Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации инновационных территориальных кластеров'

Оценка эффективности реализации инновационных территориальных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INNOVATIVE REGIONAL CLUSTER / CLUSTER POLICY / REGIONAL AND NATIONAL ECONOMY / COMPETITIVENESS / VALUATION SYSTEM OF THE EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моржакова К.Э.

В статье отмечается, что преимущество и новизна кластерного подхода заключается в том, что он придаёт высокую значимость микроэкономической составляющей, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития. Кроме того, он предлагает эффективные инструменты для стимулирования регионального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности региональных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. Однако данное направление в экономической практике России является малоизученным: не существует комплексной системы измерителей эффективности их деятельности. Поэтому в данной статье приведен разработанный автором метод количественного анализа функционирования территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

The article notes that the advantage and novelty of the cluster approach is that it gives high importance to the microeconomic component, as well as to the territorial and social aspects of economic development. In addition, it offers effective tools for regional development stimulation, which manifests in increasing employment, the competitiveness of regional production systems, budget revenues, etc. However, this direction in Russia's economic practice is poorly understood: there is no integrated system for measuring their performance. Therefore, this article presents the method of quantitative analysis of the functioning of territorial clusters developed by the author.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации инновационных территориальных кластеров»

электронный научно-экономическии журнал

Оценка эффективности реализации инновационных территориальных кластеров

Моржакова К.Э. Главный специалист Управления корпоративных отношений и правового обеспечения Российского союза промышленников и предпринимателей.

Morzhakova K.E. Chief specialist of the Corporate Relations and Legal Support Department of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs.

Аннотация: В статье отмечается, что преимущество и новизна кластерного подхода заключается в том, что

он придаёт высокую значимость микроэкономической составляющей, а также территориальному

и социальному аспектам экономического развития. Кроме того, он предлагает эффективные инструменты для

стимулирования регионального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении

конкурентоспособности региональных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. Однако

данное направление в экономической практике России является малоизученным: не существует комплексной

системы измерителей эффективности их деятельности. Поэтому в данной статье приведен разработанный

автором метод количественного анализа функционирования территориальных кластеров.

Ключевые слова: инновационный территориальный кластер, кластерная политика, региональная и национальная экономика, конкурентоспособность, система оценки эффективности.

THE VALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS.

Annotation: The article notes that the advantage and novelty of the cluster approach is that it gives high importance to the microeconomic component, as well as to the territorial and social aspects of economic development. In addition, it offers effective tools for regional development stimulation, which manifests in increasing employment, the competitiveness of regional production systems, budget revenues, etc. However, this direction in Russia's economic practice is poorly understood: there is no integrated system for measuring their performance. Therefore, this article presents the method of quantitative analysis of the functioning of territorial clusters developed by the author.

Key words: innovative regional cluster, cluster policy, regional and national economy, competitiveness, valuation system of the effectiveness.

В настоящее время в России активно развиваются процессы кластеризации. Формирование и развитие инновационных территориальных кластеров отнесено к приоритетам социально-экономического развития России.

Формирование и развитие инновационных территориальных кластеров отнесено к приоритетам социально-экономического развития России.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], ключевыми элементами перехода к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития является формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года формирование инновационных территориальных кластеров в увязке с технологическими платформами и программами инновационного развития компаний с государственным участием является приоритетным направлением поддержки технологического развития [2].

электронный научно-экономический журнал стр 18

Необходимость формирования ряда инновационных высокотехнологичных кластеров, а также оказания дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров, указана в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].

Ответственным за разработку, реализацию и продвижение кластерной политики в России является Министерство экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах РФ, утвержденными Миэкономразвития России, к основным рискам реализации кластерной политики следует отнести [3]:

- риски выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики из бюджетных источников;

- риск недостаточной координации деятельности при реализации кластерных проектов на федеральном, региональном и местном уровнях;

- низкий уровень участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в реализации кластерных проектов;

- риск неэффективности мониторинга реализации кластерной политики вследствие отсутствия четкой

системы показателей оценки их эффективности.

Таким образом, на данный момент важным этапом в реализации кластерной политики считается разработка системы предупреждения рисков неэффективной реализации кластерной политики. Для этого необходимо разработать четкие критерии для оценки эффективности и результативности кластерных проектов и кластерной политики в целом. При этом очень важным представляется процесс расширения системы показателей, применяемой для оценки эффективности реализуемых проектов, который должен основываться на комплексном подходе.

Эффективность функционирования кластера может оцениваться долей в ВРП, уровнем заработной платы, количеством созданных рабочих мест. Повышение эффективности деятельности кластера должно увеличить налогооблагаемую базу территории. Признано, что кластеры играют заметную роль в формировании бизнес-климата в местах их расположения, кластеры представляют собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций.

