Научная статья на тему 'Оценка эффективности педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности'

Оценка эффективности педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / PEDAGOGICAL ASSESSMENT / ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / CHILDREN''S AGGRESSION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ / PEDAGOGICAL PREVENTION AND CORRECTION OF AGGRESSION / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демко Елена Винидиктовна

В статье изложен авторский подход к оценке эффективности педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности. Раскрывается содержание критериев педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности как совокупности объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику её состояния, опираясь на которые можно выявить её существенные свойства и меру эффективности этой деятельности. На основе теории совместной деятельности и изучения опыта взаимодействия специалистов педагогических коллективов дошкольного образовательного учреждения и школы, педагогов и родителей автором выделены уровни, характеризующие продуктивность их взаимодействия в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей. Раскрыты основные положения построения системы оценки эффективности педагогической профилактики агрессивности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN PREVENTION AND CORRECTION OF CHILDREN''S AGGRESSION

In the paper, the author demonstrates the new approach to evaluating the efficiency of pedagogical activities in prevention and correction of children's aggression. The work discloses the content of criteria for pedagogical activities in prevention and correction of children's aggression as a set of the objective and subjective indicators giving the qualitative characteristic of its state. Dwelling upon these indicators its essential properties and a measure of efficiency of this activity are revealed. On the basis of the theory of joint activity and study of experience in interaction of specialists of preschool educational institution and school, teachers and parents, the author allocates the levels characterizing efficiency of their interaction in prevention and correction of children’s aggressive behavior. Basic points in system creation to evaluate an efficiency of pedagogical prevention of children’s aggression are uncovered.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности»

УДК 159. 992.7 ББК 88. 836 Д 30

Е.В. Демко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирского государственного педагогического университета; с.т. 8-918-262-62-66

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье изложен авторский подход к оценке эффективности педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности. Раскрывается содержание критериев педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности как совокупности объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику её состояния, опираясь на которые можно выявить её существенные свойства и меру эффективности этой деятельности. На основе теории совместной деятельности и изучения опыта взаимодействия специалистов педагогических коллективов дошкольного образовательного учреждения и школы, педагогов и родителей автором выделены уровни, характеризующие продуктивность их взаимодействия в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей. Раскрыты основные положения построения системы оценки эффективности педагогической профилактики агрессивности детей.

Ключевые слова: педагогическая оценка, детская агрессивность, педагогическая профилактика и коррекция агрессивности, критерии и показатели эффективности.

E.V. Dernko

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, Armavir State Pedagogical University; mob. ph. 8-918-262-62-66

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN PREVENTION AND CORRECTION OF CHILDREN'S AGGRESSION

Abstract. In the paper, the author demonstrates the new approach to evaluating the efficiency of pedagogical activities in prevention and correction of children's aggression. The work discloses the content of criteria for pedagogical activities in prevention and correction of children's aggression as a set of the objective and subjective indicators giving the qualitative characteristic of its state. Dwelling upon these indicators its essential properties and a measure of efficiency of this activity are revealed. On the basis of the theory of joint activity and study of experience in interaction of specialists of preschool educational institution and school, teachers and parents, the author allocates the levels characterizing efficiency of their interaction in prevention and correction of children's aggressive behavior. Basic points in system creation to evaluate an efficiency of pedagogical prevention of children's aggression are uncovered.

Keywords: pedagogical assessment, children's aggression, pedagogical prevention and correction of aggression, criteria and indicators of efficiency.

Агрессивное поведение детей в среде образовательного учреждения является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом [1; 2]. Решения проблемы поиска современных подходов к реализации идей гуманистической педагогики, в основе которой лежит профилактика, коррекция и нивелирование детской агрессивности, педагогическая поддержка некоторых проявлений позитивной агрессии, порождающих активность, стремление к успеху, лидерство, актуализирует разработку способов оценки эффективности профилактической деятельности [3-5]. В психолого-педагогических работах по диагностике детской агрессивности выделяются три основных направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными детьми; содержание воспитательной работы с детьми этой группы, воздействие на окружающую их среду, в том числе семью [6]. Однако при наличии исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Анализ сложившейся практики показал, что ключевые вопросы, связанные с природой, истоками и способами оценки детской агрессивности, остаются открытыми; в отечественной системе образования отсутствуют научно обоснованные системы, модели, технологии профилактики и коррекции детской агрессивности; совместная деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений не является эффективной. Эти противоречия обусловили проблему поиска методов оценки эффективности профилактической деятельности.

Разработка критериев - одна из важных задач любой науки.

