Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уйсенбаева Ш.О., Джамединова У.С.

Важность формирования межкультурной компетентности преподавателей подчеркивают многие отечественные и зарубежные ученые. В этой связи становится актуальной задача разработки и оценки программы повышения квалификации профессорско преподавательского для эффективной межкультурной коммуникации. Целью настоящего исследования является оценка эффективности курса «Межкультурная компетентность преподавателей медицинского вуза».Для разработки учебного курса по межкультурной компетентности для педагогов была использована модель ADDIE, состоящая из 5 шагов: анализа, проектирования, разработки, реализации и оценки. На первом этапе был проведен опрос преподавателей медицинского вуза, в котором приняли участие 54 человек. По итогам анализа результатов опроса была разработана 8 часовая учебная программа для педагогов. Эффективность учебной программы была оценена с помощью адаптированного Логашенко Ю.А. опросника «Шкала межкультурной сенситивности» О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой, и адаптированного опросника оценки культурной компетентности для мед.работников (Healthcare Provider Cultural Competence Instrument - HPCCI) Шварца. Экспериментальной (23 чел.) и контрольной (19 чел.) группе было предложено пройти анкетирование перед обучением и спустя неделю после обучения. Результаты в обеих группах были проанализированы в программе SPSS. Оценка достоверности полученных результатов была осуществлена с применением критерия Вилкоксона. Сравнение результатов анкетирования до и после обучения в экспериментальной группе показало статистически значимые отличия по шкалам «Преуменьшение», «Амбивалентность» и «Социальная желательность» опросника «Шкала межкультурной сенситивности», а также изменения по шкалам «Осведомленность и чувствительность», «Поведение», «Ориентация на практику» адаптированного опросника HPCCI. Полученные результатыв контрольной и основной группах позволяют сделать заключение об эффективности разработанной программы повышения межкультурной компетентности преподавателей медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уйсенбаева Ш.О., Джамединова У.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF MEDICAL TEACHERS

The importance of the formation of intercultural competence of teachers is emphasized by many domestic and foreign scientists. In this regard, the task of developing and evaluating a professional development program for professors and teachers for effective intercultural communication becomes relevant. The purpose of this study is to evaluate the effectiveness of the course "Intercultural Competence of Medical School Teachers". To develop a training course on intercultural competence for educators, the ADDIE model was used. It consists of 5 steps: analysis, design, development, implementation and evaluation. At the first stage, a survey was conducted among teachers of a medical university, in which 54 people took part. Based on the analysis of the survey results, an 8-hour training programme for teachers was developed. The effectiveness of the curriculum was assessed through two questionnaires. The first was an adapted questionnaire by Yuri Logashenko «Scale of Intercultural Sensitivity» conducted by Oleg Khukhlayev and Marina Chibisova, and the second was an adapted Schwarz questionnaire for assessing cultural competence for medical professionals. (Healthcare Provider Cultural Competence Instrument - HPCCI). An experimental (23) and control (19) group were asked to take a questionnaire before the training and a week after the training. The results in both groups were analyzed by the SPSS program. The reliability of the obtained results was assessed using the Wilcoxon test. Comparison of the results of the survey before and after training in the experimental group showed statistically significant differences on the scales "Understatement", "Ambivalence" and "Social Desirability" of the questionnaire "Scale of Intercultural Sensitivity", as well as changes on the scales "Awareness and Sensitivity", "Behavior", "Practice orientation" of the adapted HPCCI questionnaire. The results obtained in the control and main groups allow us to make a conclusion about the effectiveness of the development program for improving the intercultural competence of teachers of a medical university.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Ж<шт<шттшттш ттйшд

(В арбртттшш

С(Фт]р(В$шс(&°Ъш(&(й щрртжк

ж <вёштйшт

УДК 378.046.4

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Уйсенбаева Ш.О.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-8433-6596, E-mail: sharbanu.usenbaeva@nao-mus.kz

Джамединова У.С.

