Разработанное веб-приложение «ADI» — это система обработки, накопления и анализа информации реабилитации пациентов с РГН по виду патологии и возрастам, позволяющее врачам получить структурированную информацию об этапах проведения необходимых методов междисциплинарной диагностики и лечения всех видов РГН в различные возрастные периоды.
Одним из главных преимуществ создания веб-приложения «ADI», является возможность оперативного обмена информацией между специалистами различных областей знаний. Такая комплексная информация является основой для объединения научных идей и обмена опытом различных специалистов, тем самым давая возможность создания единой системы междисциплинарной реабилитации детей с врожденной патологией челюстно-ли-цевой области.
Веб-приложение «ADI» позволяет обеспечить не только эффективный информационный обмен накопленными знаниями между специалистами, участвующими в процессе комплексной реабилитации пациентов с данной патологией, но и на основе совместных усилий врачей, специализирующихся в области хирургии, ортодонтии, психологии, логопедии, информатики и ряда других — разрабатывать и оперативно внедрять весь спектр новых методов реабилитации детей с РГН.
Создание веб-приложения «ADI» — это объединение творческих мыслей, теоретических знаний и практических навыков специалистов, занимающихся проблемой лечения детей с РГН, которое дает возможность специалистам оказывать раннюю высококвалифицированную, специализированную, междисциплинарную медицинскую помощь, что в свою очередь приводит к ранней медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации пациентов с данной патологией.
Список литературы:
1. Mamedov Ad.A., Maclennan A.B., Admakin O.I., Morozo-va N.S., Mazurina L.A. Multidiciplinary approach to cleft lip and palate treatment of children in a new born period: 59th Annual meeting of the Japanese teratological society 13th World congress of the international cleft lip and palate foundation. - Japan, 2019. - 124p.
2. Mamedov A.A., Morozova N.S., Maklennan A.B., Vfolkov U.O., Mazurina L.A., Stebeleva U.V. Surgical treatment protocol of early surgical reconstruction in patients with cleft lip and palate in newborn period: Scientific program 1st International Scientific Congress of Azerbaijan Society of Oral and Maxillofacial Surgeons. — Azerbaijan, 2019. — 57p.
3. Арсенина О.И., Малашенкова Е.И., Пащенко С.А. Алгоритм ортодонтического лечения пациентов с врожденной расщелиной губы, неба и альвеолярного отростка до и после костной аутопластики // Стоматология. — 5, 2017. С. 62-65.
4. Мамедов Ад.А. Оказание специализированной помощи детям с врожденной расщелиной губы и неба в совре-
менных условиях развития здравоохранения: Материалы научно-практической конференции стоматологов и че-люстно-лицевых хирургов центрального федерального округа Российской федерации с международным участием «Технологии XXI века в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии». — Тверь, 2008. — С. 224- 229.
5. Бимбас Е.С., Блохина С.И., Меньшикова Е.В., Ершова О.Ю. Применение современных ортодонтических и хирургических технологий в комплексной реабилитации детей с врожденной расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка и неба // Проблема стоматологии. — 2018 — Т.17 — № 4 — С. 71-76.
6. Eriguchi M., Watanabe A., Suga K., Nakano Y., Sakamoto T., Sueishi K. et al. Growth of Palate in Unilateral Cleft Lip and Palate Patients Undergoing Two-stage Palatoplasty and Orthodontic Treatment // Bull Tokyo Dent Coll. — 2018. 59(3): P. 183—191.
7. Stock N.M., Ridley M., Guest E. Teachers' Perspectives on the impact of the Cleft lip and/or palate during the school years // The Cleft palate-craniofacial journal: official publication of the American Cleft Palate-Craniofacial Association. — 2019. — Vol. 56, Issue 2. — P. 204-209.
8. Гусев А.В., Зарубина Т.В. Поддержка принятия врачебных решений в медицинских информационных системах медицинской организации // Врач и информационные технологии. — 2017. — No 2. — С. 60—72.
9. Гусев А.В., Плисс М.А., Левин М.Б., Новицкий Р.Э. Тренды и прогнозы развития медицинских информационных систем в России // Врач и информационные технологии. — 2019. — № 2. — С. 38—49.
10. Белышев Д.В., Каллистов Д.Ю., Михеев А.Е., Романов А.И., Хаткевич М.И. Информационная система медицинской реабилитации в цифровой экосистеме медицинской помощи // Врач и информационные технологии. — 2018. — № 5. — С. 34—45.
11. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Цифровая экосистема медицинской помощи // Врач и информационные технологии. — 2018. — № 5. — С. 4—17.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗУБНЫХ ЩЕТОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДЕКСА ICDAS II В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Огарева А А.
Научный руководитель:
д.м.н., профессор Кисельникова Л.П.,
ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова МЗ РФ.
