Научная статья на тему 'Оценка эффективности профессиональной компетентности учителей физической культуры'

Оценка эффективности профессиональной компетентности учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / HEALTH IMPROVING AEROBICS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / THE PROFILE OF PHYSICAL CULTURE TEACHER’S COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б.

В статье рассматриваются вопросы формирования и оценки профессиональной компетенции учителей физической культуры. Материал. Рассмотрены показатели профессиональной компетенции учителей физической культуры в части подготовки команд к соревнованиям по оздоровительной аэробике. Методы исследования: анализ профессиональной компетенции учителя физической культуры, педагогический эксперимент. Результаты. Разработан «профиль компетентности учителя физической культуры», который используется для оценки эффективности его работы по подготовке команд к соревнованиям по оздоровительной аэробике. Заключение. Показатели профиля компетентности учителя могут быть использованы для оценки профессионального мастерства учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS ESTIMATION OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE

The article is about the questions of professional competence formation and estimation among physical culture teachers. Material. The indices of physical culture teachers’ professional competence are considered in terms of training teams for health improving aerobics competitions. Research materials: physical culture teachers’ professional competence analysis, pedagogical experiment. Results: “Physical culture teacher’s competence profile” is created, which is used for effectiveness of his work estimation in terms of training teams for health improving aerobics competitions. Conclusion. The indices of a teacher’s profile of competence can be used for a teacher’s professional mastery estimation.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности профессиональной компетентности учителей физической культуры»

16. Frolov I.T. Filosofskij slovar' [The philosophical dictionary]. M., Politizdat, 1986. (in Russian).

17. Kharlamov I.F. Pedagogika: issledovaniya [Pedagogics: studies]. M., The highest school, 1990.

18. Annice Kim, James Nonnemaker, Jamie Guillory, Paul Shafer, Sarah Parvanta, John Holloway & Matthew Farrelly. Antismoking Ads at the Point of Sale: The Influence of Ad Type and Context on Ad Reactions. Zhurnal svyazej so

Подано: 02.09.2017 Принято: 05.09.2017

Железнякова Ольга Михайловна — доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, Е-mail zelez. olga@gmail com

Для цитирования: Железнякова О.М. Цель образования: контекст дополнительности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 160-173. DOI 10.14526/03_2017_247

DOI 10.14526/03_2017_248 УДК 796.01

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.И. Михайлова - кандидат педагогических наук, профессор Н.Г. Михайлов - кандидат педагогических наук, доцент Е.Б. Деревлёва - кандидат педагогических наук, доцент Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303

E-mail: elvira.i.mikhailova@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и оценки профессиональной компетенции учителей физической культуры. Материал. Рассмотрены показатели профессиональной компетенции учителей физической культуры в части подготовки команд к соревнованиям по оздоровительной аэробике. Методы исследования: анализ профессиональной компетенции учителя физической культуры, педагогический эксперимент. Результаты. Разработан «профиль компетентности учителя физической культуры», который используется для оценки эффективности его работы по подготовке команд к соревнованиям по оздоровительной аэробике. Заключение. Показатели профиля компетентности учителя могут быть использованы для оценки профессионального мастерства учителя.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, профессиональные компетенции, профиль компетентности учителя физической культуры

sdorov'em [Journal of Health Communication]. 2017, Vol. 22, No. 6, pp. 477-487 (Scopus)

19. Joseph ADiMasi, Ronald WHansen, Henry GGrabowski. The price of innovation: new estimates of drug development costs. Zhurnal economiki zdravohraneniya [Journal of health economics]. 2003, Vol. 22, No. 2, pp. 151-185, https://doi.org/10.1016/S0167-6296(02)00126-1 (Scopus)

EFFECTIVENESS ESTIMATION OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS'

PROFESSIONAL COMPETENCE

Elvira I. Mikhailova - candidate of pedagogics, professor Nikolay G. Mikhailov - candidate of pedagogics, associate professor, Elena B. Derevleva - candidate of pedagogics, associate professor Pedagogical Institute of Physical Culture and Short, "Moscow City Pedagogical University", Balaklavskiy avenue, house 32, block 4, Moscow, 117303, Russia