Медицинский университет Семей, г. Семей, Казахстан. ORCID: 0000-0003-1671-289X, E-mail: u.jamedinova@gmail. com

Аннотация.Важность формирования межкультурной компетентности преподавателей подчеркивают многие отечественные и зарубежные ученые. В этой связи становится актуальной задача разработки и оценки программы повышения квалификации профессорско-преподавательского для эффективной межкультурной коммуникации. Целью настоящего исследования является оценка эффективности курса «Межкультурная компетентность преподавателей медицинского вуза». Для разработки учебного курса по межкультурной компетентности для педагогов была использована модель ADDIE, состоящая из 5 шагов: анализа, проектирования, разработки, реализации и оценки. На первом этапе был проведен опрос преподавателей медицинского вуза, в котором приняли участие 54 человек. По итогам анализа результатов опроса была разработана 8 часовая учебная программа для педагогов. Эффективность учебной программы была оценена с помощью адаптированного Логашенко Ю.А. опросника «Шкала межкультурной сенситивности» О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой, и адаптированного опросника оценки культурной компетентности для мед. работников (Healthcare Provider Cultural Competence Instrument - HPCCI) Шварца. Экспериментальной (23 чел.) и контрольной (19 чел.) группе было предложено пройти анкетирование перед обучением и спустя неделю после обучения. Результаты в обеих группах были проанализированы в программе SPSS. Оценка достоверности полученных результатов была осуществлена с применением критерия Вилкоксона. Сравнение результатов анкетирования до и после обучения в экспериментальной группе показало статистически значимые отличия по шкалам «Преуменьшение», «Амбивалентность» и «Социальная желательность» опросника «Шкала межкультурной сенситивности», а также изменения по шкалам «Осведомленность и чувствительность», «Поведение», «Ориентация на практику» адаптированного опросника HPCCI. Полученные результаты в контрольной и основной группах позволяют сделать заключение об эффективности разработанной программы повышения межкультурной компетентности преподавателей медицинского вуза.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, межкультурная сенситивностъ преподавателей, медицинский вуз, оценка эффективности программы, межкультурная коммуникация.

f Актуальность. В последние годы увеличилось количество научных исследований, посвященных

формированию межкультурной

(культурной) компетентности студентов. Поиску путей обновления программ подготовки студентов к межкультурной коммуникации посвящены работы российских ученых В.И. Матиса, Н. М. Губиной, О.А. Фроловой, Л.П. Павловой, М.В. Плехановой, И. А. Малаховой, Г.М. Васильевой, И.Г. Герасимовой, Л.П. Костиковой, И. Цвик и др. Однако, в научной литературе по-прежнему недостаточно исследований, посвященных подготовке профессорско-

преподавательского состава к

межкультурной коммуникации. Вопрос повышения квалификации преподавателей в данной области становится особенно актуальным, учитывая наблюдаемую в настоящее время тенденцию старения педагогических кадров в системе высшего образования. По данным Министерства образования Республики Казахстан, из задействованных в 2018 году в сфере науки сотрудников на долю специалистов предпенсионного и пенсионного возрастов старше 55 лет приходится почти 30 % от общего контингента [1].Отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области культурной чувствительности может привести к дискриминационной практике в университетской среде.

Исследования, проведенные

зарубежными учеными, показывают необходимость повышения уровня межкультурной компетентности не только студентов, но и преподавателей [5. С. 85].Важность формирования

межкультурной компетентности

преподавателей подчеркивают ученые Г.А. Низкодубов, Т.Л. Ряполова, Э.Л. Ван-данова и др.

В этой связи становится актуальной задача разработки и оценки программы повышения квалификации профессорско-преподавательского для эффективной межкультурной коммуникации.

Целью исследования является оценка эффективности курса «Межкультурная

компетентность преподавателей

медицинского вуза».

