УДК 334.724.2:338.28
Э. С. Коложвари
Сибирская академия финансов и банковского дела (Новосибирск, Россия)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
НА 2015—2017 ГОДЫ»
В статье рассматриваются состав, структура муниципальной системы образования, анализируется ход исполнения целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска на 2015—2017 годы», оценивается ее эффективность.
Ключевые слова: программно-целевой подход в управлении, муниципальная программа, целевые индикаторы, финансирование программы, эффективность программы.
Муниципальная система образования города Новосибирска одна из крупнейших в Российской Федерации. В настоящий момент она представляет собой целостный многовариативный образовательный комплекс, в котором каждый ребенок может получить образование в соответствии с потребностями, интересами и физическими возможностями.
Муниципальный образовательный комплекс города Новосибирска насчитывает 507 учреждений (208 бюджетных, 32 автономных, 267 казенных). Общеобразовательные учреждения включают 123 общеобразовательные школы, 16 гимназий, 20 лицеев, 18 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 2 образовательных центра, 2 учреждения «Начальная школа — детский сад», 2 школы-интерната, 12 вечерних школ, 15 специальных коррекционных школ; 247 дошкольных образовательных учреждений, 44 учреждения дополнительного образования.
В Российской Федерации полным ходом идет реформа государственного и муниципального управления в части формирования бюджета, ориентированного на результат1. На сегодняшний день доля расходов бюджета города Новосибирска на муниципальное образование составляет около 59 %. При этом, несмотря на дефицитность бюджета, статья не подвергается секвестру. Однако доля программного бюджета традиционно не превышает 20 %.
При этом в городе созрели условия для перехода муниципальной системы образования на программный принцип управления и бюджетиро-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 2 (5).
© Э. С. Коложвари, 2016
1 См. об этом: Пепеляева Л. В. Модернизация сектора
государственного управления: причины, механизмы, первые результаты и перспективы / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н. В. Фадейкиной. Новосибирск : САФБД, 2011. 405 с.
вания, о чем мы писали ранее2. В Новосибирске разработана целевая программа в сфере муниципального образования, при этом доля программных мероприятий в бюджете должна составить 96,2 %. Такое распределение бюджетных средств будет свидетельствовать «о приоритете программно-целевого метода управления в сфере образования на уровне муниципалитета»2.
В городе была разработана муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска на 2015— 2017 годы», утвержденная постановлением мэрии города Новосибирска от 20 ноября 2014 г. № 10148 (в ред. постановлений мэрии города Новосибирска от 13 марта 2015 г. № 2403, 27 мая 2015 г. № 3704, 31 августа 2015 г. № 5439, 16 декабря 2015 г. № 7154, от 19 января 2016 г. № 115) (далее — Программа), которая включила в себя также ранее действовавшие программы: муниципальную программу «Развитие инфраструктуры и материально-технической базы муниципальных образовательных организаций города Новосибирска на 2013—2017 годы», утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 10 июля 2013 г. № 6518; ведомственную целевую программу «Совершенствование организации школьного питания в городе Новосибирске на 2013—2016 годы», утвержденную постановлением мэрии от 1 марта 2013 г. № 2007. Основная цель Программы — обеспечение условий для предоставления качественного общедоступного образования детей. Предметом регулирования Программы являются процессы, возникающие в связи с реализацией комплекса мероприятий,
2 См.: Коложвари Э. С., Глазычев К. А. О внедрении программно-целевого подхода развития муниципального образования в городе Новосибирске // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : сб. ст. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / под общ. ред. проф. Э. Г. Ски-бицкого. Новосибирск : САФБД, 2015.
Э. С. Коложвари. Оценка эффективности программы «Развитие муниципальной системы образования...»
направленных на создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, сохранения и развития кадрового потенциала системы образования города Новосибирска.
Основные задачи Программы (под решение которых сформированы разделы и мероприятия):
— развитие и обеспечение доступности дошкольного образования;
— развитие и обновление содержания общего образования, создание современных условий образовательного процесса в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
— развитие и расширение возможностей дополнительного образования и воспитания, организация оздоровления и летней занятости детей и подростков;
— поддержка одаренных детей;
— развитие системы управления образованием;
— развитие кадрового потенциала системы образования.
Достижение поставленной цели и решение задач Программы на современном этапе являются одной из важнейших стратегических задач социально-экономического развития города Новосибирска и остаются приоритетным направлением в образовательной политике.