E-mail: elvira.i.mikhailova@gmail.com

Annotation. The article is about the questions of professional competence formation and estimation among physical culture teachers. Material. The indices of physical culture teachers' professional competence are considered in terms of training teams for health improving aerobics competitions. Research materials: physical culture teachers' professional competence analysis, pedagogical experiment. Results: "Physical culture teacher's competence profile " is created, which is used for effectiveness of his work estimation in terms of training teams for health improving aerobics competitions. Conclusion. The indices of a teacher's profile of competence can be used for a teacher's professional mastery estimation.

Keywords: health improving aerobics, professional competencies, the profile of physical culture teacher's competence

Введение. Для обеспечения качественного образования требуются профессиональные специалисты,

конкурентоспособные на рынке труда, владеющие своей профессией и готовые к постоянному профессиональному росту [5]. Описание требований к специалисту в области физической культуры и спорта определяется через понятие

профессиональной компетентности

учителей общеобразовательных школ [1, 2] и находит своё отражение в специализированных изданиях [6]. Не является исключением и система физического воспитания детей и молодёжи, в которой отмечаются значительные изменения и

преобразования, реализующие положения закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Государственная система занятий физической культурой и спортом предусматривает обязательные занятия физической культурой в образовательных организациях, на которых закладывается фундамент здоровья и широкий круг умений и навыков в выполнении жизненно необходимых движений, осуществляется

первичная ориентация детей к занятиям определённым видом спорта. В литературе уже рассматривались материалы по развитию профессиональных компетенций в рамках программы повышения квалификации «Аэробика для

оздоровления детей и молодёжи» [3]. Однако актуальным остаётся вопрос о разработке конкретных показателей профессиональной компетентности

учителей физической культуры, позволяющих оценивать отдельные составляющие его профессионального мастерства. Также отметим, что современный учитель выполняет ещё ряд функций, которые делают предмет «Физическая культура» привлекательным для школьников. В частности, подготовка спортивных команд по разным видам спорта.

В настоящее время аэробика активно используется в программе школьного физического воспитания для решения не только оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, но и как целая система спортивных соревнований. Однако подготовка школьных команд для участия в

соревнованиях по оздоровительной аэробике связана с формированием определённых компетенций, которые обычно формируются у тренеров по виду спорта. В литературе обсуждение таких компетенций освещены крайне скудно.

Цель исследования заключается в разработке метода оценки

профессиональной компетентности

учителя физической культуры.

Методы и организация исследования. В исследовании профессиональная компетенция учителя физической культуры (ПК)

рассматривалась как слагаемое

педагогической, коммуникативной (КК), информационной (ИК) и управленческой (УК) компетенций. Показатели

педагогической компетенции были разделены на показатели, которые характеризуют знания учителя физической культуры (ПКЗ), и показатели, которые характеризуют практическую сторону этой деятельности, представленную в виде умений и навыков, необходимых учителю физической культуры в процессе профессиональной деятельности (ПКУН)

[4].

В исследовании приняли участие девятнадцати учителей физической культуры, которые обучались в рамках программы повышения квалификации «Аэробика для оздоровления детей и молодёжи» и подготовили команды по

оздоровительной аэробике для участия в московском фитнес-фестивале «Ф2». Средний возраст учителей физической культуры, принявших участие в педагогическом эксперименте, составлял 35±10 лет, педагогический стаж был равен 12±9 лет. При этом пять учителей физической культуры не имели профильного образования. Они являлись студентами различных физкультурных вузов города Москвы.

В ходе педагогического

эксперимента изучались также результаты выступления команд по оздоровительной аэробике, которые эти учителя подготовили, анализировались

взаимосвязи между показателями профессиональной компетенции учителей физической культуры и результатами выступления команд по оздоровительной аэробике, которые они подготовили. Результаты исследования.

