Научная статья на тему 'Оценка эффективности концепции оптимизации учебного процесса в высших военно-морских учебных заведениях (ввмуз), сформированного на базе информационных технологий'

Оценка эффективности концепции оптимизации учебного процесса в высших военно-морских учебных заведениях (ввмуз), сформированного на базе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко А. Б.

Efficiency of learning process concept in navy educational institutions has been estimated with application of new informational technologies as to criteria and indicators of learning process efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратенко А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности концепции оптимизации учебного процесса в высших военно-морских учебных заведениях (ввмуз), сформированного на базе информационных технологий»

3. Стриханов М.Н. Интеграция науки и образования в вузах Российской Федерации: Доклад на Общем собраний Международной академии наук высшей школы (Москва, 03.03.2004 г.).

4. Колин К.К. Инновационный прорыв России и проблема обеспечения ее интеллектуальной безопасности // Открытое образование. - 2004. - № 6. - С. 62-69.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ВВМУЗ), СФОРМИРОВАННОГО НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.Б. Кондратенко, канд. воен. наук, доц., зам. директора по учебной работе Тел.: (0112) 43-06-88, E-mail: kondratenko@kgmesi.ru; anatoliy_kondr@mail.ru Калининградский филиал МЭСИ http://kgmesi.ru

Efficiency of learning process concept in navy educational institutions has been estimated with application of new informational technologies as to criteria and indicators of

learning process efficiency.

Концепция оптимизации учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, состоит из трех фаз:

фаза проектирования, результатом которой является построение модели учебного процесса;

технологическая фаза, результатом которой является построение методики учебного процесса;

рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализуемого учебного процесса, т.е. оценка эффективности.

Поскольку эффективность концепции оптимизации учебного процесса является оценочным актом, то ее всестороннее рассмотрение и оценка должны осуществляться с помощью критериев.

Критерий - это признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо [1]. Критерий является своего рода мерилом эффективности, но еще не ее оценкой. Он может служить основанием, позволяющим судить об успешности учебного процесса, конкретной реализации результатов этого процесса и практической деятельности офицеров.

Принято различать абсолютный и относительный критерии. Величина абсолютного (размерного) критерия выражается в тех же единицах, в которых проводится измерение, относительного (безразмерного) - отношением между определенными параметрами [2].

Критерий эффективности обучения принадлежит к числу безразмерных, относительных критериев, он характеризует отношение между параметрами качества обучения (результативностью) и временем обучения, необходимым для достижения заданного уровня обученности [3].

Критерии следует отличать от показателей эффективности учебного процесса: если критерий рассматривается как основание для оценки эффективности, то показатель относится к измерительной процедуре и свидетельствует о степени и характере проявления эффективности в соответствии с данным критерием. Одному критерию могут соответствовать несколько разных показателей [2].

Исходя из вышеизложенного оценка эффективности концепции учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, определяется критериями и показателями эффективности учебного процесса (рис.1).

К критериям эффективности учебного процесса относятся [3]:

• уровень знаний;

• прочность знании;

• степень интенсификации учебного процесса.

К показателям эффективности учебного процесса относятся [3]:

• по критерию уровня знаний - средний балл и среднее квадратичное отклонение;

• по критерию прочности знаний -коэффициент прочности знаний;

• по критерию степени интенсификации учебного процесса - коэффициент интенсификации учебного процесса.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Концепции образовательного процесса, организуемого с использованием новых информационных технологий, в высших военно-морских учебных заведениях

Критерии эффективности образовательного процесса

Уровень Прочность Степень интенсификации

знаний знаний образовательного процесса

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

По критерию уровня знаний:

- средний бал

- среднее квадратическое отклонение

По критерию прочности знаний

коэффициент прочности знаний

По критерию степени интенсификации образовательного процесса:

коэффициент интенсификации образовательного процесса

Рис. 1 Оценка эффективности концепции образовательного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий

Для оценки эффективности концепции учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, производился педагогический эксперимент в Балтийском военно-морском институте им. адмирала Ф.Ф. Ушакова в 2002 / 03 уч. г. [4]. Уровень начальной подготовки групп был оценен кафедрой (протокол № 2 от 4 сентября 2002 г.) и соответствует уровням подготовки курсантов предыдущих групп.

Сущность эксперимента заключалась в том, что по общей программе одним и тем же преподавателем проводились раздельные занятия в двух учебных группах, из которых одна была выбрана в качестве экспериментальной, а другая - в качестве контрольной. В экспериментальную группу вошло 25 курсантов выпускного курса 451 класса, в кон-

трольную - 25 курсантов выпускного курса 452 класса.

В течение учебного года группа курсантов проходила обучение в соответствии с утвержденной программой и графиком подготовки.

Уравнивающими условиями в эксперименте были;

- цели и задачи специальной подготовки курсантов по безопасности связи в военно-морском институте;

- контроль за подготовкой курсантов, проводимый по одним и тем же темам программ;

- создание одинаковых условий при выполнении зачетных и контрольных мероприятий для объективного сравнения существовавшей и предлагаемой методик.

Различие в обучении состояло в том, что в контрольной учебной группе использовались традиционные методы обучения и традиционный экзамен, а в экспериментальной была применена методика персонализа-ции образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий.

В ходе апробации проведена оценка по следующим критериям.

1. Уровень знаний групп по показателям: средний балл и среднее квадратическое отклонение, которые определялись по формуле

_ 1 n

X = , (1)

n 1=1

X

где - средний балл группы;

n - число обучаемых в группе;

X ! - оценка i-го обучаемого.

