ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЦИКЛИНГА
А.В. Абрамов, доктор экономических наук, профессор. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Предложен показатель эффективности рециклинга, учитывающий экономическую эффективность процесса, предотвращение экологического ущерба и объемы наличных отходов.
Ключевые слова: рециклинг, эффективность, оценка
ESTIMATION OF EFFICIENCY RECYCLING
A.V. Abramov. Saint-Petersburg state marine technical university
The parameter of efficiency recycling, considering economic efficiency of process, prevention of ecological damage and volumes of cash waste is offered.
Key words: recycling, efficiency, an estimation
Становление масштабной индустрии утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов является важнейшей экономической задачей, решение которой приведёт к развитию экономической системы рециклинга, а именно к оздоровлению экологической ситуации, увеличению количества предприятий малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест, сохранению природных и энергетических ресурсов России.
Переработка отходов производства является насущной проблемой, стоящей на пути сбалансированного развития мирового сообщества. О важности этой проблемы свидетельствуют не только огромные запасы всевозможных промышленных и бытовых отходов, но и принятые в подавляющем большинстве государств мира законодательные и подзаконные акты, направленные на регламентацию и поддержку деятельности, связанной с утилизацией и повторным использованием отходов.
Опыт утилизации отходов в зарубежных странах показал, что рыночные отношения сами по себе не способны эффективно регулировать процессы обращения с отходами и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Большинство стран Европы решают вопросы ресурсосбережения и обращения с отходами в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования работ с ними. Для того чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным и выгодным в России, необходима коррекция законодательной и нормативной базы в области ресурсосбережения.
В июле 2004 г. на саммите «Группы восьми» (G8) правительство Японии в лице премьер-министра Дзуинтиро Коидзуми выдвинуло «Инициативу 3 R» в области обращения с отходами (Reduce - сокращение, Reuse - повторное использование, Recycle -использование в качестве вторичных ресурсов). Лидеры других стран, входящих в G8, инициативу поддержали. Первоочередной задачей в соответствии с этой инициативой должно стать сведение к минимуму накопления отходов внутри самих стран.
Проблема сокращения отходов тесно связана с вопросами устойчивого экономического развития. Это связано с постоянно растущим спросом на сырьё, при одновременном сокращении доступных запасов и конечной исчерпаемости природных ресурсов. Рациональное использование ресурсов становится критически важным для обеспечения сырьем общественного производства.
Участниками конференции было подчеркнуто значение «промышленного симбиоза», или «общества с замкнутой экономикой»: это когда отходы одного производства становятся ресурсами для другого, то есть построение «общества без производства отходов». Принятая
во всех экономически развитых и большинстве развивающихся стран европейская парадигма обращения с отходами заключается в следующем: «предотвратить, сократить, повторно использовать, утилизировать, безопасно разместить в природной среде, захоронить».
Целый ряд индустриально развитых стран осознали необходимость пересмотра политики и практики обращения с отходами. Более жёсткие санитарно-гигиенические нормы в области отходов, подкреплённые соответствующими экономическими санкциями, стали мощным стимулом к внедрению более эффективных мер борьбы с отходами во всех странах «Группы восьми».
Предлагаемые меры полностью соответствуют основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. Рециклинг отходов в условиях недостатка средств на развитие добывающих мощностей позволит обеспечить существенное замещение потребного сырья.
Зачастую использование вторичных ресурсов улучшает и технико-экономические показатели производства, поскольку возникает экономия энергии при замещении первичного сырьевого ресурса вторичным.
В России в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», реализуемой Федеральным агентством по науке и инновациям, вопросы рационального природопользования представляют отдельное направление научных исследований и технологических разработок.
Надзорным государственным органом за соблюдением предприятиями экологической, промышленной и радиационной безопасности в Российской Федерации является Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Повышение эффективности управления отходами остается одной из важнейших задач в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению и снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Наряду с этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение с отходами в процессе производства продукции и оказания услуг, при обезвреживании и размещении опасных отходов.
