Научная статья на тему 'Оценка эффективности работы муниципальных органов власти'

Оценка эффективности работы муниципальных органов власти Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
861
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENTS / PERFORMANCE EVALUATION OF THE LOCAL GOVERNMENT / THE METHODS OF PERFORMANCE ASSESSMENT OF LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арутюнова А. С., Овсянникова Д. К.

В статье проанализированы основные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области. Авторы утверждают, что сегодня проблема эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований является одной из наиболее острых в сфере государственного управления; подчеркивают важность реформирования органов местного самоуправления для получения эффективного результата деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Арутюнова А. С., Овсянникова Д. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the key performance indicators and local governments of the Volgograd region.The fact that today the problem of efficiency of local government municipalities is one of the most acute in the area of public administration is stressed. It`s noticed the importance of reforming the local government for effective performance

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности работы муниципальных органов власти»

управление

УДК: 351/354

оценка эффективности работы муниципальных органов власти*

Аннотация. В статье проанализированы основные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области. Авторы утверждают, что сегодня проблема эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований является одной из наиболее острых в сфере государственного управления; подчеркивают важность реформирования органов местного самоуправления для получения эффективного результата деятельности.

Ключевые слова: органы местного самоуправления; оценка эффективности и результативности муниципальных органов власти; методика оценки эффективности работы органов местного самоуправления.

Abstract. The article analyzes the key performance indicators and local governments of the Volgograd region. The fact that today the problem of efficiency of local government municipalities is one of the most acute in the area of public administration is stressed. It's noticed the importance of reforming the local government for effective performance.

Keywords: local governments; performance evaluation of the local government; the methods of performance assessment of local government.

Арутюнова А. С.,

студентка

Финансового университета H aLpina93@maiL.ru

Овсянникова Д. К.,

студентка

Финансового университета H vsiannikva@yandex.ru

Урюпинский район расположен в северо-западной части Волгоградской области. По результатам комплексной оценки эффективности работы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области за 2013 г. Урюпинский район находится на 9-м месте с показателем 54% по 100-балльной шкале [1].

Данные, представленные в табл. 1, показывают, что население более всего удовлетворено качеством предоставляемых услуг в сфере культуры. Однако показатели удовлетворенности дошкольным образованием не достигли приемлемого уровня.

Также и качество медицинской помощи не соответствует норме.

Ленинский район расположен в юго-восточной части Волгоградской области на левом берегу реки Ахтубы, в 67 км от Волгограда. По результатам комплексной оценки эффективности работы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Волгоградской области за 2013 г. Ленинский район находится на 23-м месте с показателем 47% по 100-балльной шкале [2].

Из табл. 2 следует, что самый высокий показатель удовлетворенности населения относится к медицинской помощи - 67%. Однако дошкольное образование не получает даже 50% из 100 возможных. Самый низкий показатель - удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами, 22%.

Стоит отметить, что горизонтальные связи между районами области налажены довольно слабо, несмотря на тот факт, что с их помощью осуществляется непосредственное направленное взаимодействие элементов всей системы.Сказанное в полной мере применимо к области как социальной организации и объясняет особую актуальность исследования процессов горизонтального взаимодействия ее составных частей - районов, которые как раз и являются упомянутыми центрами принятия решений. Именно горизонтальные отношения

* На примере Волгоградской области.

Научный руководитель: Бутова Т.В., кандидат экономических наук, доцент.

оценка эффективности работы муниципальных органов власти

Таблица 2

Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления ленинского муниципального района за 2013 г.

Таблица 1

Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Урюпинского муниципального района за 2013 г.

Показатель 0ценка,%

Удовлетворенность населения медицинской помощью 56

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования 45

Удовлетворенность населения качеством общего образования 70

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами 63

Удовлетворенность населения деятельностью областных органов местного самоуправления 87

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры 79

Показатель Оценка,%

Удовлетворенность населения медицинской помощью 67

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования 46

Удовлетворенность населения качеством общего образования 58

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами 22

Удовлетворенность населения деятельностью областных органов местного самоуправления 52

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры 55

превращают область в единый организм. Самостоятельные в пределах закрепленных за ними полномочий и предметов ведения районы объективно заинтересованы в координации своих действий во всех сферах: политической (во взаимоотношениях с районной властью, в частности по вопросам совместного ведения), экономической (объединение ресурсного, финансового, инвестиционного потенциала), социальной (вопросы миграции населения). Даже такой краткий перечень проблем, решаемых посредством координации действий районов, наглядно показывает значение горизонтального уровня отношений.

Для решения обозначенных выше проблем требуется единый центр принятия решений как конеч-

ный пункт отправления власти. Им является Совет руководителей местного самоуправления [3].

Совет руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области при Волгоградской областной Думе (далее - Совет) является постоянно действующим совещательным и консультативным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия Волгоградской областной Думы с представительными органами муниципальных образований и развития местного самоуправления в Волгоградской области [4]. Основными задачами Совета являются: 1) выработка рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Волгоград-

УПРАВЛЕНИЕ

Таблица 3

Показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

Волгоградской области за 2013-2014 гг.,%

Показатель 2013 г. План (2014-2016 гг.)

