Научная статья на тему 'Оценка эффективности региональных налоговых льгот, предоставляемых образовательным учреждениям'

Оценка эффективности региональных налоговых льгот, предоставляемых образовательным учреждениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / ЛЬГОТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чухнина Г.Я.

В статье дана оценка эффективности налоговых льгот по образовательным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, и по коммерческим учебным учреждениям Волгоградской области. Эффективность представленных налоговых льгот проанализирована по наличию бюджетной, экономической и социальной эффективности. Доказано, что для возобновления льготного налогообложения образовательным учреждениям необходимо постоянное совершенствование методики с ранжированием балльной оценки с приоритетом социальной и экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности региональных налоговых льгот, предоставляемых образовательным учреждениям»

Налоговая политика

Удк 336.225.673:37

оценка эффективности региональных налоговых льгот,

предоставляемых образовательным учреждениям

г. я. чухнина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: galinachuhnina@mail.ru Волгоградский государственный университет

В статье дана оценка эффективности налоговых льгот по образовательным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, и по коммерческим учебным учреждениям Волгоградской области. Эффективность представленных налоговых льгот проанализирована по наличию бюджетной, экономической и социальной эффективности. Доказано, что для возобновления льготного налогообложения образовательным учреждениям необходимо постоянное совершенствование методики с ранжированием балльной оценки с приоритетом социальной и экономической эффективности.

Ключевые слова: налог, льгота, эффективность, налогоплательщик, оценка, критерии, методика.

Одним из направлений развития и совершенствования региональной налоговой системы является повышение эффективности налоговых льгот.

Налоговая льгота всегда подразумевает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, по которому размер налоговых изъятий для плательщика снижается или смягчается. Воспользоваться льготным порядком налогообложения плательщики налогов могут при строго определенных условиях, предусмотренных налоговым законодательством [1].

В 2008 г. налогоплательщики Волгоградской обл. пользовались налоговыми льготами, пред-

ставленными законодательством РФ, законами Волгоградской обл. и решениями органов местного самоуправления [2, 3, 4].

В Волгоградской обл. принято постановление от 04.12.2008 № 1665 «Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по региональным налогам и установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций» [6], которым утверждены порядок и методика проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Данными документами установлены критерии и методы определения бюджетного, экономического и социального эффекта налоговых льгот.

Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по наличию бюджетной, экономической и социальной эффективности по предоставленным и планируемым к предоставлению льготам по региональным налогам и установлению пониженной ставки по налогу на прибыль организаций организациям, за исключением организаций — пользователей объектов инвестиционной деятельности и некоммерческих организаций, полностью или частично финансируемых из областного бюджета.

Под бюджетным эффектом налоговых льгот понимаются полученные и планируемые к полу-

финансы и кредит

67

чению дополнительные налоговые поступления в областной бюджет, которые связаны с использованием налоговых льгот.

Бюджетная эффективность налоговых льгот рассчитывается по формуле:

КБЭ = НЦ / ПБнл,, где КБЭ — коэффициент бюджетной эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот за отчетный (планируемый) период;

НП( — объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет за отчетный (планируемый) период;

ПБнл( — сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот за отчетный (планируемый) период.

Сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот (ПБнл() рассчитывается по следующим формулам:

а) при уменьшении ставки налога:

ПБнл( = (НБ • СНп) - (НБ • СНл), где НБ — налогооблагаемая база;

СНп — ставка налога, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; СНл — ставка налога, применяемая с учетом предоставления налоговых льгот;

б) при уменьшении налогооблагаемой базы:

ПБ , = (НБ • СН) — (НБ • СН),

нл< ^ л п7 ^ п 7'

где НБ — налогооблагаемая база;

НБл — налогооблагаемая база, уменьшенная в результате предоставления налоговой льготы; СНп — ставка налога, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот менее единицы, то бюджетная эффективность налоговых льгот является низкой.

Для организаций — пользователей объектов инвестиционной деятельности экономическая, социальная и бюджетная эффективность определяется на период расчетного срока предоставления налоговых льгот из расчета не менее одного года и на период окупаемости.

Для некоммерческих организаций, полностью или частично финансируемых из областного бюджета, определяется эффективность расходов областного бюджета по планируемым к предоставлению налоговым льготам.

Под экономической эффективностью предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот понимается положительная

динамика следующих показателей деятельности организаций:

— объем производства продукции, выполненных работ, услуг;

— выручка от реализации;

— прибыль, исчисленная в целях налогообложения;

— среднегодовая стоимость основных средств.

Под социальной эффективностью предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот понимается создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы, в том числе создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения.

Оценка социальной эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется на основании положительной динамики следующих показателей:

— фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внешним совместителям;

— среднесписочная численность работников;

— среднемесячная заработная плата работников;

— улучшение условий и охраны труда;

— трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите;

— объем финансовой помощи для социально незащищенных слоев населения за счет оказания социальной помощи;

— количество введенных в действие объектов непроизводственной сферы организации;

— затраты на благотворительные цели;

— затраты на повышение экологической безопасности.

