Научная статья на тему 'Оценка эффективности режимов технического обслуживания и ремонта воздушных судов в эксплуатации'

Оценка эффективности режимов технического обслуживания и ремонта воздушных судов в эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1414
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГЛАМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ / REGULATION OF MAINTENANCE / A FORM OF MAINTENANCE / THE EFFICIENCY OF MAINTENANCE WORK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Далецкий Станислав Владимирович, Кулешов Александр Анатольевич, Камзолов Сергей Константинович

Изложен метод оценки эффективности регламента технического обслуживания воздушных судов на этапах разработки, испытаний и эксплуатации воздушных судов. Показаны пути совершенствования регламента обслуживания отечественных типов воздушных судов относительно зарубежных аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Далецкий Станислав Владимирович, Кулешов Александр Анатольевич, Камзолов Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF MODES OF MAINTENANCE AND REPAIR OF AIRCRAFTS IN OPERATION

The method of an assessment of efficiency of regulations of maintenance of aircrafts at development stages, tests and operation of aircrafts is stated. Ways of improvement of regulations of service of domestic types of aircrafts of rather foreign analogs are shown.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности режимов технического обслуживания и ремонта воздушных судов в эксплуатации»

УДК 621.396

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЖИМОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

В ЭКСПЛУАТАЦИИ

С.В. ДАЛЕЦКИЙ, А.А. КУЛЕШОВ, С.К. КАМЗОЛОВ

Изложен метод оценки эффективности регламента технического обслуживания воздушных судов на этапах разработки, испытаний и эксплуатации воздушных судов. Показаны пути совершенствования регламента обслуживания отечественных типов воздушных судов относительно зарубежных аналогов.

Ключевые слова: регламент технического обслуживания, форма технического обслуживания, эффективность регламентных работ.

Режимы ТОиР ВС определяются регламентом ТО (РО), который представляет собой «Документ, устанавливающий режимы технического обслуживания воздушного судна или изделия авиационной техники»[1].

Полнота и качество оформления РО определены действующими документами [3], оцениваются при испытаниях ВС и при необходимости корректируются в процессе эксплуатации ВС.

Эффективность режимов ТОиР ВС характеризует затраты труда, времени и средств на обеспечение использования ВС по назначению и поддержанию его лётной годности на уровне установленных требований. Эффективность режимов ТОиР характеризует, с одной стороны, эксплуатационно-технические характеристики ВС как объекта эксплуатации, с другой стороны, полноту реализации ЭТХ в процессе эксплуатации ВС в реальных условиях авиакомпаний.

Формирование ЭТХ ВС производится в процессе проектирования, изготовления и испытания ВС данного типа и не входит в задачи данной работы, а вот полнота реализации ЭТХ, выраженная через режимы ТОиР и отраженная в типовой ЭД данного ВС, определяется качеством ЭД и применяемыми методами формирования режимов ТОиР и определяет эффективность РО.

Показатели эффективности ЭТХ и РО в целом определяют надежность и безопасность эксплуатации ВС и экономичность процессов его технической эксплуатации, причем первая группа показателей определяет необходимые условия эксплуатации ВС, а вторая группа - достаточные условия.

Основным показателем, характеризующим ЭТХ ВС относительно режимов ТОиР, является значение Кт - объединенной удельной оперативной трудоемкости ТОиР при заданной или реализованной продолжительности типового полета - т„. В заданной структуре РО [3] плановое техническое обслуживание и ремонт ВС проводятся при оперативных и периодических видах ТО и на трудоемких формах (КВР) или капитальном (среднем) ремонте в соответствии с ЭД.

Очевидно, что значения Кт могут быть оценены в различных условиях эксплуатации ВС, поэтому полученные оценки приводятся к некоторым типовым условиям эксплуатации.

Расчет удельной трудоемкости ТОиР выполняется по следующему алгоритму.