В монографии «Роль государственных программ в развитии моногородов» под редакцией Ряховской А.П. описываются основные принципы, на которых должна основываться система показателей оценки результатов реализации государственных программ развития градообразующих предприятий [4].

Данные принципы применимы и к оценке инновационных территориальных кластеров, так как анализ эффективности обеих структур должен основываться на учете влияния, которое оказывает кластер или градообразующие предприятия на социально-экономическое положения территории их базирования.

Таким образом, представленная в данной работе система оценки эффективности и результативности кластера основывается на разработанных в данной монографии принципах и алгоритме анализа. Следует подчеркнуть, что разработанная система была доработана и дополнена с учетом особенностей кластера, его роли в экономике региона.

Система показателей должна основываться на следующих принципах:

— формироваться на основе главной цели развития региона - повышение качества жизни населения и развития экономики;

— отражать повышение уровня и качества жизни населения региона;

— включать качественные показатели «результативность управления экономикой региона» и количественные показатели «результативность социально-экономического развития региона»;

— соответствовать специфике экономической специализации, ресурсного обеспечения региона, стратегическим направлениям развития, требованиям устойчивого развития.

электронный научно-экономический журнал стр 19

Представляется, что эффективность государственных программ формируется на стадии разработки проектов, что предполагает проведение детального анализа именно на этом этапе. Поэтому предлагается следующий алгоритм анализа кластерных программ:

1. Мониторинг финансово-экономического состояния кластера.

2. Разработка адекватных государственных программ в зависимости от степени финансовой устойчивости организаций - участников кластера.

3. Оценка государственной программы с позиций инвестиционного проекта: объемы инвестиций, срок окупаемости, ожидаемый экономический результат (доход, прибыль, дисконтированный денежный поток, рентабельность инвестиций и др.).

4. Реализация программ и оценка эффективности этого процесса на уровне кластера, анализ происходящих изменений.

5. Формирование системы показателей, отражающих влияние реализуемой программы на социально-экономическое состояние региона и анализ их изменений.

6. Описание рисков реализации государственной программы, в том числе риска недостижения целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации [5].

Таким образом, создание системы мониторинга финансового состояния кластера решает ряд важных задач.

1. Дает четкое и ясное представление о сложившейся ситуации по основным аспектам формирования финансового состояния кластера на определенный момент.

2. Позволяет внедрить систему алгоритмов действий по устранению негативных отклонений.

3. Служит основой для оперативного принятия антикризисных управленческих решений по улучшению финансового состояния градообразующего предприятия.

4. Способствует снижению информационного риска, поскольку мониторинг выявляет не только проблемы,

но и бухгалтерские некорректности.

Так, оценку результатов реализации государственных программ на уровне кластера можно проводить, основываясь на показателях качества жизни и потенциале социально-экономического роста региона, а также используя показатели экспресс-диагностики оценки предпринимательской деятельности кластера. Для анализа результатов реализации программ целесообразно рассматривать процесс изменения этих показателей (абсолютное и относительное).

В статье предложена развернутая система показателей с учетом уже установленных критериев, по которым анализируется результативность предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексного проекта по развитию инновационного территориального кластера (таблица 12), разработанная на основе методики, описанной в статье «Оценка эффективности государственных программ, реализуемых в моногородах» [6].

электронный научно-экономическии журнал

№ 5 (37) 2017

Таблица-12 Показатели оценки эффективности развития инновационного территориального кластера

стр 20

Наименование группы показателей Наименование показателя

1. Показатели, отражающие уровень влияния кластера на развитие региона или 1.Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации имеющихся рабочих мест, организациями-участниками,чел.

косвенно отражающие потенциал такого влияния 2. Численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в том числе в области управления инновационной деятельностью,чел.

3. Доля кластера в общем обороте малых и средних предприятий региона,%

4. Доля кластера в общем объеме поступления патентных заявок и выдачи патентов региона,%

5. Объем иностранных инвестиционных поступлений, руб.

6.Доля кластера в ВРП,%

7.Выработка на одного работника организаций-участников, руб.

8.Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых организациями-участниками

9.Доля кластера в совокупной выручке организаций-участников от продаж продукции на экспорт,%

10.Общий объем инвестиций в развитие кластера, бюджетные средства

11.Объем инвестиционных затрат организаций-участников кластера

12.Вес кластера в общем объеме налоговых отчислений в бюджет региона,%

13.Доля кластера в общем объеме отгруженной инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг региона,%

14. Доля численности работников кластера в общей численности занятых в экономике Нижегородской области,%

15.Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций -участников кластера к показателю по региону

16.Соотношение уровня зарегистрованной безработицы на территории базирования кластера (муниципального образования) к показателю по региону

17.Общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест в период реализации проектов,чел.

