Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕСТАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПАССАЖИРСКОМ МАРШРУТЕ № М130 «ЦЕНТР – П. МАЙСКИЙ» Г. ШАХТЫ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕСТАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПАССАЖИРСКОМ МАРШРУТЕ № М130 «ЦЕНТР – П. МАЙСКИЙ» Г. ШАХТЫ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / безопасность дорожного движения / моделирование движения транспортных потоков. / traffic accidents / road safety / traffic flow simulation.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козлова Любовь Романовна, Рубанова Юлия Евгеньевна, Козырева Екатерина Анатольевна

в статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности организации дорожного движения (ОДД) в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на маршрутах общественного транспорта. Проведен анализ маршрута № М130 «Центр – п. Майский», статистки ДТП; исследована интенсивность движения транспортных потоков на пересечениях с высокой аварийностью, разработаны имитационные модели движения транспортных средств на пересечениях, подтверждающие несовершенство организации дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Козлова Любовь Романовна, Рубанова Юлия Евгеньевна, Козырева Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF ROAD TRAFFIC IN AREAS OF CONCENTRATION OF ROAD ACCIDENTS ON THE PASSENGER ROUTE No. M130 "CENTER P. MAISKY" OF THE CITY OF SHAKHTAYA BASED ON MODELING OF TRAFFIC STREAMS

the article deals with issues related to the assessment of the effectiveness of the organization of traffic (ODD) in places of concentration of road accidents (accidents) on public transport routes. The analysis of route No. M130 "Center – Maysky settlement", accident statistics was carried out; the intensity of traffic flows at intersections with high accident rate was investigated, simulation models of vehicle movement at intersections were developed, confirming the imperfection of traffic organization.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕСТАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПАССАЖИРСКОМ МАРШРУТЕ № М130 «ЦЕНТР – П. МАЙСКИЙ» Г. ШАХТЫ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ»

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF ROAD TRAFFIC

IN AREAS OF CONCENTRATION OF ROAD ACCIDENTS ON THE PASSENGER ROUTE No. M130 "CENTER - P. MAISKY" OF THE CITY OF SHAKHTAYA BASED ON

MODELING OF TRAFFIC STREAMS

1 2 3

Kozlova L.R. , Rubanova Yu-Е. , Kozyreva E-А. (Russian Federation)

1Kozlova Lyubov Romanovna - Undergraduate; 2Rubanova Yulia Evgenievna - Undergraduate; 3Kozyreva Ekaterina Anatolyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, INSTITUTE OF SERVICE AND ENTREPRENEURSHIP (BRANCH) DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, SHAKHTY

Abstract: the article deals with issues related to the assessment of the effectiveness of the organization of traffic (ODD) in places of concentration of road accidents (accidents) on public transport routes. The analysis of route No. M130 "Center - Maysky settlement", accident statistics was carried out; the intensity of traffic flows at intersections with high accident rate was investigated, simulation models of vehicle movement at intersections were developed, confirming the imperfection of traffic organization.

Keywords: traffic accidents, road safety, traffic flow simulation.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕСТАХ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПАССАЖИРСКОМ МАРШРУТЕ № М130 «ЦЕНТР - П. МАЙСКИЙ» Г. ШАХТЫ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

12 3

Козлова Л.Р. , Рубанова Ю.Е. , Козырева Е.А. (Российская Федерация)

1 Козлова Любовь Романовна - магистрант; 2Рубанова Юлия Евгеньевна - магистрант; 3Козырева Екатерина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донской государственный технический университет, г. Шахты

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности организации дорожного движения (ОДД) в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на маршрутах общественного транспорта. Проведен анализ маршрута № М130 «Центр - п. Майский», статистки ДТП; исследована интенсивность движения транспортных потоков на пересечениях с высокой аварийностью, разработаны имитационные модели движения транспортных средств на пересечениях, подтверждающие несовершенство организации дорожного движения.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, моделирование движения транспортных потоков.

Ежегодно на дорогах в Российской Федерации происходит около 140 тыс. ДТП, в которых около 170 тыс. человек получают ранения и 15 тыс. человек погибает [1].

Одной из причин высокой аварийности является несовершенство схем ОДД, что подтверждает актуальность исследования.

Маршрут № М130 «Центр - пос. Майский», протяженностью 13,9 км является межмуниципальным маршрутом региональных перевозок на территории Ростовской области и относится к радиальному маршруту, поскольку он соединяет центр города с отдельным узловым пунктом города.

С целью выявления мест концентрации ДТП на маршруте № М130 «Центр - пос. Майский» г. Шахты был проведен анализ аварийности за период 2019 - 2021 гг.

