Научная статья на тему 'Оценка эффективности мероприятий музеев по организации и поддержке нравственно-патриотического воспитания молодежи в регионе (на примере историко-краеведческих музеев муниципальных районов Cамарской области)'

Оценка эффективности мероприятий музеев по организации и поддержке нравственно-патриотического воспитания молодежи в регионе (на примере историко-краеведческих музеев муниципальных районов Cамарской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
885
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬ-НЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM / MUNICIPAL DISTRICT / EFFICIENCY / YOUTH / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокин Александр Николаевич, Полянскова Наталья Вадимовна, Мост Елена Сергеевна

Статья посвящена оценке эффективности мероприятий музеев по организации и поддержке нравственно-патриотического воспитания молодежи в регионе. Проанализированы мероприятия историко-краеведческих музеев муниципальных районов Самарской области по патриотическому воспитанию на примере исторических личностей, современников и героев войн. Предложены и оценены количественные показатели эффективности мероприятий районных музеев. Авторами аргументировано, что эффективность мероприятий музея может быть измерена лишь приблизительно, поскольку это затрагивает духовную сферу, но мероприятия имеют длительный эффект, так как запоминаются, помогают молодому поколению познавать своё отечество, его культуру, традиции, историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сорокин Александр Николаевич, Полянскова Наталья Вадимовна, Мост Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assess the effectiveness of museums for the organization and moral support-patriotic education of youth in the region (for example history museum municipal district of Samara region)

Article evaluates the effectiveness of museums to organize and support the moral and patriotic education of youth in the region. Analyzed events local history museums municipal districts of Samara region on patriotic education as an example of historical figures, war heroes and contemporaries. Proposed and evaluated the effectiveness of quantitative regional museums. The authors argued that the effectiveness of the activities of the museum can be measured only approximately, as it affects the spiritual realm, but events have a lasting effect, as remembered, help the younger g eneration to know their homeland, its culture, traditions and history.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности мероприятий музеев по организации и поддержке нравственно-патриотического воспитания молодежи в регионе (на примере историко-краеведческих музеев муниципальных районов Cамарской области)»

УДК: 33.322 ББК: 65.49

Сорокин А.Н., Полянскова Н.В., Мост Е.С.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ МУЗЕЕВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)1

Sorokin A.N., Polyanskova N. V., Most E.S.

ASSESS THE EFFECTIVENESS OF MUSEUMS FOR THE ORGANIZATION AND MORAL SUPPORT-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN THE REGION (FOR EXAMPLE HISTORY MUSEUM MUNICIPAL DISTRICT OF SAMARA REGION)

Ключевые слова: музей, муниципальный район, эффективность, научно-просветительные мероприятия, молодежь, нравственно-патриотическое воспитание.

Keywords: museum, municipal district, efficiency, scientific and educational activities, youth, moral and patriotic education.

Аннотация: статья посвящена оценке эффективности мероприятий музеев по организации и поддержке нравственно-патриотического воспитания молодежи в регионе. Проанализированы мероприятия историко-краеведческих музеев муниципальных районов Самарской области по патриотическому воспитанию на примере исторических личностей, современников и героев войн. Предложены и оценены количественные показатели эффективности мероприятий районных музеев. Авторами аргументировано, что эффективность мероприятий музея может быть измерена лишь приблизительно, поскольку это затрагивает духовную сферу, но мероприятия имеют длительный эффект, так как запоминаются, помогают молодому поколению познавать своё отечество, его культуру, традиции, историю.

Annotation: article evaluates the effectiveness of museums to organize and support the moral and patriotic education of youth in the region. Analyzed events local history museums municipal districts of Samara region on patriotic education as an example of historical figures, war heroes and contemporaries. Proposed and evaluated the effectiveness of quantitative regional museums. The authors argued that the effectiveness of the activities of the museum can be measured only approximately, as it affects the spiritual realm, but events have a lasting effect, as remembered, help the younger generation to know their homeland, its culture, traditions and history.