Пусть Г; есть нормативная трудоемкость /-й формы ТО, а ^ - периодичность ее выполнения. Очевидно, что минимальная суточная наработка регионального, БМС и СМС типа ВС при регулярной эксплуатации может составлять два челночных полета типовой продолжительности -£я, тогда удельная нормативная трудоемкость оперативного вида ТО при заданной структуре РО [3], составит:

где ££- периодичность формы Б в сутках; , , ТА2 ,Т%- трудоемкость форм /4 1, /12 и Б соответственно; 1п - продолжительность типового полета; Гов, Ггс , Тсс - трудоемкость комплексов работ по

обеспечению вылета (ОВ), встрече (ВС) и обеспечению стоянки (ОС) соответственно.

Удельная нормативная трудоемкость периодического ТО составит

(2)

где наработка ВС за полный цикл периодических форм ТО; трудоемкость каждой 7-й формы периодического ТО в цикле; п - количество форм <¡01 периодического ТО в цикле.

Удельная нормативная трудоемкость ремонтов Кт^ или КВР определяется по аналогии с (2).

Суммарная удельная нормативная трудоемкость ТОиР ВС составит

&Т = &ТОп + &ТП + &Тр- (3)

Непосредственно по технологическим картам может быть оценена только оперативная составляющая (Топ) трудоемкости каждой работы ТОиР, что и необходимо при оценке и корректировке режимов ТОиР. Подготовительно-заключительная работа (ДГц) связана с подготовкой и уборкой рабочих мест, инструмента и т.д. Дополнительные работы (ЛТ2) определяют затраты труда на поиск и устранение неисправностей. Страховая трудоемкость (ДТ’з) включает время на отдых и личные надобности персонала ТОиР, отпуска и страховые периоды персонала. Накладная трудоемкость (Л74) определяет затраты труда руководства и обслуживающего персонала на организацию и обеспечение процессов ТОиР ВС. Значения величин ДТ1 ^ ДТ4 могут быть получены по отраслевым нормам и опыту эксплуатации ВС в различных авиапредприятиях и в сумме должны составлять не более 30-50% от значения ТОП.

Значения (3"оп) могут быть получены по выражениям (1)-(3) непосредственно хронометражем каждой работы ТОиР, по технологическим картам руководства по технической эксплуатации ВС (РЭ) или по технологическим картам на выполнение регламентных работ, если РЭ на данный тип ВС не выпускалось.

При изменении продолжительности типового полёта в авиакомпании относительно расчётного КТоп из (1) определяется с коэффициентом:

^ТОл(А'Г ^Тл.тт ’ (4)

Т0п(£)

где 1;пф - фактическая продолжительность типового полёта в авиакомпании.

По выражениям (1)-(4) определяется также и эффективность изменения режимов ТОиР для конкретной работы путем замены 7^ для формы ТОиР на соответствующие значения трудоёмкости для конкретной /-й работы. Вклад /-й работы в значение Кт определяется путем исключения или добавления этой]-й работы в соответствующие виды и формы ТОиР.

С другой стороны, режимы ТОиР изделия АТ в значительной степени определяются видом изделия и методом его эксплуатации [2], которые обуславливают не только содержание работ ТО, но и пределы использования изделия АТ по назначению. Отмена ресурсов и эксплуатация изделия АТ до безопасного отказа (ТЭО) или предотказного состояния (ТЭП) снижает удельные затраты на замену этих изделий за счёт увеличения средней наработки на замену.

Так для г-го изделия, которое в процессе эксплуатации несколько раз заменяется и ремонтируется, эффективность эксплуатации по методу ТЭО определяется выражением [2]

1^-1]- ЛС^<5>

где Сг выходной экономический эффект; С.: - стоимость /-го изделия; ДС/ктд- дополнительные

(к ресурсной эксплуатации) удельные эксплуатационные затраты; Т.:^Т.:иТ.^- средний реализуемый, назначенный и межремонтный ресурс /-го изделия соответственно; С. _ - стоимость планового ремонта /-го изделия.