В таблице 1 представлены оценки профессиональной компетенции учителей физической культуры, которые обучались на курсах повышения квалификации «Аэробика для оздоровления детей и молодёжи». Оказалось что

первоначальные показатели

педагогической, информационной и управленческой компетенций были ниже четырёх баллов, и только показатели коммуникативной компетенции составили 4,1±1,0 балла.

Таблица 1.

Условия ПКЗ ПКУН КК ИК УК

До повышения квалификации 3,9±0,7 3,8±1,1 4,1±1,0 3,7±1,0 3,8±0,9

Размах показателя 2,2 3,8 4,0 2,7 3,6

После повышения квалификации 4,3±0,6 4,3±0,7 4,4±0,6 4,0±0,7 4,2±0,8

Размах показателя 2,0 2,1 2,0 2,5 2,7

Характеристика составляющих профессиональной компетентности учителей физической культуры (п=19) до и после обучения на курсах повышения квалификации «Аэробика для

оздоровления детей и молодёжи»

В результате освоения программы повышения квалификации средние показатели профессиональной компетенции учителей увеличились. Показатели коммуникативной, информационной и управленческой компетенций выросли на 0,3 балла, показатели педагогической компетенции в части знаний - на 0,4 балла, а в части умений и навыков - на 0,5 баллов. Наблюдаемые изменения можно трактовать, как умение быстро обучаться, осваивая материалы программы курсов повышения квалификации.

После прохождения курсов повышения квалификации наивысшие оценки учителя физической культуры демонстрируют по коммуникативной компетенции - 4,4±0,6 балла, что является неотъемлемой составляющей профессионального мастерства специалистов, преподающих аэробику. Несколько ниже оказались показатели педагогической компетенции, которые составили в части знаний 4,3±0,6 балла, а в части умений и навыков - 4,3±0,7 балла. Показатели управленческой компетенции, величина которых 4,2±0,8 балла, указывают на достаточно высокий уровень учителей по организации и проведению занятий по оздоровительной аэробике. Оценки информационной компетентности в среднем составили четыре балла и оказались самыми низкими, что свидетельствует об определённом резерве по повышению профессиональной компетентности.

Вторая наблюдаемая закономерность в изменениях показателей компетентности свидетельствует об уменьшения разброса показателей каждой из составляющих профессиональной компетентности. Это подтверждает и уменьшение величины размаха отдельных показателей компетентности после прохождения курсов повышения квалификации. Например, размах показателя ПКУН уменьшился с 3,8 до 2,1 баллов, а показатель КК с 4,0 до 2,0 баллов. Вероятно, это означает, что оценки составляющих профессиональной компетентности становятся более однородными, что в свою очередь свидетельствует о выравнивании уровня соответствующих компетенций у учителей физической культуры, прошедших курс повышения квалификации. Размах показателя ПКЗ уменьшается только с 2,2 до 2,0 баллов, что свидетельствует о хорошей подготовке учителей в области специальных знаний по физической культуре. А уменьшение размаха показателя ИК и УК в значительно меньшем размере можно отнести к вопросам, которым учителя физической культуры уделяют меньше внимания, чем вопросам методики проведения практических занятий.

Для сравнения структуры профессиональной компетентности был предложен показатель «профиль компетентности учителя». Профиль компетентности учителя физической культуры отражает особенности сформированности отдельных составляющих компетентности конкретного учителя. Это наглядно можно видеть на Рис. 1, где нижняя кривая представляет профиль компетентности учителя Б.Л. до начала прохождения курсов повышения квалификации, а верхняя кривая - профиль после повышения квалификации. Несколько менее выраженные изменения наблюдаются при прохождении курсов повышения квалификации у учителя К.М., имеющего 14-й квалификационный разряд (Рис. 2). При анализе анкеты слушателя курсов повышения квалификации К.М. оказалось, что этот учитель уже в течение пяти лет работает с командами по аэробике, проводит секционные занятия в своей образовательной организации.