Актуальность: Профилактика стоматологических заболеваний с каждым годом развивается все более активно. Многими исследованиями доказана эффективность разнообразных способов борьбы с приростом распространенности и интенсивности кариеса. Регулярно появляются новые средства гигиены, способные повысить качество ежедневной гигиены полости рта, увеличивается разнообразие зубных щеток. Самыми распространенными средствами гигиены полости рта являются мануальные зубные щетки. Однако, с каждым годом все чаще пациенты отдают предпочтение электрическим зубным щеткам, основным преимуществом которых является высокая скорость движений щетинок и встроенный таймер для контроля времени, затрачиваемого
Раздел 14. КОНКУРС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
на чистку зубов. Одним из последний достижений являются мобильные приложения для смартфонов, которые идут в комплекте с электрическими зубными щетками. Подобные приложения способны не только обучить основным правилам гигиены полости рта, но и дать обратную связь ребенку о качестве проведенной чистки зубов.
Многими исследованиями доказано, что электрические зубные щетки имеют более выраженный очищающий эффект. Улучшение гигиены полости рта приводит к снижению риска развития кариеса. Для оценки уровня интенсивности кариозного процесса в последние годы все чаще используется система оценки состояния твердых тканей зубов ICDAS II. Данная система, в отличие от наиболее распространенного в нашей стране индекса КПУ, позволяет зарегистрировать состояние не только каждого зуба, но и каждой его поверхности, также учитывается наличие герметика, состояние пломб, степень кариозного поражения. Еще одним преимуществом системы ICDAS II является возможность зарегистрировать начальные формы кариеса и соответственно своевременно провести лечение, не допустив образование кариозных полостей.
Цель: оценить эффективность применения в детском возрасте различных зубных щеток с использованием индекса ICDAS II.
Пациенты и методы: В исследовании принимали участие 60 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Все участники исследования были разделены на три группы.
1-я группа исследования — дети, в течение года использующие для ежедневной гигиены полости рта звуковую электрическую зубную щетку.
2-я группа исследования — дети, в течение года использующие для ежедневной гигиены полости рта звуковую электрическую зубную щетку и мобильное приложение для смартфонов.
Группа сравнения — дети, в течение года использующие для ежедневной гигиены полости рта мануальную зубную щетку.
Исследование включало в себя 3 посещения: в начале исследования, через 6 месяцев и через 1 год. В ходе каждого посещения определялось состояние твердых тканей зубов по системе ICDAS II и проводилась оценка гигиенического состояния полости рта с помощью индекса гигиены ОШ^.
Результаты: В группе исследования, в которую входили дети, использующие электрическую зубную щетку, среднее значение индекса гигиены через 6 месяцев улучшилось на 26,24%. Однако через год было отмечено ухудшение гигиенического состояния полости рта. Редукция изучаемого параметра в группе детей, использующих звуковую электрическую щетку, через год составила 12,77% от начального значения индекса гигиены ОШ^.
Во второй группе исследования (дети, использующие электрическую щетку и мобильное приложение)
были отмечены схожие тенденции. Через 6 месяцев показатель индекса гигиены снизился на 53,62%. А через 1 год после начала исследования в данной группе также было отмечено ухудшение гигиенического состояния полости рта, однако оно было менее выраженным. Редукция изучаемого параметра составила 35,51% от начального значения индекса гигиены ОШ^.
В группе сравнения нами не было отмечено в ходе исследования изменения значений индекса гигиены ОШ^.
Анализ состояния твердых тканей зубов по системе ICDAS II показал, что в первой группе исследования исходное значение было равно 9,12. Через 6 месяцев данный показатель снизился до 7,64 (снижение на 16,23%), через 1 год стал равен 9,55. Следовательно, в группе детей, использующих электрическую зубную щетку, через год после начала исследования было отмечено увеличение значения исходного показателя на 4,71% от исходного значения индекса ICDAS II (рисунок 1). Данные изменения коррелируют с изменениями индекса гигиены.
Во второй группе исследования исходное значение индекса ICDAS II было равно 5,48. Через 6 месяцев было отмечено снижение данного показателя на 31,39% (ICDAS II - 3,76). Через 1 год среднее значение индекса ICDAS II в группе детей, использующих звуковую электрическую щетку вместе с мобильным приложением было равно 4,7. Использование в течение года электрической зубной щетки с мобильным приложением для ежедневной гигиены полости рта способствовало редукции значения индекса ICDAS II на 14,23% от исходного значения.
В группе сравнения значение индекса ICDAS II через 6 месяцев после начала исследования снизилось на 1,14% ( исходное значение ICDAS II - 7,04 ICDAS II через 6 месяцев — 6,96). Через 1 год индекс ICDAS II в данной группе был равен 8,8. В группе детей, использующих мануальную зубную щетку, значение исходного показателя индекса ICDAS II увеличилось на 25%.
