Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиций в субъектах Южного макрорегиона и направления формирования инвестиционного модуля мезосистемы'

Оценка эффективности инвестиций в субъектах Южного макрорегиона и направления формирования инвестиционного модуля мезосистемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ЭКОНОМЕТРИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / РЕГИОН / СИСТЕМА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышевская Л.Н., Шевченко К.И.

Основным условием активизации инвестиционного процесса в регионах России является эффективное управление инвестиционными процессами. В статье проведен анализ эффективности инвестирования в различные отрасли региональной хозяйственной системы. Определены наиболее эффективные для привлечения инвестиций виды экономической деятельности Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиций в субъектах Южного макрорегиона и направления формирования инвестиционного модуля мезосистемы»

43 (85) - 2011

Инвестиции и инновации

УДК 330.322.5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СУБЪЕКТАХ ЮЖНОГО МАКРОРЕГИОНА И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО МОДУЛЯ МЕЗОСИСТЕМЫ

Л. Н. ДРОБЫШЕВСКАЯ,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: ld@seatrade.ru

К. И. ШЕВЧЕНКО,

аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: sh. k_kub@mail.ru Кубанский государственный университет

Основным условием активизации инвестиционного процесса в регионах России является эффективное управление инвестиционными процессами. В статье проведен анализ эффективности инвестирования в различные отрасли региональной хозяйственной системы. Определены наиболее эффективные для привлечения инвестиций виды экономической деятельности в Южном федеральном округе.

Ключевые слова: инвестиция, деятельность, управление, процесс, эконометрия, инструментарий, регион, система, моделирование, экономико-математический анализ.

Современные процессы экономического развития, такие как глобализация, регионализация, формирование экономики знаний, оказывают существенное влияние на положение и роль регионов. Глобализация ведет к снижению роли государственных границ в экономических взаимодействиях,

регионализация направлена на защиту интересов регионов, стимулирует поиск эндогенных механизмов регионального развития. Положение и роль региона оказываются зависимыми не только от макроэкономических условий или возможностей самого региона, но также и от расстановки конкурентных сил. Инструментарий традиционной региональной экономики является уже недостаточным для анализа региональных проблем. Требуется расширение и применение новых подходов к анализу экономического развития регионов, в том числе к их инвестиционной деятельности. Ключевым условием активизации инвестиционного процесса в России является совершенствование управления инвестиционными проектами на всех уровнях и по всем аспектам. При этом необходимо учитывать значительное число факторов, их определяющих.

В процессе анализа эффективности инвестиционных систем авторы исходили из того, что

постулируемая тождественность воспроизведения основного комплекса условий наблюдения в большинстве ситуаций не избавляет от случайного разброса в самих результатах наблюдения. Анализ эффективности инвестиций выполнен на примере субъектов Южного федерального округа. В процессе исследования были выбраны следующие подсистемы региональной хозяйственной системы: агропромышленный комплекс; транспорт и связь; строительство; промышленность;

- торговля и финансы.

Для характеристики этих подсистем определены обобщающие показатели (по три показателя для каждой подсистемы). Так, для характеристики агропромышленного комплекса были выделены показатели:

- продукция на душу населения;

- сальдированный финансовый результат организаций, занимающихся растениеводством и животноводством;

- оборот организаций по виду деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Для транспорта и связи:

- затраты на информационные и коммуникационные технологии;

- оборот организаций по виду деятельности «транспорт и связь»;

- стоимость основных фондов по виду деятельности «транспорт и связь».

Для строительства:

- оборот организаций по виду экономической деятельности «строительство»;

- объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство»;

- оборот малых предприятий. Для промышленности:

- добыча полезных ископаемых;

- обрабатывающие производства;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Для торговли:

- оборот розничной торговли;

- оборот оптовой торговли;

- оборот общественного питания. Для финансовой сферы:

- доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

- вклады (депозиты) юридических и физических лиц в рублях, привлеченные кредитными организациями;

- вклады (депозиты) юридических и физических лиц в иностранной валюте, привлеченные кредитными организациями.

В дальнейшем для каждой подсистемы региональной хозяйственной системы обобщающие показатели обозначим цифрами I, II, III.