В настоящий момент мы можем проанализировать ход выполнения Программы, а также эффективность ее реализации в истекшем 2015 г.
В 2015 г. достигнуты следующие результаты:
1. Развитие и обновление содержания общего и дополнительного образования. В рамках реализации данного мероприятия произведено финансирование расходов на выплату заработной платы и страховых взносов работникам образовательных учреждений: из средств областного бюджета — руководителям и работникам, непосредственно связанным с осуществлением образовательной деятельности; из средств бюджета города — работникам, осуществляющим обслуживание и содержание зданий учреждений, обустройство прилегающих территорий; на компенсацию оплаты проезда работникам, расходы на обеспечение образовательного процесса, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, налогов на землю и имущество, на сервисное обслуживание холодильного, кухонного и медицинского оборудования, на техническое обслуживание противопожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации и приборов учета, на вывоз твердых и жидких бытовых отходов, очистку кровель от снега, дератизацию и дезинсекцию, расходы на текущий ремонт и устранение аварийных ситуаций, а также на подготовку к отопительному сезону, проведение противопожарных мероприятий, ведение агентских договоров по теплоснабжению и водоснабжению, проведение медосмотров работников, утилизацию ламп дневного света, на хозяйственные нужды и приобретение мягкого инвентаря. Для обеспечения безопасности детей произведены расходы на оплату услуг частных охранных предприятий в общеобразовательных
учреждениях на время учебного процесса, в школах-интернатах — круглогодично.
Произведены расходы на приобретение продуктов питания в дошкольных учреждениях из расчета денежной нормы питания в размере:
— 80 рублей на один детодень для категории детей штатных работников детских дошкольных учреждений и детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы и учреждения компенсирующей направленности, детей с туберкулезной интоксикацией, детей-инвалидов;
— 40 рублей на один детодень для категории детей из малоимущих семей и семей с тремя и более несовершеннолетними детьми.
Организовано горячее двухразовое питание школьников из малоимущих и многодетных семей из расчета 60 руб. в день (за счет средств субсидии и в качестве софинансирования за счет средств бюджета города).
Из средств межбюджетных трансфертов областного бюджета произведены расходы на питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечено проведение культурно-массовых и спортивных городских мероприятий. Организован проезд детей школьного возраста в дни зимних каникул.
2. Организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время. Благодаря объединению усилий и скоординированной деятельности всех заинтересованных и ответственных структур и ведомств в летний период 2015 г. организованными формами оздоровления, отдыха и труда охвачено более 126 тыс. детей (в 2014 г. — 120 тыс.), в том числе по отрасли «Образование» — 83 862 ребенка (в 2014 г. — 80 954), из них:
— в загородных оздоровительных учреждениях Новосибирской области — более 28 тыс. человек;
— в профильных сменах приняло участие 2 822 ребенка, в лагерях с дневным пребыванием детей — 21 536 человек в 184 образовательных учреждениях, из них 5 650 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— всеми формами трудоустройства было охвачено более 20 тыс. подростков, из них 1 368 подростков были трудоустроены на предприятия города и в образовательные учреждения, 1 300 школьников работали в 129 трудовых отрядах, организованных совместно с органами ТОС, было сформировано 397 ремонтных бригад и 683 бригады по благоустройству с участием 18 тыс. школьников.
3. Поддержка одаренных детей. Доля победителей и призеров этапов Всероссийской олимпиады, интеллектуальных конкурсов, научно -практических конференций от количества обучающихся — 9,2 %.
4. Совершенствование управления системой образования. Доля работников муниципальных организаций образования, переведенных на эффективный контракт, составляет 97,0 %.
5. Развитие кадрового обеспечения системы образования. В рамках предоставляемого социального пакета произведены расходы на возмещение затрат по найму жилья работникам муниципальных учреждений, контрактную подготовку выпускников школ — будущих специалистов отрасли за счет средств бюджета города на базе НГПУ.
ремонт кровли
полная или частичная замена окон исполнение предписаний надзорных ремонт спортивного зала обустройство спортивных площадок ремонт пищеблоков переоснащение пищеблоков восстановление ограждения ремонт фасада установка теневых навесов
Кроме того, во всех образовательных учреждениях проведены работы по подготовке учреждений к эксплуатации в зимних условиях, выполнены аварийные и другие виды работ. В 10 загородных оздоровительных лагерях выполнены предписания надзорных органов, проведен капитальный и текущий ремонт корпусов, столовых, медицинских блоков, водопроводов. В 2015 г. продолжено обеспечение учебным и технологическим оборудованием все муниципальные образовательные организации города.
