Научная статья на тему 'Оценка эффективности перевозочной работы электрического тягового подвижного состава на холмисто-горном участке железной дороги'

Оценка эффективности перевозочной работы электрического тягового подвижного состава на холмисто-горном участке железной дороги Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH / RESULT / A FREIGHT TRAIN / MOVEMENT / AN ELECTRIC LOCOMOTIVE / A RAILWAY TRACK / A SECTION / A METHOD / EXPLOITATION / CONDITION / DIRECTION / A STAGE / SPEED / CALCULATION / ROLLING STOCK / ANALYSIS / HILLY AND MOUNTAINOUS / POINT / DIVIDE / AVERAGE / DEPENDENCE / SUBSTANTIATION / QUALITY / A BLOCK / PROFILE / RAILWAY / ИССЛЕДОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТ / ГРУЗОВОЙ ПОЕЗД / ДВИЖЕНИЕ / ЭЛЕКТРОВОЗ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ / УЧАСТОК / МЕТОД / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / УСЛОВИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ / ЭТАП / СКОРОСТЬ / РАСЧЁТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / АНАЛИЗ / ХОЛМИСТО-ГОРНЫЙ / ПУНКТ / РАЗДЕЛИТЬ / СРЕДНИЙ / ЗАВИСИМОСТЬ / ОБОСНОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ПЕРЕГОН / ПРОФИЛЬ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аблялимов Олег Сергеевич

Представлены результаты обоснования параметров перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С на реальном холмисто-горном участке железной дороги при движении грузовых поездов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах, а также оценки тяговых качеств (свойств) профиля пути перегонов этого участка. В качестве критерия упомянутой оценки предложены приведённые значения общего и удельного расходов электрической энергии на тягу поездов в количественном и денежном исчислении с учётом сопутствующих перевозочному процессу значений приведённого времени хода поезда в режиме тяги и удельного расхода электрической энергии за поездку. Результаты исследований получены при помощи методов и способов теории локомотивной тяги с учётом значений основных показателей тягово-энергетической эффективности использования исследуемых электровозов 3ВЛ80С в виде табличных данных и графических зависимостей. Результаты исследований рекомендуются для практического использования машинистам-инструкторам по теплотехнике и специалистам линейных предприятий локомотивного комплекса сети узбекских железных дорог, чья профессиональная и производственная деятельности касаются вопросов энергетики движения грузовых и пассажирских поездов на реальных холмисто-горных и, идентичных им, виртуальных участках железных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of validation of operating parameters of 3VL80S mainline (train) three-section electric locomotives on a real hilly and mountainous railway section with non-stop and stop-and-go freight traffic at passing tracks, intermediate stations and intersections as well as estimation of the traction qualities (properties) of the track profile for this section. Criteria for the estimation are the adjusted values of overall and specific power consumption for hauling operation numerically and in terms of money with account taken of the values of equated time of train travel in traction mode and of the specific power consumption per trip. The research results were received using the methods and techniques of the locomotive-traction theory with account of basic indicators of the traction-energy efficiency of 3VL80S use in the form of tabular data and curves. The research results are recommended for practical use by engine-drivers, termotechnic instructors and experts of linear enterprises of the Uzbek railway locomotive complex who deal with issues of energetics of freight and passenger trains movement on the real hilly and mountainous and identical virtual railway sections.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности перевозочной работы электрического тягового подвижного состава на холмисто-горном участке железной дороги»