Для определения наиболее эффективного сегмента для инвестирования предположим, что лицо, принимающее решение, рассматривает несколько (/ = 1,..., т) возможных решений. Ситуация неопределенная, понятно лишь, что наличествует какой-то из вариантов] = 1,., п. Если будет принято 1-е решение в]'-й ситуации, фирма получит доход д^ Матрица Q = {д..} - это матрица последствий (или возможных решений). Составим матрицы последствий для каждого субъекта Южного федерального округа.

Для Республики Адыгея матрица последствий представлена в табл. 1.

Применим правило А. Вальда (или правило крайнего пессимизма). Рассматривая ]-е решение, будем полагать, что складывается ситуация, приносящая самый минимальный доход аг = тт{д.}. Выберем i0 решение с наибольшим а0 3

Согласно правилу А. Вальда, рекомендуется принять i 0 решение, при котором а. = max{ai} = тах{тт д. }. Таким образом, для Республики Адыгея получим следующие минимальные значения: а1 = 64; а2 = 1 800; а3 = 816; а4 = 1 022; а5 = 341,7; а6 = 175,4. Затем из этого ряда выбираем максимальное значение атах = 1 800. Следовательно, согласно матрице последствий, в Республике Адыгея наиболее целесообразно инвестировать в строительство.

Матрица последствий для Республики Калмыкия представлена в табл. 2.

Минимальные значения ах = 397; а2 = 800; а3 = 923; а4 = 389; а5 = 201,3; а6 = 213,4. Затем из

Таблица 1

Матрица последствий для Республики Адыгея, млн руб.

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 10 690 64 1700

Строительство 1 800 7 801 21 600

Промышленность 816 13 083 1 662

Торговля 31 445 14 170 1 022

Финансы 12 278,2 4 702,8 341,7

Транспорт и связь 175,4 500 13 192

7х"

11

Таблица 2

Матрица последствий для Республики Калмыкия, млн руб.

Таблица 5

Матрица последствий для Волгоградской области, млн руб.

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 10 294 397 1 400

Строительство 800 2 912,9 4 000

Промышленность 923 957 1 622

Торговля 8 488 1364 389

Финансы 9 466,5 1971 201,3

Транспорт и связь 213,4 300 65 491

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 65698 1101 15500

Строительство 21100 41240,6 195900

Промышленность 22995 293914 41187

Торговля 201676 246628 6626

Финансы 69188,1 55767 10741,6

Транспорт и связь 4059,4 26000 357459

них выбираем атах = 923. Следовательно, согласно матрице последствий, в Республике Калмыкия эффективно инвестировать в промышленность.

Матрица последствий для Краснодарского края представлена в табл. 3.

Минимальные значения а1 = 7 480; а2 = 800; а3 =13 581; а4 = 30 740; а5 = 29 293,8; а6 = 5 605,5. Затем выбираем атах = 30 740 и получаем направление эффективного вложения инвестиций - сфера торговли.

Рассмотрим матрицу последствий для Астраханской области. Данные представлены в табл. 4.

Минимальные значения а1 = 53; а2 = 7 200; а3 = 10 790; а4 = 3 504; а5 = 2 569,8; а6 = 1 146,4. Далее выбираем атах =10 790. Таким образом, в этом регионе эффективно инвестировать в промышленность.

Проанализируем матрицу Волгоградской области. Данные представлены в табл. 5.

Минимальные значения ах = 1 101; а2 = 21 100; а3 = 22 995; а4 = 6 626; а5 = 10 741,6; а6 = 4 059,4.

Таблица 3

Матрица последствий для Краснодарского края, млн руб.

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 175 198 7 480 74 700

Строительство 800 2 912,9 4 000

Промышленность 13 581 263 229 73 786

Торговля 552 354 603 289 30 740

Финансы 152 407,3 132 452,6 29 293,8

Транспорт и связь 5 605,5 172 400 66 8278

Таблица 4

Матрица последствий для Астраханской области, млн руб.

Выбираем атах = 10 741,6. Результаты анализа показывают, что в Волгоградской области так же, как и в Астраханской области, целесообразно инвестировать в промышленность.

Матрица для Ростовской области представлена в табл. 6.

Минимальные значения ах = 1 265; a2 = 29 600; а3 = 12 133; а4 = 18 032; а5 = 15 663,5; а6= 5 792,7. Выбираем атах = 29 600, следовательно, наиболее эффективная отрасль - строительство.