Расходы из средств бюджета города составили 526,2 млн руб. при плане 535,3 млн руб. (98,3 %).
7. Создание дополнительных мест в системе дошкольного образования, в том числе в местах комплексной застройки микрорайонов города Новосибирска. В системе дошкольного образования дополнительно было создано 3 670 мест, в том числе за счет строительства (приобретения) новых зданий для детских садов и проведения реконструкции — 3 340 мест, капитального ремонта в действующих детских садах — 190 мест, открытия дополнительных групп для детей дошкольно-
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ необходимо провести оценку эффективности муниципальных программ. Порядок, регулирующий принятие решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирование и реализацию, утвержден постановлением мэрии города Новосибирска от 19 июня 2014 г. № 5141 (в ред. постановлений мэрии г. Новосибирска от 12 января 2016 г. № 7, от 6 апреля 2016 г. № 1265). В соответствии с установленным порядком, ежегодно проводится оценка
6. Развитие материально-технического обеспечения системы образования. В рамках проведения текущего ремонта муниципальных образовательных организаций города Новосибирска в 2015 г. проведены следующие мероприятия (ОУ):
108 57 48 5
14
15 10 5 9
44
го возраста в детских садах — 100 мест, открытия дополнительных групп для детей дошкольного возраста в школах — 40 мест.
8. Создание дополнительных мест в системе начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в местах комплексной застройки микрорайонов города Новосибирска. 1 сентября 2015 г. после капитального ремонта и реконструкции открыта школа № 183 Кировского района на 600 мест. В течение года шло строительство здания школы-интерната № 37 по ул. Владимировский спуск, готовилась проект-но-сметная документация на реконструкцию здания школы № 82 в Дзержинском районе со строительством пристройки.
Финансирование перечня программных мероприятий соответствует решению Совета депутатов г. Новосибирска от 18 декабря 2013 г. № 1012 «О бюджете города Новосибирска на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Объем планируемого финансирования Программы за период с 2015 по 2017 г. — 53 049 839,3 тыс. руб., включая разные уровни финансирования (табл. 1).
эффективности реализации муниципальной программы, отчет о которой представляется в департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска и в контрольно-счетную палату города Новосибирска.
Отчет о реализации муниципальной программы предусматривает:
— расчет уровня достигнутых результатов реализации муниципальной программы в целом;
органов
и хоккейных коробок
Таблица 1
Планируемый объем финансирования Программы, тыс. руб.
Уровень бюджета 2015 2016 2017
Федеральный 761 405,5 — —
Региональный 10 136 051,9 9 927 682,6 9 433 880,5
Городской 7 917 424,4 7 586 876,2 7 286 518,2
Итого 18 814 881,8 17 514 558,8 16 720 398,7
Э. С. Коложвари. Оценка эффективности программы «Развитие муниципальной системы образования.»
— расчет коэффициента финансового обеспечения муниципальной программы;
— информацию об оценке эффективности реализации муниципальной программы;
— отчет о ходе реализации муниципальной программы, согласованный с департаментом финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, с приложением аналитической записки, содержащей качественные и количественные результаты исполнения муниципальной программы, анализ возникающих проблем и предложения об их устранении.
Порядок оценки эффективности реализации муниципальной программы устанавливает критерии и порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Критериями оценки эффективности реализации муниципальной программы являются:
— степень достижения ожидаемых результатов реализации муниципальной программы;
— уровень отклонения достигнутых значений целевых индикаторов муниципальной программы от плановых;
— расходы на реализацию мероприятий муниципальной программы;
— уровень отклонения фактических расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы от плановых.
Уровень достигнутых результатов реализации муниципальной программы в целом определяется по формуле:
УО =
О1 + О2 + О3
К ,
где УО — уровень достигнутых результатов реализации
муниципальной программы в целом;
О1, О2, О3,... — значения оценки степени достижения ожидаемого результата реализации муниципальной программы по каждому из целевых индикаторов;
К — количество целевых индикаторов.
В результате анализа муниципальной программы «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска на 2015—2017 годы» за 2015 г. можно сказать: значение оценки степени достижения ожидаемого результата реализации муниципальной программы по каждому из целевых индикаторов равно 33,29, количество целевых индикаторов — 23. Согласно расчету
уровень достигнутых результатов муниципальной программы в целом равен 1,04.
