Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / EFFECTIVENESS EVALUATION / EVIDENCE-BASED MEDICINE / POSTGRADUATE EDUCATION / CLINICAL PRACTICE / PRACTICAL SKILLS / ТИіМДіЛіКТі БАғАЛАУ / ДәЛЕЛДЕУ МЕДИЦИНАСЫ / ДИПЛОМНАН КЕЙіНГі БіЛіМ / КЛИНИКАЛЫқ ТәЖіРИБЕ / ТәЖіРИБЕЛіК МАШЫқТАР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хакимова Л.Р., Лапасов С.Х., Аблакулова М.Х., Абдухамидова Д.Х.

Работа по оценке эффективности обучения основам доказательной медицины проводилась на кафедре общей практики/семейной медицины факультета последипломного образования Самаркандского государственного медицинского института (Республика Узбекистан). Обучение 25 слушателей из семейных поликлиник г. Самарканда в рамках курса переподготовки врачей общей практики в качестве 5 дневного семинара-тренинга проводилось профессорско-преподавательским составом кафедры. После завершения 5-дневного семинара-тренинга по доказательной медицине большинство слушателей овладели следующими теоретическими знаниями и практическими навыками: изучили основы доказательной медицины, оценили ее полезность в клинической практике, ее возможности, ограничения, перспективы; обучились правильно формулировать клинические вопросы, касающиеся эффективной помощи больным; приобрели опыт поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников массовой информации, учебников, статей, из базы данных в Интернете; научились, как осуществлять количественные и качественные исследования, как и когда их применять, их сильные и слабые стороны и то, что определяет качество и строгость в каждом из них; получили навыки, необходимые для клинического аудита; разработали план внедрения доказательной медицины в клиническую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хакимова Л.Р., Лапасов С.Х., Аблакулова М.Х., Абдухамидова Д.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATE OF EFFICIENCY OF TRAINING TO THE BASES OF EVIDENT MEDICINE IN THE POST-FORMAL EDUCATION OF DOCTORS OF GENERAL PRACTICE

The work on the evaluation of the effectiveness of teaching the basics of evidence-based medicine was conducted at the General Practice / Family Medicine Department of the Faculty of Postgraduate Education of the Samarkand State Medical Institute (Republic of Uzbekistan). Training of 25 students from family polyclinics in the city of Samarkand within the framework of the course of retraining of general practitioners as a 5-day seminar-training was conducted by the faculty of the department. After the completion of the 5-day training workshop on evidence-based medicine, the majority of listeners acquired the following theoretical knowledge and practical skills: they studied the basics of evidence-based medicine, evaluated its usefulness in clinical practice, its capabilities, limitations, prospects; have learned to correctly formulate clinical questions relating to effective care for patients; have gained experience in the search for and evaluation of evidence obtained from various sources of mass information, textbooks, articles, from a database on the Internet; learned how to carry out quantitative and qualitative research, how and when to apply them, their strengths and weaknesses and what determines the quality and rigor in each of them; have acquired the skills necessary for clinical audit; have developed a plan for introducing evidence-based medicine into clinical practice.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017

УДК: 616-08-040.59.34-032.55.336.066

Л. Р. Хакимова, С. Х. Лапасов, М. Х. Аблакулова, Д. Х. Абдухамидова

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Самаркандский государственный медицинский институт (Самарканд, Республика Узбекистан)

Работа по оценке эффективности обучения основам доказательной медицины проводилась на кафедре общей практики/семейной медицины факультета последипломного образования Самаркандского государственного медицинского института (Республика Узбекистан). Обучение 25 слушателей из семейных поликлиник г. Самарканда в рамках курса переподготовки врачей общей практики в качестве 5 дневного семинара-тренинга проводилось профессорско-преподавательским составом кафедры.

После завершения 5-дневного семинара-тренинга по доказательной медицине большинство слушателей овладели следующими теоретическими знаниями и практическими навыками: изучили основы доказательной медицины, оценили ее полезность в клинической практике, ее возможности, ограничения, перспективы; обучились правильно формулировать клинические вопросы, касающиеся эффективной помощи больным; приобрели опыт поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников массовой информации, учебников, статей, из базы данных в Интернете; научились, как осуществлять количественные и качественные исследования, как и когда их применять, их сильные и слабые стороны и то, что определяет качество и строгость в каждом из них; получили навыки, необходимые для клинического аудита; разработали план внедрения доказательной медицины в клиническую практику.