Рисунок 1. Динамика изменения индекса ICDAS II в ходе использования различных зубных щеток
Индекс ICDAS II позволяет оценить наличие кариозных поражений не только в каждом зубе, но и
на каждой его поверхности. Это дает возможность получить более подробную информацию о состоянии твердых тканей зубов у ребенка.
Проведя анализ поверхностей зубов по системе ICDAS II, нами были получены следующие результаты (таблица 1). В первой группе исследования исходное значение индекса ICDAS II поверхностей было равно 10,24. Через 6 месяцев значение данного индекса снизилось до 9 (снижение на 12,11%), через 1 год данный показатель был равен 10,72. Следовательно, в группе детей, использующих электрическую зубную щетку, через год после начала исследования было отмечено увеличение значения исходного показателя на 4,69% от исходного значения индекса ICDAS II поверхностей.
Во второй группе исследования значение индекса ICDAS II поверхностей до начала исследования было равно 5,88. Через 6 месяцев было отмечено снижение данного показателя на 28,57% (ICDAS II — 4,2). Через 1 год среднее значение индекса ICDAS II поверхностей в группе детей, использующих звуковую электрическую щетку вместе с мобильным приложением было равно 5,04. Редукция изучаемого параметра от начального показателя индекса ICDAS II поверхностей составила 14,29%.
В группе сравнения начальное значение индекса ICDAS II поверхностей составило 7,4, через 6 месяцев — 7,28 (снижение на 1,62%). На момент завершения исследования индекс ICDAS II поверхностей в данной группе был равен 9,25. В группе детей, использующих мануальную зубную щетку, значение исходного показателя индекса ICDAS II поверхностей увеличилось на 25%.
Анализ полученных результатов показывает, что динамика изменения значения индекса ICDAS II (поверхностей) была сопоставима с динамикой изменения значений индекса ICDAS II (зубов) во всех группах исследования.
Таблица 1.
Группа ICDAS II (до) ICDAS II (через 6 месяцев) ICDAS II (через 1 год)
Группа исследования 1 10,24 9 10,72
Группа исследования 2 5,88 4,2 5,04
Группа сравнения 7,4 7,28 9,25
Выводы:
1. В ходе исследования отмечено улучшение гигиенического состояния полости рта в группах детей, использующих электрические зубные щетки. Однако, более выраженное улучшение было отмечено в группе детей, использующих электрическую зубную щетку вместе с мобильным приложением.
2. Система ICDAS II позволяет зарегистрировать ранние изменения состояния твердых тканей зубов (кариес в стадии пятна), что делает ее использование весьма перспективным при оценке эффективности проведенных профилактических мероприятий в полости рта.
3. В группах детей, использующих электрическую и мануальную зубную щетку, через 1год после начала исследования отмечено увеличение значений индекса ICDAS II, что говорит о некотором приросте кариеса. Вместе с этим, у детей, использующих мануальную зубную щетку, прирост кариеса по индексу ICDAS II был более выражен, чем у детей, использующих электрическую зубную щетку. В группе детей, использующих электрическую зубную щетку с мобильным приложением через год отмечено наиболее выраженное снижение значения индекса ICDAS II.
4. Использование звуковых электрических зубных щеток вместе с мобильным приложением для смартфонов оказывает положительное влияние на уровень гигиены полости рта и состояние твердых тканей зубов.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПАРОДОНТА
Романовская В. Н . Научный руководитель: д.м.н., профессор Кисельникова Л.П. ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова МЗ РФ.
Актуальность. В настоящее время остается высокой распространенность воспалительных заболеваний пародонта среди взрослого и детского населения. Функциональные расстройства зубочелюстной системы, которые обусловлены потерей зубов в следствии заболеваний пародонта, развиваются чаще, чем при осложнениях кариеса и становятся одной из основных причин потери зубов у лиц молодого возраста. В связи с этим заболевания пародонта являются не только медицинской, но и социальной проблемой, которая отражается на качестве жизни пациентов. Качество жизни человека (QUALITY OF LIFE)- это общепризнанный термин. Понятие «качество жизни» имеет две стороны — внутреннюю, зависимую от самой личности человека, и внешнюю, обусловленную степенью развития общества и государства. Исследований, посвященных изучению влияния стоматологического здоровья на качество жизни детей и подростков немного. Большинство авторов в своих работах по оценке качества жизни оценивали влияние стоматологических проблем в основном среди взрослого населения.
В детском возрасте наиболее часто заболевания пародонта встречаются у детей школьного возраста. При осмотре у детей с воспалительными заболеваниями пародонта отмечается наличие зубного налета,