Научная статья на тему 'Оценка эффективности подготовки спасателей с использованием нормативов (на примере норматива для робинга комплекса средств индивидуальной защиты первого типа)'

Оценка эффективности подготовки спасателей с использованием нормативов (на примере норматива для робинга комплекса средств индивидуальной защиты первого типа) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Стрелец В.М., Шведков А.А., Васильев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности подготовки спасателей с использованием нормативов (на примере норматива для робинга комплекса средств индивидуальной защиты первого типа)»

Список использованной литературы

1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 1994. - №35. - Ст. 3649.

2. О добровольной пожарной охране: Федеральный закон от 06.05.2011 (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2011. - №19. - Ст. 2717.

3. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 01.12.2012 // СЗ РФ. 2012. - № 49. - Ст. 6757.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОРМАТИВОВ (НА ПРИМЕРЕ НОРМАТИВА ДЛЯ РОБИНГА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРВОГО ТИПА)

В.М. Стрелец, старший научный сотрудник, к.т.н., доцент

А.А. Шведков, курсант Национальный университет гражданской защиты Украины,

г.Харьков

М.В. Васильев, начальник сектора ГУ ГСЧСУ в Харьковской области

В подразделениях гражданской защиты отсутствуют нормативы (под ними понимается [1] сопоставительная норма, которая в своей основе имеет сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности) для оценки робинга комплекса средств индивидуальной защиты первого типа (КСИЗ 1), которые могут использоваться в процессе ликвидации аварий с выбросами опасных химических веществ.

В [2] было показано, что в качестве нормативов для оценки уровня подготовленности для выполнения робинга КСИЗ первого типа (КСИЗ 1)целесообразно использовать следующие нормативы:

t5 = 180 с, t4 = 240 с и t3 = 300 с. Для оценки эффективности использования предложенных нормативов они были озвучены в ходе первоначальной подготовки спасателей.

По результатам выполнения робинга КСИЗ 1 в четвертой попытке [3], было проверено, значимо ли различаются средние значения, полученные по двум независимым выборкам робинга КСИЗ 1 (без использования разработанного норматива tробинг д0 и с его использованием

tробинг после), используя t-критерий Стьюдента.

Это позволило проверить, значимо ли различаются средние значения, полученные по двум независимым выборкам робинга КСИЗ (без

использования разработанного норматива 1 до и с его использованием X после), используя ^критерий Стьюдента.

С целью выбора конкретной методики расчета ^критерия [4] вначале была проверена гипотеза о равенстве дисперсий. В качестве критерия для проверки ноль-гипотезы

Щ: О2 , , = О2 , (1)

0 робинг до робинг после к '

был выбран F-критерий [4]

Г2 /

р = % , (2)

где G2 - большая из оценок дисперсий в двух выборках.

При этом критическое значение Fкр, которое при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы

Удо = Пдо -1 = 23 ' У'после = Ппосле -1 = 23 , (3)

где пдо = ппосле = 24 - количество натурных экспериментов по

робингу КСИЗ, по результатам которых оценивались статистические характеристики полученных распределений, равно [4]

^кр = ^табл = 2,3 • (4)

Сравнение по (4) показало

р = О^КСИЗ!) = 49,962 = у ^ = р^ = 2,3. (5) О^КСИЗ 1) 47,612 кр табл ( )

Исходя из этого[4], стандартная ошибка разности 8Х, с учетом того, что выборки малого размера (<30),

^ =

Х

(п -1) • О2 + (п -1) • О2 \-"-до / до \"после V после Г1 1 1 1

п до + ппосле - 2 1 п п V до после у

= 14.09, (6)

а число степеней свободы

У = Пдо + Ппосле - 2 = 46 • (7)

В результате

|244,5 - 212,331

1 , , 3 = 2,28 > 1 Табл (а = 0,05) = 2,01 (8)

1 набл

X - X

до после

8Х 14,09

Поскольку значение t-кpитеpия X набл больше критического значения 1-критерия X табл при заданном уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы у = 46, с вероятностью ошибки меньше 5% можно говорить о том, что сокращение времени выполнения робинга КСИЗ 1 в результате подготовки с использованием предложенных нормативов является статистически значимым.

Таким образом, для статистической оценки нормативов, которые могут использоваться для оценки уровня подготовленности спасателей к работе в КСИЗ, целесообразно использовать параметры нормального распределения времени выполнения рассматриваемой операции (процесса), которые могут быть получены экспериментально.

Список использованной литературы

1. Спортивная метрология. Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.М. Зациорского. - М.: ФиС, 1982. - 256 с.

2. Стрелец В.М. Разработка нормативов для оценки подготовленности спасателей к работе в комплексе средств индивидуального типа / В.М. Стрелец, М.В. Васильев, В.В. Тригуб // Проблеми надзвичайних ситуацш, 2014. - № 19. - С.133-141.

3. Стрелец В.М. Определение количества тренировочных попыток, после котрого можно оценивать качество выполнения задания /

B.М. Стрелец, М.В. Васильев // Техносферная безопасность, 2013. - № 1.

C. 61-64.

4. Халафян А.А. STATISTTCA 6 Статистический анализ данных / A.A. Халафян - М.: 000 «Бином-Пресс», 2007. - 512 с.

СОЦИАЛЬНО И ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО

ПРОФИЛЯ

Ю.Ю. Стрельникова, доцент, к.п.н., докторант Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г. Санкт-Петербург

Мотивация существует в системном взаимодействии с когнитивной, эмоциональной, волевой сферами личности и представляет собой систему факторов, детерминирующих поведение личности (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), а также процесс непрерывного выбора и принятия решений, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность [1]. Уровень мотивации определяется уровнем притязаний субъекта, зависит от его жизненного опыта, психологических особенностей, а также от социальных и культурно-этнических факторов. По мнению Е.П. Ильина, внешнеорганизованная мотивация - это процесс формирования мотива, который происходит под значительным влиянием извне (приказы, советы). Внутреннеорганизованная мотивация - это процесс, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.