Ключевые слова: оценка эффективности, доказательная медицина, последипломное образование, клиническая практика, практические навыки

После обретения независимости и перехода Узбекистана к системе рыночных отношений возникла необходимость реорганизации процессов здравоохранения и перехода к методам экономического управления охраны здоровья. Вместе с тем реформа не ограничивается лишь системой финансирования здравоохранения, она направлена на целый круг механизмов, влияющих на повышение качества медицинской помощи в Узбекистане [1, 7, 8].

Основными факторами, влияющими на качество медицинских услуг, являются финансирование системы здравоохранения, организация и управление системой здравоохранения, профессиональная компетентность медицинских работников, мотивация медицинских работников к оказанию качественных услуг, доступ к медицинской информации, права пациентов и другие [5].

Одним из инструментов достижения качественной медицинской помощи является широкое внедрение основ доказательной медицины в Узбекистане. Это возможно путем обучения ее основам не только преподавателей медицинских вузов, руководителей и организаторов здравоохранения, но и врачей общей практики, общей лечебной сети, работа которых непосредственно ежедневно связана с пациентами [6, 10].

Доказательная медицина - это прикладная наука, которая возникла в результате быстрого прогресса в медицине, сопровождающегося значительным увеличением и расшире-

нием объема медицинских знаний. Этот метод позволяет практикующим врачам после критической оценки информации находить наилучшее доказательство и применять в клинической практике для решения конкретной проблемы больного [1, 5, 7]. Каждое клиническое решение должно базироваться на строго доказанных научных фактах, на медицине, основанной на доказательствах (evidence-based medicine), на научно-обоснованной медицинской практике [3].

Доказательная медицина - это добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. Это новая технология сбора, критического анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Критический анализ информации: «вес» каждого факта тем больше, чем строже научная методика исследования, в ходе которого факт получен [1, 6]. Врачебное искусство складывается из объема знаний, необходимых для понимания причин и патофизиологических механизмов заболеваний, из клинического опыта, интуиции и набора качеств, которые в совокупности составляют так называемое клиническое мышление [4].

Доказательная медицина имеет отношение к учету происходящих изменений, а не к знанию всех ответов до того, как начать лечение. Она не о том, что вы читали раньше, а о том, как вы определяете и удовлетворяете свои потребности в обучении и будете приме-

нять свои знания в новых клинических ситуациях. Практикующие врачи не могут отвергать собственный клинический опыт. Но наши решения должны основываться на коллективном опыте тысяч врачей, лечивших миллионы больных, а не только на том, что увидели и почувствовали мы сами [9, 10].

Цель работы - оценка эффективности обучения основам доказательной медицины в последипломном образовании врачей общей практики.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Работа проводилась на кафедре общей практики/семейной медицины факультета последипломного образования Самаркандского государственного медицинского института (Республика Узбекистан). Обучение 25 слушателей из семейных поликлиник г. Самарканда в рамках курса переподготовки врачей общей практики в качестве 5 дневного семинара-тренинга проводилось профессорско-преподавательским составом кафедры.

В процессе проведения семинара-тренинга была использована учебная программа «Основы доказательной медицины» и презентационный материал, разработанный иБАЮ, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и Центром доказательной медицины. Данная учебная программа для врачей общей практики составлена на основе переработки международных образовательных курсов подготовки преподавателей ВОП, врачей по доказательной медицине. Данная учебная программа разработана и направлена на знакомство слушателей с основами доказательной медицины, возможности формулировать клинический вопрос, критически оценивать научную информацию (статьи, научные обзоры и др.), а также получение навыков поиска научной информации, ее обработки и использования в повседневной практике.

В программе используются фрагменты презентационного материала Е. Н. Новичковой (Московский Центр доказательной медицины), проф. В. В. Власова (Директор Российского отделения Североевропейского Кохрайновско-го центра), проф. Д. С. Нугмановой (зав. кафедрой семейной медицины Института усовершенствования врачей Казахстана) и др. В программе большое внимание уделено не только презентациям по доказательной медицине, но и практическим навыкам и умениям по формулированию клинического вопроса, поиску научной информации в интернете и другим аспектам доказательной медицины.

Результаты и обсуждение

На базе кафедры общей практики/ семейной медицины факультета последипломного образования Самаркандского государственного медицинского института (Республика Узбекистан) были обучены 25 слушателей курса переподготовки врачей общей практики из семейных поликлиник города Самарканда.

В начале семинара-тренинга был проведен предварительный контроль уровня знаний врачей общей практики по основам доказательной медицине. В результате выяснилось, что из 25 слушателей всего 6 врачей (24%) общей практики обладают теоретическими знаниями по медицине, основанной на доказательствах.

При проведении семинара-тренинга по доказательной медицине было уделено особое внимание следующим аспектам: доказательная медицина за рубежом, СНГ и в Узбекистане, ее достоинства, проблемы, перспективы, научно обоснованный подход в медицине, формулирование клинических вопросов (Р1СО) и определение их видов, дизайн медицинских клинических исследований, а также как проводить поиск медицинской информации в сети Интернет.