Прежде чем говорить об оценке эффективности мероприятий муниципальных музеев, необходимо определиться с термином «нравственно-патриотическое воспитание»/

В понимании философов большинство из них ставит знак равенства между понятиями «нравственность» и «мораль», последняя же определяется как «один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения)» [1], или как термин «посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо)» [2]. Сфера деятельности морали, нравственности широка, но всё богатство человеческих

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-02-00127а «Социоэкономическая роль музеев муниципальных районов в нравственно-патриотическом воспитании молодежи»)

отношений можно свести к следующим его видам: индивида и общества; индивида и коллектива; коллектива и общества; коллектива и коллектива; человека и человека; человека к самому себе.

Вспомнив, что патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, мы можем прийти к выводу, что «нравственно-патриотическое» - это обычаи, законы, поступки, которые характеризуют, прежде всего, отношение индивида к своей Родине. Или, иначе, отношения в вышеназванном спектре отношений по поводу совокупности взглядов и практической деятельности, приносящих пользу своему отечеству.

Воспитание - «воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению» [3]. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание - это направленное воздействие на человека с целью включения в его систему моральных ценностей любви к отечеству, ответственности за его судьбу, готовность совершать поступки в соответствии с интересами Родины.

Методы воспитания - в узком смысле, это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение молодых людей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром. В широком же смысле -речь нужно вести о всех формах воздействия мира взрослых людей на формирующегося человека. В том числе и специальных мероприятий, проводимых с целью воспитания, как в специализированных учреждениях - чаще всего образовательных, так и вне их. Результатом воспитания является моральная, нравственная деятельность. Нравственная деятельность -важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок, в свою очередь, содержит три компонента:

1. Мотив, нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок.

2. Результат, материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

3. Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.

Следовательно, поступок - это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное. Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы), с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

Вышесказанное, применительно к нравственно-патриотическому воспитанию, означает, что и в системе взглядов, и в поступках молодых людей должны появиться мотивы, определяющие их поведение по отношению к Родине и, в более узком смысле, к месту своего проживания, которые, соответственно, проявляются в поступках, находящих оценку у окружающих.

Методы целенаправленного воздействия на личность молодого человека могут быть разнообразными:

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение или как их комбинация. Если мы хотим убедить молодого человека в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего обращаются одновременно и к разуму, и к чувствам воспитуемого.

Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции -теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут - столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., молодой человек глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.

Проводимые мероприятия могут включать и включают как несколько методов воспитания, так и могут ограничиваться одним.

Оценка эффективности мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи, несомненно, вызывает существенные трудности, связанные с тем, что речь идет о духовной сфере. Фиксация таких процессов не может носить сплошного характера, так как мыслительная деятельность людей и их повседневные поступки - трудный объект исследования. В настоящий момент сложилась следующая система фиксации процессов, происходящих в духовно-культурном развитии: через количественные оценки проводимых мероприятий (число таких мероприятий, количество учреждений, число участников и т.д.), через позитивные результаты в духовно-культурной деятельности (число занятых позитивными видами деятельности, яркие примеры патриотизма, достойные примеры длительной деятельности конкретных людей и др.), через уровень и динамику негативных процессов (число лиц с асоциальными формами поведения, количество совершенных преступлений...). Эта фиксация может происходить и происходит на разных уровнях государственного и муниципального управления, а также через систему общественных организаций.

Например, в социокультурном паспорте Волжского района Самарской области (крупнейший сельский район региона) отражены мероприятия, проведенные Историко-краеведческим музеем Волжского района [4]. Для посетителей музея разработан цикл интерактивных музейных мероприятий фольклорной тематики «Русские празднества» с показом элементов народной праздничной культуры:

1. Январь. «Печные истории» - увлекательная интерактивная программа, которая переносит наших гостей в далекое прошлое, во времена царя Ирода, в город Вифлеем. Поможет участникам почувствовать себя детьми из простой крестьянской семьи XVIII- XIX в.в., познаете уникальную традицию передавать из уст в уста в этот день мудрость веков от ведающих родителей к детям.

