационного предпринимательства, их участием в совершенствовании инновационного процесса предприятий регионального АПК.

На федеральном уровне необходимо развивать организационные структуры в системе управления инновациями в региональном АПК. Эти структуры на основе тех управленческих функций, которые были им делегированы, будут осуществлять руководство вертикально-интегрированными структурами по конкретному агропромышленному продукту.

Целесообразна единая процедура согласования и взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, включая их территориальные подразделения, и органами

3 Контрольно-инспекционные, инвестиции в приоритетные инновации, кадровые и др.

власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзами и объединениями предприятий регионального АПК по решениям, связанным с важнейшими вопросами экономической политики и повышением эффективности инновационной деятельности в региональном АПК.

В организационных структурах управления инновациями АПК субъектов Российской Федерации следует учесть, что сельскохозяйственное производство и продовольственный рынок в нынешних условиях — это не саморегулирующиеся сектора экономики. Поэтому необходимо, чтобы государство контролировало использование охранной земли, обеспечение продовольствием, социальные условия. А это влечет за собой необходимость в государственном регулировании инновационного процесса в агропромышленном производстве и наделении государственных органов управления инновациями в региональном АПК функциями, связанными с осуществлением контроля по реализации региональной инновационной политики и соблюдении законов в этой сфере повышения конкурентоспособности национальной экономики [3, 6, 9].

На региональном уровне между органами управления инновациями в АПК и территориальными органами министерств и ведомств, которые принимают участие в управлении инновациями в АПК, другими органами правительства (администрации) субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, не подменяя их функциональные обязанности, обеспечивая формирование и эффективное функционирование единой вертикали управления инновационной деятельностью в АПК на уровне территорий, на основе единства методической, информационной, технической, организационно-структурной, правовой и кадровой совместимости осуществляется взаимодействие.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации должны более полно использовать свои права, связанные с формированием регионального законодательства в области регулирования инновационной деятельности предприятий регионального АПК. Это необходимо для того, чтобы выработать стратегии, осуществить координацию и регулирование инновационного процесса в региональном АПК, внедрить сельскохозяйственную, производственную, сервисную, кредитную и страховую кооперации, маркетинг и другие элементы инновационной сферы региона в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей продукции АПК.

Государству во взаимодействии с организационными структурами управления регионального АПК следует взять на себя функции, связанные с регулированием механизма инновационного развития отрасли путем экономических рычагов и стимулов4. Взаимодействие, в основе которого лежит взаимосвязь рыночных и государственных структур, позволит стабилизировать экономику, повысить эффективность инновационной деятельности предприятий регионального АПК и уменьшить социальную напряженность в стране.

В условиях рынка необходимо: восстановление государственной системы управления инновациями в АПК с возложением курирующих вопросов, связанных с развитием инновационной деятельности в АПК и их органами на местах государственной ответственности за состоянием агропромышленного производства, на министерства и ведомства, обеспечение населения продовольствием; восстановление государственного научного сектора в АПК5, позволяющего обеспечить сбалансированное развитие инновационной деятельности на предприятиях регионального АПК, нормальное функционирование регулируемого рынка продовольствия.

Для того чтобы обеспечить государственное управление инновациями в региональном АПК, планомерное и сбалансированное развитие инновационной деятельности, необходимо восстановить центральные государственные структуры, связанные с регулированием инновационного процесса, планированием агропромышленного производства, регулированием цен и их органов на местах, как наиболее эффективные в мировой практике структуры, посредством которых обеспечивается инновационное развитие предприятий регионального АПК.

Если речь идет об эффективном взаимодействии органов управления инновациями в АПК с органами местного самоуправления на районном уровне, то это означает, что обязательно сотрудничество по разграничению полномочий хозяйственного и государственного управления

4 Ценовая, финансово-кредитная, налоговая политика, бюджетная поддержка инновационного предпринимательства и др.

5 При сохранении многообразия форм научной и технической деятельности.

инновационной деятельностью в АПК. Также на этом уровне следует выявить объективно необходимые функции управления инновациями, которые предопределяют объемы современного управленческого труда и нужную численность аппарата управления.