Критерий - основа для сравнения, сопоставления, некий эталон выраженности определённого качества. Вопрос критериев или меры эффективности педагогической деятельности - это вопрос о том, каковы параметры данной системы и как их измерять. В психолого-педагогической литературе имеется достаточное количество вариантов построения инструментария для оценки объектов и явлений, для чего предлагается использовать различные индикаторы, показатели и параметры [7; 8].

Анализ литературных источников позволил установить соотношение терминов «критерий», «показатель», «индикатор». Под критерием понимается комплекс показателей, служащих эталоном для сравнения предметов и явлений. Показатель — это совокупность индикаторов, фиксирующих качественную и количественную определённость предмета или явления. Индикатор — непосредственный количественно измеримый признак исследуемого объекта.

Под критериями педагогической деятельности по профилактике и коррекции детской агрессивности понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику её состояния, опираясь на которые можно выявить её существенные свойства и меру эффективности этой деятельности:

- показатель готовности субъектов педагогической деятельности к профилактике и коррекции агрессивности. У педагогов и родителей он проявляется в информационной обеспеченности такой работы. Критериями выступают: знания возрастных закономерностей, типологии проявления агрессивности, особенностей методик диагностики, профилактики и коррекции у разных возрастных категорий детей, основных тенденций развития детской среды, факторов, провоцирующих агрессивное

поведение у детей. У детей в качестве критериев нами выделены: способности адекватно оценивать элементы проявления агрессивности в своих действиях и поступках, действиях и поступках других людей, умения адекватно противостоять агрессивному влиянию группы сверстников, негативным влияниям социального окружения в целом;

- показатель эффективности организационной деятельности. Для его характеристики выделим критерии, связанные с организацией системы работы в образовательном учреждении по профилактике агрессивного поведения детей, которая бы способствовала преодолению психологических барьеров в ее ходе и воспитанию позитивных личностных качеств. В психологическом контексте эффективность работы оценивается как по объективным признакам, характеризующим уменьшение проявлений агрессивного поведения, так и по субъективным изменениям (например, снижению конфликтности). Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает снижение уровня дезадаптации личности;

- критерии психологической комфортности взаимоотношений взрослых и детей (субъектное участие обеих сторон в профилактической работе, получение информации, позволяющей судить об изменениях в поведении детей и вносить на их основе коррективы в содержание профилактики и коррекции);

- действенно-практический критерий (наличие системы подготовки специалистов к организации профилактики агрессивного поведения детей, комплексный подход к её проведению).

Исходя из теории совместной деятельности (А.И. Донцов, A.JI. Журавлев, H.H. Обозов) и изучения опыта взаимодействия специалистов педагогических коллективов дошкольного образовательного

учреждения и школы, педагогов и родителей, нами выделены три уровня, характеризующие продуктивность их взаимодействия в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей:

- низкий уровень (уровень «параллельных действий») характеризуется разобщенностью действий («каждый сам по себе»). Воспитательная деятельность дошкольного образовательного учреждения, школы и семьи в этом направлении не согласуется. Отсутствует общность целей, мотивации, содержания, технологий и средств профилактики и коррекции. Каждый действует в силу своей педагогической компетентности. Индивидуальная воспитательная деятельность педагогов и родителей имеет собственную траекторию. Критерии оценки результатов образовательной деятельности различны. Деятельность субъектов представляет собой простую сумму их деятельностей.

- средний уровень (уровень «встречного движения») показывает возрастание и усиление связей между педагогами и родителями. Педагоги выступают в роли организаторов: разъясняют родителям цели профилактики и коррекции, знакомят с программами, технологиями и средствами развития детей, используемыми в их дошкольном образовательном учреждении и школе, с перспективами его развития, добиваются понимания и принятия общей цели. Родители привлекаются педагогами к организации коррекционно-развивающей среды. Совместно обсуждаются вопросы обучения и воспитания, но чаще всего каждый остается при своем мнении и принимает самостоятельное решение. Вместе с тем постепенно усиливается потребность присмотреться к опыту друг друга: педагоги стремятся понять ценностные ориентиры семьи и её воспитательные традиции, родители проявляют интерес к педагогическому процессу;

- высокий уровень (уровень «сотрудничества» педагогов и родителей) отличает взаимосодействие как сотворчество в совместном поиске основных направлений, содержания и средств профилактики и коррекции агрессивности. Они становятся субъектами общего образовательного процесса, направленного на достижение общей цели - развитие каждого ребенка как личности и ее успешную социализацию. Кроме общей цели, их объединяют общая мотивация и содержание деятельности. Их индивидуальные деятельности согласуются, координируются и специфицируются в соответствии с образовательными возможностями и особенностями дошкольного образовательного учреждения, школы и семьи. Конкретные действия педагогов и родителей находят взаимопонимание, взаимоподдержку и взаимообогащают личностные ресурсы. Таким образом, можно констатировать сформированность коллективного педагогического субъекта, качествами которого являются целенаправленность, мотивированность, активность, толерантность, креативность, самоорганизация, рефлексия, результативность.