2. Коэффициенты финансовой устойчивости 1.Коэффициент автономии (показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования)

2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (показывает наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости)

3. Коэффициенты ликвидности и платёжеспособности 3.Коэффициент текущей ликвидности (характеризует текущее финансовое состояние и показывает достаточность у предприятия оборотных средств, которые могут быть использованы на погашение краткосрочных обязательств)

4.Коэффициент абсолютной ликвидности (показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена немедленно (на момент составления баланса), не полагаясь на дебиторскую задолженность)

электронный научно-экономический журнал стр 21

5.Степень платежеспособности по текущим обязательствам (характеризует период возможного погашения градообразующим предприятием текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки)

4. Показатели рентабельности 6.Рентабельность продаж,% (показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля реализованной продукции (работ, услуг)

7.Рентабельность совокупных активов, % (показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы)

5. Показатели оборачиваемости 8.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (характеризует скорость оборота мобильных средств, или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида актива)

9.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (показывает скорость оборота дебиторской задолженности)

10.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (показывает скорость оборота кредиторской задолженности)

6. Показатели интенсификации основной деятельности 11.Фондоотдача (показывает, сколько выручки от реализации продукции приходится на один рубль, вложенный во внеооборотные активы)

12.Материалоотдача (показывает, сколько выручки от реализации приходится на один рубль материальных затрат)

13.Трудоотдача (характеризует соотношение производительности труда и затрат на оплату труда)

Для анализа социального развития территорий, на которых базируются кластеры, предлагается использовать методику, предложенную Ерховым М.В., которая позволяет оценить качество жизни населения и уровень развития человеческого капитала [7].

Индекс социального развития в регионах определялся как среднее взвешенное индексов измерений социального развития. В основу кластеризации положены следующие признаки:

- индекс образованности (ИО - изменение удельного веса жителей, имеющих среднее образование);

- индекс долголетия (ИД - изменение средней продолжительность жизни за анализируемый период);

- индекс материального благосостояния (ИМБ изменение объёма валового внутреннего продукта моногорода на одного жителя за анализируемый период);

- индекс социального развития (ИСР = (ИО + ИД + ИМБ)/3);

- коэффициент сбалансированности социального развития (КССР=1/[(ИСР- ИО)2 + (ИСР - ИД)2 +(ИСР— ИМБ)2];

- среднегодовые темпы роста индекса социального развития (СГТР = (ИСР9/ИСР5)-1).

Таким образом, представленная система показателей и методика включает в себя не только абсолютные показатели деятельности кластера, но и позволяет проанализировать влияние кластерного образования на социально-экономическое положение региона. Преимуществами предложенного анализа являются:

1. Возможность оценить платежеспособность и финансовую устойчивость инновационного территориального кластера посредством коэффициентов финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, а также с помощью показателей рентабельности, оборачиваемости и интенсификации основной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Возможность оценить уровень влияния кластера на территорию его базирования посредством общих экономических и социальных показателей;

3. Использование данных индикаторов позволяет оценить развитие кластера достаточно комплексно.

Несмотря на то что данная система показателей не исчерпывает характеристики всех сторон оценки эффективности деятельности кластера, так как недостаточно данных официальной статистики,

электронный научно-экономический журнал стр 22

представляется целесообразным ограничиться ими для обеспечения более чёткого понимания происходящих перемен.

Таким образом, отсутствие комплексной системы критериев социально-экономической оценки результатов реализации государственных программ, выделяемых инновационным территориальным кластерам, свидетельствует о поверхностном подходе к анализу эффективности использования бюджетных и привлеченных средств, выделяемых для финансирования программ развития, что увеличивает риск неоправданного завышения объемов финансирования. С другой стороны, наличие подобной системы показателей анализа деятельности кластера позволяет оценить их социально-экономическую эффективность, обоснованность и реалистичность изложенных в программных документах проектов и путей их реализации.

Система анализа деятельности кластера должна отражать реальную ситуацию организаций - участников кластера, соответственно, объёмы финансирования должны быть адекватны по отношению к уровню угрозы кризиса и его последствий. Иначе не будет достигнут ожидаемый эффект, или государство будет нести неоправданно высокие затраты и потери.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14.05.2015).

3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2014 № 20615-ак/д19). [Электронный ресурс].-URL:http://www. consultant.ru /document/cons doc LAW 113283/ (дата обращения 02.05.16).

4. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Крюкова О.Г. Роль государственных программ в развитии моногородов: Монография: / Под ред. А.Н. Ряховской. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 272 с.

5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

6. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Крюкова О.Г., Арсенова Е.А. Оценка эффективности государственных программ, реализуемых в моногородах //Проблемы современной экономики, 2013. №1(45). С. 126-131.

7. Ерхов М.В. Совершенствование инструментов стратегического планирования социально-экономического развития регионов. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011, 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.