Эффективность вертикали государственного управления инновационной деятельностью в региональном АПК может быть только при реализации решений, связанных с развитием инновационной деятельности в муниципальных образованиях, с четким разграничением полномочий по отдельным функциям и полном взаимодействии в решении государственных проблем.

Взаимодействие государства и местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением условий развития инновационной деятельности в региональном АПК обеспечивается за счет того, что реализуется единая инновационная политика, федеральные и региональные комплексные программы, выполняются объективно необходимые государственные контрольно-инспекционные и консультационные функции. Сложные проблемы, возникающие между районными организационными структурами управления инновациями в региональном АПК и продовольствия, муниципальными органами и хозяйствующими субъектами различных форм собственности, требуют своевременного решения и постройки своих отношений на основе заключенных договоров.

В периоды развития местного самоуправления актуальное значение имеет вопрос взаимоотношения его с государственной властью. Конституцией Российской Федерации закреплено организационное обособление местного самоуправления, с указанием того, что органы местного самоуправления не являются частью системы органов государственной власти и осуществляют свою власть в пределах своих полномочий. Эта конституционная норма предопределила основы взаимоотношений, которые связывают между собой муниципальные образования, органы государственной власти и хозяйственно-экономическое управление.

Организационная обособленность и разграничение полномочий тех органов государства, которые управляют инновационной деятельностью в предприятиях регионального АПК от тех органов местного самоуправления, которые определяют характер инноваций в региональном АПК, заключается в том, что органы местного самоуправления не обладают правами осуществления государственного контроля, к примеру, за использованием и охраной земель, если эти полномочия специально не переданы, и это в определенной мере сужает их возможности при регулировании уровня эффективности инноваций в региональном АПК. Разграничением полномочий органов государственного управления инновационной деятельностью в предприятиях регионального АПК и местного самоуправления достигается целостность всей системы инноваций на предприятиях регионального АПК, что делает их существование взаимно необходимым.

В общем, взаимодействие государственного управления инновациями в АПК, с одной стороны, заключается в хозяйственно-экономическом и местном самоуправлении, с другой, в том, что осуществление регулирования эффективности инновационной деятельности государство осуществляет, устанавливая организационно-правовые и экономические нормы, в рамках которых органы хозяйственного и местного самоуправления сами принимают решения о выборе конкретной формы, посредством которой будет стимулироваться инновационная активность на предприятиях регионального АПК. Общее, что объединяет государственное, хозяйственно-экономическое и местное самоуправление инновациями в региональном АПК, — это управление органами инновационным процессом предприятий регионального АПК непосредственно только в границах своей собственности.

В условиях современности, когда отсутствует централизованное финансирование, ускоренно выбывают изношенные средства агропромышленного производства, предприятиям регионального АПК при развитии своей инновационной деятельности остается рассчитывать на государственные органы управления инновациями. Однако эти органы не способны централизованно дать предприятиям регионального АПК необходимые средства.

В функцию государственных органов должна входить оптимизация межотраслевых балансов в контроле над инновационной деятельностью предприятий АПК, которая связана с тем, что будут соблюдаться установленные нормативы и правила поведения в вопросах, связанных с производством и воспроизводством ресурсов, с целью повысить конкурентоспособность национальной экономики в целом.

Целесообразность объективного решения вопросов, связанных с взаимодействием органов управления инновациями в региональном АПК, предопределяет необходимость расширить сферу местного самоуправления, усилить ответственность управляющей системы за своевременное и качественное принятие решений о развитии инновационной деятельности на микроуровне.

На уровне района местному самоуправлению, для того чтобы стимулировать инновационную активность предприятий регионального АПК, необходимо более эффективное осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий, связанных с решением государственных вопросов повышения конкурентоспособности АПК как отрасли национальной экономики. Реализация органами местного самоуправления таких полномочий контролируется государством в лице органов государственной власти, которые являются элементами структуры системы управления инновациями в региональном АПК.

