Научная статья на тему 'Оценка эффективности общественного контроля в сфере закупок:проблемы и перспективы'

Оценка эффективности общественного контроля в сфере закупок:проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саламов Э. К.

В работе исследуются методические основы оценки общественного контроля в сфере государственных закупок. В частности, анализируются составляющие данного процесса организационно-регламентное обеспечение процесса оценки, информационно-аналитические и расчетные действия по оценке эффективности общественного контроля. В работе предложена система показателей, характеризующих принципы конкуренции при государственных закупках. Показано, что их необходимо разделять на показатели, характеризующие процессуальные нарушения при назначении контрактного управляющего или комиссии, показатели результативности исполнения государственного контракта, а также показатели статистики обжалования процедур закупок. На основании материалов закупочной деятельности на территории города Москвы показана эффективность предлагаемого методического подхода. В качестве рекомендации отмечается, что показатели общественного контроля эффективности закупок необходимо детализировать по видам нарушений законодательства о государственных закупках. Показано, что необходимо в дальнейшем исследовать вопрос о финансировании деятельности организаций, реализующих цели и задачи общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности общественного контроля в сфере закупок:проблемы и перспективы»

Оценка эффективности общественного контроля в сфере закупок: проблемы и перспективы

Саламов Эльдар Каурбекович

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, [email protected]

В работе исследуются методические основы оценки общественного контроля в сфере государственных закупок. В частности, анализируются составляющие данного процесса - организационно-регламентное обеспечение процесса оценки, информационно-аналитические и расчетные действия по оценке эффективности общественного контроля. В работе предложена система показателей, характеризующих принципы конкуренции при государственных закупках. Показано, что их необходимо разделять на показатели, характеризующие процессуальные нарушения при назначении контрактного управляющего или комиссии, показатели результативности исполнения государственного контракта, а также показатели статистики обжалования процедур закупок. На основании материалов закупочной деятельности на территории города Москвы показана эффективность предлагаемого методического подхода. В качестве рекомендации отмечается, что показатели общественного контроля эффективности закупок необходимо детализировать по видам нарушений законодательства о государственных закупках. Показано, что необходимо в дальнейшем исследовать вопрос о финансировании деятельности организаций, реализующих цели и задачи общественного контроля. Ключевые слова: общественный контроль, государственные закупки, оценка эффективности, показатели эффективности закупок.

Показатели эффективности получили широкое распространение в российской и зарубежной практике оценки результативности управленческой деятельности в виду универсальности и способности адаптации к специфике объекта исследования. В общем виде они основаны на сопоставлении полученного результата с произведенными затратами, выраженными в стоимостном выражении. Однако, при оценке качества системы общественного контроля недоступна информация о затратах общественных организаций и объединений юридических лиц на реализацию ими контрольных функций, поэтому показатели в приведенной ниже методике, в узком смысле позволяют оценить результативность общественного контроля в сфере закупок.

Методика оценки эффективности общественного контроля в системе мониторинга состояния сферы государственных и муниципальных закупок в городе Москва включает ряд процедур, объединенных в три этапа.

1 этап - организационно-регламентное обеспечение оценки эффективности общественного контроля.

На данном этапе целесообразно выполнение следующих процедур:

- определение инициатора и исполнителей оценки эффективности общественного контроля из числа представителей общественных организаций или объединений юридических лиц, заинтересованных в объективном понимании существующих недостатков и возможностей их устранения;

- делегирование исполнителям функций и полномочий по проведению оценки эффективности общественного контроля посредством выработки такого решения на коллегиальных мероприятиях субъектов общественного контроля (форумах, конференциях, симпозиумах, совещаниях рабочих групп);

- формирование комплекса задач, требований и критериев оценки результативности проведенной оценки эффективности общественного контроля, определение порядка рассмотрения полученных результатов.

2 этап - информационно-аналитические и расчетные действия по оценке эффективности общественного контроля.

Процедуры данного этапа имеют существенное значение, поскольку от качества и надежности используемой информации зависят суждения и выводы по результатам оценки. Атрибутами данных или их качественными характеристиками, составляющих информационную основу оценки эффективности общественного контроля являются:

- надежность, то есть получение из достоверных источников;

- сопоставимость, при которой возможно сравнение числовых показателей о закупочной деятельности за ряд лет;

- аналитичность, представляющая собой способность расчета денежных и стоимостных величин.

Основными источниками информации второго этапа являются данные единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru), материалы проверок ФАС России, документы, характеризующие результаты контроля со стороны Главконтроля Москвы, информационные ресурсы общественных организаций и объединений юридических лиц, составляющих систему общественного контроля в сфере закупок.