Второй этап анализа предусматривает оценку инвестиционных рисков. Для этого построим матрицу рисков. Предположим, что намереваемся оценить риск, который несет в себе i-е решение. Реальная ситуация неизвестна. Однако если бы ее знали, то выбрали бы решение, приносящее наибольший доход. В j-й ситуации было бы выбрано решение, дающее доход qj = max {qtj}.

Следовательно, принимая i-е решение, рискуем получить не j ,, а q и не добрать r = j . - q .

Job 1uiz ^ r aj J ob 1uiz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Матрица R = {r } является матрицей рисков.

При построении матрицы рисков следует применять правило Сэвиджа (или правило минимального риска). Рассматривая i-е решение, полагаем, что складывается ситуация максимального риска b = max по j{ri}. Но теперь выберем /0-е решение с наименьшим biQ . Таким образом, правило Сэвиджа рекомендует принять /0-е решение, такое, что

b = mrn{b,} = min{max{rj } }. i ij Построим матрицу рисков для Республики

Адыгея, которая строится на основе матрицы пос-

Таблица 6

Матрица последствий для Ростовской области, млн руб.

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 18 588 53 1 000

Строительство 7 200 20 537,1 49 600

Промышленность 18 548 33 631 10 790

Торговля 83 906 41 765 3 504

Финансы 28 601,7 20 109,3 2 569

Транспорт и связь 1 146,4 4 000 194 538

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 10 2395 1 265 31 100

Строительство 29 600 72 839,1 399 100

Промышленность 12 133 262 304 55 711

Торговля 396 677 562 623 18 032

Финансы 112 416,2 99 109,3 15 663,5

Транспорт и связь 5 792,7 91 400 403 683

ледствий. Результаты расчетов представлены в табл. 7.

Выбираем максимальное значение: b1 = 20 755; b2 = 29 645; b3 = 30 629; b4=20 578; b5 = 21 258,3; b6= 31 269,6. Теперь из приведенного ряда находим минимальное значение bmin = 20 578. Согласно матрице рисков, в Республике Адыгея наименее рисковой отраслью для инвестирования денежных средств является торговля. Решения, которые могут быть предложены на основе анализа матрицы последствий и матрицы рисков, отличаются друг от друга. В этой ситуации инвестору необходимо сделать выбор самостоятельно, в какую подсистему региональной хозяйственной системы вкладывать средства. Согласно матрице последствий, при условиях пессимистичного варианта развития строительство будет давать наибольшую отдачу - доход, а согласно матрице рисков, вложение денежных ресурсов в торговлю будет сопровождаться минимальными потерями. Согласно рейтингу инвестиционного потенциала, республика имеет «незначительный потенциал - умеренный риск» (в 2010 г. 76-е место по потенциалу, 23-е место по риску). В рамках создания туристического кластера осуществляется строительство горнолыжного курорта мирового класса «Лагонаки». В горной части республики строятся газопроводы высокого давления, вводятся в эксплуатацию линии электропередач и новые автомобильные дороги. В связи с этим, по мнению авторов, наиболее целесообразно инвестировать в строительную отрасль Республики Адыгея.

Аналогично матрица рисков строится и для других регионов. В Республике Калмыкия q1 = max {i1} = 10 294, q2 = 2 912,9, q3 = 65 491. Далее, после вычета показателей из q1, q2, q3 получаем матрицу рисков (табл. 8).

Выбираем максимальные значения: b1 = 64 091; b2 = 61 491; b3 = 63 869; b4 = 65 102; b5 = 65 289,7; b, = 10 080,6. Минимальное значение b . = 10 080,6.

6 ' min

Получаем, что минимальный риск - для вложения в сферу транспорта и связи.

Таблица 7

Матрица рисков для Республики Адыгея, млн руб.

Таблица 8

Матрица рисков для Республики Калмыкия, млн руб.