2. Февраль. «Сверчковый заступник» - дети узнают, кто такой Ефрем Сирин, знакомятся со всевозможными историями со сверчками. Это интерактивная программа расскажет детям о том, почему сверчка в русских преданиях представляли заступником дома.

3. Март. «Жаворонки» - программа расскажет гостям о весеннем дне, который «меряется» с ночью. Дети смогут своими руками изготовить жаворонка. Узнают старинные русские приметы, повествующие о приходе весны.

4. Апрель. «Лисичкино новоселье» - интереснейшая интерактивная программа, приглашающая детей в гости к любимой Лисе Патрикеевне. Познакомит с традициями празднования лисичкиного новоселья и позволит окунуться в уникальную атмосферу преданий.

5. Май. «Где кладь положили?!» - участники смогут сами искать клад и узнают о кладах все. Разберутся, почему именно в этот день на Руси принято было искать клады.

6. Июнь. «Льняной день» - участники узнают все о традиционном русском растении -льне. Своими руками смогут сплести по старинным технологиям одно из традиционных русских украшений. И так далее.

В Историко-краеведческом музее Волжского района и в учреждениях культуры и образования открыты 19 выставок, из которых 13 стационарных и 6 передвижных. Например, передвижные выставки носят такие названия: «Третьяковская галерея», «Помните, или 1418 дней войны», «Натюрморты», «Мохнатые и пернатые», «Русская живопись», «Планета Земля».

Понятно, что оценить эффективность таких мероприятий можно только косвенно: через число посетителей, продолжительность экспозиции. Но такие мероприятия имеют длительный эффект, так как детьми запоминаются, помогают им познавать своё отечество, его культуру, традиции, историю.

В том же социокультурном паспорте содержится список выдающихся исторических деятелей, чья жизнь и деятельность связаны с историей района (таблица 1).

Таблица 1 - Выдающиеся исторические деятели Волжского района Самарской области

ФИО Область деятельности (писатель, историк, художник и т.д.) Годы жизни Краткие исторические факты краеведческого характера с указанием населенных пунктов

Фритьоф Нансен Норвежский исследователь Арктики 1861 - 1930 Фритьоф Нансен - Лауреат Нобелевской премии мира, один из организаторов помощи голодающим Поволжья в 1921 г. Проезжая по Самарскому уезду, встречается с голодающим населением в селах Дубовый Умет и Лопатино.

Селищев Василий Петрович Военный (Герой Советского Союза) 1915 - 1945 Василий Петрович - уроженец с. Сухая Вязовка. Работал заведующим библиотекой в родной деревне. В действующей армии с 1942 г. В числе первых форсировал Одер, погиб в одном из завершающих боев Великой Отечественной войны. В 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Дегтев Сергей Сергеевич Военный (Полный Кавалер Орденов Славы) Кавалер Орденов Славы 3-х степеней. Жил в селе Подгоры. Похоронен в п. Стройкерамика.

Родимов Николай Ефимович Военный (Полный Кавалер Орденов Славы) 1918 - 1975 Родимов Н.Е. родился в с. Подгоры Волжского р-на в семье крестьянина. В Красной Армии с 1939 г. Полный Кавалер Орденов Славы 3-х степеней.

Шамин Михаил Кузьмич Военный (Полный Кавалер Орденов Славы) 1923 - 2002 Шамин Михаил Кузьмич родился в с. Подгоры Волжского р-на. Полный Кавалер Орденов Славы 3-х степеней.

Шишкин Иван Иванович Художник 1832 - 1897 Иван Иванович Шишкин - великий русский художник-пейзажист. В 1897 г. приезжал в имение Ушковых села Рождествено, будучи другом одного из членов семьи.