В целях повышения обоснованности выводов и понимания эффективности общественного контроля, предлагаем рассчитать ряд абсолютных и относительных показателей и изменения их значений в динамике, объединенные в следующие группы.

Показатели, характеризующие состав общих нарушений законодательства по ряду закупочных процедур заказчика, выявленных со стороны субъектов общественного контроля: количество необоснованных закупок с позиции экономической эффективности и рационального расходования бюджетных средств; количество выявленных закупок с неверно сформированной начальной (максимальной) ценой контракта; количество случаев с неверным выбором способа определения поставщика согласно 44-ФЗ.

Показатели, характеризующие нарушения принципа конкуренции при государственных закупках: количество случаев с необоснованным отказом в допуске как след-

© £

Ю

5

со

2 е

8

сч

СП £

Б

а

2 о

ствие нарушение принципа обеспечения конкуренции при закупках; количество процедурных нарушений правил и порядка описания закупки в техническом задании, количество выявленных случаев ограничения участников торгов посредством затребования излишних документов.

Показатели, характеризующие процессуальные нарушения при назначении контрактного управляющего или комиссии: количество случаев несоответствия компетенции и квалификации кадрового состава требованиям законодательства и профессиональным стандартам специалистов в сфере закупок, количество выявленных случаев аффилирования и родственных связей между участниками закупочной деятельности.

Показатели результативности исполнения государственного контракта: количество изменений условий контракта, количество случаев несоответствия поставленного товара или оказанной услуги условиям заключенного контракта, количество случаев исполнения контракта с завышение цен на товары или услуги. В рамках этих показателей рекомендуем выделить в особую категорию случаи завышения цен на социально-значимые позиции.

Показатели работы претензионного характера, позволяющие оценить степень претензий и обжалования процедур закупок, инициированных со стороны субъектов общественного контроля: количество жалоб на одну закупку, количество жалоб на одну процедуру проведения запроса котировок, количество обращений в государственные органы контроля: ФАС, Главконтроль и другие, количество претензий с применением судебного механизма решения, общее количество жалоб относительно тех процедур закупок, которые признаны недействительными (аукционов, конкурсов). Объединяет вышеприведенные показатели возможность оценки текущего состояния контрактной системы с позиции соблюдения регламентов законодательного характера. Сопоставление значений за ряд лет позволяет сделать вывод о тенденции совершенствования законодательно-нормативной базы и исполнения требований в сфере закупок. Анализ результатов контроля позволяет сделать вывод относительно требований законодательства, нарушения которых были причинами наибольшего количества жалоб.

Показатели для оценки экономического эффекта, проявляемого вследствие

усиления роли со стороны общественного контроля: показатель в виде суммы экономии бюджетных средств на различных стадиях закупки, детализируемый рядом значений экономии бюджетных средств на этапе планирования через снижение на межведомственных комиссиях, на этапе определения поставщика через снижение начальной (максимальной) цены контракта, показатели, характеризующие достигнутый уровень конкуренции при закупках, рассчитанные на основе данных единой информационной системы, в виде средних значений количества заявок на одну закупку и доли закупок, реализованных у единственного поставщика. К этой же группе относится доля закупок у единственного поставщика.

Показатели, характеризующие управленческие эффекты в сфере государственных закупок, проявляемые, в том числе как результат деятельности общественных контролеров. В мировой практике обеспечения государственных нужд товарами и услугами инструментом оценки эффективности управления является уровень мошенничества или коррупции, присутствующий в сфере закупок. Зарубежными странами используются индексы уровня коррупции в общественном секторе экономике, определяемые по индикаторам закупочной деятельности, поэтому считаем целесообразным расчет приведенных ниже показателей: доля решений ФАС по результатам исследования сигналов о нарушениях антимонопольного законодательства в общей сумме рассмотренных жалоб, количество выявленных случаев картельного сговора в общем объеме претензий, сумма ущерба, причиненного бюджету, в результате коррупции и картельного сговора.

Необходимость организации общественного контроля деятельности руководителей заказчика обусловлена государственной политикой противодействия коррупции, актуальность которой подтверждается результатами проверок Счетной палаты и других экспертиз. По материалам ежегодного исследования состояния контрактной службы, проводимого НИУ ВШЭ, в настоящее время сохраняется серьезная проблема практической реализации антикоррупционной политики. Так, разновидностями коррупционных действий являются: злоупотребление служебным положением; дача и получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп и иные виды незаконного использования гражданином своего должностного положения.

Требуется отдельная оценка ущерба вследствие нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, в виду того, что они совершаются специальными субъектами (т. е. государственными служащими, наделенными широкими полномочиями); совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица; направлены на получение личной выгоды должностным лицом; нарушают законные интересы государства, причиняют ущерб государственным ресурсам; выполняются должностным лицом умышленно; выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т. д.).