УДК 629.42:629.4.054, 625.28

ББК 39.232

Аблялимов Олег Сергеевич

Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры Локомотивы и локомотивное хозяйство Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. Ташкент, Узбекистан.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОЙ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ХОЛМИСТО-ГОРНОМ УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Представлены результаты обоснования параметров перевозочной работы трёхсекцион-ных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С на реальном холмисто-горном участке железной дороги при движении грузовых поездов без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах, а также оценки тяговых качеств (свойств) профиля пути перегонов этого участка. В качестве критерия упомянутой оценки предложены приведённые значения общего и удельного расходов электрической энергии на тягу поездов в количественном и денежном исчислении с учётом сопутствующих перевозочному процессу значений приведённого времени хода поезда в режиме тяги и удельного расхода электрической энергии за поездку. Результаты исследований получены при помощи методов и способов теории локомотивной тяги с учётом значений основных показателей тягово-энергетической эффективности использования исследуемых электровозов 3ВЛ80С в виде табличных данных и графических зависимостей. Результаты исследований рекомендуются для практического использования машинистам-инструкторам по теплотехнике и специалистам линейных предприятий локомотивного комплекса сети узбекских железных дорог, чья профессиональная и производственная деятельности касаются вопросов энергетики движения грузовых и пассажирских поездов на реальных холмисто-горных и, идентичных им, виртуальных участках железных дорог.

Ключевые слова: исследование, результат, грузовой поезд, движение, электровоз, железнодорожный путь, участок, метод, эксплуатация, условие, направление, этап, скорость,

расчёт, подвижной состав, анализ, холмисто-горный, пункт, разделить, средний, зависимость, обоснование, качество, перегон, профиль, железная дорога.

O. S. Ablyalimov

Tashkent, Uzbekistan

EVALUATING THE EFFICIENCY OF TRANSPORT OPERATION OF AN ELECTRIC TRACTIVE ROLLING - STOCK ON A HILLY - MOUNTAINOUS RAILWAY

SECTION

The article presents the results of validation of operating parameters of 3VL80S mainline (train) three-section electric locomotives on a real hilly and mountainous railway section with non-stop and stop-and-go freight traffic at passing tracks, intermediate stations and intersections as well as estimation of the traction qualities (properties) of the track profile for this section. Criteria for the estimation are the adjusted values of overall and specific power consumption for hauling operation numerically and in terms of money with account taken of the values of equated time of train travel in traction mode and of the specific power consumption per trip. The research results were received using the methods and techniques of the locomotive-traction theory with account of basic indicators of the traction-energy efficiency of 3VL80S use in the form of tabular data and curves. The research results are recommended for practical use by engine-drivers, termotechnic instructors and experts of linear enterprises of the Uzbek railway locomotive complex who deal with issues of energetics of freight and passenger trains movement on the real hilly and mountainous and identical virtual railway sections.

Keywords: research, result, a freight train, movement, an electric locomotive, a railway track, a section, a method, exploitation, condition, direction, a stage, speed, calculation, rolling - stock, analysis, hilly and mountainous, point, divide, average, dependence, substantiation, quality, a block, profile, railway.

Введение

В настоящее время приблизительно семьдесят процентов секций локомотивов электрической тяги АО «Узбекистан темир йуллари» составляют магистральные (поездные) грузовые электровозы ВЛ80С в различном секционном исполнении, на которые приходится 59,2 процента [Аблялимов, 2016, с. 16] всего фактического объёма железнодорожных перевозок разных по содержанию и виду грузов, на разных по сложности участках железных дорог. От принятой на железнодорожном транспорте градации по упомянутой сложности различают четыре типа профиля пути: равнинный, холмистый, холмисто-горный и горный - каждому из которых соответствует вполне определённая группировка элементов профиля пути, характеризуемых по величине различной крутизной и разной протяжённостью.

Естественно, тип профиля пути будет оказывать существенное влияние на значения кинематических параметров движения грузовых (пассажирских) поездов и величину энергетических показателей эффективности перевозочной работы локомотивов электрической и дизельной тяги в условиях эксплуатации.

В связи с интенсификацией работ по электрификации существующих и новых (или вновь строящихся) участков узбекских железных дорог практическая реализация теоретических исследований, направленных на разработку рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности использования магистрального (поездного) электрического тягового подвижного состава в разнообразных условиях организации его эксплуатационной деятельности, является актуальной задачей железнодорожной отрасли Узбекистана.