Для разработки учебного курса по межкультурной компетентности для педагогов была использована модель ADDIE, состоящая из 5 шагов: анализа, проектирования, разработки, реализации и оценки [3]. На первом этапе был проведен опрос преподавателей медицинского вуза, в котором приняли участие 54 человек. По итогам анализа результатов опроса была разработана 8 часовая учебная программа для педагогов.

Эффективность учебной программы была оценена с помощью адаптированного Ю.А. Логашенко опросника «Шкала межкультурной сенситивности» О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой [2], и адаптированного опросника оценки культурной компетентности для мед. работников (Healthcare Provider Cultural Competencelnstrument - HPCCI) Шварца [6]. Экспериментальной (23 чел.) и контрольной (19 чел.) группе было предложено пройти анкетирование перед обучением и спустя неделю после обучения. Результаты в обеих группах были проанализированы в программе SPSS. Оценка достоверности полученных результатов была осуществлена с применением критерия Вилкоксона.

Результаты. На 1 этапе разработки учебного курса был проведен опрос 54 преподавателей методом случайной выборки. На основе анализа результатов опроса преподавателей были определены 3 тематических раздела для будущего учебного курса:

1) Содержание межкультурной компетентности преподавателя медицинского вуза;

2) Характеристика этнических общностей и межнациональных отношений среде медицинского образования Республики Казахстан;

3) Методы преодоления проблем межкультурной коммуникации в медицинском вузе.

В соответствии с моделью Кампинья-Бакоте были сформулированы

планируемые результаты обучения для учебного курса, которые относились к 3

доменам: когнитивному, аффективному и психомоторному [4]. В качестве ведущей технологии обучения была выбраны технология PBL(Problem-Based

Leammg).План проведения учебного курса включал в себя: знакомство с теорией

межкультурной коммуникации, решение кейсов и рефлексию. По истечению 1 недели после окончания курса были проведены повторные анкетирования экспериментальной и контрольной групп (см. таблицы 1-4).

Таблица 1. Результаты пре- и пост-теста в контрольной группе по Шкале межкультурной сенситивности (Хухлаева О.Е. и Чибисовой М.Ю., адап. Логашенко Ю.А.)

Шкалы Конт рольная p

Пре-тест Пост-тест

Ср. знач. Ср.откл Ср. знач. Ср.откл

Принятие 49,42 15,507 48,68 14,87 0,637

Преуменьшение 35,11 30,924 29,37 26,489 0,233

Абсолютизация 54,21 15,946 55,53 14,691 0,624

Амбивалентность 30,21 12,417 29,16 11,011 0,314

Социальная желательность 50 10 50 14 0,235

Анализ результатов опроса в контрольной группе позволяет увидеть некоторые изменения в баллах при повторном анкетировании. Наиболее стабильными оказались результаты по шкале социальной желательности, наименее - по шкале преуменьшения. Однако, данные изменения не являются статистически значимыми.

Таблица 2. Результаты пре- и пост-теста в экспериментальной группе по Шкале межкультурной сенситивности (Хухлаева О.Е. и Чибисовой М.Ю., адапт. Ю.А. Логашенко)_

Основная

Шкалы Пре-тест Пост-тест p

Ср. знач Ср.откл Ср. знач Ср.откл

Принятие 42,78 11,421 41,13 8,636 0,335

Преуменьшение 23,61 19,481 44,3 21,109 0,001

Абсолютизация 55,35 14,205 57,87 11,967 0,316

Амбивалентность 27,22 9,025 32,04 10,043 0,015

Социальная желательность 52 8 44 11 0,001

Сравнение результатов анкетирования до и после обучения в экспериментальной группе показало статистически значимые отличия по шкалам «Преуменьшение», «Амбивалентность» и «Социальная желательность». Данные показатели говорят о том, что уровень способности оценивать влияние культурных различий в ситуациях межкультурного

взаимодействияв соответствии со шкалой О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой у преподавателей экспериментальной

группы вырос до среднего уровня. На формирование более согласованных установок между тенденциями

преуменьшения и абсолютизации указывают изменения по шкале «Амбивалентность» у участников эксперимента. Изменения также коснулись установок преподавателей при ответах на вопросы анкеты: баллы по шкале «Социальная желательность» показывают повышение правдивости ответов испытуемых.

