УДК 614.2
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© В.П. Дору-Товт, А.И. Петров, Э.М. Османов, Н.Н. Семьянинова, Р.Э. Османов
Ключевые слова: муниципальное здравоохранение; системный подход; эффективность; лечебно-профилактическое учреждение.
Одним из приоритетных направлений социального инвестирования является здравоохранение, поскольку именно вложения в сохранение здоровья определяют возможности возрастания человеческого капитала. Здоровье и долголетие - важнейшие предпосылки развития человеческого потенциала.
В современных условиях систему охраны здоровья населения принято рассматривать как совокупность лечебных, оздоровительно-рекреационных, санитарногигиенических, экономических, технологических, организационных и правовых мероприятий, в осуществлении которых участвуют не только лечебнопрофилактические, фармацевтические и санаторнокурортные учреждения, медико-производственные объекты, но и государственные органы, профсоюзные и общественные организации, трудовые коллективы производственных объединений [1-3].
Проведенные в России в конце ХХ столетия радикальные социально-экономические преобразования обусловили значительные изменения в системе организации здравоохранения. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед российским здравоохранением на настоящем этапе его развития, является повышение эффективности управления отраслью на всех ее уровнях. От успешности решения этой задачи зависит выполнение государством основных социальных гарантий, состояние общественного здоровья, а также величина затрат общества на сохранение и развитие трудового потенциала страны.
Необходимость реформирования системы охраны здоровья населения РФ обусловлена произошедшими кардинальными изменениями в экономической ситуации страны, несоответствием объемов фактического финансирования и реальными затратами учреждений здравоохранения [4-6].
Ухудшение показателей здоровья граждан и негативные демографические показатели, социальноэкономические и политические преобразования в РФ, вынуждают проводить в здравоохранении мероприятия, способные улучшить качество предоставляемой населению медицинской помощи. Создание систем управления качеством медицинской помощи (КМП) -одно из приоритетных направлений реформирования отечественного здравоохранения [1, 2, 7, 8].
Основным сектором национальной системы является муниципальное здравоохранение, в котором сосредоточена большая часть кадровых и материальнотехнических ресурсов отрасли. Высокая потребность в формировании концептуальных положений на развитие
муниципального здравоохранения объясняется отсутствием сложившейся общей парадигмы российского здравоохранения в XXI в., разработка которой является одной из наиболее сложных задач как в содержательном, так и методическом аспектах.
По мнению специалистов [1, 2, 4, 6], в основу методологии исследований по проблеме управления сложными социальными системами, каковой является муниципальное здравоохранение, должен быть положен системный подход.
Цель исследования: научное обоснование мероприятий, направленных на оптимизацию эффективности деятельности ЛПУ субъекта РФ.
В работе использовался комплекс методов исследования: статистический, социологический, монографический метод. Применялись стандартные методы обработки статистического материала: расчет экстенсивных и интенсивных показателей, средних ошибок, достоверность разницы показателей оценивалась по критерию Стьюдента. Источниками информации были отчетные формы федерального статистического наблюдения и ведомственной социальной статистики [9].
В 2007 г. Управлением здравоохранения совместно с органами местного самоуправления проведена значительная работа по реорганизации ЛПУ и приведению наименований учреждений в соответствие с утвержденной номенклатурой. 26 участковых больниц и
4 амбулатории реорганизованы в филиалы, врачебные участки и ФАПы районных и участковых больниц, 1 участковая больница реорганизована в амбулаторию,
5 учреждений здравоохранения присоединились в качестве структурных подразделений к другим учреждениям; 1 - ликвидировано.
Сеть лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Тамбовской области на 1 января 2009 г. показана в табл. 1.
Кроме того, медицинская помощь населению области оказывается в 189 негосударственных медицинских организациях и частных кабинетах.
Расходы на здравоохранение Тамбовской области в 2009 г. из бюджетов всех уровней составили 5,1 млрд рублей, это на 14 % выше объемов 2008 г. Расходы из консолидированного бюджета выросли на 264 млн руб.
Таблица 1
ЛПУ Тамбовской области на 1 января 2009 г.
Учреждения здравоохранения области Коли- чество
Областные государственные учреждения здравоохранения, в т. ч.: 25
многопрофильные и специализированные лечебно-профилактические учреждения 16
санатории 3
ГУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» 1
ТОГУЗ «Центр медицины катастроф» 1
ГУЗ «Тамбовская областная станция переливания крови» 1
ТОГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» 1
ГУЗ «Тамбовское областное патологоанатомическое бюро» 1
ГУЗ «Тамбовский областной медицинский информационно-аналитический центр» 1
Государственные учреждения, в т. ч.: 6
образовательные учреждения среднего профессионального образования 2
ТОГУ «Научная медицинская библиотека» 1
ТОГУЗ «Медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» 1
ТОГУ «Централизованная бухгалтерия ОГУЗ» 2
Муниципальные учреждения здравоохранения, в т. ч.: 64
городские, центральные и районные лечебнопрофилактические учреждения 41
участковые больницы 13
амбулатории 8
станции скорой медицинской помощи 2
ФАП 518
Тамбовский филиал ГУ МНТК «Микрохирургии глаза» им. акад. С.Н. Федорова 1
Ведомственные учреждения здравоохранения 6
В течение года дополнительно поступило средств федерального бюджета в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» более 272 млн руб., на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан - более 400 млн руб., и в целом на здравоохранение направлено свыше 5,8 млрд руб. Расходы на финансирование Программы государственных гарантий увеличились на 9 %. Дефицит ее стоимости по отношению к федеральным нормативам составил 47,3 %.