Подсистема региональной Показатель

хозяйственной системы I II III

АПК 0 2 515,9 64 091

Строительство 9 494 0 61 491

Промышленность 9 371 1 955,9 63 869

Торговля 1 806 1 548,9 65 102

Финансы 827,5 941,9 65 289,7

Транспорт и связь 10 080,6 2 612,9 0

По уровню инвестиционного потенциала Республика Калмыкия занимает 79-е место, по уровню инвестиционного риска - 81-е место (2010 г.), инвестиционный рейтинг региона «низкий потенциал -экстремальный риск». Недра территории содержат залежи нефти, горючего газа, соли, строительных материалов. На территории республики залегают пласты (5-48 м, 60-120 м и 480-500 м), содержащие урано-фосфорные руды. По территории Калмыкии проходит маршрут нефтепровода Тенгиз -Новороссийск Каспийского нефтепроводного консорциума для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до терминала в районе г. Новороссийск. В ближайшей перспективе планируется организация паромного сообщения в порту Лагань - трансконтинентального железнодорожно-морского коридора «NOSTRAC» Европа - Азия, что позволит не только соединить железные дороги Скандинавских стран, стран СНГ и Восточной Европы с Ираном, но также через железнодорожные сети Ирана выйти в Пакистан, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Таким образом, учитывая важное геоэкономическое положение, направления глобальных транспортных потоков, целесообразно инвестировать в транспортную сферу региона.

В Краснодарском крае qx = max {/J = 55 2354, q2 = 603289, q3 = 668 278. После вычета показателей из qp q2, q3 получаем матрицу рисков для Краснодарского края, представленную в табл. 9.

Таблица 9

Матрица рисков для Краснодарского края, млн руб.

Подсистема региональной Показатель

хозяйственной системы I II III

АПК 20 755 14 106 19 900

Строительство 29 645 6 369 0

Промышленно сть 30 629 1 087 19 938

Торговля 0 0 20 578

Финансы 19 166,8 9 467,2 21 258,3

Транспорт и связь 31 269,6 13 670 8 408

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 377 156 595 809 593 578

Строительство 551 554 600 376,1 664 278

Промышленность 538 773 340 060 594 492

Торговля 0 0 637 538

Финансы 399 946,7 470 836,4 638 984,2

Транспорт и связь 546 748,5 430 889 0

Затем выбираем bx=595 809, b2 = 664 278, b = 594 492, b = 637 538, b=638 984,2, b = 546 748,5.

3 '4 '5 ''6

Минимальное значение bmin = 546 748,5. Таким образом, наименее рисковой отраслью для инвесторов Краснодарского края является транспорт и связь.

Инвестиционный рейтинг Краснодарского края - «высокий потенциал - минимальный риск». В 2010 г. регион занимал пятое место по инвестиционному потенциалу, шестое место по уровню инвестиционного риска. Транспортный комплекс края представлен девятью портами, 2,7 тыс. км железных дорог, 25 тыс. км автомобильных дорог, 1,3 млн абонентов сети местной телефонной связи, 8,5 млн пользователей услуг мобильной связи, объем услуг транспорта и связи составляет 123,7 млрд руб. Транспортный коридор проходит через города Краснодарского края. Развитие транспортной сферы имеет большое значение для реализации олимпийского проекта Сочи-2014, для включения не только региона, но и страны в целом в глобальные транспортные цепочки. Поэтому для дальнейшего развития транспортно-логистических связей целесообразно инвестировать в транспорт и связь.

В Астраханской области выделяем qx=max {ix} = = 83 906, q2 = 41 765, q3 = 194 538. Вычитаем из q1, q2, q3 показатели по столбцам и получаем матрицу рисков, представленную в табл. 10.

В результате расчетов получаем максимальные значения: bl = 193 538; b2 = 144 938; b3 = 183 748; b4=191 034; b5=191 969; b6= 82 759,6. Минимальное значение bmin = 82 759,6. Наименее рисковая отрасль в Астраханской области - транспорт и связь.

Инвестиционный рейтинг области - 3B2: «незначительный потенциал - умеренный риск». По инвестиционному потенциалу область занимает 59-е место, по инвестиционному риску - 53-е место. Астраханская область имеет важное транс-портно-географическое положение. Астраханский транспортный узел находится на самом коротком и удобном пути из Европы в Среднюю и Южную

Азию. Еще в 1980-х гг. было начато освоение крупного газоконденсатного месторождения, начался новый этап экономического развития области. Одновременно появились серьезные экологические проблемы в связи с выбросами отходов газовой промышленности в атмосферу. На базе Астраханского месторождения сформирован промышленный комплекс по добыче и переработке газа и конденсата, по производству серы. В области пересекаются международный транспортный коридор «Север -Юг», соединяющий страны Европы с Ираном, странами Ближнего Востока и Индией, и транспортный коридор «Запад - Восток», имеющий выход на Казахстан, Китай, страны Средней Азии, а также на Европу через Черное море и Украину. По мнению авторов, в условиях усиливающейся глобальной интеграции, усложняющихся международных связей приоритетной для инвестирования в Астраханской области должна быть сфера транспорта и связи.