Решение этой задачи сотрудниками кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ТашИИТа совместно со специалистами линейных предприятий локомотивного комплекса сети железных дорог и других структурных подразделений железнодорожной отрасли Узбекистана, в первую очередь, должны касаться обоснования параметров основных показателей энергоёмкости перевозочной работы и эффективности использования электрического тягового подвижного состава в различных условиях эксплуатации.

Постановка задачи исследования

Цель настоящих исследований связана с решением одной из задач механики транспортного движения применительно к железнодорожным перевозкам грузов, то есть технологическому процессу движения грузовых поездов с учётом перемещения в пространстве грузов различных по содержанию, видам и типам. Результат решения упомянутой задачи позволит обосновать параметры основных показателей перевозочной работы магистральных (поездных) грузовых электровозов серии ВЛ80С на одном из реальных участков Узбекской железной дороги, изучить влияние реальных условий организации железнодорожных перевозок грузов на упомянутые показатели и связать их с оценкой тяговых качеств (свойств) профиля пути данного участка.

В основу разработанного нами алгоритма реализации сформулированной выше задачи исследований были положены методы и способы теории локомотивной тяги [Деев, 1987, с. 118; Кузьмич, 2005, с. 391] и условия организации перевозочной работы локомотивов с грузовыми поездами максимальной массы составов на спрямлённом профиле пути исследуемого участка железной дороги, а также объект и предмет исследования [Аблялимов, 2016, с. 15; Аблялимов, 2016, с. 137].

Объект исследования составили трёхсекционные магистральные (поездные) грузовые электровозы 3ВЛ80С и спрямлённый профиль пути, реального, холмисто-горного участка Ма-роканд - Навои АО «Узбекистон темир йуллари» с семью железнодорожными перегонами: Мароканд - Джума, Джума - Нурбулак, Нурбулак - Каттакурган, Каттакурган - Разъезд №28, Разъезд № 28 - Зирабулак, Зирабулак - Зиёвуддин и Зиёвуддин - Навои.

Предметом исследования являются основные показатели перевозочной работы и параметры тягово-энергетической эффективности использования исследуемых электровозов 3ВЛ80С с учётом приведённых расходов электрической энергии на тягу поездов в количественном и денежном исчислении на заданном, реальном, холмисто-горном участке железной дороги.

Исследуемые трёхсекционные магистральные (поездные) грузовые электровозы 3ВЛ80С [Аблялимов, 2016, с. 16] обеспечены ступенчатым контакторным регулированием напряже-

ния коллекторных тяговых электродвигателей последовательного возбуждения и имеют системы электрического реостатного торможения, а также возможности одновременного управления тремя однотипными секциями по системе многих единиц (СМЕ).

По [Аблялимов, 2016, с. 17] участок железнодорожного пути Мароканд - Навои протяженностью в 140,5 километров содержит девяносто девять элементов, из которых пятьдесят семь и тридцать девять элементов характеризуются изменением крутизны, соответственно, подъёмов от 0 до +4,46 %о и спусков от 0 до - 5,9 %о, а три элемента - «площадки». Упомянутый участок «холмисто-горный» - 111-й тип профиля пути, так как здесь доля элементов профиля пути с крутизной уклонов в интервале от +3,0%о до -3,0%о, включая площадки 1=0, не превышает 40,0 процентов общей длины рассматриваемого участка.

Тяговые качества (свойства) профиля пути перегонов заданного холмисто-горного участка узбекской железной дороги будем оценивать по критерию (показателю) трудности профиля пути перегона [Аблялимов, 2017, с. 153; Аблялимов, 2015, с. 22] - это приведённые значения общего и удельного расходов электрической энергии на тягу поездов, численно равные частному от деления количества (величины) упомянутых расходов на один километр длины железнодорожного пути. Также, дополнительно будем использовать следующие приведённые и удельные значения параметров основных показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С: ^ - приведённое время хода поезда в режиме тяги, сэ и а - соответственно, удельные денежные затраты и расход электрической энергии на тягу поездов.