Удовлетворенность населения медицинской помощью 72,34 85,0

Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования 44,76 56,47

Удовлетворенность населения качеством общего образования 68,39 77,92

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами 75,27 84,97

Удовлетворенность населения деятельностью областных органов местного самоуправления 58, 15 69,36

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры 77,07 88,56

ской области в целях реализации планов и программ социально-экономического развития и муниципальных образований;

2) содействие представительным органам муниципальных образований в осуществлении полномочий, возложенных на них в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Волгоградской области;

3) содействие сотрудничеству Волгоградской областной Думы с представительными органами муниципальных образований Волгоградской области.

Указанный орган власти приобретает особенную важность, поскольку позволяет районам Волгоградской области взаимодействовать как единое целое, и в то же время он делегирует полномочия по решению проблем некоторым подведомственным структурам и органам непосредственно самих муниципальных образований,что предполагает тесное сотрудничество с органами местного самоуправления муниципальных образований и контроль с обеих сторон [5].

Скоординированная работа органов местного самоуправления муниципальных образований обеспечивает высокие показатели развития Волгоградской

области в целом. Созданный Совет руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области при Волгоградской областной Думе обеспечивает единство и целенаправленность программ отдельных муниципальных образований, что приводит к повышению общего уровня благосостояния.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что местная власть создается для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, в нем содержатся перечень вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления. В то же время если необходимость «самоконтроля» эффективности муниципальных образований является очевидной, то целесообразность внешнего мониторинга эффективности не столь однозначна.

Внешний мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления должен играть информационную роль, обеспечивая распространение данных среди всех заинтересованных получателей: населения, муниципальных органов власти, общественных организаций.

Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в настоящее время нормативно закреплена и охватывает основные сферы ответственности муниципалитетов. Оценка в соответствии с установленными требованиями должна проводиться на ежегодной основе, при этом в задачу органов власти субъектов Российской Федерации входит формирование сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности.

Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в настоящее время нормативно закреплена и охватывает основные сферы ответственности муниципалитетов

Оценка эффективности работы муниципальных органов власти

Всего в отчетах муниципальных образований приводится около 130 показателей с учетом принятых субъектами Российской Федерации дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Доклады включают в себя: таблицы с фактическими значениями целевых показателей и текстовые материалы, содержащие описание реализованных мероприятий, позволивших обеспечить улучшение значений показателей, в том числе сведения о принятых правовых актах органов местного самоуправления; описание причин, повлекших ухудшение значений показателей с соответствующими пояснениями; характеристику мер, реализуемых или планируемых к реализации для достижения планируемых значений показателей; сведения о предполагаемом объеме расходов в ключевых сферах деятельности муниципалитетов.

Однако методы мониторинга деятельности органов местного самоуправления страдают одним недостатком, сокращающим возможность применении полученных результатов. Этот недостаток - ежегодный мониторинг. Проведение оценки лишь по истечении отчетного года не позволяет решать с достаточной эффективностью задачу оперативной поддержки усилий муниципалитетов в решении проблем местного значения.

Повысить эффективность оценки деятельности органов местного самоуправления можно за счет проведения мониторинга отдельных ключевых показателей чаще, чем один раз в году (табл. 3). Получаемой информации в этом случае должно быть достаточно для принятия решений по поддержке наиболее «проблемных» муниципальных образований, не дожидаясь формирования годового отчета.

Тем самым целью оперативной оценки эффективности деятельности муниципальных образований станет получение предварительных данных об эффективности исполнения муниципальными образованиями своих функций по показателям, характеризующимся интенсивной динамикой изменений в течение года.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления, как и любых других властных структур, зависит от множества факторов, среди которых отдельного внимания заслуживает взаимопонимание между ними и населением. При этом следует отметить, что налаживание этого взаимопонимания должно быть основано на инициативных действиях именно

властных структур. Создание эффективного механизма взаимодействия с обществом является одной из важнейших социальных обязанностей органов местного самоуправления.

Повысить эффективность оценки деятельности органов местного самоуправления можно за счет проведения мониторинга отдельных ключевых показателей чаще, чем один раз в году

Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, установления их надежной и стабильной связи с населением, повышения популярности муниципального образования и степени доверия граждан к деятельности органов местного самоуправления необходимо утвердить программу «Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления на территории Волгоградской области в 2014 г.».

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

• своевременное и полное информирование населения Волгоградской области о деятельности органов местного самоуправления путем обеспечения режима публичности, открытости и прозрачности деятельности администрации;

• привлечение общественного интереса к деятельности органов местного самоуправления;

• осуществление взаимодействия органов местного самоуправления и средств массовой информации на основах социального партнерства;

• активизация освещения социально-значимых тем, создание новых социально-значимых проектов.

Слаженная работа в достижении поставленных целей позволит решить острые проблемы современного этапа деятельности органов муниципальной власти.

Литература

1. Портал Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области [Официальный сайт]. URL: http://economics.volganet.ru (дата обращения: 11.04.2014).

2. Администрация Ленинского муниципального района [Официальный сайт]. URL: http://adm-leninskiy.ru (дата обращения: 11.04.2014).

3. О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 6 декабря 2006 г. № 1373-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».

4. Портал Волгоградской областной Думы [Официальный сайт]. URL: http://volgoduma.ru/ (дата обращения: 14.04.2014).

5. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления: учеб.пособие. М.: Юристъ, 2008. 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.