Рис. 1. Профиль компетентности учителя Б.Л. до (нижняя кривая) и после (верхняя кривая) обучения на курсах повышения квалификации.

Рис. 2. Профиль компетентности учителя К.М. до (нижняя кривая) и после (верхняя кривая) обучения на курсах повышения квалификации.

Сравнивая представленные на рисунках профили можно заключить, что программа курсов повышения

квалификации для учителей по оздоровительной аэробике оказывает разное влияние на конфигурацию показателя «профиль компетентности учителя». Это позволяет использовать показатель «профиль компетентности

учителя» в качестве диагностического средства оценки профессионального мастерства учителя физической культуры, с одной стороны, и как инструмент оценки эффективности усвоения содержания учебной программы курсов повышения квалификации, с другой стороны.

В ходе педагогического эксперимента проверялась гипотеза о

наличии взаимосвязи между показателями профессиональной компетентности

учителя физической культуры и успешностью подготовки ими команд по аэробике. В качестве характеристики успешности выступления использовались вышеназванные оценки команд за выступление на соревнованиях. А в качестве метода был использован корреляционный анализ между

показателями отдельных составляющих профессиональной компетентности и оценками, полученными командой учителя на соревнованиях по аэробике на Московском фитнес-фестивале «Ф2».

Из представленных в таблице 2. результатов корреляционного анализа видно, что достоверными оказалось лишь некоторые из полученных коэффициентов корреляции. Не удалось выявить связи между результатами выступления команд и некоторыми показателями компетенции учителей, подготовивших эти команды к соревнованиях по аэробике на Московском фитнес-фестивале «Ф2» (педагогической компетенции в части знаний, управленческой компетенции и

профессиональной компетенции).

Таблица 2.

Значения коэффициентов корреляции между оценками команд, подготовленными учителями, и показателями компетенции

Показатели ПКЗ ПКУН КК ИК УК ПфК

Артистизм -0,01 0,45* 0,46 0,18 0,44 0,46

Техника 0,07 0,54 0,37 0,33 0,53 0,46

Впечатление 0,22 0,48 0,48 0,45 0,35 0,47

Общая 0,15 0,49 0,42 0,4 0,39 0,46

*Жирным шрифтом в таблице выделены до

Оказалось, что существует достоверно установленная связь между показателями педагогической

компетенции в части умений и навыков и оценками за артистизм (г=0,45), технику исполнения (г=0,54), впечатление (г=0,48) с общей оценкой команды (г=0,49). Полученные взаимосвязи показателей педагогической компетенции учителей в части умений и навыков и отдельными оценками за исполнение соревновательной программы их учеников подтверждают правильность построения модулей программы повышения квалификации «Технология обучения базовым элементам аэробики» и «Основы конструирования и проведения соревновательных программ по аэробике». В первом названном модуле формируются умения и навыки правильной техники исполнения основных аэробных упражнений и учет их влияния на основные системы организма ребенка. Во втором модуле осваиваются технологии конструирования содержания

соревновательной композиции исходя из

рные r при P<0,05.

требований, содержащихся в правилах и положении о соревнованиях, к которым готовится команда. Это подтверждает мнение, ранее высказанное в литературе о необходимости совершенствования

практических навыков специалистов, преподающих аэробику [2]. Также из этого следует, что практические умения и навыки учителя физической культуры в значительной степени определяют уровень подготовленности команд к участию в соревнованиях по этому виду спорта, а, следовательно, и уровень его профессионального мастерства.

Показатели коммуникативной

компетенции коррелируют с оценками команд, полученными за артистизм (r=0,46) и впечатление (r=0,48). По-видимому, возможности учителя физической культуры, которые на курсах повышения квалификации осваивают технологии управления состоянием человека, используя комбинации и комплексы аэробных упражнений, изучают приемы управления группой,

способствуют налаживанию

коммуникаций с учениками, учатся доходчиво и образно формулировать требования к выполнению

соревновательных связок аэробных упражнений.