Результаты исследования текущего состояния контрактной системы, а также материалы государственных органов реагирования на жалобы и претензии в отношении заказчика, позволяют выделить среди наиболее распространенных коррупционных схем следующие:

- направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком или исполнителем заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников государственных закупок;

- установление со стороны заказчика неоправданно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком - участником мошеннической схемы;

- определение заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что является экономически непривлекательным для других потенциальных поставщиков (исполнителей);

- установление непривлекательной схемы оплаты исполнения государственного заказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);

- интерпретация критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и т. д.

Таким образом, в разделе показателей, характеризующих отрицательный экономический эффект закупочной деятельности, следует детализировать расчеты по видам нарушений. Материалы оценки эффективности субъектов общественного контроля закупок города Москвы представляют интерес для дальнейшего совершенствования контрактной системы. Немаловажным представляется решение вопроса о финансировании де-

ятельности общественных организаций и объединений юридических лиц, реализующих цели и задачи общественного контроля. Доказательство эффективности их деятельности может являться основанием для определения возможности бюджетного финансирования как отдельных проектов в рамках общественного контроля закупок, так и субъектов, продемонстрировавших наибольшую активность и результат.

Литература

1. Белокрылов К. А. и Забродин А. С. (2015). Институционализация общественного контроля как субъекта системы бюджетных закупок // Современные тенденции экономического развития: сборник трудов научно-практической конференции молодых ученых федеральных университетов «Долгосрочные тренды развития экономического образования в современной России». Ростов н/Д.: Издательство ЮФУ, с. 40-42.

2. Гладилина И.П., Сергеева С.А. Общественное обсуждение и общественный контроль закупок// Самоуправление, 2013. - №12. - С.13-15.

3. Евдокимов С.Ю., Анисимов Е.Я. Общественный контроль в системе государственных закупок. - Москва, журнал «Науковедение» №6, 2016.

4. Лапшина А.И. Общественный контроль и иные институты контроля обще-

ства за деятельностью органов государственной власти // Правовое государство: теория и практика. 2014. №2. С. 136-140.

5. Тепляшин И.В., Новиков Д.О. Общественный контроль как форма правоохранительной деятельности// Юристъ -Правовед. - 2017. - №3(82). - С.145 -151.

6. Шумик Е.Г.,Куприянов Б.Е. Проблемы становления и перспективы развития общественного контроля государственных закупок//Вестник Удмуртского университета. - 2016. - Том 26, вып.3. - С. 59 - 61.

Public procurement control effectiveness evaluation: problems and prospects Salamov E.K.

Moscow City University of the Government of Moscow

The article issued the problem of methodological framework of public control for public procurement effectiveness evaluating. In particular, it was analyzed the components of public procurement control effectiveness evaluation - organizational and regulatory support of the effectiveness evaluation process, informational, analytical and computational procedures of public control of computational. The article analyzed a system of indicators characterizing the competition principles in public procurement. It is shown that it's should be divided into indicators characterizing procedural violations when appointing a contract manager or commission, performance indicators of the execution of a government contract, as well as statistics on appealing against procurement procedures.

Based on procurement materials in the territory of Moscow, it was show effectiveness of proposed methodological approach. As a recommendation, it is showed that the indicators of public procurement control effectiveness evaluation should be detailed by types of violations of the law on public procurement. It is shown that in further issued it is necessary explore the problem of financing the activities of organizations that implement the goals and objectives of public control. Keywords: public control, government procurement, performance evaluation, procurement performance indicators. References

1. Belokrylov K. A. and Zabrodin A. S. (2015).

Institutionalization of public control as a subject of the budget procurement system // Modern trends in economic development: a collection of works of the scientific and practical conference of young scientists of federal universities «Long-term trends in the development of economic education in modern Russia.» Rostov n / d .: Publisher SFU, p. 40-42.

2. Gladilina I.P., Sergeeva S.A. Public discussion

and public procurement control // Self-Government, 2013. - №12. - P.13-15.

3. Evdokimov S.Yu., Anisimov E.Ya. Public control

in the public procurement system. - Moscow, "Naukovedenie" magazine №6, 2016.

4. Lapshina A.I. Public control and other institutions

of society's control over the activities of government bodies // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2014. №2. Pp. 136-140.

5. Teplyashin I.V., Novikov D.O. Public control as a

form of law enforcement // Lawyer -Jurisprudent. - 2017. - №3 (82). - P.145 -151.

6. Shumik EG, Kupriyanov B.E. Problems of the

formation and development prospects of public control of public procurement // Bulletin of Udmurt University. - 2016. - Volume 26, issue 3. - P. 59 - 61.

О

Ю

5

*

cs

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.