Новиков Юрий Николаевич Музыкальное искусство 1951 - 2009 Ю.Н. Новиков - поэт-песенник, композитор, хормейстер, заслуженный работник культуры РФ. Жил в п. П-Дубрава. Более 30 лет своей жизни посвятил работе в сфере культуры. Был основателем и художественным руководителем Народного вокального ансамбля «Вера», которому присвоено его имя. Номинант областной общественной акции «Народное признание» в номинации «Легенда и память» в 2009 г.

Юшкин Алексей Васильевич Сельское хозяйство 1934 - 2005 А.В. Юшкин - более 26 лет возглавлял флагман отечественного сельского хозяйства - колхоз «Прогресс» с. Дубовый Умет. Во время его работы 250 семей получили ключи от новых квартир. А.В. Юшкин награжден Орденом Ленина, Орденом Октябрьской революции, Орденом трудового Красного Знамени, Орденом заслуженного работника сельского хозяйства, Званием Почетного гражданина Волжского района. Был номинантом областной общественной акции «Народное признание» в номинации «Легенда и память» в 2009 году.

Кульков Иван Александро вич Военный (Герой ВОВ) 1924 - 1943 Погиб при освобождении Бельгии. Его именем назван переулок в с. Дубовый Умет Погиб при освобождении Советской Карелии. Повторил подвиг А.Матросова. Его именем назван квартал в с. Дубовый Умёт.

Яшин Василий Николаевич Военный (Герой ВОВ) 1924 - 1943 Погиб на Орловско-Курской дуге. Его именем назван переулок в с. Дубовый Умёт.

Клюев Иван Васильевич Военный (Герой ВОВ) 1924 - 1944 Погиб при освобождении Советской Карелии. Повторил подвиг А.Матросова. Его именем назван квартал в с. Дубовый Умёт.

Анкудинов Иван Андреевич Военный (Герой Советского Союза) 1906 - 1945 Родился 14 сентября 1906 года в селе Мордовские Липяги Волжского района. Сражался на Западном, Центральном, 1-м и 4-м Украинском фронтах. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года, посмертно.

Жуков Гавриил Вице-адмирал Военно- 1899 - 1957 Гавриил Васильевич - Вице-адмирал Военно-морского флота, военачальник, участник

Васильевич морского флота Гражданской войны. Один из организаторов и руководителей героической обороны Одессы и Севастополя в годы ВОВ. Уроженец села Березовый Гай Волжского района. Его именем назван военный корабль - минный тральщик Черноморского флота.

Климов Александр Александро вич Директор завода "Коммунар" (1959-1985) 1920 - 1993 Климов Александр Александрович - работал директором порохового завода «Коммунар», эвакуированного в годы войны в п. Петра-Дубрава из с. Никольское Ленинградской обл. для создания оборонной помощи стране. В честь него названа одна из улиц поселка.

Пушкин Александр Сергеевич Поэт, писатель 1799 -1837 В 1833 году А.С.Пушкин, великий русский поэт и писатель, собирая материалы о Пугачевском восстании, заезжал в п.Смышляевку, встречался с местными жителями, расспрашивая и записывая их воспоминания.

Толстой Лев Николаевич Писатель 1828 -1910 В конце 19 века, купив имение в Самарской губернии, Л.Н.Толстой неоднократно проезжает по Самарскому уезду, останавливаясь в селе Дубовый Умет. Есть письма к жене, написанные из с. Дубовый Умет.

Левин Василий Дмитриеви ч Военный 1962 -1982 Василий Дмитриевич погиб во время боевых действий в Афганистане. Награжден орденом Красной звезды. В честь его названа улица п. Черновский Волжского района.