Показатели информационной

компетенции учителя достоверно связаны только с оценкой команды за впечатление (г=0,45). Отсутствие взаимосвязи этого вида компетенции с другими оценками свидетельствует, вероятно, о

недостаточности информационного

обеспечения деятельности учителя физической культуры. Это указывает на необходимость более широкого применения информационных технологий для создания наглядных представлений о выполняемых аэробных упражнениях, что подтверждается рядом ранее выполненных работ по компьютеризации деятельности инструктора по оздоровительной аэробике.

Показатели управленческой

компетенции учителей коррелируют с оценками их учеников за артистичность (г=0,44) и технику исполнения композиции (г=0,53), что указывает на важность совершенствования процесса управления при проведении занятий аэробикой, характеризует необходимость развития умений при управлении командой при занятиях аэробикой.

Показатели профессиональной компетенции учителей демонстрируют связь со всеми видами оценок их учеников (таблица 2). Положительное значение коэффициента корреляции в этом случае свидетельствует о повышении оценок за выступление команды, если учитель, готовивший её, уделяет внимание повышению своего профессионального мастерства, которое находит отражение в уровне развития его личных педагогических, коммуникационных и управленческих показателях

компетентности.

В ходе исследования определялись показатели профессиональной

компетенции учителей физической культуры, которые готовили команды по оздоровительной аэробике, и для каждого

из них рассчитывался «профиль компетентности учителя». На рис. 3 верхний график отображает профиль компетентности учителя А.В., который подготовил команду, показавшую наивысший для данной группы команд результат - 26,5 балла. Показатели составляющих компетентции у него близки к пяти баллам. Нижний график этого рисунка отражает показатели составляющих профессиональной

компетентности другого учителя Б.Д., который подготовил команду, занявшую последнее место на соревнованиях и набравшую в итоговом протоколе общую оценку 16,0 баллов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели составляющих

компетенции у него находятся в диапазоне от 3,0 до 3,8 балла. Это позволяет сделать предположение, что сравнение

индивидуальных показателей компетенции учителей физической культуры, представленное в виде «профиля компетентности учителя» можно использовать для выявления слабых мест в профессиональной подготовке учителя физической культуры.

Заключение. Показатели профиля компетентности учителя могут быть использованы для оценки

профессионального мастерства учителя и отражают наиболее важные взаимосвязи между показателями, характеризующими профессиональную компетенцию учителя, и его возможностями по подготовке команд школьников для участия в соревнованиях по оздоровительной аэробике. Показатель «профиль компетентности учителя» характеризует развитие отдельных составляющих профессионального мастерства учителя физической культуры и может быть использован для оценки эффективности обучения в процессе повышения квалификации.

Баллы

3 -

Учитель А.В. Учитель Б.Д.

ПКЗ

ПКУН

КК

ИК

УК

Рис. 3. Профили компетентности учителя А.В., команда которого получила высшие оценки, и учителя Б.Д., команда которого получила низшие оценки на соревнованиях Московского фитнес-фестиваля «Ф2».

Литература

1. Ижболдина, Е.А. Новая парадигма образования и компетентностный подход в образовательном процессе по предмету «Физическая культура» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. -Т.8. - №1. - С. 58-66. Режим доступа: http://journal-science.org/magazine/19.html.

2. Михайлова, Э.И. Аэробика в школе: Учебно-методическое пособие для учителя физической культуры/. Э.И., Михайлова, Н.Г. Михайлов - М.: Советский спорт, 2014. - 124 с.

3. Михайлова, Э.И. Формирование компетенций современного специалиста посредством освоения образовательной программы «Аэробика для оздоровления детей и молодежи»/ Э.И., Михайлова, Н.Г. Михайлов, Е.Б. Деревлёва // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2015. - № 3 (19). - С. 91-97. Серия: Естественные науки. 9.

4. Михайлов, Н.Г. Формирование профессиональных компетенций учителей физической культуры. Новые подходы и решения/Н.Г. Михайлов, Э.И. Михайлова, А.А. Хайруллина. - Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Pudlishing. - 2016. - 77 р.