Для развития этих качеств нами была разработана программа развития профессиональной компетентности педагогов и педагогической грамотности родителей, рассчитанную на 30 часов. Цель её заключается в оптимизации возможностей субъектов образовательного процесса в профилактике и коррекции детской агрессивности. Реализация программы предусматривает диагностику, психолого-педагогическое просвещение в виде методического и психологического практикума, индивидуальное образование (самообразование и саморазвитие), психологический тренинг развития педагогической компетентности. Программа знакомит с методами диагностики,

сгруппированными в виде системы комплексного психологического и ме дико-педагогического контроля (ПМПК), включающего анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, анализ материалов и др. Программа включает консультации для родителей по темам: «Песочная игротерапия - способ снятия эмоционального напряжения у ребенка», «Особенности эмоционального мира дошкольника», «Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций», «Конфликты с ребенком» и др. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2004-2014 гг. и включала организацию констатирующего и формирующего экспериментов. Базой исследования явились дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 30 п. Прикубанский, средняя школа МБСОШ № 7 г. Армавира.

Использование педагогами и родителями агрессивных детей приобретённых диагностических знаний положительно сказалось на их отношении к образовательному и коррекционно-развивающему процессу: значительно увеличилась частота обращения родителей за консультацией, посещаемость и активность родителей на собраниях и организуемых для них занятиях. Об этом косвенно можно судить по показателям уровней развития качеств коллективного субъекта профилактико-коррекционной деятельности, представленной в таблице.

В таблице показана положительная динамика формирования качеств коллективного субъекта профилактико-коррекционной деятельности агрессивных детей.

Таким образом, реализация программы содействовала развитию у педагогов качеств исследователя, диагноста, организатора эффективной психо л ого-педагогической работы с агрессивными детьми и их родителями. Родители научились

Примечание: в числителе приведены данные до эксперимента, в знаменателе — после.

Таблица

Изменение уровней развития качеств коллективного субъекта профилактико-коррекционной деятельности в %

№ Качества коллективного субъекта Уровни развития качеств субъекта

низкий средний высокий

1. Целенаправленность 57,2/14,3 37,1/47,7 5,7/38,0

2. Мотивированность 44,4/18,9 40,5/33,7 15,1/47,4

3. Активность 39,8/15,5 42,7/43,3 17,5/41,2

4. Эмпатия 33,6/12,0 48,1/41,7 18,3/46,3

5. Толерантность 54,3/23,6 32,3/36,6 13,4/39,8

6. Сотрудничество 32,4/10,1 46,6/57,2 21,0/49,1

7. Креативность 56,9/26,4 30,9/34,8 12,2/38,8

8. Рефлексия 47,6/22,7 40,5/32,7 11,9/44,6

9. Саморазвитие 58,4/9,6 37,1/41,7 4,5/48,7

10. Самоорганизация 57,9/ 12,1 36,1/40,0 6,0/ 47,9

11. Продуктивность 58,7/13,8 37,7/34,9 3,6/51,3

адекватно оценивать, устанавливать продуктивные внутрисемейные взаимодействия, оказывать психологическую помощь детям

при проявлении агрессии. Это в совокупности обогатило гуманистический потенциал педагогического коллектива и семьи.

Примечания:

1. Atkin E.L. Aggressivness in children. N. Y., 1965. 205 p.

2. Демко E.B., Петьков B.A. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6—7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 2 (117). С. 27-33.

3. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2005. 172 с.

4. Баранникова Е.А., Петьков В. А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь ЮгаРоссии. 2008. № 2. С. 58-60.

5. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 1. С. 145.

6. Берковиц JI. Агрессия: Причины, последствия и контроль. М., 2002. 512 с.

7. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С. 8-10.

8. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.

References:

1. Atkin E.L. Aggressiveness in children. N.Y., 1965. 205 pp.

2. Demko E.V., Petkov V.A. Pedagogical prevention and correction of aggression of children aged 6-7 years // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Iss. 2 (117). P. 27-33.

3. Demko E.V. Organizational and educational activities for the prevention and correction of aggression of children aged 6-7 years: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Armavir, 2005. 172 pp.

4. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support of personal development of preschoolers // Cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.

5. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of innovative environment of the educational establishment // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 1. P. 145.

6. Berkowitz L. Aggression: Its causes, consequences and control. M., 2002. 512 pp.

7. Petkov V.A., Romanov D.A. Method of formation of indicators for monitoring of the efficiency of functioning of social systems // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. 2015. No. 5 (123). P. 8-10.

8. Petkov V.A., Kobtseva O.N. Projecting of health-saving activity of the educational institution // Physical Culture and Health. 2009. No. 6. P. 67-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.