S =

\

1 - x j2,

n i=i

(2)

где з - среднее квадратическое отклонение.

В ходе педагогического эксперимента

получены следующие данные:

Хэ =4'28, X* = 3,84

8э = 0,122,

Sk = 0,124,

Таким образом, эксперимент показал, что средний балл экспериментальной группы увеличился на 0,44, а разброс оценок в экспериментальной группе сократился на 0,002.

Эффективность применения методики персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий по критерию уровня знаний определяется по формуле [3]:

K Б =

X

X

К

K = ^ э

К р - Г

(3)

(4)

К

где К б - коэффициент эффективности по показателю средний балл;

К р - коэффициент эффективности по показателю среднее квадратическое отклонение.

Подставляя в формулу полученные выше числовые значения, получаем:

K

Б

1,11

K р = 0,98.

Таким образом, применение методики персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий на 11% увеличивает уровень знаний и на 0,02% уменьшает разброс оценок от среднего балла.

2. Прочность знаний по показателю: коэффициент прочности знаний.

Для оценки прочности полученных знаний, спустя два месяца после экзаменационной сессии, был проведен повторный экзамен одновременно в обеих учебных группах. Знания курсантов оценивались средним баллом и средним уровнем сохранившейся информации в экспериментальной и контрольной группах. Средний балл группы определяется по формуле 1 и равен

X = 4,16.

п = 3,63.

Таким образом, эксперимент показал, что средний балл экспериментальной группы увеличился на 0,53. По результатом первого эксперимента он составлял 0,44., т.е увеличился на 0,09.

Для определения среднего уровня сохранившейся информации в экспериментальной и контрольной группах рассчитаем их разность:

Р =Х -х = 3,84-3,63=0,21,

Р =Х -X = 4,28- 4,16= 0,12 .

(5)

(6)

Эффективность применения методики персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий по критерию прочности знаний определяется по формуле [3]:

К пр =

Р

Р

(7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где К пр - коэффициент прочности знаний.

Подставляя в формулу полученные выше числовые значения, получаем:

К

пр

1,75 .

Таким образом, применение методики персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий в 1,75 раза увеличивает коэффициент прочности знаний.

3. Степень интенсификации учебного процесса по показателю: коэффициент интенсификации учебного процесса.

Оценка степени интенсификации учебного процесса проводилась в рамках педагогического эксперимента в Балтийском военно-морском институте им. адмирала Ф.Ф. Ушакова в 2002 / 03 уч. г. [4], при изучении учебно-специальной задачи № 2, включающей в себя 27 учебных элементов и содержащей 50,4 Кбит информации. Учебно-специальная задача считалась изученной при освоении 70% информации.

В контрольной группе время освоения учебного элемента составило 12 часов, которые распределились следующим образом:

4 часа - лекции;

8 часов- практические занятия.

В экспериментальной группе время освоения учебного элемента составило 8 часов, что на 4 часа меньше, чем в контрольной группе.

На проверку знаний контрольной группы из 25 курсантов преподавателями было затрачено 3 часа 20 минут, а на критериально-ориентированное тестирование экспери-

п

п

ментальной группы из 25 курсантов было затрачено 30 минут.

Таким образом, совокупное время, затраченное на обучение и контроль знаний для контрольной группы составило Тк = 11 часов 20 минут (680 минут), а для экспериментальной группы Тэ = 8 часов 30 минут (510 минут).

Коэффициент интенсификации учебного процесса определяется как отношение времени, затраченного на освоение учебно-специальной задачи № 2 контрольной группой Тк, ко времени, затраченному экспериментальной группой Тэ.

т~

K и = 7=.

(8)

Подставляя в формулу полученные выше числовые значения, получаем:

K и = 1,33.

Таким образом, применение методики персонализации образования на основе мониторинга учебного процесса с использованием новых информационных технологий в 1,33 раза увеличивает интенсивность учебного процесса.

В заключение следует отметить, что оценка эффективности концепции учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, по основным показателям, характеризующим ее, показала безусловную целесообразность ее внедрения в учебный процесс ввмуз.

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. - Т.1. - М., 1993; Т.2, 1999.

2. Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А. М. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе. - Л.: ВАС, 1990. - 212 с.

3. Эффективность применения технических средств обучения и вопросы терминологии / Под ред. А.В. Солодова. - М.: МО СССР, 1975. - 133 с.

4. Кондратенко А.Б. Оценка эффективности методологии оптимизации образовательного процесса в высших военно-морских учебных заведениях, организуемого с использованием новых информационных технологий/Отчет по НИР «Методология - 4». Калининград: БВМИ, 2004 - 89 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

М.Е. Пахомкина, к.п.н., доц. кафедры Иностранных языков Тел.:(8634) 37-16-60, E-mail: kvv@itt.net.ru Таганрогский государственный радиотехнический университет

http://www.tsure.ru

The article is about didactic possibilities of language testing in teaching control of foreign languages and the necessity to create integral computerized systems contributing the improvement of students' learning cognitive activity.

За последние несколько лет

отечественные и зарубежные авторы все больше сходятся во мнении, что главным назначением информационных и коммуникационных технологий является повышение эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Это, в свою очередь, выдвигает проблему

создания компьютерных программ и курсов, которые наиболее полно отражали бы принципы педагогического управления и выступали бы дидактическим средством, обеспечивающим эффективность обучения.

Оценка эффективности управления учебно-познавательной деятельностью учащихся представляет важную задачу. Использование тех или иных методов, приемов и средств в процессе обучения оправдано лишь в том случае, если они показывают совершенно определенные, конкретно оцениваемые преимущества по сравнению с другими методами (средствами) управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.