Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
УДК 65.011.8
Оценка эффективности реструктуризации в разрезе сфер деятельности предприятий
Сухопарое Е.Н.
Аспирант кафедры экономики и организации производства Ульяновского государственного университета
В статье выделяются основные сферы реструктуризации предприятия. На основе анализа российской практики оценки эффективности реструктуризации предложен набор показателей. Данный набор позволяет оценить эффективность реструктуризации как в целом по предприятию, так и по отдельным направлениям реструктуризации.
Ключевые слова: эффективность реструктуризации, показатели эффективности, сферы
реструктуризации.
Реструктуризация является одним из неотъемлемых элементов развития любой организации. Это связано в первую очередь с необходимостью соответствия внутренней среды компании внешней, что позволяет реализовывать имеющиеся у организации возможности и адекватно отвечать на угрозы извне.
В то же время открытым остается вопрос о том, какие сферы деятельности предприятия могут и должны подвергаться реструктуризации.
Анализ используемых в российской практике подходов к реструктуризации позволил выделить несколько основных точек зрения:
- подвергаются изменениям какие-то отдельные структуры и сферы деятельности предприятия по отдельности и в различных сочетаниях. В каких-либо частных случаях реструктуризации подобная трактовка предмета реструктуризации может быть справедлива, однако характеризуя данный процесс вообще, нельзя утверждать, что он ограничивается закрытым списком сфер, которые должны быть пересмотрены;
- реструктурируются факторы производства.
Этот подход носит более комплексный характер, однако имеет такую особенность, как недостаточная детализация некоторых аспектов реструктуризации (реструктуризация организационно-правовой формы является отдельным вопросом по причине регулирования законодательством), и излишнее внимание к другим сторонам (например, реструктуризация земли как фактора производства);
71
- реструктуризация затрагивает все или почти все сферы деятельности организации и рассматривается по функциональным областям. Данный подход наиболее полно охватывает все стороны деятельности предприятия и подразумевает возможность независимой реструктуризации различных направлений деятельности предприятия.
Исследовав рассматриваемые в российской экономической литературе как объекты реструктуризации сферы деятельности предприятия, представляется возможным их структурировать следующим образом:
- производственная сфера, в т.ч. техническая и технологическая [1; 2; 3]. При этом реструктуризация активов предприятия является отдельным элементом реструктуризации производственной сферы;
- организационно-правовая и управленческая [4], в т.ч. оптимизация информационных потоков [5]. В рамках данной сферы понимается изменение структуры и методов менеджмента, включая оптимизацию численности и повышение квалификации управленческих кадров [6]. Кроме того, сюда стоит отнести и юридическую составляющую реструктуризации;
- финансовая [4], в первую очередь в части реструктуризации капитала (соотношение различных категорий пассивов организации).
Каждая из трех обозначенных сфер деятельности предприятий может быть реструктурирована как по отдельности, так и в комплексе с другими. Из этого следует, что и критерии оценки эффектив-
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
ности реструктуризации каждой сферы должны быть независимыми друг от друга. Описываемые в экономической литературе методы оценки эффективности реструктуризации можно разделить на две группы:
1. Оценивающие комплексную эффективность реструктуризации единым показателем без детализации по сферам деятельности;
2. Оценивающие какие-либо отдельные сферы деятельности предприятия как объекты реструктуризации и изменение эффективности их деятельности в результате реструктуризации. В некоторых методиках данные показатели сводятся в один, интегральный, в других - оцениваются по отдельности.
При этом распространенным является отсутствие увязки показателей, по которым оценивается эффективность реструктуризации, с той или иной сферой деятельности предприятия, являющейся объектом реструктуризации.
Можно выделить общую тенденцию, характерную для обеих групп подходов к оценке эффективности, в рамках которой превалирующее значение отдается показателям, характеризующим финансовую сферу. В то же время подобное рассмотрение вопроса оценки эффективности реструктуризации неправильно ввиду очевидной невозможности правильно оценить эффект, например, от новой структуры управления только показателями, характеризующими капитал организации.
Для построения альтернативной системы показателей эффективности реструктуризации было проведено сопоставление выделяемых исследователями основных показателей эффективности реструктуризации, а также рассмотрены объекты реструктуризации:
1. Показатели эффективности реструктуризации производственной сферы. Наиболее важными и отражающими эффективность реструктуризации производственной сферы показателями являются рентабельность производства, активов, производительность труда и фондоотдача. Также значимыми показателями являются изменение сальдо арендных платежей (что будет отражать изменение эффективности использования недвижимости как фактора производства [7, с. 175]). Качество работы производственной сферы, с точки зрения правильности организации, характеризуют аварийность [8, р. 23], то есть число поломок оборудования, которые приводят к его остановке или выходу из строя, и уровень брака - доля некачественных изделий, выявленных на стадии внутреннего контроля или после продажи изделия в общем объеме произведенной продукции.