Коэффициент финансового обеспечения муниципальной программы определяется по формуле:
фо =
бф
бп,
где ФО — коэффициент финансового обеспечения муниципальной программы;
БФ — объем фактических расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы;
БП — объем планируемых расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы.
Объем фактических расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы в 2015 г. составил 18 559 398,6 руб. при объеме планируемых расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы — 18 814 881,8 руб. Таким образом, Коэффициент финансового обеспечения муниципальной Программы равен 0,99.
Причины отклонения представлены следующим образом:
Расходы всего за 2015 г. из средств консолидированного бюджета составили 18 559,4 млн руб. при плане 18 814,9 млн руб., в том числе:
— из средств федерального бюджета 761,4 млн руб. при плане 761,4 млн руб. (100 %);
— из средств областного бюджета Новосибирской области 10 096,7 млн руб. при плане 10 136,1 млн руб. (99,6 %);
— из средств бюджета города 7 701,3 млн руб. при плане 7 917,4 млн руб. (97,3 %).
Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется путем сопоставления полученных значений коэффициента финансового обеспечения муниципальной программы и уровня достигнутых результатов реализации муниципальной программы при помощи шкалы оценки эффективности муниципальной программы.
В городе принята шкала оценки эффективности муниципальной программы, согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 19 июня 2014 г. № 5141 «О Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирования и реализации и признании утратившими силу отдельных правовых актов мэрии города Новосибирска» (табл. 2).
Таблица 2
Шкала оценки эффективности муниципальных программ
Параметр УО > 1 0,7 < УО < 1 0,5 < УО < 0,7 УО < 0,5
ФО > 1 Высокая эффективность Средняя эффективность Низкая эффективность Муниципальная программа не эффективна, необходим пересмотр муниципальной программы
0,7 < ФО < 1 Высокая эффективность Высокая эффективность Средняя эффективность Низкая эффективность
ФО < 0,7 Высокая эффективность, необходим пересмотр финансового обеспечения муниципальной программы Средняя эффективность, необходима корректировка муниципальной программы Низкая эффективность, необходима корректировка муниципальной программы Муниципальная программа не эффективна, необходима корректировка муниципальной программы
Итоги оценки эффективности Программы можно представить следующим образом: значение оценки эффективности реализации Программы за отчетный год (Эп) — 1,05, т. е. эффективность Программы следует признать высокой. При этом исполнение по целевым индикаторам оценивается в 1,04, финансирование Программы — 0,99.
Несмотря на отставание от плана финансирования, за счет выполнения целевых показателей 2015 г. удалось добиться высокой эффективности реализации Программы. Мы можем говорить о достаточной эффективности реализации муниципальной программы «Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска на 2015—2017 годы» в 2015 г. Несмотря на объективные сложности текущего периода, администрации удается удерживать финансирование статей социального характера, что позволяет осуществлять реализацию программы на достаточно высоком уровне. Надеемся, что ориентация на долгосрочные цели даст результат в формировании достойного качества человеческого капитала
города, что послужит основой в построении современной инновационной экономики. В этой связи имеет смысл уточнить целевой показатель сдачи ЕГЭ не только по общему количеству сдавших человек, но и по качеству, например по среднему баллу сдачи основных предметов.
Также необходимо отметить все еще недостаточную открытость данных для мониторинга процессов использования муниципальных средств. Для продолжения мониторинга реализации Программы следует придерживаться принципов, предлагаемых Н. В. Фадейкиной, в частности доступности и открытости данных по управлению муниципальными финансами, использованию бюджетных средств1.
Более того, результаты успешной реализации программы должны быть известны широкой общественности, а не только узкому кругу специалистов, для чего необходимо их планомерное объективное представление и всестороннее освещение в средствах массовой информации.
E. S. Kolozhvari
EFFECTIVENESS EVALUATION OF THE TARGET PROGRAM «DEVELOPMENT OF A MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK FOR 2015—2017»
In article the structure of a municipal education system are considered, course of execution of the target program «Development of a Municipal Education System of the City of Novosibirsk» for 2015—2017 is analyzed, its efficiency is estimated.
Keywords: program and target approach in management, the municipal program, target indicators, financing of the program, efficiency of the program.
1 См.: Фадейкина Н. В., Синкина А. А. О внедрении бюджета для граждан в системе нового государственного менеджмента // Сиб. фин. шк. 2015. № 2. С. 32—39.