По данным отчетов Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, общая сумма выпадающих доходов от предоставления льгот во все уровни бюджетов составила в 2008 г. 6 524,3 млн руб., что на 30,8 % выше уровня предыдущего года.

В том числе налоговые льготы, представленные федеральным законодательством по пяти налогам, составили в 2008 г. 1 215,5 млн руб. и сократились на 10 % по сравнению с предыдущим годом (в 2007 г. — 1 348,6 млн руб.) (табл. 1).

Общая сумма льгот по данным налогам, представленная областным законодательством в 2008 г. выросла на 58 %, сумма льгот, предусмотренная решениями органов местного самоуправления, — на 14 % (табл. 2).

Значительная доля льгот (92 %) приходится на льготы органам государственной власти Волгоград-

Таблица 2

Налоговые льготы, предоставленные региональным законодательством в 2007—2008 гг., млн руб.

Таблица 1

Налоговые льготы, предоставленные федеральным законодательством в 2007—2008 гг., млн руб.

Льгота 2007 2008 2008 г. к 2007 г., %

По налогу на имущество организаций 1 246 1 058,3 85

По налогу на прибыль организаций 0 0 -

По транспортному налогу В том числе организациям физическим лицам 0 0,1

0 0 -

По земельному налогу В том числе организациям физическим лицам 33,4 56,5 169

0,3 0,3 -

По налогу на имущество физических лиц 68,9 100,3 145

Итого... 1348,6 1215,5 90

Наименование 2007 2008 2008 г. к 2007 г., %

Льготы, предоставленные законодательством Волгоградской обл.

По налогу на прибыль организаций 4,3 1 591,0 37 000

По налогу на имущество организаций 2 573,4 2 504,0 97

По транспортному налогу организациям 13,7 15, 5 113

По транспортному налогу физическим лицам 10,2 11, 2 110

Итого... 2 601, 6 4121,7 158

Льготы, предоставленные решениями органов местного самоуправления

По земельному налогу организациям 1 029,6 1 179,1 114

По земельному налогу физическим лицам 7 8 114

По налогу на имущество физических лиц 40 98 245

Итого... 1036,6 1187,1 114

ской обл., органам местного самоуправления, бюджетным учреждениям, организациям, созданным органами государственной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В 2008 г. сумма налоговых льгот, предоставленных областным законодательством, увеличилась по сравнению с 2007 г. на 1 520,1 млн руб. Значительное увеличение суммы льгот произошло по налогу на прибыль организаций (на 1 586,7 млн руб.), а по налогу на имущество организаций в 2008 г. сумма льгот снизилась на 3 %.

В сравнении с предыдущим годом отмечается увеличение суммы льгот по транспортному налогу на 2,8 млн руб., в том числе по юридическим лицам — на 1,8 млн руб., по физическим лицам — на 1 млн руб. Основными пользователями льгот стали органы государственной власти Волгоградской обл., органы местного самоуправления Волгоградской обл. и созданные ими организации.

Налоговая отчетность о базах налогообложения не содержит информации о величине льгот, предоставленных законами Волгоградской области разным категориям налогоплательщиков. Поэтому анализ налоговых льгот, предоставленных образовательным учреждениям, проведен на основе данных самих организаций, воспользовавшихся льготами в 2008 г.

Образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Волгоградской обл., в 2008 г. предоставлены льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Общее количество образовательных учреждений (средних специальных и высших) по состоянию на 01.01.2009 составляет 113, из них 56 — филиалы, головные организации которых зарегистрированы в других субъектах РФ (табл. 3).

Эффективность предоставленных налоговых льгот проанализирована по образовательным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, и по коммерческим учебным учреждениям.

Таблица 3

количество образовательных учреждений на территории Волгоградской обл., ед.

Высшие учебные заведения средние специальные учебные заведения

наименование Зарегистрированы Зарегистрированы

Всего на территории области Филиалы Всего на территории области Филиалы

Общее количество на 01.01.2009 54 16 38 59 41 8

Учебные заведения, финансируемые 23 9 14 28 20 8

за счет средств федерального бюджета

Учебные заведения, финансируемые 1 1 — 28 18 10

за счет средств областного бюджета

Учебные заведения, финансируемые 2 2 — — — —

за счет средств местного бюджета

Коммерческие учебные заведения 28 4 24 3 3 —

Сумма налога, исчисленная за 2008 г. и не поступившая в бюджет в связи с предоставлением региональных льгот образовательным учреждениям, составляет 90,8 млн руб. (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из отчета о деятельности образовательных учреждений, представивших информацию, следует, что в сравнении с уровнем 2007 г. число обучающихся практически не изменилось, а на бесплатной основе снизилось на 0,8 %. Среднесписочная численность работников уменьшилась на 1,4 %, среднемесячная заработная плата одного работающего выросла на 22,8 %, прибыль в целях налогообложения — на 37 %, стоимость основных средств увеличилась на 8,5 %. Уплачено налогов в консолидированный бюджет области по сравнению с предыдущим годом больше на 22,8 %, в том числе платежи в областной бюджет возросли на 19,3 %. Сумма льгот, полученных в соответствии с законодательством Волгоградской обл., на 8,8 % больше, чем прирост платежей в консолидированный бюджет области и в 2,7 раза больше, чем прирост поступлений в областной бюджет.

