Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИШЕСТВИЯХ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИШЕСТВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОСПИТАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИШЕСТВИЕ / ТРАВМАТИЗАЦИЯ / ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / PREHOSPITAL CARE / TRAFFIC ACCIDENT / TRAUMA / CHILD POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капустина В.А., Матусков М.А.

Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране приобрела в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. За последние пять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло 356 тысяч человек и свыше 1 млн. 520 тыс. получили увечья, где около 30% составило детское население. Данное исследование основано на ретроспективном анализе 49 историй болезни больных попавших в дорожно-транспортное происшествие, находящихся на лечении в ОГБУЗ СОКБ в детском травматологическом и детском хирургическом отделениях в 2017 - 2018 годах. В результате исследования был определен возрастно-половой состав пострадавших, их социальный статус, обстоятельства получения травмы, описаны результаты оценки эффективности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе при ДТП; способах доставки, пострадавших в лечебное учреждение; объем оказываемой помощи; основные причины смерти детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Капустина В.А., Матусков М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF MEDICAL CARE RENDERING AT THE PRE-HOSPITAL STAGE OF CHILDREN'S POPULATION AT TRAFFIC EVENTS

The problem of traffic injuries in our country has acquired the scale and nature of a national catastrophe. Over the past five years, 356 thousand people died in road accidents and more than 1 million 520 thousand were injured, where about 30% were children. This study is focused on a retrospective analysis of 49 case histories of patients who had been involved in a traffic accident who were undergoing treatment at the hospital in the children's traumatological and children's surgical departments in 2017 - 2018. The study analyzed the age-sex composition of the victims, their social status, circumstances of injury, reveal the results of evaluating the effectiveness of providing medical care at the prehospital stage in an accident; methods of delivery to the hospital; an amount of assistance provided; main causes of death of the child population.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИШЕСТВИЯХ»

УДК: 617-089.844

I ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИШЕСТВИЯХ

Капустина В.А., Матусков М.А.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Матусков М.А.

ФГБОУ ВО Смоленский государственный медицинский университет МЗ РФ, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28.

kapustina07_00@mail.ru - Капустина Виктория Андреевна Аннотация. Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране приобрела в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. За последние пять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибло 356 тысяч человек и свыше 1 млн. 520 тыс. получили увечья, где около 30% составило детское население. Данное исследование основано на ретроспективном анализе 49 историй болезни больных попавших в дорожно-транспортное происшествие, находящихся на лечении в ОГБУЗ СОКБ в детском травматологическом и детском хирургическом отделениях в 2017 - 2018 годах. В результате исследования был определен возрастно-половой состав пострадавших, их социальный статус, обстоятельства получения травмы, описаны результаты оценки эффективности оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе при ДТП; способах доставки, пострадавших в лечебное учреждение; объем оказываемой помощи; основные причины смерти детского населения.

Ключевые слова: догоспитальная помощь, дорожно-транспортное проишествие, травматизация, детское население.

i ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF MEDICAL CARE RENDERING AT THE PRE-HOSPITAL STAGE OF CHILDREN'S POPULATION AT TRAFFIC EVENTS

Kapustina V.A, Matuskov M.A.

Scientific adviser: Candidate of Medicine, assistant professor Matuskov M.A.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia. Annotation. The problem of traffic injuries in our country has acquired the scale and nature of a national catastrophe. Over the past five years, 356 thousand people died in road accidents and more than 1 million 520 thousand were injured, where about 30% were children. This study is focused on a retrospective analysis of 49 case histories ofpatients who had been involved in a traffic accident who were undergoing treatment at the hospital in the children's traumatological and children's surgical departments in 2017 - 2018. The study analyzed the age-sex composition of the victims, their social status, circumstances of injury, reveal the results of evaluating the effectiveness ofproviding medical care at the prehospital stage in an accident; methods of delivery to the hospital; an amount of assistance provided; main causes ofdeath of the child population.

Key words: pre-hospital care, traffic accident, trauma, child population.

Введение. В последние годы отмечается довольно устойчивая тенденция к росту абсолютного числа пострадавших при том, что величина детской популяции в стране снижается [3]. Необходимо отметить, что увеличивается количество тяжелых травм, о чем свидетельствует изменение соотношения числа погибших и раненых. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения как водителями транспортных средств, так и детьми. Безусловно, что детский дорожно-транспортный травматизм сказывается на неблагоприятной демографической ситуации в нашей стране [2, 3].

Обращает внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в ДТП, в 4-6 раз превышающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Вполне очевидно, что столь низкий уровень оказания помощи пострадавшим определяется комплексом факторов, и реальное повышение качества лечения детей невозможно без изменений сложившейся организационной и клинической практики [1, 4].

Учитывая динамику детского травматизма, увеличение плотности транспортных потоков, изменений в организации досуга детей в последние годы можно прогнозировать рост числа пострадавших в ДТП в пределах 3-8% ежегодно [1, 2].

Цель исследования: анализ оказания помощи детскому населению на догоспитальном этапе в г. Смоленске по данным детского травматологического и детского хирургического отделений ОГБУЗ «Смоленская областная больница» за 2017 - 2018 год.

Материал и методы.

Проведено ретроспективное исследование 49 истории болезни детей, получивших медицинскую помощь в детском травматологическом и детском хирургическом отделениях ОГБУЗ «Смоленская областная больница» за 2017 -2018 г. При анализе учитывались следующие показатели: пол ребенка, возраст, клинический диагноз, состояние при поступлении, сезонность госпитализации, способ и время доставки в лечебное учреждение.