Результаты исследования и их анализ

Вначале, путём выполнения тягового расчёта для номинальной позиции контроллера машиниста исследуемого электровоза в сочетании с режимами холостого хода и торможения были определены кинематические параметры движения грузовых поездов и энергетические параметры основных показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке Мароканд - Навои узбекской железной дороги [Аблялимов, 2016, с. 139]. Вождение грузовых поездов максимальной массы состава Р = 3500 т и числом осей в составе т = 200 осей осуществлялось (организовывалось)

упомянутыми электровозами 3ВЛ80С с учётом наибольшего, по возможности, использования мощности силовых энергетических систем и тяговых качеств локомотива, а также кинетической энергии поезда на каждом, конкретном элементе профиля пути.

Значения некоторых кинематических параметров движения грузовых поездов по перегонам холмисто-горного участка Мароканд - Навои АО «Узбекистон темир йуллари» без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах приведены в табл. 1 и табл. 2.

Таблица 1

Время хода грузового поезда по перегонам без остановок, а по промежуточным стан-

циям, раздельных пунктамии разъездами на замедление - разгон

№ п/п Промежуточные станции Рассстояние, км Время хода, мин Время на замедление/ разгон, мин

1 Мароканд - - -/2,00

2 Джума 8,75 7,80 1,40/1,00

3 Нурбулак 29,00 23,15 1,15/0,60

4 Каттакурган 24,00 18,65 1,10/0,65

5 Рзд № 28 11,25 9,35 0,85/0,80

6 Зирабулак 16,85 14,20 1,30/1,00

7 Зиёвуддин 27,15 19,00 1,50/1,40

8 Навои 23,50 16,70 1,40/-

9 Итого 140,5 108,85 1,24/1,06

Анализ данных табл. 1 и табл. 2 показывает, что движение грузовых поездов на заданном холмисто-горном участке железной дороги, организованное без остановок на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах по отношению к аналогичному движению с остановками на них, обеспечивает:

- уменьшение общего времени хода поезда на 11,6 мин и увеличение технической скорости движения на 7,3 км/ч при среднем расчётном времени на одну остановку, приблизительно, в 1,66 минуты;

- значение долей движения на режимах тяги в 25,13 процента, а холостого хода и торможения в 74,87 процента;

- увеличение доли движения в режимах тяги и уменьшение доли движения холостого хода и торможения, приблизительно, на 2,6 процента.

Также, динамика кинематических параметров и анализ кривых движения грузовых поездов на холмисто-горном участке Мароканд - Навои однозначно подтверждают наличие только лишь ускоренного и замедленного видов движения и тем самым указывают на отсутствие движения с равномерной скоростью.

Таблица 2

Распределение времени хода грузового поезда по перегонам холмисто-горного

железнодорожного участка Мароканд-Навои, электровозы 3ВЛ80С

№ п/п Перегоны Время хода поезда (без остановок / с остановками), мин

по перегону в режиме

тяги холостого хода и торможения

1 Мароканд - Джума 7,80/9,00 3,30/2,30 4,50/6,70

2 Джума - Нурбулак 23,15/24,90 3,00/4,50 20,15/20,40

3 Нурбулак -Каттакурган 18,65/19,55 3,85/4,10 14,80/15,45

4 Каттакурган - Разъезд. № 28 9,35/10,80 2,20/3,75 7,15/7,05

5 Разъезд. № 28 -Зирабулак 14,20/15,60 6,30/6,30 7,90/9,30

6 Зирабулак - Зиёвуддин 19,00/21,20 4,40/5,65 14,60/15,55

7 Зиёвуддин - Навои 16,70/19,40 4,30/6,80 12,40/12,60

8 Мароканд - Навои 108,85/120,45 27,35/33,40 81,50/87,05

Результаты вычисления значений общего (полного) и удельного расходов электрической энергии, которое затрачивается каждым исследуемым электровозом 3ВЛ80С в процессе реализации движения конкретного, только своего, грузового поезда максимальной массы состава по перегонам холмисто-горного участка Мароканд - Навои узбекской железной дороги с учётом данных [Аблялимов, 2016, с. 139] в количественном и денежном исчислении приведены в табл. 3. Индексом звёздочка * обозначены удельные затраты денежных средств (удельная стоимость электрической энергии) с учётом налога на добавленную стоимость (НДС).