Кроме того, было уделено особое внимание практическим аспектам доказательной медицины: значение клинических практических руководств (КПР), принципы создания, пересмотра, пути внедрения КПР, а также принципы оценки КПР и критическая оценка научных статей.

После окончания семинара-тренинга по основам доказательной медицины был проведен итоговый контроль уровня теоретических знания и практических навыков врачей общей практики участников семинара. Из 25 слушателей 20 врачей общей практики (80%) получили необходимые теоретические знания и практические навыки по доказательной медицине.

ВЫВОДЫ

После завершения 5-дневного семинара-тренинга по доказательной медицине большинство слушателей овладели следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

изучили основы доказательной медицины, оценили ее полезность в клинической практике, ее возможности, ограничения, перспективы;

обучились правильно формулировать клинические вопросы, касающиеся эффективной помощи больным;

приобрели опыт поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников массовой информации, учебников, статей, из базы данных в Интернете;

научились, как осуществлять количественные и качественные исследования, как и когда их применять, их сильные и слабые стороны и то, что определяет качество и строгость в каждом из них;

получили навыки, необходимые для клинического аудита;

разработали план внедрения доказательной медицины в клиническую практику.

ЛИТЕРАТУРА

1 Бащинский С. Е. Разработка клинических практических руководств с позиции доказательной медицины. - М.: Медиа Сфера, 2004. - 116 с.

2 Власов В. В. Эпидемиология. - М.: Гэотар Медиа, 2004. - 212 с.

3 Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (доказательная медицина) /М. А. Пальцев, Г. М. Перфильева, И. Н. Денисов, Б. М. Чекнев //Русский врач. - 2006.

- Вып. VII. - С. 42-44.

4 Гринхальх Т. Основы доказательной медицины /Под ред. И. Н. Денисова, К. И. Сайткулова). - М.: Гэотар Медиа, 2008. - 314 с.

5 Ларсон Ч. Введение в эпидемиологию.

- Челябинск; Монреаль, 2002. - 336 с.

6 Полубенцева Е. И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи. Методические рекомендации /Е. И. Полубенце-ва, Г. Э. Улумбекова, К. И. Сайткулов. - М.: Гэотар Медиа, 2006. - 344 с.

7 Ступаков И. Н. Доказательная медицина в практике руководителей всех уровней системы здравоохранения /И. Н. Ступаков, И. В. Самородская /Под ред. В. И. Стародубова. -М.: МЦФЭР, 2006. - 322 с.

8 Шпигель А. С. Доказательная медицина. Перспективы для гомотоксикологии. - М.: Арнебия, 2004. - 402 с.

9 Bailar J. C. A classification for biomedical research reports /J. C. Bailar, T. A. Louis //N. Engl. J. Med. - 1984. - V. 311. - P. 1482-1487.

10 Brown G. W. A classification of original articles /G. W. Brown, G. M. Baca //Am. J. Dis. Child. - 1986. - V. 140. - P. 641-645.

REFERENCES

1 Bashhinskij S. E. Razrabotka klinicheskih prakticheskih rukovodstv s pozicii dokazatel'noj mediciny. - M.: Media Sfera, 2004. - 116 p.

2 Vlasov V. V. Jepidemiologija. - M.: Gjeotar Media, 2004. - 212 s.

3 Vysshaja medicinskaja shkola Rossii i Bolonskij process (dokazatel'naja medicina) /M. A. Pal'cev, G. M. Perfil'eva, I. N. Denisov, B. M. Cheknev //Russkij vrach. - 2006. - Vyp. VII. - P. 42-44.

4 Grinhal'h T. Osnovy dokazatel'noj mediciny /Pod red. I. N. Denisova, K. I. Sajtkulo-va). - M.: Gjeotar Media, 2008. - 314 p.

5 Larson Ch. Vvedenie v jepidemiologiju. -Cheljabinsk; Monreal', 2002. - 336 p.

6 Polubenceva E. I. Klinicheskie rek-omendacii i indikatory kachestva v sisteme uprav-lenija kachestvom medicinskoj pomoshhi. Metodicheskie rekomendacii /E. I. Polubenceva, G. Je. Ulumbekova, K. I. Sajtkulov. - M.: Gjeotar Media, 2006. - 344 p.

7 Stupakov I. N. Dokazatel'naja medicina v praktike rukovoditelej vseh urovnej sistemy zdra-voohranenija /I. N. Stupakov, I. V. Samorodska-ja /Pod red. V. I. Starodubova. - M.: MCFJeR, 2006. - 322 p.

