Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОФП-ФУТБОЛ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОФП-ФУТБОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУТБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / FOOTBALL / PHYSICAL FITNESS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранцев С.А., Румянцев В.П.

Работа направлена на исследование особенностей динамики спортивно-технической подготовленности и её оценку у студентов основного отделения групп общей физической подготовленности со спортивной направленностью (футбол). Не выявлено достоверных различий в изменениях показателей спортивно-технической подготовленности студентов 1 курса основного отделения от конца осеннего семестра до конца весеннего семестра. Средняя оценка результатов ведения мяча «змейкой» в конце осеннего и весеннего семестров соответствовала 3 баллам, результатов точности передачи мяча - 2 и 3 балла (соответственно), показателей точности ударов мячом по воротам - 3 и 2 балла (соответственно).The paper is aimed at studying the dynamics of sports readiness and its assessment in students of the general physical training groups, particularly, football. The first-year students of the general physical training groups do not demonstrate significant changes in the indicators of sports and technical readiness starting from the end of the autumn semester up to the end of the spring semester. At the end of the autumn and spring semesters the average score for “dribbling” exercise was 3 points; pass accuracy - 2 and 3 points respectively; “shot on goal” accuracy - 3 and 2 points (respectively).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранцев С.А., Румянцев В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОФП-ФУТБОЛ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП

ОФП-ФУТБОЛ

С.А. Баранцев1

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва Государственный университет управления, Москва

В.П. Румянцев

Государственный университет управления, Москва

Работа направлена на исследование особенностей динамики спортивно-технической подготовленности и её оценку у студентов основного отделения групп общей физической подготовленности со спортивной направленностью (футбол). Не выявлено достоверных различий в изменениях показателей спортивно-технической подготовленности студентов 1 курса основного отделения от конца осеннего семестра до конца весеннего семестра. Средняя оценка результатов ведения мяча «змейкой» в конце осеннего и весеннего семестров соответствовала 3 баллам, результатов точности передачи мяча - 2 и 3 балла (соответственно), показателей точности ударов мячом по воротам - 3 и 2 балла (соответственно).

Ключевые слова: физическая культура, футбол, физическая подготовленность, обучение

Assessing efficiency of the discipline "Physical Education " in first-year university students of the general physical training groups (football). The paper is aimed at studying the dynamics of sports readiness and its assessment in students of the general physical training groups, particularly, football. The first-year students of the general physical training groups do not demonstrate significant changes in the indicators of sports and technical readiness starting from the end of the autumn semester up to the end of the spring semester. At the end of the autumn and spring semesters the average score for "dribbling" exercise was 3 points; pass accuracy - 2 and 3 points respectively; "shot on goal" accuracy - 3 and 2points (respectively).

Keywords: physical education, football, physical fitness, training.

Одним из индикаторов эффективности практических занятий дисциплины «Физическая культура» является спортивно-техническая подготовленность (СТП) студентов основного отделения [1], которая связана с процессом обучения технике спортивных движений. Как показывает практика, при наличии этого процесса значительно повышается интерес студентов к практическим занятиям. Вместе с тем, в этой Примерной программе [1] не приводятся тесты и нормативы, по которым можно было бы оценивать СТП студентов основного отделения.

Контакты: 1 Баранцев С.А. - E-mail: <barancev_sergei@mail.ru>

Нами разработаны и обоснованы тесты и нормативов оценки СТП студентов основного отделения учебных групп с различной спортивной направленностью [4], в том числе для учебных групп ОФП-футбол. Кроме того, установлено [3], что у студентов 1 и 2 курса основного отделения в течение учебного года происходит достоверное ухудшение таких показателей спортивно-технической подготовленности, как время ведения мяча и точность ударов по воротам. При этом достоверно улучшаются результаты точности передачи мяча. На основании результатов исследования были разработаны нормативы оценки спортивно-технической подготовленности студентов основного отделения.

Для юных и взрослых спортсменов, специализирующихся в футболе, разработаны и обоснованы тесты и нормативы оценки технической подготовленности [5; 6; 7; 8 и др.], позволяющие оценить эффективность тренировочного процесса. Вопрос обоснования нормативов и оценки эффективности практических занятий дисциплины «Физическая культура» студентов основного отделения является недостаточно изученным.

ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучить динамику показателей СТП и оценить эффективность учебно-тренировочных занятий студентов 1 курса основного отделения учебных групп ОФП-футбол.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки СТП юношей 1-3 курсов использовали три теста [2]:

1-й тест. Ведение мяча «змейкой» с обводкой 6-ти стоек (фишек), расположенных на равном расстоянии друг от друга на дистанции 30 м. Первая стойка ставится на линии старта. Оценивается время выполнения задания.

