ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Шикалова
Екатерина Владимировна
Аспирант Дальневосточного федерального университета, ассистент кафедры конкурентного и предпринимательского права Дальневосточного федерального университета
e-mail: [email protected]
Ekaterina V. Shikalova
Post-graduate student of Far-East Federal University, an assistant of the department of Business Law of the Far-East Federal University
e-mail: [email protected] УДК 347.191.3
Оценка эффективности системы государственных закупок в форме контрактной системы как новой институциональной среды
Estimation of Public Procurement System in the Form of Contracting as New Institutional Setting
Традиционно для оценки эффективности размещения государственного заказа применяется единственный критерий - экономия денежных средств. Однако в рамках контрактной системы он утрачивает свою главенствующую роль, уступая место качественным критериям оценки.
Ключевые слова и словосочетания: контрактная система, государственные закупки, экономические показатели, экономическая эффективность.
The author thinks that the traditional estimation of public order placement is saving. However, within contracting system, it does not play a key role and the quality criterion comes to the spotlight.
Key words and word combinations: contracting, public procurement, activities, economic efficiency.
Экономическая сущность государства выражается через сложную, многофакторную систему, включающую в качестве первостепенных элементов государственное регулирование и государственный контроль. В этом аспекте особую важность для современной науки составляет теоретическая проблема: что есть государство как экономический субъект и какова оценка его эффективности на рынке? Несомненно, одним из элементов государственного регулирования экономики выступает бюджетная система, посредством которой функционирует механизм перераспределения национального дохода. Важнейшим элементом бюджетной сферы является система государственного заказа. Государственные закупки обеспечивают осуществление государственных функций, направленных на оптимизацию управленческих решений, минимизацию расходов и эффективное управление финансовыми потоками.
С 01.01.2014 г. в Российской Федерации создана и успешно развивается новая институциональная среда, именуемая контрактной системой. Осуществление государственного заказа в форме контрактной системы реализует различные мероприятия, направленные на создание условий для добросовестной конкуренции и привлечение к выполнению государственного заказа новых поставщиков.
Поскольку сфера государственного заказа является базовым элементом, через который происходит перераспределение денежных потоков в различные сектора экономики, именно от эффективности работы
-30 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 2/2015
Правовые аспекты государственного управления
институциональной среды государственных закупок зависит успешность функционирования бюджетного сектора экономики в целом. Определение критериев «эффективности» в рамках контрактной системы является основой для оценки государственных закупок как таковых.
В то же время эффективность государственных закупок заявлена в качестве одного из принципов контрактной системы (ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее - Закон о контрактной системе). Его содержание раскрывается в ст. 12 Закона о контрактной системе и состоит в том, что заказчик при планировании и проведении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок. При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.
Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в ранее действовавшем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», сегодня трансформировался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки. К таким критериям, на наш взгляд, можно отнести приоритет конкурентных способов закупок и критерий качества поставляемых товаров.
Если начать анализ с базового показателя экономичности, то за 2014 год сокращение бюджетных расходов за счет проведения процедур размещения государственного заказа составило 543 708 млн. рублей, что превысило соответствующий показатель 2013 года на 111 726.1 млн. рублей. При этом наибольшей экономии удалось достичь в таких областях, как содержание органов государственной власти, дорожное строительство и расходы на космические программы. При этом необходимо учитывать положительную динамику роста числа зарегистрированных участников. Так абсолютный прирост за 2014 год составил 8291 участника, а за первый квартал 2015 года - 1215 участников. Средняя экономия на одного участника в 2014 году составила 2.18 млн. рублей, а в 2013 - 2.2 млн. рублей.
Колебания структурного размещения государственного заказа по уровням власти (федеральный, уровень субъекта и муниципальный) объясняются скорее изменением направлений финансирования, нежели сменой формы системы госзаказа.
Если рассмотреть относительную экономию при заключении контрактов в результате снижения при конкретных процедурах закупок, то намечается отрицательная динамика. Так по г. Москва относительная экономия снизилась с 10,7 % в 2013 году до 6, 14 % в 2014; в г. Санкт-Петербург снижение составило 7,24 %, а в Приморском крае - 4,19%.
Таким образом, существовавшая ранее система госзаказа представляется более экономичной. Однако данный критерий в силу его односторонности может выступать только как оперативный показатель результативности.
В качестве более значимого критерия выступает качество поставляемых товаров, работ и услуг. Качество - это совокупность потребительских свойств товара, работы или услуги, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с предполагаемым назначением. Значительный рост качества поставляемых в рамках контрактной системы товаров, работ и услуг отмечают сотрудники Федеральной антимонопольной службы. Они связывают это, в первую очередь, с более жесткими требованиями к техническому заданию, а во-вторых, с упрощением порядка внесения поставщика в реестр недобросовестных участников, что влечет за собой для последнего значительные негативные последствия. Также о росте качества поставок свидетельствует и отсутствие в 2014 году судебных исков о некачественной поставке для государственных нужд, хотя этот факт можно объяснить и правом одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в случае поставки товара, выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества.
Показатель приоритетности конкурентных способов закупок позволяет дать более объективную количественную оценку ее эффективности. При анализе показателей эффективности контрактной системы наблюдаются положительные структурные изменения за счет роста конкурентных способов закупок и снижения закупок у единственных поставщиков без проведения торгов.
Так, доля проведенных торгов (конкурсов и аукционов, в том числе аукционов в электронной форме) за 2014 года составила 75,86% от общей суммы, размещенных по правилам государственного заказа закупок, превысив долю проведенных торгов за 2013 год на 0,52%. При этом на 6,26 % упала частота использования
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 2/2015
- 31-
Legal Aspects of the State Management
электронного аукциона, который ранее был основной формой проведения закупочных процедур. Такое снижение обеспечено за счет роста применения открытого конкурса на 6,78 %, а также за счет применения значительного числа иных способов закупок. Их прирост составил 4,26% от общей суммы размещенных заказов. При этом значительно изменилась и структура иных способов. Если в 2013 году в качестве значимых иных способов можно назвать только результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок и закрытые аукционы, то в 2014 году этот перечень значительно расширился и включает в себя: конкурс с ограниченным участием и запрос предложений, запрос котировок без размещения извещения и закрытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и закрытый конкурс, закрытый аукцион и конкурс с ограниченным участием, результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок и предварительный отбор. Что немаловажно, большая часть указанных процедур отвечает критерию конкурентности, хоть и в усеченном виде.
Также значительным шагом явилось снижение доли закупок у единственного поставщика на 3,89% от общей суммы размещенных заказов с 21,68 % в 2013 году до 17,79 % в 2014 году.
Контрактная система охватывает и регулирует все стадии формирования, размещения и исполнения государственного заказа в Российской Федерации. При этом в связи с постоянными изменениями федерального законодательства система государственного заказа находится в процессе непрерывного развития и корректировки и требует проведения анализа ее эффективности в более длительной перспективе.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС-КонсультантПлюс
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС-КонсультантПлюс
3. Статистические данные Единого портала государственных закупок // Режим доступа: http:// www. zakupki. gov. ru/
4. Статистические данные Федеральной антимонопольной службы // Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ spheres/order.html?theme=6.
-32-
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 2/2015