В результате оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования, в соответствии с изложенной методикой [1] установлено следующее.

1. Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот составил 0,4 при необходимом значении не меньше 1,0 (сумма льгот больше суммы прироста налоговых поступлений в областной бюджет). В данном случае количество баллов, присваиваемых бюджетной эффективности, равно 0 (табл. 5).

2. Коэффициент экономической эффективности составляет 3,0 при необходимом значении больше, либо равно 1,0 (рост по трем из четырех показателей, по которым осуществляется оценка экономической эффективности). Количество баллов равно 1.

3. Коэффициент социальной эффективности предоставленных налоговых льгот составил 3,0 при необходимом значении не ниже 1,0. Имеется рост по 3 из 4 рассматриваемых показателей. Количество баллов равно 1.

В целом сводная балльная оценка эффективности льгот по данной категории налогоплательщиков составляет 2 балла.

Льгота эффективна, если количество баллов, полученное в результате сводной оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности, равно трем.

По результатам оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных образовательным

Таблица 4

сумма налоговых льгот, предоставленных образовательным учреждениям в Волгоградской обл. в 2008 г., тыс. руб.

наименование Всего По налогу на прибыль организаций По налогу на имущество организаций По транспортному налогу

По образовательным учреждениям 90 821 6 034 84 016 771

По образовательным учреждениям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, и коммерческим 82 319 4 920 76 837 562

По образовательным учреждениям, финансируемым за счет средств областного бюджета 7 346 1 082 6 069 195

По образовательным учреждениям, финансируемым за счет средств местного бюджета 1 156 32 1 110 14

70

финансы и кредит

Таблица 5

Оценка бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот по состоянию на 01.01.2009, тыс. руб.

Наименование категории налогоплательщиков Фактическое поступление налоговых платежей в областной бюджет за предшествующий период (2007) Фактическое поступление налоговых платежей в областной бюджет за отчетный период (2008) Прирост налоговых поступлений в областной бюджет (гр. 3 / гр. 2) Фактическая сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот Коэффициент бюджетной эффективности (гр. 4 / гр. 5) Количество баллов (равно 0, если гр. 6 < 1; равно 1 если гр. 6 > 1)

1 2 3 4 5 6 7

Образовательные учреждения 171 953 205 113 33 160 82 320 0,4 0

учреждениям в 2008 г., можно сделать следующие выводы:

— основная доля в общей сумме льгот образовательным учреждениям приходится на учреждения, финансируемые из федерального бюджета (порядка 90 %);

— на сумму налога на имущество организаций и транспортного налога, высвободившихся в результате предоставления льгот, данным учебным заведениям было уменьшено финансирование из федерального бюджета. Следовательно, образовательные учреждения не смогли использовать суммы налога, высвободившиеся в результате предоставления льгот, на вышеназванные цели. Практически обязательства федерального бюджета были профинансированы из бюджета Волгоградской обл.

Представленные льготы оказались «неэффективными». С 01.01.2010 отменена льгота по налогу на имущество организаций образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Волгоградской обл. [5].

Отмена льгот негативно сказалась на финансировании образовательных учреждений. А ведь целью их предоставления являлась поддержка среднего и высшего профессионального образования:

— развитие материально-технической базы учебных заведений;

— сохранение бесплатных мест обучения.

Для возобновления льготного налогообложения образовательным учреждениям необходимо

постоянное совершенствование методики с ранжированием балльной оценки с приоритетом социальной и экономической эффективности [7].

Список литературы

1. Налоги и налоговое право: учеб. пособие для ВУЗов // под ред. А. В. Брызгалина. М: Аналитика-Пресс. 2007. 600 с.

2. О налоге на имущество организаций: закон Волгоградской области от 28.11.2003 № 888-ОД.

3. О ставках налога на прибыль: закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 352-ОД.

4. О транспортном налоге: закон Волгоградской области от 11.11.2002 № 750-0Д.

5. О внесении изменения в статью 2 закона Волгоградской области от 28 ноября 2003 г. № 888-ОД «О налоге на имущество организаций» и о признании утратившим силу закона Волгоградской области от 2 августа 2004 г. № 941-ОД «О внесении изменения в закон Волгоградской области от 28 ноября 2003 г. № 888-ОД «О налоге на имущество организаций»: закон Волгоградской области от 16.02.2009 № 1850-ОД.

6. Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по региональным налогам и установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций: постановление главы администрации Волгоградской области от 04.12.2008 № 1665.

7. URL: http://www.nalog.ru.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.