2-й тест. Удары мячом по воротам. Удары мячом в гандбольные ворота выполняются верхом с центра мини-футбольного поля. Засчитываются только те мячи, которые попадают в ворота, не коснувшись покрытия (пола). Всего - 5 ударов.

3-й тест. Точность передачи мяча на дистанции 20 м. Диапазон «разброса» мяча должен быть не более 1 м. Пас делается «низом», желательно внутренней стороной стопы - «щечкой». Всего - 5 передач.

Фиксируется лучший результат из 3 попыток в каждом тесте.

Нормативы оценки СТП студентов основного отделения учебных групп ОФП-футбол представлены в монографии С.А. Баранцева с соавт. [4]. Эти нормативы позволяют оценить СТП студентов учебных групп ОФП-футбол на момент тестирования (по пятибалльной системе), но не позволяют оценить динамику изучаемых показателей СТП.

Результаты тестирования обрабатывали методами математической статистики: определяли средние значения (М), квадратическое отклонение от них (с). Нормальность распределения результатов исследования оценивали по коэффициентам асимметрии (Аs) и эксцесса (Ех). Достоверность отличий определяли по Ь критерию Стьюдента для попарно-связных вариантов.

Тестирование СТП студентов (п =30) проводилось в конце 1 и 2 семестров. Количество практических занятий в обоих семестрах было одинаковым - по 24 занятия: в две недели проводилось 3 занятия. Содержание занятий представлено в учебно-методическом пособии [2]. Студенты основного отделения в этих группах занимаются, в основном, общей физической подготовкой и совершенствованием техники выполнения приёмов игры в футбол. Запись в учебные группы проводилась в начале каждого семестра по желанию занимающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены показателей СТП юношей 1 курса основного отделения учебных групп ОФП-футбол.

Таблица 1

Динамика показателей СТП юношей 1 курса основного отделения учебных групп ОФП-футбол

Тесты

Конец осен. сем.

Конец весен. сем

Достов. разл.

Ведение мяча

М с п

As Ex

7,88 (3) 1,32 30 0,12 -1,15

7,52 (3) 1,24 30 0,64 -0,16

1,51

Удары по воротам

М с п

As Ex

1,6 (3)

0,31 26 0,14 -1,15

1,4 (2)

0,28 26 0,25 -0,69

0,22

Передачи мяча

М с п

As Ex

1,4 (2)

0,27 26 0,51 -1,18

1,5 (3)

0,30 26 0,51 -0,47

1,05

Примечание: Прочерк - различия недостоверные. В скобках - оценка результатов тестирования.

Установили, что изучаемые показатели СТП студентов 1 курса соответствовали закону нормального распределения (табл. 1). Поэтому достоверность различий определяли при помощи параметрического критерия ЬСтьюдента.

Не зарегистрировано достоверных изменений изучаемых показателей СТП юношей 1 курса от конца осеннего до конца весеннего семестра. Можно отметить тенденцию улучшения результатов ведения мяча «змейкой». Оценка показателей СТП в конце осеннего и весеннего семестров соответствовала 3 баллам.

Отмечена тенденция улучшения показателей точности передачи мяча. В конце осеннего семестра оценка соответствовала 2 баллам, а в конце весеннего семестра - 3 баллам.

Следует отметить тенденцию ухудшения показателей ударов по воротам. В конце осеннего семестра оценка - 3 балла, а в конце весеннего семестра - 2 балла. На совершенствование этого компонента техники необходимо обратить большее внимание в процессе практических занятий.

Тестирование СТП студентов проводилось в конце 1 и 2 семестров. Говоря о такой динамике показателей СТП - от конца осеннего до конца весеннего семестра, мы можем судить лишь об эффективности работы преподавателя в весеннем семестре и то с определённой погрешностью.

Надо иметь в виду, что показатели тестирования за период зимних каникул снижаются в следствии растренированности студентов. Поэтому, если тестировать студентов от начала к концу семестра, то положительная динамика показателей СТП будет, во-первых, более существенной и, во-вторых, она точнее характеризует эффективность работы преподавателя по совершенствованию СТП студентов учебной группы. Следовательно, тестировать СТП студентов учебных групп ОФП-футбол правильнее в начале и в конце каждого семестра, а не в конце семестров.