На саммите «Группы восьми» была признана необходимость разработки критериев, позволяющих определить эффективность мероприятий рециклинга. С помощью такого критерия предполагается выявлять и осуществлять наиболее значимые для общества в целом мероприятия по утилизации и переработке отходов. Однако такой обобщающий показатель результативности рециклинга, по нашим данным, еще не разработан.
По нашему мнению, при рассмотрении эффективности рециклинга следует обратить внимание на два ключевых вопроса в сфере ресурсосбережения: экономическую эффективность использования ресурсов и предотвращение загрязнения окружающей среды. Также необходимо учитывать наличие и объемы тех или иных отходов на исследуемых территориях.
Предлагается ввести понятие индекса эффективности рециклинга (1ег), учитывающего эти основополагающие вопросы.
1ег = F (Е, Ec, M) ^ 1,0 ,
где 1ет - индекс эффективности рециклинга; Е - показатель экономической эффективности рециклинга; Ес - показатель экологической значимости рециклинга; М - показатель относительного объема предполагаемого рециклинга.
В соответствии с представленной моделью, эффективность рециклинга для общества в целом (а не для отдельных исполнителей работ) зависит от трех составляющих:
экономической, экологической и «масштабной». Измеритель (индекс 1ег) находится в пределах 0,001- 1,0. Чем большее его значение - тем эффективнее рециклинг.
Экономическая составляющая отражает экономическую эффективность всего процесса рециклинга.
Несмотря на отсутствие законодательной и концептуальной базы рециклинга, в России имеется солидный научно-технологический задел и опыт оценки экономической эффективности этих процессов. Применительно к рециклингу опыт экономической оценки процессов особенно развит в области утилизации и переработки отходов металлов.
Анализ накопленного опыта позволяет утверждать, что по совокупности своих возможностей металлургия является областью промышленности, приспособленной более всего для переработки промышленных и бытовых отходов, и, в частности, для рециклинга металлосодержащих материалов. И это экономически высокоэффективный бизнес.
Экологическая составляющая отражает степень предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду. Это отражается как в полном предотвращении экологического негативного воздействия, так и в уменьшении наносимого отходами экологического вреда. Учитывается степень опасности отходов для окружающей среды (человека) и степень «самоликвидации», разложения отходов.
Масштабная составляющая отражает количественное содержание отходов на территории (страны, региона). Введение этого показателя обусловлено их неоднородностью в регионах.
Например, для некоторых стран доля радиоактивных отходов ничтожно мала или отсутствует вовсе по сравнению с другими странами. В промышленных регионах весьма значительна доля металлолома, а в курортных - бытовых отходов и т.д.
Ежегодно в России образуется порядка 3,4 млрд тонн отходов, в том числе твердых бытовых отходов - 36 млн тонн. Из них примерно 2,7 млрд тонн вывозится в места временного захоронения (терриконы, хвостохранилища, полигоны промышленных отходов). Состав отходов, их вредное воздействие на экологию и экономическая эффективность процесса их рециклинга существенно отличаются по регионам. При этом эксперты считают, что до 10 % бытовых и до 50 % промышленных отходов вполне могут быть переработаны во вторичное сырье по существующим технологиям.
Высокоэффективные результаты рециклинга, характеризующиеся высокой величиной индекса 1ет, подлежат проработке предприятиями на коммерческой основе, а низкоэффективные - реализуются с помощью государственной поддержи (на общегосударственном или федеральном уровнях).
Малый бизнес, на плечи которого в настоящее время легла вся тяжесть создания и функционирования сети предприятий по сбору и переработке отходов, не способен справиться с рециклингом отходов с низким показателем 1ет. Следует признать, что до сих пор в стране с низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор, транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение в местах временного захоронения.
Государственная поддержка должна быть отражена в правовых актах, узаконивающих и стимулирующих поддержку развития рециклинга в России, а также в бюджетном субсидировании мероприятий с низком значением индекса 1ет.
Литература
1. Бобович Б.Б., Деткин В.В. Переработка отходов производства и потребления. М.: Интермент-Инжениринг, 2000.
2. Юсфин Ю.С., Леонтьев Л.И., Черноусов П.И. Промышленность и окружающая среда. М.: Академкнига, 2002.
3. Рециклинг отходов. 2008. № 14; 2008. № 15; 2008. № 16.