с« - с,

Для изделий категорий А, В и С [2] выражение (5) применяется исключением соответствующих составляющих. При эксплуатации /-го изделия по методу ТЭП выражение (5) применимо заменой Т:ср на соответствующее значение средней наработки на замену, по достижению предотказного значения контролируемого параметра или их обобщенной совокупности.

Вводя значение ДСН - стоимости одного нормо-часа при ТО (или ремонте), можно рассчитать эффект для /-го изделия от применения методов ТЭО или ТЭП в удельной трудоемкости ТО (или ремонта)

где с(и Г^- из (5).

Анализ опыта эксплуатации ВС различных типов в РФ показывает, что эффект от применения методов ТЭО и ТЭП для отечественных типов ВС ГА существенно превышает эффект от корректировки их режимов ТОиР, однако применение этих методов в эксплуатации не может быть выполнено без корректировки режимов ТОиР для изделий и ВС в целом.

Предложенные методы позволяют оценить суммарную эффективность работ по корректировке режимов ТОиР изделий АТ и их переводу на методы эксплуатации ТЭО и ТЭП суммированием результатов расчетов по (1) и (6).

Следует отметить также, что предложенные методы оценки эффективности режимов ТОиР ВС ГА позволяют проводить сравнительный анализ эксплуатационных качеств различных типов отечественных и зарубежных ВС ГА.

Так приведённые расчёты эффективности режимов ТОиР для самолёта Як-42 показывают его низкую эффективность по удельным трудозатратам относительно аналога В-737-300. Однако сравнение содержания РО для Як-42 и В-737-300 показывает, что для В-737-300 работы ОВ, ВС и ОС исключены из РО и переведены в аэродромное обслуживание, хотя технологические графики подготовки одиночного самолёта к повторному вылету практически одинаковы по трудозатратам [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р 53863-2010. Воздушный транспорт. Система ТОиР авиационной техники. Термины и определения. - М.: Стандартинфо, 2011.

2. Далецкий С.В. Формирование эксплуатационно-технических характеристик воздушных судов гражданской авиации. - М.: Воздушный транспорт, 2005.

3. ОСТ 54 30054-88. Система ТОиР авиационной техники. Ремонт технического обслуживания самолёта (вертолёта). - М.: ЦНТИ ГА, 1988.

4. Нормы времени на техническое обслуживание самолёта Як-42. - М.: ЦНТИ ГА, 1991.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF MODES OF MAINTENANCE AND REPAIR OF AIRCRAFTS IN OPERATION

Daletskiy S.V., Kuleshov A.A., Kamzolov S.K.

The method of an assessment of efficiency of regulations of maintenance of aircrafts at development stages, tests and operation of aircrafts is stated. Ways of improvement of regulations of service of domestic types of aircrafts of rather foreign analogs are shown.

Key words: regulation of maintenance, a form of maintenance, the efficiency of maintenance work.

Сведения об авторах

Далецкий Станислав Владимирович, 1944 г.р., окончил МАИ (1969), заслуженный работник транспорта РФ, доктор технических наук, начальник отдела ГосНИИ ГА, автор более 150 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация воздушных судов.

Кулешов Александр Анатольевич, 1960 г.р., окончил МИИГА (1984), Академию внешней торговли (1996), доктор технических наук, заместитель генерального директора ГосНИИ ГА, автор более 40 научных работ, область научных интересов - самолётостроение, системы послепродажной поддержки и методы интегрированной логистической поддержки создания и эксплуатации авиационной техники.

Камзолов Сергей Константинович, 1941 г.р., окончил МАИ (1964), доктор технических наук, профессор МГТУ ГА, автор более 150 научных работ, область научных интересов - взаимодействие летательных аппаратов с атмосферным электричеством и их молниезащита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.