Таблица 3. Результаты пре- и пост-теста в группе по адаптированному инструменту оценки культурной компетентности для мед.работников Шварца_

Шкалы Контрольная p

Пре-тест Пост-тест

Ср. знач Ср.откл Ср. знач Ср.откл

Осведомленность и чувствительность 49 10 49 10 0,623

Поведение 52,11 19,339 52,05 20,46 0,967

Общение, ориентированное на пациента 12 3 10 8 0,028

Ориентация на практику 33 6 32 6 0,324

Самооценка 28 3 28 4 0,083

Таблица 4. Результаты пре- и пост-теста в экспериментальной группе по адаптированному инструменту оценки культурной компетентности для мед.работников Шварца___

Шкалы Экспериментальная p

Пре-тест Пост-тест

Ср. знач Ср.откл Ср. знач Ср.откл

Осведомленность и чувствительность 52 8 44 11 0,001

Поведение 46 17 51 9 0,019

Общение, ориентированное на пациента 49,96 26,331 46,87 30,07 0,553

Ориентация на практику 10 6 6 7 0,001

Самооценка 34 10 31 10 0,192

Осведомленность и чувствительность 24 5 28 24 0,705

Сравнение результатов анкетирования по адаптированному опроснику

самооценки культурной компетентности для медицинских работников Шварца показали небольшие изменения по шкале «Общение, ориентированное на пациента» в контрольной группе и более выраженные изменения в экспериментальной группе по шкалам «Осведомленность и

чувствительность», «Поведение»,

«Ориентация на практику».

Выводы. Данные сравнения

результатов в контрольной и основной группах позволяют сделать заключение об эффективности разработанной программы повышения межкультурной

компетентности преподавателей

медицинского вуза. К ограничениям настоящего исследования следует отнести небольшую выборку преподавателей -участников эксперимента. В связи с этим в будущем предполагается проведение исследований на более обширных группах.

/шР Литература

1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы» // ИПС «Адилет». -URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988

2. Хухлаев, О.Е. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности» / О.Е. Хухлаев, В.В. Гриценко, А.В. Макарчук, О.С. Павлова, Н.В. Ткаченко, Ш.А. Усубян, В.А. Шорохова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 71-91. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-71-91

3. Branch, R. Instructional design: The ADDIE approach. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286059899_Instructional_design_The_ADDIE_approach

4. Campinha-Bacote, J. The Process of Cultural Competence in the Delivery of Healthcare Services: a model of care // Journal of Transcultural Nursing. 2002. No. Jul. 13(3). P. 181-4.

5. Reneau, M. Teaching nurses sight unseen: comparing the cultural competency of online and on-campus BSN faculty // Journal of Transcultural Nursing. 2013. № 24, no. 1, Р. 78-85.

6. Schwarz, J. L., Witte, R., Sellers, S. L., Luzadis, R. A., Weiner, J. L., Domingo-Snyder, E., & Page, J. E. Development and Psychometric Assessment of the Healthcare Provider Cultural Competence Instrument //INQUIRY: The Journal of Health Care Organization, Provision, and Financing. 2015. 52.URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25911617/

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Уйсенбаева Ш.О. Оценка эффективности программы по развитию межкультурной компетентности преподавателей медицинского вуза / Ш.О. Уйсенбаева, У.С. Джамединова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 6. С. 5-10.

Сведения об авторах Уйсенбаева Ш.О.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-8433-6596, E-mail: sharbanu.usenbaeva@nao-mus.kz

Джамединова У.С.

Медицинский университет Семей, г. Семей, Казахстан. ORCID: 0000-0003-1671-289X, Email: u.jamedinova@gmail.com

Сведения о руководителе работы

Матис Владимир Иванович - доктор педагогических наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия. ORCID: 0000-0001-8433-6596, Author ID: 21589526, E-mail: vmatis@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 3, pp. 5-10.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF MEDICAL TEACHERS

Uysenbayeva Sh.O.