С целью совместного решения общих вопросов, связанных с развитием инновационной деятельности на предприятиях регионального АПК, муниципальные образования вправе создавать районные объединения, межрайонные союзы (ассоциации) муниципальных образований. При этом руководящие органы союза (ассоциаций) наделяются соответствующими полномочиями, связанными с решением кардинальных вопросов развития инновационной деятельности предприятий АПК в регионе.

Литература

1. Дохолян, С. В. Инновационные подходы к повышению эффективности использования ресурсного потенциала агропромышленного комплекса / С.В. Дохолян, Ю.Д. Умавов // Проблемы развития АПК региона. 2011. Т. 8. № 4. С. 73-81.

2. Дохолян, С. В. Системный подход к формированию концепции развития агропродовольственного комплекса региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц // Проблемы развития АПК региона. 2012. № 3. С. 121-130.

3. Дохолян, С. В. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства / С.В. Дохолян, Д.Г. Эмиргамзаев //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 168-185.

4. Курбанов, К. К. АПК в системе социально-экономического развития аграрно-индустриального региона / Курбанов К.К. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 2. С. 14.

5. Петросянц, В. З. Инновационный аспект развития АПК проблемного региона / В.З. Петросянц, А.А. Баширова, А.Д. Кидирниязова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). С. 97-101.

6. Петросянц, В. З. Системная организация эффективной деятельности регионального АПК / Петро-сянц В.З., Курбанов К.К., Абдуллаева И.М. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1. С. 51-55.

7. Эминова, Э. М. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства : опыт зарубежных стран /Э.М. Эминова, А.Д. Гасанова //Апробация. 2015. № 2. С. 47-55.

8. Эминова, Э. М. Методические аспекты преодоления инновационных барьеров на агропромышленных предприятиях / А.-А.М. Авезов, Э.М. Эминова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 5 (55). С. 28-41.

9. Эминова, Э. М. Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона / Э.М. Эминова, А.Д. Гасанова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. №11. С. 40-49.

10. Юнусова, П. С. Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала /П.С. Юнусова //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 170-173.

References:

1. Dokholyan, S.V. Innovative approaches to increase of efficiency of use of resource potential of agro-industrial complex / S. V. Dokholyan, Y. D. Umavov //problems of development of agribusiness in the region.

2011. Vol. 8. No. 4. P. 73-81.

2. Dokholyan, S.V. System approach to the formation of the concept of the development of agroindustrial complex of the region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z. // problems of development of agribusiness in the region.

2012. No. 3. S. 121-130.

3. Dokholyan, S. V. Strategic directions for sustainable, highly efficient alternative agricultural production / S. V. Dokholyan, D.G. Amurgushev // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 3. S. 168185.

4. Kurbanov, K.K. APK in the system of socio-economic development of AG-Reno-industrial region / Kurbanov K. K. // Regional problems of transformation of the economy. 2010. No. 2. P. 14.

5. Petrosyants V.Z. Innovative aspect of the agricultural development problem of the region / V. Z. Petrosyants, A. A. Bashirova, A. D. Kidirniyazov // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 6 (44).

5. 97-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Petrosyants V.Z. System performance management of regional agriculture / Petrosyants V. Z., Kurbanov K. K., Abdullayev I.M. // Regional problems of transformation of the economy. 2007. No. 1. S. 51-55.

7. Eminova, E.M. State regulation of agricultural production : the experience of foreign countries / E. M. Eminova, A. D. Hasanov // Testing. 2015. No. 2. P. 47-55.

8. Eminova, E.M. Methodological aspects of overcoming innovation barriers in the agro-industrial enterprises / A.-A. M. Avezov, E. M. Eminova // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 5 (55). P. 28-41.

9. Eminova, E.M. targeted approach to strategic planning and agribusiness in the region /E. M. Eminova, A. D. Hasanov // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 11. P. 40-49.

10. Yunusova, P.S. Innovative development of agriculture as a tool of mobilization of resource potential / P. S. Yunusova // Regional problems of transformation of the economy. 2013. No. 3 (37). P. 170-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.