На исследуемом маршруте в 2019 году было зафиксировано 9 ДТП, два из которых наезд на пешехода. В 2020 произошло 10 ДТП из них 4 наезда на пешехода, 3 из которых на регулируемом перекрестке. В 2021 году было зафиксировано 4 ДТП, из них 2 случаев наезда на пешехода. Наибольшее количество ДТП произошло в 2020 г. (рисунок 1).

Рис. 1. Линейный график дорожно-транспортной аварийности на маршруте №М130 «Центр - пос. Майский» г. Шахты

за 2019-2021 гг.

Проведены исследования интенсивности движения транспортных потоков на пересечениях с высокой аварийностью: ул. Дачная - ул. Громова, ул. Маяковского - ул. Чкалова, ул. Майская - трасса 60 К-245, ул. Маяковского - пр-та Карла Маркса, определена степень опасности пересечений и разработаны имитационные модели.

Созданная модель на перекрестке ул. Дачной - ул. Громова (рисунок 2) демонстрирует затрудненное движение по ул. Дачной в сторону трассы М4 Дон в связи с высокой интенсивностью движения по ул. Дачной со стороны трассы М4 Дон налево в сторону ул. Маяковского. Также наблюдается скапливание автомобилей на ул. Громова со стороны ул. Маяковского в сторону трассы М4 Дон, так как интенсивность правоповоротного потока равна 761 авт./час. (полоса способна беспрепятственно пропустить в час 600 автомобилей) [2], следовательно, организация дорожного движения на перекрестке ул. Дачной - ул. Громова не эффективна, что приводит к повышению риска возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Рис. 2. Имитационная модель перекрестка ул. Дачная - ул. Громова

Модель пересечения ул. Маяковского - ул. Чкалова представлена на рисунке 3. Она демонстрирует скопление транспортных средств перед поворотом налево по ул. Маяковского в сторону ул. Чкалова. Опасность данной ситуации заключается в повышении вероятности возникновения ДТП. Транспортные средства, остановившиеся на проезжей части для поворота налево, создают препятствия для автомобилей, движущихся прямо [3]. Не всегда водители включают сигналы поворота, либо включают не заблаговременно, что приводит к суете водителей, перестроению транспортных средств, следовательно, организация дорожного движения на перекрестке ул. Маяковского - ул. Дачная не совершенна и требует изменения [4].

Рис. 3. Имитационная модель перекрестка ул. Маяковского - ул. Дачная

Создана модель пересечения ул. Майская - трасса 60 К - 245 (рисунок 4), которая показала, что движение по ул. Майская налево в сторону трассы М4 - Дон имеет затруднения, так как 4 автомобиля не смогли закончить движение. Это вызвано высокой загрузкой дороги 60 К - 245, следовательно, ОДД на пересечении не совершенно.

Рис. 4. Имитационная модель перекрестка ул. Майская - трасса 60 К - 245 Создана модель пересечения ул. Маяковского - пр-т Карла Маркса (рисунок 5).

Рис. 5. Имитационная модель перекрестка ул. Маяковского - пр-т Карла Маркса

Она подтверждает затруднения движения в трех направлениях: налево по ул. Маяковского в сторону ул. Садовой (226 автомобилей в час, почти в два раза превышение нормы) [2], прямо по пр-ту Карла Маркса от ул. Садовая в сторону ул. Дачной (слияние двух полос в одну), по пр-ту Карла Маркса в сторону ул. Садовая (так как одна полоса для данного направления, если несколько автомобилей поворачивают направо, то остальные автомобили вынуждены ожидать), следовательно, ОДД на пересечении следует пересмотреть.

Выводы:

В работе был рассмотрен маршрут № М130 «Центр - п. Майский». Выявлены места концентрации ДТП на маршруте. Разработаны имитационные модели движения транспортных средств, подтверждающие несовершенство схем ОДД и необходимость их пересмотра целью снижения аварийности и увеличения пропускной способности.

Список литературы /References

1. Сайт ГИБДД [Электронный ресурс] URL: Ы:!^://гибдд.рф. Дата обращения: 30.04.2022 г.

2. Организация дорожного движения: метод. указ. по выполнению курсового проекта для студентов напр. подгот. 23.03.01 Технология трансп. процессов оч. и заоч. форм обучения / сост.: О.М. Калмыкова, Б.Ю. Калмыков. Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, 2017. 29 с.

3. PTV Vissim: имитационное моделирование мультимодальных транспортных потоков с максимальной детализацией. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ptvgroup.com/ru/reshenija/produkty/ptv-vissim/. (дата обращения: 15.10.2022).

4. ПДД 2022 России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pdd24.com/ (дата обращения: 20.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.