В отчетном году поэтапно введена новая система оплаты труда в ЛПУ области. Системный подход позволил оптимизировать штатную численность учреждений здравоохранения. Среднемесячная заработная плата работников за 2009 г. составила 8 тыс. 415 руб., рост к 2008 г. - 111 %.
Планирование и использование средств, направляемых на здравоохранение, осуществляется по программно-целевому принципу с учетом решения основных задач, стоящих перед отраслью, ориентированных на конечный результат. Объем финансирования областных целевых программ в 2009 году составил более 108 млн руб. Кроме того, Управлением разработаны дополнительно 6 ведомственных целевых программ.
Таким образом, планирование расходов областного бюджета на 2010 г. по программно-целевому методу составляет около 70 %.
Разработка целевых программ позволила получить софинансирование по федеральным программам. В область за счет средств федерального бюджета поставлено медикаментов и медицинского оборудования на сумму около 45 млн руб., что в 18 раз превышает софинансирование 2008 г. На 1 января 2009 г. в стационарах лечебно-профилактических учреждений области развернуто 10465 круглосуточных коек (табл. 2), в т. ч. 255 коек сестринского ухода.
За год сокращена 151 койка, в т. ч. в областных лечебно-профилактических учреждениях 53 койки. Показатель работы круглосуточной койки составил 324 дня, что практически соответствует федеральным нормативам. Крайне низкая эффективность коек дневного пребывания отмечается в Уметском, Пичаевском, Жердев-ском районах и Уварово.
В 2008 г. показатель средней длительности круглосуточного пребывания больного в стационаре (без коек сестринского ухода) составил 13,1 дней (табл. 3), что на 8,4 % ниже федерального норматива (норматив -
14,3 дня). В лечебно-профилактических учреждениях области развернуто 1929 койки дневного пребывания, что превышает норматив на 257. Работа койки дневного пребывания в 2008 г. составила 276 дней (2006 г. -281; 2007 г. - 276) и остается ниже нормативного (320 дней) на 14 %.
С целью сохранения доступности медицинской помощи населения с 1 октября 2009 г. организованы стационары на дому во всех центральных районных и городских больницах, что в дальнейшем позволит перераспределить часть круглосуточной медицинской помощи на амбулаторный этап. Объемы амбулаторнополиклинической помощи за отчетный год по Программе государственных гарантий выполнены только на 96,6%, низкое выполнение - в Бондарском, Гаври-ловском, Кирсановском, Пичаевском, Уметском районах и Мичуринске. Кроме того, посещения поликлинических учреждений с профилактической целью увеличились незначительно. Неэффективная работа амбулаторно-поликлинической службы отмечается в Бон-дарском, Мичуринском, Ржаксинском районах, Расска-зово, которая отчасти объясняется недостаточной укомплектованностью врачебными кадрами, а в целом, низким уровнем организации работы амбулаторнополиклинического звена. Такая организация оказания медицинской помощи в некоторых муниципальных образованиях не позволяет обеспечить ее доступность и требует проведения дальнейшей реструктуризации системы здравоохранения.
Таблица 2
Количество коек круглосуточного и дневного пребывания
Год Количество коек круглосуточного и дневного пребывания
2004 13847
2005 13498
2006 13329
2007 12569
2008 12391
Общая укомплектованность учреждений здравоохранения области врачебными кадрами составляет
60,4 %, в отдельных районах, таких как Первомайский, Ржаксинский, Уметский, этот показатель ниже 50%. Дефицит врачебных кадров в большей степени отмечается среди фтизиатров, рентгенологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов,
неврологов, врачей скорой медицинской помощи. Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 85 %.
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, укрепление материально-технической базы, улучшение условий пребывания больных и работы медперсонала остается одним из немаловажных направлений в развитии отрасли. В отчетном году на строительство и реконструкцию учреждений здравоохранения по областной адресной инвестиционной программе были направлены средства в объеме более 190 млн рублей. Кроме того, на строительство Центра по профилактике и борьбе со СПИД направлялись субсидии из федерального бюджета в размере 5,6 млн руб.