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-8433-6596, E-mail: sharbanu.usenbaeva@nao-mus.kz

Jamedinova U.S.

Semey Medical University, Semey, Kazakhstan.

ORCID: 0000-0003-1671-289X, E-mail: u.jamedinova@gmail.com

Abstract. The importance of the formation of intercultural competence of teachers is emphasized by many domestic and foreign scientists. In this regard, the task of developing and evaluating a professional development program for professors and teachers for effective intercultural communication becomes relevant. The purpose of this study is to evaluate the effectiveness of the course "Intercultural Competence of Medical School Teachers". To develop a training course on intercultural competence for educators, the AD-DIE model was used. It consists of 5 steps: analysis, design, development, implementation and evaluation. At the first stage, a survey was conducted among teachers of a medical university, in which 54 people took part. Based on the analysis of the survey results, an 8-hour training programme for teachers was developed. The effectiveness of the curriculum was assessed through two questionnaires. The first was an adapted questionnaire by Yuri Logashenko «Scale of Intercultural Sensitivity» conducted by Oleg Khukhlayev and Marina Chibisova, and the second was an adapted Schwarz questionnaire for assessing cultural competence for medical professionals. (Healthcare Provider Cultural Competence Instrument - HPCCI). An experimental (23) and control (19) group were asked to take a questionnaire before the training and a week after the training. The results in both groups were analyzed by the SPSS program. The reliability of the obtained results was assessed using the Wilcoxon test. Comparison of the results of the survey before and after training in the experimental group showed statistically significant differences on the scales "Understatement", "Ambivalence" and "Social Desirability" of the questionnaire "Scale of Intercultural Sensitivity", as well as changes on the scales "Awareness and Sensitivity", "Behavior", "Practice orientation" of the adapted HPCCI questionnaire. The results obtained in the control and main groups allow us to make a conclusion about the effectiveness of the development program for improving the intercultural competence of teachers of a medical university.

Keywords: intercultural competence, intercultural sensitivity of teachers, medical school, evaluation of the effectiveness of the program, intercultural communication.

f References. 1. Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kazahstan ot 27 dekabrya 2019 goda no. 988 «Obutverzhdenii Gosudarstvennoy programmyi razvitiya obrazovaniya I nauki Respubliki Kazah-stanna 2020 - 2025 godyi» // IPS «Adilet». - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988

2. Huhlaev, O.E. Razrabotka i adaptatsiya metodiki «Integrativnyiy oprosnik mezhkulturnoy kompetentnos-ti» / O.E. Huhlaev, V.V. Gritsenko, A.V. Makarchuk, O.S. Pavlova, N.V. Tkachenko, Sh.A. Usubyan, V.A. Shorohova // Psihologiya. Zhurnal Vyisshey shkolyi ekonomiki. 2021. T. 18. no. 1. S. 71-91.

3. Branch, R. Instructional design: The ADDIE approach. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286059899_Instructional_design_The_ADDIE_approach

4. Campinha-Bacote, J. The Process of Cultural Competence in the Delivery of Healthcare Services: a model of care // Journal of Transcultural Nursing. 2002. No. Jul. 13(3). P. 181-4.

5. Reneau, M. Teaching nurses sight unseen: comparing the cultural competency of online and on-campus BSN faculty // Journal of Transcultural Nursing. 2013. # 24, no. 1, R. 78-85.

6. Schwarz, J. L., Witte, R., Sellers, S. L., Luzadis, R. A., Weiner, J. L., Domingo-Snyder, E., & Page, J. E. Development and Psychometric Assessment of the Healthcare Provider Cultural Competence Instrument // INQUIRY: The Journal of Health Care Organization, Provision, and Financing. 2015. 52. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25911617/

Поступила в редакцию 25.05.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.06.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.