Лобов Алексей Петрович Военный (Герой Советского Союза) 1915 - 1977 А.П.Лобов призван в армию из с. Рождествено. Участник Великой Отечественной войны с первого и до последнего дня. Сражался в составе войск Юго-Западного, Донского, Степного и 2-го Украинского фронтов. Звание Героя Советского Союза старшему сержанту-саперу А.П. Лобову присвоено 22 февраля 1944 г. за разминирование участка берега Днепра, форсирование реки и захват плацдарма.

Егоров Илья Егорович Военный (Герой Советского Союза) 1924 - 1945 Илья Егорович родился в с.Мордовские Липяги Волжского района. В 1943 г. после окончания Куйбышевского пехотного училища направлен на фронт. Командир взвода 25-го гвардейского стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии, входившей в состав 13-й армии Центрального фронта. В 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Мухин Василий Дмитриевич Военный (Герой Советского Союза) 1915 -1978 Василий Дмитриевич родился в с. Николаевка Волжского района. На фронте с июля 1941 г. 21 сентября 1943 года батальон Мухина в числе первых форсировал Днепр в районе села Глебовка Киевской области, захватил плацдарм и отстоял его. 17 октября 1943 года В.Д. Мухину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сухов Иван

Прокофьев

ич

Военный (Герой Советского Союза, участник Парада Победы 1945 г. на Красной Площади в г. Москве)

1895 1962

Сухов И.П. - родился в с. Подъем-Михайловка Волжского р-на. За мужество, отвагу и умелое руководство войсками 29 мая 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. 24 июня 1945 г. участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем И.П.Сухова названа одна из улиц в селе Подъем-Михайловка Волжского района.

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Фокин Владимир Иванович Военный (Герой Советского Союза) 1897 -1943 Перед войной жил и работал в сельпо с. Рождествено Волжского района. В 1942 году был мобилизован в Красную Армию. 17 октября 1943 года Владимиру Ивановичу Фокину за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма, Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Источник: Составлено авторами по данным социокультурного паспорта МКУ «Управление культуры и молодежной политики администрации муниципального района Волжский Самарской области» за 2011-2013 годы.

Такой список позволяет строить работы по патриотическому воспитанию на примере и исторических личностей, и современников, и героев войн, и тех, кто трудился в мирное время. То, что многие из жителей района знали уже ушедших из жизни, позволяет передавать их опыт не только через книги и фотографии, но и через воспоминания сослуживцев, соседей, одноклассников.

Большое значение в повышении эффективности музейной работы имеют организация и проведение различных видов научно-просветительных мероприятий, способствующих привлечению в музей молодых людей (рисунки 1,2).

700 600 500 400 300 200 100 0

275

40

60 166 240

96

55

566

206

199

' У

с#

¿г

147

Ж

Лч ¿Ь- Л»

/ Ж

Выставки и экспозиции 1 Массовые мероприятия

Экскурсии я Лекции

Образовательные программы

Рисунок 1 - Основные виды научно-просветительных мероприятий историко-краеведческих музеев в районах Самарской области за 2013 год, ед. Источник: Здесь и далее показатели рассчитаны авторами по данным формы 8-НК «Сведения о деятельности музеев муниципальных образований Самарской области»

Результаты расчетов показывают, что чаще всего районные музеи организуют экскурсии. В 2013 году самое большое количество экскурсионных посещений провели:

историко-краеведческий музей Кинель-Черкасского района - 566, Алексеевский краеведческий музей - 275 и Борский краеведческих музей - 240 единиц.

Наибольшей популярностью же у молодежи пользуются выставки и культурно-массовые мероприятия. Однако, незначительное количество проведенных выставок, экспозиций и массовых мероприятий в силу ограниченности бюджетов районных музеев и высокой трудоемкости организации, отрицательно сказывается на стабильности посещаемости мероприятий в целом (рисунок 2).

0 100 200 300 400 500 600

■ Выставки и экспозиции ■ Экскурсии ■ Лекции

и Массовые мероприятия ■ Образовательные программы

Рисунок 2 - Число посещений мероприятий музеев в сельских районах школьниками, учащимися и студентами в расчете на одно мероприятие, чел.