Известно, что вопросы модернизации здравоохранения объединяют нормативно-правовую базу, совершенствование обязательного медицинского страхования, повышение эффективности структурного взаимодействия, регионального и муниципального здравоохранения, укрепление ресурсного потенциала и повышение оплаты труда работников, развитие медицинской науки с ориентацией на высокотехнологичные виды помощи при приоритетном развитии первичного сектора здравоохранения.
В рамках реализации программных документов развития здравоохранения необходимо обеспечить переход от жесткой административно-бюрократической системы управления на новые формы и методы управления учреждениями здравоохранения, обеспечивающие профессиональное и личностное развитие медицинских коллективов и реально оказывающие влияние на удовлетворенность работников трудом, а пациентов - качеством медицинской помощи.
Таблица 3
Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания в стационаре (на 10 тыс. населения)
Муниципальные образования 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
г. Тамбов 196,8 195,3 193,3 192,2
г. Кирсанов 146,7 149,2 121,7 121,7
г. Котовск 83,6 84,7 74,2 71,7
г. Мичуринск 105,2 106,4 106,1 103,4
г. Моршанск 126,7 126,7 111,0 112,0
г. Рассказово 72,4 73,1 68,9 67,0
г. Уварово 106,1 108,0 105,2 105,9
Бондарский район 73,9 75,5 64,0 64,9
Гавриловский район 76,9 78,7 52,4 53,3
Жердевский район 61,8 62,7 54,5 53,4
Знаменский район 64,6 65,3 58,6 58,9
Инжавинский район 78,4 80,2 53,0 54,4
Кирсановский район 26,2 28,2 10,7 10,7
Мичуринский район 80,3 81,0 63,6 63,8
Мордовский район 89,0 91,1 50,2 51,5
Моршанский район 46,7 44,7 25,6 24,6
Мучкапский район 68,0 69,6 53,3 54,3
Никифоровский район 69,9 71,2 57,7 57,1
Первомайский район 71,9 76,3 56,8 57,3
Петровский район 95,3 95,7 72,1 68,5
Пичаевский район 78,4 80,0 59,9 59,7
Рассказовский район 76,9 70,4 55,1 56,1
Ржаксинский район 61,3 62,5 48,5 46,4
Сампурский район 52,3 52,9 50,7 51,4
Сосновский район 75,1 76,8 57,3 53,9
Староюрьевский район 55,6 56,6 57,4 58,6
Тамбовский район 29,3 29,1 29,0 28,7
Токаревский район 100,5 92,1 ,8 8, 6 69,9
Уваровский район 49,6 50,0 25,4 26,1
Уметский район 78,1 78,7 52,0 52,8
Всего по области 105,6 105,7 96,0 95,4
Центральный федеральный округ 98,4 98,1 96,3
Российская Федерация 98,5 96,8 94,9
ЛИТЕРАТУРА
1. Курышкин А.В., Османов Э.М. Анализ медико-демографической ситуации как механизм планирования стратегии совершенствования организации медицинской помощи сельскому населению Тульской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 2. С. 665-668.
2. Сибурина Т.А., Аттаева Л.Ж., Барскова Г.Н., Лохтина Л.К., Мочалова Г.Н., Смирнов А.А., Соболева Е.С., Князев А.А. Организация стратегического управления в здравоохранении: учеб.-метод. пособие. М.: Агар, 2008. 178 с.
3. Терентьев Л.А. Мониторинг здоровья и качества жизни населения на региональном и муниципальном уровнях // Здоровье населения -основа процветания России: материалы Всероссийской научнопрактической конференции, 14-16 февр. 2007. М.: Изд-во РГСУ, 2007. С. 213-217.
4. Абазова И.Л. Пути оптимизации деятельности лечебнопрофилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования (на примере Кабардино-Балкарской Республики): автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2010. 29 с.
5. Амлаев К.Р., Муравьева В.Н., Абросимова Ю.Е. Комплексная оценка на здоровье различных факторов // Профилактика заболеваний и укрепл. здоровья. 2008. № 6. С. 34-44.
6. Ползик Е.В., Никифоров С.А. К проблеме оценки влияния здравоохранения на состояние общественного здоровья // Проблемы управления здравоохранением. 2007. № 4. С. 44-46.
7. Никифоров С.А., Ползик Е.В. Оценка эффективности деятельности муниципальных систем здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. 2007. № 1. С. 14-16.
8. Сибурина Т.А., Аттаева Л.Ж. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе использования современных персонал-технологий // Кремлевская медицина. Клинический вестник. М., 2009. № 1. С. 25-29.
9. URL: www.zdrav.tambov.gov.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 12 ноября 2010 г.
Doru-Toft V.P., Petrov A.I., Osmanov E.M., Semyaninova N.N., Osmanov R.E. Assessment of effectiveness of work of general health institutions of Tambov region
The one of prior directions of social investing is health keeping as the investment in health keeping determines the possibilities of increase of human capital. The health and longevity are the important prerequisites of development of human potential.
Key words: municipal health service; system approach; effectiveness; general health institution.