8 Shpigel' A. S. Dokazatel'naja medicina. Perspektivy dlja gomotoksikologii. - M.: Arnebija, 2004. - 402 p.

9 Bailar J. C. A classification for biomedical research reports /J. C. Bailar, T. A. Louis //N. Engl. J. Med. - 1984. - V. 311. - P. 1482-1487.

10 Brown G. W. A classification of original articles /G. W. Brown, G. M. Baca //Am. J. Dis. Child. - 1986. - V. 140. - P. 641-645.

Поступила 08.10.2017

L R. Khakimova, S. Kh. Lapasov, M. Kh. Ablakulova, D. Kh. Abdukhamidova

ESTIMATE OF EFFICIENCY OF TRAINING TO THE BASES OF EVIDENT MEDICINE IN THE POST-FORMAL EDUCATION OF DOCTORS OF GENERAL PRACTICE

Samarkand state medical institute (Samarkand, Repubiic of Uzbekistan)

The work on the evaluation of the effectiveness of teaching the basics of evidence-based medicine was conducted at the General Practice / Family Medicine Department of the Faculty of Postgraduate Education of the Samarkand State Medical Institute (Republic of Uzbekistan). Training of 25 students from family polyclinics in the city of Samarkand within the framework of the course of retraining of general practitioners as a 5-day seminar-training was conducted by the faculty of the department.

After the completion of the 5-day training workshop on evidence-based medicine, the majority of listeners ac-

quired the following theoretical knowledge and practical skills: they studied the basics of evidence-based medicine, evaluated its usefulness in clinical practice, its capabilities, limitations, prospects; have learned to correctly formulate clinical questions relating to effective care for patients; have gained experience in the search for and evaluation of evidence obtained from various sources of mass information, textbooks, articles, from a database on the Internet; learned how to carry out quantitative and qualitative research, how and when to apply them, their strengths and weaknesses and what determines the quality and rigor in each of them; have acquired the skills necessary for clinical audit; have developed a plan for introducing evidence-based medicine into clinical practice.

Key words: effectiveness evaluation, evidence-based medicine, postgraduate education, clinical practice, practical skills

Л. Р. Хакимова, С. Х. Лапасов, М. Х. Аблакулова, Д. Х. Абдухамидова

ЖАЛПЫ ТдЖШБЕ ДЭР1ГЕРЛЕР1Н ДИПЛОМНАН КЕЙ1НГ1 Б1Л1М АЛУ^Ы ДЭЛЕЛДЕУ МЕДИЦИНАСЫНЫН НЕГ1ЗДЕР1НЕ ОК,ЫТУДЫН ТИ1МД1Л1Г1Н БАГАЛАУ

Самаркан мемлекеттк медициналык институты (Самаркан, бзбекстан Республикасы)

Самаркан мемлекетлк медициналык институтынын (Самаркан, бзбекстан Республикасы) дипломнан ке^нп б^м беру факультетам жалпы т^рибе/отбасылык медицина кафедрасында дэлелдеу медицинасынын непздер^е окытудын т^мдтИн баFалау жеындеп жумыс жYргiзiлген. Самаркан каласынын отбасылык емхана-ларынан 25 тындаушыны окытуды жалпы тэжiрибе дэр^ерлерМ кайта даярлау курсынын аясында 5 кундк семи-нара-тренинг ретiнде кафедранын профессор-окытушылар курамы еткiзген.

Дэлелдеу медицинасы бойынша 5 кYндiк семинара-тренинг аякталFаннан ке^н тындаушылардын басым кепшiлiгi келесi теориялык бiлiм мен практикалык машыктарды менгердк дэлелдеу медицинасынын негiздерiн зерделедi, онын клиникалык практикадаFы пайдасын, мYмкiндiктерiн, шектеулерМ, перспективаларын баFалады; наукастарFа тиiмдi кемек керсету бойынша клиникалык мэселелердi дурыс баFамдауFа Yйрендi; акпарат курал-дарынын эртYрлi кездерiнен, окулыктардан, макалалардан, Интернеттеп мэлiметтер базасынан алынFан мэлiметтердi баFалау мен iздестiру тэжiрибесiн Yйрендi; сапалык жэне сандык зерттеулердi iске асыру жолда-рын, олардын кYштi жэне элаз жактарын, сапасын менгердi; клиникалык аудит Yшiн кажеттi машыктарFа даFды-ланды; дэлелдеу медицинасын клиникалык практика енгiзу жоспарын эзiрледi.

Клт сездер: т^мдшкт баFалау, дэлелдеу медицинасы, дипломнан кей^п бiлiм, клиникалык тэжiрибе, тэжiрибелiк машыктар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.