На этом этапе исследований с грузовыми поездами максимальной массы состава были получены следующие значения кинематических и энергетических параметров некоторых основных показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке Мароканд - Навои АО «Узбекистон темир йуллари»:

- усреднённое расчётное время хода грузового поезда без остановок на перегонах и суммарное на разгон-замедление по промежуточным станциям, разъездам и раздельным пунктам составляет, соответственно, приблизительно 15,55 и 2,3 минуты;

- вождение грузовых поездов без остановок на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах, по сравнению с аналогичным вождением с остановками на последних, обеспечивает снижение расхода электрической энергии, в среднем, приблизительно на 21,56 процента;

- расход электрической энергии для одной остановки на промежуточных станциях разъездах и раздельных пунктах составляет, приблизительно, 168,76 кВт-ч;

- удельный расход электрической энергии на одну остановку составляет приблизительно 0,351 Вт-ч / т км брутто;

- усреднённая величина общего (полного) и удельного расходов электрической энергии для каждого перегона участка, соответственно, составляет 782,53 кВт - ч и 1,626 Вт-ч/т км брутто - движение с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных

пунктах, а также 613,78 кВт - ч и 1,274 Вт-ч/т км брутто - движение без остановок на последних;

- среднее значение усреднённой величины общего (полного) и удельного расходов электрической энергии для обоих видов движения на каждом перегоне участка, соответственно, составляет приблизительно 698,16 кВт-ч и 1,45 Вт-ч/т км брутто.

- среднее значение усреднённой величины удельных затрат денежных средств для обоих видов движения на каждом перегоне участка составляет приблизительно 0,442 тыс. сум / км - без учёта НДС, а с учётом НДС - 0,53 тыс. сум / км.

Приводим результаты обоснования тяговых качеств (свойств) профиля пути перегонов исследуемого холмисто - горного участка Мароканд - Навои Узбекской железной дороги.

По данным первого этапа исследований были определены параметры критерия трудности профиля пути перегонов упомянутого участка железной дороги и другие значения основных показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С, сопутствующих железнодорожным перевозкам грузов, которые в виде графических зависимостей представлены на рис. 1 и рис. 2. По оси абсцисс каждый исследуемый перегон имеет своё условное обозначение: 1 - Мароканд - Джума; 2 - Джума -Нурбулак; 3 - Нурбулак - Каттакурган; 4 - Каттакурган - Разъезд № 28; 5 -Разъезд № 28 -Зирабулак; 6 - Зирабулак - Зиёвуддин; 7 - Зиёвуддин - Навои. А по оси ординат обозначено: расход электрической энергии за поездку, соответственно, приведённый общий (полный) А*, приведённый удельный а* и удельный а, а также приведённое время хода поезда в режиме тяги Ъ* и удельные денежные затраты сэ.

Таблица 3

Расход электрической энергии и затраты денежных средств электровозами 3ВЛ80С при движении грузовых поездов на холмисто-горном участке

Мароканд - Навои

№ п/п Перегоны На промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах

без остановок с остановками

)й , ы ,А ол укд В со ( е (и еыо . й) , ы А, § * в со (и еыо .