2. Показатели эффективности реструктуризации организационно-правовой и управленческой сферы. Первым из них можно выделить изменение управ-
ленческих и коммерческих издержек, что характеризует экономию или дополнительные затраты на непроизводительные расходы, которые образуются в результате реструктуризации. Также предлагается ввести показатели, характеризующие успешность работы служб маркетинга: рост объемов продаж [9, с. 59] и доля рынка [5, с. 53]. В сфере управления персоналом предлагается ввести показатель доли персонала, прошедшего переобучение или повышение квалификации за последние три года. Кроме того, уровень удовлетворенности сотрудников работой косвенно можно определить по другим показателям - дисциплина (количество невыходов на работу и опозданий) и текучесть кадров [8; 10].
3. Показатели эффективности реструктуризации финансовой сферы. В качестве базы для измерения эффективности реструктуризации финансовой сферы взята обобщенная методика оценки финансового состояния. Согласно ей, для оценки успешности реструктуризации финансовой сферы предприятия можно использовать показатели прироста стоимости дисконтированных чистых денежных потоков и основные показатели обобщенной методики оценки финансовой устойчивости предприятия: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент финансирования и рентабельности собственного капитала.
Несмотря на то, что все результаты такого масштабного и многоаспектного процесса, как реструктуризация, заранее предусмотреть и оценить невозможно [11], требуется какая-либо база для оценки эффективности реструктуризации еще на стадии ее планирования.
По результатам анализа существующих подходов к оценке эффективности реструктуризации можно сделать вывод, что нельзя выбрать единственный показатель эффективности реструктуризации. Наиболее предпочтительным является использование набора показателей с учетом их динамики. В соответствии с этим сформирован портфель показателей, разбитый по блокам, соответствующим основным объектам реструктуризации. Для оценки эффективности реструктуризации как отдельных сфер деятельности предприятия, так и в целом на стадии планирования реструктуризации, рекомендуется провести сравнение по данным показателям вариантов реструктуризации между собой, а также с вариантом сохранения статус-кво. Желательным также является соотнесение данных показателей в разрезе сфер деятельности предприятия с целями основных заинтересованных сторон. Это вызвано тем, что при определении задач реструктуризации необходимо установить баланс интересов всех заинтересованных сторон. В этом случае шансы успешного прохождения реструктуризации будут максимальны.
72
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 3
Экономика
Литература:
1. Кальниченко Л., Мендрул А. Реструктуризация предприятий в условиях становления рыночной среды // Экономика Украины. - 2000. - № 10.
- С. 27-33.
2. Коноков Д., Рожков К. Реструктуризация крупных предприятий // Машиностроитель. - 1998.
- № 7. - С. 33-36.
3. Королькова Е.М. Реструктуризация предприятий. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 80 с.
4. Сушников И.А., Трифонов Ю.В. Проблемы реструктуризации российских предприятий // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - 2004. - № 2.
- С. 68-73.
5. Калижанов Б.К. Инвестиционное обеспечение реструктуризации производственной организации. - М.: Палеотип, 2005. - 160 с.
6. Синягин А. Региональные аспекты реструктуризации предприятий // Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 23. - С. 59-62.
7. Зеленцова Л.С., Зуева Е.Г. Функциональное моделирование реструктуризации развития организации на основе управления стоимостью бизнеса // Современные проблемы науки и образования.
- 2007. - № 6. - С. 173-179.
8. John P. Campbell. On the nature of organization effectiveness // New perspectives on organizational effectiveness. - San Francisco: Jossey-Bass, 1979.
- P. 13-55.
9. Рычихина Н.С. Реструктуризация как инструмент достижения стратегической устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 10. - С. 57-62.
10. Бодди Б., Пэйтон Р. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 1999. - 816 с.
11. Коноков Д.Г., Рожков М.А. и др. Организационная структура предприятий. - М.: ИСАРП, 1999.
- 176 с.
Restructuring Efficiency Evaluation in Terms of Various Scopes of Enterprise Activities
E. Sukhoparov Ulyanovsk State University
The article defines main areas in restructuring of the enterprise. The author presents the set of indicators, based on the analysis of Russian experience of restructuring efficiency. This set allows evaluating efficiency of restructuring as a whole and the efficiency of separate areas of restructuring either.
Key words: restructuring efficiency, efficiency indicators, areas of restructuring.
73