Наумочкина Е. А., Юсова Ю.С.Оценка эффективности мероприятий государственного земельного надзора в Омском муниципальном районе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2019. - № 3 (18) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/3/00763.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 332.025.13+27
Наумочкина Елена Алексеевна
Обучающаяся 4 курса землеустроительного факультета ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Юсова Юлия Станиславовна
Канд. эконом. наук, доцент кафедры землеустройства ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск
Оценка эффективности мероприятий государственного земельного надзора в
Омском муниципальном районе
Аннотация. В данной статье рассмотрены понятие и основные положения государственного земельного надзора. Проанализированы причины нарушения земельного законодательства, установлено соотношение количества нарушителей и основные виды нарушений.
Ключевые слова: государственный земельный надзор, нарушение земельного законодательства, контроль, система мероприятий, плановые и внеплановые проверки, земля.
Неотъемлемую часть в борьбе с правонарушениями земельного законодательства занимает государственный земельный надзор, как система мероприятий по контролю над соблюдением земельного законодательства.
Земельный кодекс РФ трактует государственный земельный надзор как -«деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверокуказанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению
анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности» [ 1].
Объектом нашего исследования являются земли Омского муниципального района Омской области. В данном районе надзорной деятельностью занимается Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Эффективность работы Росреестра определяет рациональное использование земель, их охрану и законность пользования ими.
Осуществление мероприятий государственного земельного надзора направлено на достижение основной цели государственного и муниципального управления земельными ресурсами - рациональное использование и охрану земель.
Таким образом, контрольно-надзорная деятельность в области охраны и использования земель становится той основополагающей составляющей системы управления, эффективное осуществление которой в значительной мере может гарантировать сохранение природного и экономического потенциала земли, а значит и всех экологических систем в целом.
Государственный земельный надзор осуществляется в форме:
- проведения плановых и внеплановых проверок;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, которое осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;
- принятия, предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
При проведении проверок используются сведения государственного кадастра недвижимости, единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного мониторинга земель, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, иные сведения[1].
В части организации взаимодействия с органами местного самоуправления Управлением с главами сельских и городских поселений муниципальных образований Омской области подписаны соглашения «О порядке взаимодействия при осуществлении мероприятий государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Омской области»[2].
При осуществлении функций государственного земельного надзора на территории Омской области Управлением Росреестраорганизовано взаимодействие с органами прокуратуры в виде рассмотрения документов о нарушениях в сфере земельного законодательства, направленных органами прокуратуры в Управление в качестве, специалистов-экспертов при проведении прокурорских проверок, направлении информации и документов о выявленных нарушениях закона в других сферах деятельности в органы прокуратуры.
Кроме того, издан совместный приказ Управления и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 31.12.2015 №385/139 «Об утверждении порядка взаимодействия Управления Росреестра по Омской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области при выявлении распорядительных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, противоречащих требованиям действующего законодательства».
Важнейшее значение при осуществлении земельного надзора имеет правильное и однозначное толкование сущности нарушения. В реальной жизни зачастую
«проверяемые» после выявления инспектором правонарушения не согласны с вменяемым им нарушением так как они утверждают, например, что данный земельный участок уже был приобретен с нарушением, за которое они отвечать не должны. Нежелание лиц, привлекаемых к административной ответственности оплачивать налагаемый на них штраф, ведет часто к обжалованию действий Управления Росреестра в суде[3].
Появление административного обследования стало возможным благодаря внесению изменений в Земельный кодекс РФ, а также принятию правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 251. Это еще один эффективный способ осуществления проверок, без надобности присутствия правообладателя^].
Рассмотрим данные из полугодового отчета "Надзор за соблюдением земельного законодательства" (форма № 10-К), раздел. 1 Сведения о нарушениях требований земельного законодательства.
Таблица 1 - Общее число нарушений по лицам, совершившим правонарушение
Выявлено нарушений 1 полугодие 2017г. 2 полугодие 2017г. 1 полугодие 2018г.
юридические лица 3 7 0
граждане 4 9 13
должностные лица 1 2 0
Мы видим, что количество нарушений юридическими лицами сначала возрастает, а затем снижается. При этом число граждан, не соблюдающих земельное законодательство, в разы возросло. Количество нарушений должностными лицами в 2017 году практически не изменилось, а по итогам 2018 года правонарушений не выявлено.
Изменени е количества нарушений представлено на рисунке 1.
Рис. 1 - Основные виды нарушений земельного законодательства. Из рисунка видно, что наибольшее количество нарушений связано с самовольным занятием земельного участка и использование его не по назначению.
Количество оформленных и поступивших на рассмотрение материалов по нарушениям указано в таблице 2.
Таблица 2 - Общее количество оформленных и поступивших на рассмотрение материалов по нарушениям
Выявлено нарушений 1 полугодие 2017г. 2 полугодие 2017г. 1 полугодие 2018г.
юридические лица 2 6 0
граждане 3 8 11
должностные лица 1 2 0
Согласно таблице выше, значительно возросло количество поступивших на рассмотрение материалов по несоблюдению земельного законодательства, где нарушителем являлись граждане. В остальных случаях отмечается снижение количества оформленных и поступивших материалов по нарушениям земельного законодательства.