й чн- Л С &1 Я Вл , нт с а, жтт ыс у еу т у нр , к еб э й ы н г со к ле , нт с а, жтт ы у еу т у нр , (и г? * а

йо ип щ за бз о ек екду у с е е ы нч р еВ з д ^ усй о си п щ за бз о е д у сп е е ы от л й м ср а ь- т з лт- ат ез дВ

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Мароканд -Джума 396,49 12,99 3,957 4,747* 406,98 13,33 4,062 4,872*

2 Джума -Нурбулак 514,54 5,15 1,570 1,884* 847,44 8,49 2,587 3,103*

3 Нурбулак -Каттакурган 523,70 6,21 1,892 2,269* 693,70 8,22 2,506 3,005*

4 Каттакурган -Разъезд. № 28 414,45 10,84 3,304 3,963* 595,60 15,58 4,748 5,695*

5 Разъезд. № 28 -Зирабулак 998,18 20,07 6,115 7,334* 1009,5 5 20,30 6,185 7,418*

6 Зирабулак -Зиёвуддин 773,46 8,14 2,481 2,977* 893,37 9,41 2,866 3,438*

7 Зиёвуддин -Навои 675,74 8,15 2,482 2,977* 1031,0 6 12,13 3,788 4,543*

8 Мароканд -Навои 4296,4 8,92 2,719 3,261* 5477,7 0 11,38 3,466 4,157*

Для более чёткой иллюстрации графических зависимостей, обозначенных на рис. 1 и рис. 2, приведённые значения параметров основных показателей энергетической эффективности перевозочной работы исследуемых электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке Ма-роканд - Навои АО «Узбекистон темир йуллари» были увеличены в десять раз для показателей А* и а, и в сто раз для показателей а*, сэ.

Анализ упомянутых выше графических зависимостей, критерия трудности профиля пути перегонов холмисто-горного участка Мароканд - Навои узбекской железной дороги и приведённые значения параметров основных показателей перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов 3ВЛ80С, характеризующих исследуемое движение грузовых поездов максимальной массы состава на этом участке, показывают следующее.

Перегоны Мароканд - Джума и Разъезд № 28 - Зирабулак являются самыми (наиболее) трудными, перегон Каттакурган - Разъезд № 28 - средний по трудности, условно лёгкий перегон - Зиёвуддин-Навои, а перегоны Джума - Нурбулак, Нурбулак - Каттакурган и Зирабулак - Зиёвуддин - самые лёгкие.

Рис. 1. Приведённые значения показателей энергетической эффективности перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С на участке Мароканд - Навои,

движение без остановок Сказанное подтверждает следующее распределение приведённых значений основных показателей энергетической эффективности исследуемых электровозов 3ВЛ80С по каждому из перегонов холмисто-горного участка Мароканд - Навои АО «Узбекистон темир йуллари» при организации движения грузовых поездов максимальной массы состава.

Так, величина приведённого расхода электрической энергии общего (А*, кВт-ч/км) / удельного (а*, Вт-ч/ткм брутто: км) по каждому перегону холмисто-горного участка Маро-канд-Навои составляет:

- на перегонах Мароканд - Джума и Разъезд. № 28 - Зирабулак, соответственно, 45,469/1,489и 70,255/1,412 единиц - движение без остановок, а также 46,672/1,529и 71,055/1,429 единиц - движение с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах;

- на перегоне Каттакурган - Разъезд. № 28 - это 37,957/0,993 и 54,547/1,427 единиц, соответственно, при движении без остановок и с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на оставшихся четырёх перегонах (Джума - Нурбулак, Нурбулак - Каттакурган, Зира-булак - Зиёвуддин и Зиёвуддин - Навои) происходит колебание от 18,045/0,18 до 28,521/0,344 единиц - движение без остановок и от 28,789/0,298 до 43,517/0,512 единиц движение с остановками на промежуточных станциях, разъездах и раздельных пунктах.

Рис. 2. Приведённые значения показателей энергетической эффективности перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С на участке Мароканд - Навои,

движение с остановками Таким образом, перегоны Мароканд - Джума и Разъезд. № 28 - Зирабулак являются самыми трудными; перегон Каттакурган - Разъезд. № 28 - по трудности средний; условно лёгкие перегоны - Зирабулак - Зиёвуддин и Зиёвуддин - Навои, а перегоны Джума - Нурбулак и Нурбулак Каттакурган - самые лёгкие.