5. Паначев, В.Д. Компетентностный подход к обучению в вузе/В.Д. Паначев, О.В. Кораблева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Т.8. - №2. - С. 170181. Режим доступа: http://journal-science.org/magazine/20. html.

6. Пьянзин А.И. Анализ публикаций журнала «Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта» (2006-2016) // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.11. - №3. - С. 118125. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/644.html. DOI: 10.14526/01 1111 133.

7. Schünemann Johannes, Strulik

Holger; Trimborn Timo . The gender gap in mortality:

How much is explained by behavior? Zhurnal

economicheskogo zdorovjya [Journal of Health economics]. 2017, Vol. 54, pp. 79-90 (Scopus)

8. Banoj Kumar Mahanta. Assessment of Village Health Nutrition Day Sessions in Village of Sant Kabir Nagar (U.P.). Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of health menegement]. 2016. (Scopus)

References

6

5

4

2

1

0

1. Izhboldina E.A. The new paradigm of the formation and competention approach in educational process on discipline "Phisical culture". Pedagogiko-hsichologicheskie i mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogico-psichological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2013, vol.8. nol, pp. 5866. Available at: http://journal-science .org/magazine/19. html.

2. Mikhailova E.I., Mikhailov N.G. Aerobika v shkole: posobie dlya uchitelya metodiki fizicheskogo vospitaniya [Aerobics in school: Methods handbook for the teacher of physical training]. M., Soviet sports, 2014, 124 p. (in Russian).

3. Mikhailova E.I., Mikhailov N.G., Derevleva E.B. Formation of professional competences of the modern specialist by mastering the educational program "Aerobics for improving children and youth". Vestnik Moscovscogo gorodskogo pedagogichesskogo universiteta [Vestnik Moscow city teachers training university], 2015, no. 3 (19), pp. 91-97. Seriaj: Estestvennie nauki. 9. (in Russian).

4. Mikhailov N.G., Mikhalova E.I., Haijrullin A.A. Formirovanie professional'nich kompetenciij uchiteleij fizicheskoij kulturi. Novie podchodi I resheniaj [Formation of professional competences of physical education teachers. New approaches and solutions]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Pudlishing, 2016, - 77 р. (in Russian).

Подано: 21.08.2017 Принято: 24.08.2017

5. Panachev V.D., Korableva O.V. Competence approach to education in high school. Pedagogiko-hsichologicheskie i mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogico-psichological and medico-biological problems of phesical culture and sports]. 2013, vol.9. no2, pp. 170181. Available at: http://journal-science.org/magazine/20.html.

6. Pyanzin A.I. Ana;iz publikatsij jurnala "Pedagogiko-hsichologicheskie i mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury i sporta" (2006-2016) [Publications analysis of "Pedagogico-psichological and medico-biological problems of physical culture and sports" (The Russian journal of Physical culture and sport) journal (2006-2016), 2016, vol. 11, pp. 118-125. Available at: http://journal-science.org/ru/article/644.html. DOI:

10.14526/01 1111 133.

7. Schünemann Johannes, Strulik

Holger; Trimborn Timo . The gender gap in mortality:

How much is explained by behavior? Zhurnal economicheskogo zdorovjya [Journal of Health economics]. 2017, Vol. 54, pp. 79-90 (Scopus)

8. Banoj Kumar Mahanta. Assessment of Village Health Nutrition Day Sessions in Village of Sant Kabir Nagar (U.P.). Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of health menegement]. 2016. (Scopus)

Михайлова Эльвира Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303; e-mail: elvira.i.mikhailova@gmail.com

Михайлов Николай Георгиевич - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303; e-mail: ivda@mail.ru

Деревлёва Елена Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303 e-mail: ederevleva@yandex.ru

Для цитирования: Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Деревлёва Е.Б. Оценка эффективности профессиональной компетентности учителей физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 173-181. DOI 10.14526/03 2017 248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.