ВЫВОДЫ

1. Не выявлено достоверных различий в изменениях показателях спортивно -технической подготовленности студентов 1 курса основного отделения от конца осеннего семестра до конца весеннего семестра. Отмечена тенденция улучшения результатов ведение мяча «змейкой» и точности передачи мяча; тенденция ухудшения ударов мячом по воротам.

2. Средняя оценка результатов ведения мяча «змейкой» в конце осеннего и весеннего семестров соответствовала 3 баллам, результатов точности передачи мяча - 2 и 3 балла (соответственно), показателей точности ударов мячом по воротам - 3 и 2 балла (соответственно).

3. Незначительные изменения в показателях СТП юношей 1 курса связаны, прежде всего, с недостаточным количеством практических занятий по учебному расписанию в весеннем семестре.

4. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости больше внимания уделять на учебно-тренировочных занятиях такому техническому приёму, как удары мячом по воротам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев С.А. Планирование содержания учебных занятий дисциплины «Физическая культура»: Учебно-методическое пособие / С.А. Баранцев. - М.: Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2015. - 112 с.

2. Баранцев С.А. Динамика спортивно-технической подготовленности студентов 1 и 2 курса основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (футбол) / С.А. Баранцев, М.А. Скородумов // Материалы Всеросс. с между-

нар. участием электр. студ. науч. конф. Том 1. - Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, 2013. - С. 324-327.

3. Баранцев С.А. Общая физическая и спортивно-техническая подготовленность студентов / С.А. Баранцев, В.С. Домащенко, В.П. Чичерин. - М.: РУ-САЙНС, 2019. - 62 с.

4. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С.В. Толомазов. - М.: Спортакадемпресс, 2000. - 25 с.

5. Кудяшев Н.Х. Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на начальных этапах обучения: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. - Набережные Челны, 2011. - 22 с.

6. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / Сост.: В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко. - М.; 2010.

7. Чирва Б.Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов: диссертация ... доктора педагогических наук. - М., 2008. -350 с.

8. Шамонин А.В. Повышение уровня специальной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом с учетом моторной асимметрии / А.В. Шамонин, С.Е. Банников, Р.И. Минязев, Е.А. Гончарова // Вестник Сургутского Государственного Педагогического университета. - 2016. - №2. - С. 97-104.

REFERENSES

1. Barancev S.A. Planirovanie soderzhaniya uchebny x zanyatij discipliny4 «Fizicheskaya kuFtura»: Uchebno-metodicheskoe posobie / S.A. Barancev. - M.: IzdateFskij dom FGBOUVPO «GUU», 2015. - 112 s.

2. Barancev S.A. Dinamika sportivno-texnicheskoj podgotovlennosti studentov 1 i 2 kursa osnovnogo otdeleniya grupp OFP so sportivnoj napravlennostyu (futbol) / S.A. Barancev, M.A. Skorodumov // Materialy' Vseross. s mezhdunar. uchastiem e'lektr. stud. nauch. konf. Tom 1. - Irkutsk: FGBOU NI IrGTU, 2013. - S. 324-327.

3. Barancev S.A. Obshhaya fizicheskaya i sportivno-texnicheskaya podgotovlennosf studentov / S.A. Barancev, V.S. Domashhenko, V.P. Chicherin // Monografiya. - M.: RUSAJNS, 2019. - 62 s.

4. Golomazov S.V. Futbol. Teoreticheskie osnovy' i metodika kontrolya texnich-eskogo masterstva / S.V. Tolomazov. - M.: Sportakadempress, 2000. - 25 s.

5. Kudyashev N.X. Sovershenstvovanie metodiki texnicheskoj podgotovki yunyx futbolistov na nachalnyx etapax obucheniya: avtoreferat dissertacii ... kandi-data pedagogicheskix nauk. - Naberezhny'e Chelny' - 2011. - 22 s.

6. Primernaya programma discipliny' «Fizicheskaya kuTtura» / Sost.: V.G. Shherbakov, V.Yu. Volkov, D.N. Davidenko. - M., 2010.Chirva B.G. Bazovaya i pro-fessionaTnaya texnicheskaya i takticheskaya podgotovka futbolistov: dissertaciya ... doktora pedagogicheskix nauk. - M., 2008. - 350 s.

7. Shamonin A.V. Povy'shenie urovnya speciaTnoj podgotovlennosti studentov, zanimayushhixsya mini-futbolom s uchetom motornoj asimmetrii / A.V. Shamonin, S.E. Bannikov, R.I. Minyazev, E.A. Goncharova // Vestnik Surgutskogo Gosudarstven-nogo Pedagogicheskogo universiteta. - 2016. - № 2. - S. 97-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.