Заключение

В результате исследования эффективности перевозочной работы трёхсекционных магистральных (поездных) грузовых электровозов серии 3ВЛ80С при различных условиях организации грузового движения на холмисто-горном участке Мароканд - Навои Узбекской железной дороги были получены значения кинематических параметров движения грузовых поездов для максимальной массы составов и параметров основных показателей энергетической эффективности использования исследуемых электровозов. Помимо этого, были определены значения критерия тяговых свойств (качеств) профиля пути по каждому из перегонов реального холмисто-горного участка.

Упомянутые параметры кинематических и энергетических показателей эффективности использования исследуемых магистральных (поездных) грузовых электровозов показали достаточно высокую сходимость с результатами исследований [Аблялимов, 2016, с. 9; Абля-лимов, 2016, с. 36; Аблялимов, 2017, с. 19 и другие] и поэтому могут характеризовать перевозочный процесс в реальных условиях организации грузового движения на заданном (принятом) участке железной дороги.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы специалистами цеха эксплуатации локомотивного депо Бухара АО «Узбекистон темир йуллари» для оценки и анализа тяговых свойств (качеств) профиля пути и трассы железнодорожной линии Самарканд - Бухара. И, кроме этого, для мониторинга эффективности перевозочной работы исследуемых электровозов на этой части узбекской железной дороги с учётом стоимости железнодорожных перевозок разных по содержанию и виду грузов.

Библиографический список

1. Ablyalimov O. S. The profile track traction qualities of Marokand-Navoi railway district of Uzbek railways by diesel locomotive operation / O. S. Ablyalimov, M. I. Khismatulin // Республиканская научно-техническая конференция «Транспортная логистика. Мультимодальные перевозки» / Ташкентский ин-т инж. ж.-д. транспорта. Ташкент, 2017. С. 17-20.

2. Ablyalimov O. S. The profile track traction qualities of section Marokand-Navoi railway section of «Uzbekistan railways» JSC railways by diesel traction / O. S. Ablyalimov // Республиканская научно-техническая конференция с участием зарубежных учёных «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте» / Ташкентский ин-т инж. ж.-д. транспорта. Ташкент, 2016. С. 34-37.

3. Аблялимов О. С. Исследование перевозочной работы электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке АО «Узбекистон темир йуллари» / О. С. Аблялимов // Научно-технический журнал «Вестник транспорта Поволжья» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. Самара, 2016. № 5 (59). С. 15-22.

4. Аблялимов О. С. Исследование эксплуатации тепловозов UzTE16M3 на холмисто-горном участке АО «Узбекистон темир йуллари» / О. С. Аблялимов // Научно-технический журнал «Вестник транспорта Поволжья» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. Самара, 2016. № 3 (57). С. 16-22.

5. Аблялимов О. С. Исследование эффективности перевозочной работы тепловозов 3ТЭ10М и тяговые качества профиля пути участка Мароканд - Навои в условиях эксплуатации / О. С. Аблялимов // Сборник материалов I-й международной научно-практической конференции «Транспортные интеллектуальные системы - 2017» (TIS-2017) / Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I. Санкт - Петербург, 2017. С. 150-161.

6. Аблялимов О. С. К эффективности использования электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке железной дороги / О. С. Аблялимов, З. З. Ергашев, Т. М. Турсунов // Вторая международная научно-практическая конференция «Повышение энергетической эффективности наземных транспортных систем» / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2016. С. 105-111.

7. Аблялимов О. С. К эффективности использования электровозов 3ВЛ80С на холмисто-горном участке железнодорожного пути / О. С. Аблялимов, Т. М. Турсунов // Материалы XI-й Международной научно-практической конференции «Наука и образование транспорту» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. Самара, 2016. С. 7-10.

8. Аблялимов О. С. Оценка эффективности перевозочной работы тепловозов 4ТЭ10М и тяговых качеств профиля пути участка Кумкурган - Ташгузар в условиях эксплуатации / О.