В 2013 году самыми посещаемыми стали выставки историко-краеведческих музеев Кинель-Черкасского района - 185 посетителей в среднем на одну выставочную экспозицию, Исаклинского и Большечерниговского районов - 162,5 и 154,5 посетителей соответственно. Далее со значительным отрывом следуют массовые мероприятия (посещаемость в среднем одного мероприятия варьируется от 248,6 посетителей в Исаклинском музее до 16,3 в Борском краеведческом музее) и образовательные программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие формы работы, как цикл лекций и экскурсии являются для молодежи наименее интересными. Их посещают в среднем в расчете на одно мероприятие 35,2 и 23,9 посетителей соответственно.

Эффективность мероприятий, поскольку это затрагивает духовную сферу, может быть оценена только приблизительно. Сила воздействия на человека не всегда может быть оценена длительностью воздействия или массовостью мероприятия. Как признает Филипп М. Кац, исследователь American Alliance of Museums (Американский Альянс Музеев), посещаемость - величина трудноизмеримая. Он приводит простые примеры: в музей попал трёхлетний ребёнок, и трижды пробежал туда-обратно через входную раму, или заскучавший охранник лишний раз щёлкнул по пульту, регулирующему счётчик [6]. Но очевидно, что массовость охвата, длительность и частота мероприятий может служить количественной оценкой работы лиц, организующих мероприятия. Стоимостные оценки также могут быть использованы (затраты на одно мероприятие, затраты на одного привлеченного и другие). В условиях ограниченности бюджетов и объема привлеченных средств это имеет существенное значение [7].

Вместе с тем, как свидетельствуют результаты исследований, рост затрат музеев на

организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий, как правило, не всегда обеспечивает увеличение числа посетителей этих мероприятий (рисунок 3).

13000,0 11000,0 9000,0

7000,0 --

5000,0 --

3000,0 1000,0

-1000,0

12792,8

Затраты в среднем на одно мероприятие, руб.

Средняя посещаемость одного мероприятия, чел.

Рисунок 3 - Влияние затратоемкости на среднюю посещаемость культурно-просветительных мероприятий, организованных музеями муниципальных районов Самарской области, 2013 год Так, в Большечерниговском районе при затратоемкости одного мероприятия в среднем более 12,7 тыс. рублей зафиксирована одна из самых низких посещаемостей - 36,6 человек в среднем на одно мероприятие, в то время как в Сергиевском районе при уровне затрат ниже почти в 3 раза (4,4 тыс. рублей), количество посетителей одного мероприятия в среднем составило 123 человека. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в Челно-Вершинском и Алексеевском районах Самарской области.

Таким образом, рост привлекательности небольших сельских музеев для молодежи напрямую зависит от повышения зрелищности экспозиций, внесения в работу музеев элементов интерактивности, игр и «праздничности». Не менее важным фактором повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания молодежи является координация деятельности всех участников и организаторов воспитательного процесса - органов образования, культуры, средств массовой информации, общественных организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В Г. Панов.- М.: Советская энциклопедия, 1983.

2. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Социокультурный паспорт МКУ «Управление культуры и молодежной политики Администрации муниципального района Волжский Самарской области» за 2011-2013 годы.

5. Сведения о деятельности музеев муниципальных образований Самарской области за 2011-2013 годы. Форма 8-НК.

6. D. Hunn. From parades to concerts, how St. Louis' museums count attendance [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stltoday.com/news/local/govt-and-politics/from-parades-to-concerts-how-st-louis-museums-count-attendance/article 014d7162-d81f-58e6-9316-6e6c71770737.html (дата обращения: 20.10.2014).

7. Хасаев, Г.Р. Новые парадигмы регионального развития и демографическая политика региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2013.-

№ 107. - С. 119-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.