Статистическая обработка материалов включала расчет относительных и средних величин, средней ошибки относительной и средней арифметической величины, критерия достоверности (t). Анализ осуществлялся при помощи электронных таблиц Microsoft Excel 2010. Статистически значимыми считали отличия при уровне p < 0.05.

Результаты исследования.

При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте и сентябре (15%). Наиболее опасным для детей является вечернее время, «пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов (больше 33%).

Более 87% пострадавших были доставлены с места происшествия в ОГБУЗ СОКБ скорой медицинской помощи. Остальные дети доставляются попутным транспортом, в связи с чем первая медицинская помощь им не оказывается или оказывается не в полном объеме.

На догоспитальном этапе удовлетворительное состояние после ДТП отмечено у 68% детей, в основном это ушибы мягких тканей головы, сотрясение головного мозга и ушибы опорно-двигательного аппарата. Средняя степень тяжести состояния установлена у 34% пострадавших детей, в основном с черепно-мозговой травмой и повреждениями опорно-двигательного аппарата. В тяжелом состоянии находилось 5%, что характерно для сочетанной травмы.

Оценка тяжести состояния пострадавших при поступлении в стационар существенно различалась с результатами обследования на догоспитальном этапе. Из госпитализированных - 51,4% пострадавших в состоянии средней тяжести, 17,6% - в тяжелом и 6,7% в крайне тяжелом состоянии. Существует два возможных варианта объяснения этих расхождений. Возможно, что у части больных тяжесть состояния усугубилась в процессе эвакуации, нельзя также исключить определенной недооценки имеющихся повреждений на догоспитальном этапе.

На догоспитальном этапе оказание медицинской помощи в полном объеме проведено 87,9% пострадавших.

Следует подчеркнуть, что при анализе медицинской документации адекватность первой врачебной помощи на месте происшествия и во время транспортировки констатирована только в 12,1% случаев. Наиболее часто сокращение необходимого объема медицинской помощи выявлялось в части инфузионной терапии, реже обезболивания и иммобилизации. По-видимому, в основе необоснованного отказа от выполнения необходимых мероприятий лежат, наряду с диагностическими ошибками, несовершенство табеля оснащения линейных бригад скорой медицинской помощи и отсутствие у персонала соответствующих навыков.

Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние травматологической помощи детям, является смертность. Однако статистические данные, касающиеся смертности в дорожно-транспортных происшествиях, нельзя считать абсолютно достоверными, т.к. по действующей инструкции ГИБДД о порядке учета и регистрации ДТП к числу погибших относятся только пострадавшие, гибель которых регистрируется на месте происшествия, а данные БСМЭ включают и смерть в лечебных учреждениях в течение первых 7 суток после травмы в результате ее тяжести или несовместимостью с жизнью. До 80% смертельных случаев при ДТП происходит до поступления пострадавших в стационары. Величина расхождения по данным ГИБДД и медицинской статистики составляет 6,0 - 6,5%. Таким, образом, существующая система учета и регистрации смертельного детского дорожно-транспортного травматизма, не позволяет получить исчерпывающей характеристики тяжести медицинских последствий несчастных случаев с детьми, как субъектами ДТП.

На догоспитальном этапе умерло 12% детей. Непосредственно на месте происшествия погибло 8% пострадавших, а 1% - в процессе транспортировки.

Как следует из представленных данных, гибель детей наступала от тяжелых повреждений, при этом следует учитывать синдром взаимного отягощения, формирующийся у больных с политравмой. Необходимо отметить, что у детей с политравмой одновременное повреждение 4-х анатомо-функциональных областей было диагностировано в 21% случаев. Ведущая по частоте причина гибели больных - шок и кровопотеря.

Заключение.

1. Большая часть пострадавших в дорожно-транспортном происшествии приходиться на долю мальчиков в школьном возрасте. Пик аварийности приходится на летне-осенние месяцы в вечернее время суток.

2. Догоспитальная помощь, пострадавшим, оказывалась практически всегда в полном объёме, но следует отметить что сокращение необходимого объема медицинской помощи выявлялось в части инфузионной терапии, реже обезболивания и иммобилизации и не подготовки медицинского персонала.

3. Ведущая по частоте причина гибели больных - шок и кровопотеря. Более половины детей погибает на месте происшествия до прибытия бригады скорой помощи. У детей с разрушением жизненно-важных органов наиболее часто имело место разрушение вещества головного мозга, существенно реже причиной смерти становились повреждения легких, печени и сердца.

4. Необходимо разработать новые способы профилактики, эффективные в современных конкретных условиях организации транспортных потоков, внедрять меры, повышающие безопасность водителя и пассажиров, постоянно проводить работу, направленную на строгое соблюдение правил дорожного движения

Список литературы:

1. Лысенко К.И., Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю. Юридические аспекты оказания помощи на догоспитальном этапе // Врач скорой помощи. - 2010. - № 8. - С. 26-28.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации: Федер. закон: принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года // СПС «КонсультантПлюс».

3. Розинов В.М., Гончаров С.Ф., Макаров И.А. Система организации и оказания неотложной специализированной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Медицина катастроф. - 2010. - № 2. - С. 58-61.

4. Рошаль Л.М., Кешишян Р.А., Пужицкий Л.Б. Детский дорожно-транспортный травматизм // Рос. педиатр. журнал. -2001. - № 5. - С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.