С. Аблялимов // Научно-технический журнал «Вестник транспорта Поволжья» / Самарский гос. ун-т путей сообщения. Самара, 2015. № 1(49). С. 17-24.

9. Деев В. В. Тяга поездов: учебное пособие для вузов / В. В. Деев, Г. А. Ильин, Г. С. Афонин. М.: Транспорт, 1987. 264 с.

10. Кузьмич В. Д. Теория локомотивной тяги: учебник для вузов железнодорожного транспорта / В. Д. Кузьмич, В. С. Руднев, С. Я. Френкель. М.: Маршрут, 2005. 448 с.

References

1. Ablyalimov O. S. (2017). The profile track traction qualities of Marokand-Navoi railway district of Uzbek railways by diesel locomotive operation / O. S. Ablyalimov, M. I. Khismatulin // Republic scientific and technical conference «Transport logistics. Multimodal transportation» / Tashkent institute of railway engineers. Tashkent, 2017. P. 17-20.

2. Ablyalimov O. S. (2016). The profile track traction qualities of section Marokand-Navoi railway section of «Uzbekistan railways» JSC railways by diesel traction / O. S. Ablyalimov // Republic scientific and technical conference involving foreign scientists «Resource-saving technologies in rail transport» / Tashkent institute of railway engineers. Tashkent, 2016. P. 34-37. (In Russian).

3. Abljalimov O. S. (2016). Research of transport operations of 3VL80S electromotives on a hilly and mountainous railway section of JSC «Узбекистон темир йуллари» / O. S. Abljalimov // Scientific and technical journal «Bulletin of Volga region transport» / Samara state railway university. Samara, 2016. № 5 (59). P. 15-22. (In Russian).

4. Ablyalimov O. S. (2016). Research of UzTE16M3 electromotive operation on a hilly and mountainous railway section of JSC «Узбекистон темир йуллари» / O. S. Ablyalimov // Scientific and technical journal «Bulletin of Volga region transport» / Samara state railway university. Samara, 2016. № 3 (57). С. 16-22. (In Russian).

5. Ablyalimov O. S. (2017). Research of efficiency of transport operations of 3ТЕ10М locomotives and traction properties of Marokand-Navoi section profile in-use / O. S. Ablyalimov // Collected papers of the I international scientific and practical conference «Transport intellectual systems- 2017» (TIS-2017) / Petersburg state railway university named after Imperor Aleksander I. St-Petersburg, 2017. P. 150-161. (In Russian).

6. Ablyalimov O. S. (2016). Concerning the efficiency of 3VL80S electromotives used on a hilly and mountainous railway section / O. S. Abljalimov, Z. Z. Ergashev, T. M. Tursunov // II international scientific and practical conference «Increase of energetic efficiency of ground-based transport systems» / Omsk state railway university. Omsk, 2016. P. 105-111. (In Russian).

7. Ablyalimov O. S. (2016). Concerning the efficiency of 3VL80S electromotives used on a hilly and mountainous railway section / O. S. Abljalimov, T. M. Tursunov // Materials of XI international scientific and practical conference «Science and education to transport» / Samara state railway university. Samara, 2016. P. 7-10. (In Russian).

8. Ablyalimov O. S. (2015). Estimate of efficiency of transport operations of 3TE10M locomotives and traction properties of Kumkurgan-Tashguzar section profile in-use / O. S. Abljalimov // Scientific and technical journal « Bulletin of Volga region transport » / Samara state railway university. Samara, 2015. № 1(49). P. 17-24. (In Russian).

9. Deev V. V. (1987). Train traction / V. V. Deev, G. A. Il'in, G. S. Afonin // Textbook for higher education institutions. M.: Transport, 1987. 264 p. (In Russian).

10. Kuz'mich V. D. (2005). Locomotive-traction theory: coursebook for railway higher education institutions / V. D. Kuz'mich, V. S. Rudnev, S. Ja. Frenkel'. M.: Marshrut, 2005. 448 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.