12 1 полугодие полугодие полугодие 2017г. 2017г. 2018г.
■ самовольное занятие ЗУ
■ исп. не по целев. назн.
Рис. 2 - Общее количество оформленных и поступивших на рассмотрение материалов по нарушениям, рассмотренных на основании видов нарушений, которые составили наибольшее число от общего количества.
Из рисунка 2следует, что наибольшее количество нарушений законодательства зарегистрировано во второй половине 2017 года, особенно высоким оказался уровень самовольного занятия земельных участков. Самые низкие значения отмечены в первом полугодии 2017 года, в данный период лидировало нецелевое использование земельных участков.
По результатам выявленных нарушений инспекторами были вынесены предписания и представления Информация о вынесенных предписаниях и представлениях указана в таблице 3.
Исходя из вышеуказанных данных, можно прийти к выводу, что общее количество предписаний и представлений в отношении юридических лиц, как субъектов правонарушений, значительно возросло в период второго полугодия 2017 года и так же резко снизилось в первой половине 2018 года.Объем выявленных нарушений снизился в 6 раз. Количество выписанных предписаний и представлений гражданам, начиная с 2017 года имеет тенденцию к росту. В 2018 году, по сравнению с
2017, количество выписанных предписаний, возросло почти в 2 раза. Объем выявленных нарушений должностными лицами во втором полугодии 2017 года больше чем в первом в 4 раза, но в 2018 году количество предписаний и представлений снизилось до нулевого значения.
Таблица 3 - Количество вынесенных предписаний, представлений
Выявлено нарушений 1 полугодие 2017г. 2 полугодие 2017г. 1 полугодие 2018г.
юридические лица 13 21 2
граждане 11 17 19
должностные лица 1 4 0
Изменение в количестве выписанных предписаний по лицамсовершившим правонарушение представлено на рисунке 3.
/
25
1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2017г. 2017г. 2018г.
Рис. 3 - Количество вынесенных предписаний и представлений лицам, совершившим правонарушение
В процессе рассмотрения совершенных правонарушений земельного законодательства определяются административные нарушения и налагаются штрафы. Количество выявленных нарушений, наложенных и взысканных штрафов представленыв таблице 4.
Из таблицы мы видим, что должностными лицами было совершено минимальное количество правонарушений, повлекших за собой административную ответственность, в 2018 году и вовсе эта отметка достигла нуля. В случае с юридическими и должностными лицами, данный показатель резко возрос во второй половине 2017 года, и так же достиг нуля в 2018 году.
В общей сложности объем наложенных административных штрафов имеет тенденцию к снижению. Но сумма наложенных штрафов гражданам в течение всего периода возрастает.
Таблица 4 - Количество лиц, привлеченных к административной ответственности и сумма взысканных штрафов._
период 1 полугодие 2017 г. 2 полугодие 2017 г. 1 полугодие 2018 г.
Количество правонарушений в о в о Количество правонарушений в о в о Количество правонарушений в о в о
нарушители Наложено шт] (тыс. руб. Взыскано штр (тыс. Руб Наложено шт (тыс. руб. Взыскано штр (тыс. Руб Наложено шт (тыс. руб. Взыскано штр (тыс. Руб
юр. лица 2 0 20 6 500 120 0 0 0
граждане 2 15 24 7 45 39 11 80 50
должностные 1 20 20 2 40 80 0 0 0
лица
Итого: 4 35 64 15 585 239 11 80 50
Информация об устраненных нарушениях земельного законодательства по количеству и площадям нарушений представлена на рисунке 4
Рис. 4 - Количество устраненных нарушений
Количество устраненных правонарушений в 2018 году сократилось. При этом наименьшее количество нарушений было устранено должностными лицами.
Оценив информацию по делам о прекращении прав на землю, был сделан вывод, что в данный период времени права граждан, юридических и должностных лиц прекращены не были.
В целях соблюдения земельного законодательства, охраны и использования земель была создана служба государственного земельного надзора, на которую возложена задача по обеспечению исполнения установленных требований пользования землей, проверка выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, должностными лицами, а также гражданами.
Таким образом, по результатам проведенных работ были установлены основные виды нарушений земельного законодательства, установлены лица их совершившие и назначенная административная ответственность за данные нарушения.
Ссылки на источники
1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 - ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп. Вступ. в силу с 01.01.2019). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. consultant.ru;
2 Соглашение «О порядке взаимодействия при осуществлении мероприятий государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Омской области» от 15.10.2012;
3 «Об утверждении порядка взаимодействия Управления Росреестра по Омской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области при выявлении распорядительных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, противоречащих требованиям действующего законодательства»№3 85/139от 31.12.2015.
Elena Naumochkina
Studying
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Yuliya Yusova
Candidat Economyc Science, docent FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Evaluation of the Effectiveness of the State Land Supervision in Omsk Municipal
District
Abstract. This article describes the concept and the main provisions of the state land supervision. The reasons of violation of the land legislation are analysed, the ratio of number of violators and the main types of violations is established.
Keywords: State land supervision, violation of land legislation, control, system of measures, planned and unscheduled inspections, Land code, land.