Для принятия решения в Волгоградской области определяем qx = max {ix} = 201 676, q2 = 293 914, q3 = 357 459. Вычитаем из q1, q2, q3 показатели по столбцам и получаем матрицу рисков для Волгоградской области, представленную в табл. 11.

Получаем b = 341 959; b2 = 252 673,4; b3 = 316 272; b4 = 350 833; b5=346 717,4; b6 = 267 914. Минимальное значение из данного ряда bmin = = 252 673,4, следовательно, наименее рисковая отрасль для инвестирования - строительство.

Инвестиционный рейтинг области - 3B1, что означает «пониженный потенциал - умеренный риск». В инвестиционном рейтинге регионов в 2010 г. Волгоградская область занимает 10-е место по инвестиционному риску и 22-е - по инвестиционному потенциалу. Волгоградская область - один из наиболее экономически развитых регионов России. На ее территории активно развивается добыча нефти, газа, нефтеперерабатывающая, химическая, нефтехимическая промышленность; черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка.

Таблица 10

Матрица рисков для Астраханской области, млн руб.

Подсистема региональной Показатель

хозяйственной системы I II III

АПК 65 318 41 712 193 538

Строительство 76 706 21 227,9 144 938

Промышленность 65 358 8 134 183 748

Торговля 0 0 191 034

Финансы 55 304,3 21 655,7 191 969

Транспорт и связь 82 759,6 37 765 0

Таблица 11

Матрица рисков для Волгоградской области, млн руб.

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 135 978 292 813 341 959

Строительство 180 576 252 673,4 161 559

Промышленность 178 681 0 316 272

Торговля 0 47 286 350 833

Финансы 132 487,9 238 147 346 717,4

Транспорт и связь 197 616,6 267 914 0

Поэтому основным направлением инвестирования в Волгоградской области должна быть сфера промышленности.

Для построения матрицы рисков для Ростовской области выделяем qx = max {/х} = 396 677, q2 = 562 623, q3 = 403683 и вычитаем из q1, q2, q3 показатели по столбцам. Матрица рисков для Ростовской области представлена в табл. 12.

Выделяем Ъ1 = 561 358; Ъ2 = 489 783,9; Ъ3 = = 384 544; Ъ4 = 385 651; Ъ5 = 463 513,7; Ъ6 = 471 223. Минимальным является bmin = 384 544. Наименее рисковая отрасль в Ростовской области - промышленность. Инвестиционный рейтинг области в 2010 г. - 2А: «средний потенциал - минимальный риск». В инвестиционном рейтинге регионов область занимает второе место по инвестиционному риску и одиннадцатое - по инвестиционному потенциалу.

В Ростовской области активно развивается стройиндустрия. К 2015 г. планируется построить до 3,16 млн м2 жилья ежегодно. Кроме того, компанией ОАО «Лафарж Цемент» в 2011 г. в регионе начато строительство цементного завода. На 2012 г. намечена решающая фаза реализации крупнейшего для региона государственно-частного инвестиционного проекта - комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотве-дения города Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Также в Ростове-на-Дону планируется построить две линии метро. В этой ситуации, по мнению авторов, целесообразно диверсифицировать направления деятельности и инвестировать как в строительную, так и в промышленную отрасль.

Таким образом, в результате использования инструментария экономико-математического моделирования были выделены наиболее эффективные отрасли для инвестирования во всех субъектах ЮФО. Несомненно, полученные результаты задают лишь вектор инвестиционного потока. Для выбора конкретного проекта необходимо проведение дальнейших исследований.

Таблица 12

Матрица рисков для Ростовской области, млн руб.

Процесс управления инвестиционным развитием мезоэкономической системы (МЭС) схематично представим как последовательность определенных этапов, изображенных на рисунке.

По мнению авторов, процесс управления инвестиционной деятельностью мезоэкономичес-кой системы должен базироваться на следующих принципах: временных горизонтов, измеримости состояний и субсидиарности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка эффективного механизма управления инвестиционным развитием МЭС предполагает реализацию комплекса мер, наиболее значимыми среди которых являются:

- поэтапный переход от программного к проектному подходу, что позволит концентрировать ресурсы и более корректно ставить цели, согласованные друг с другом;

- переход от абсолютных показателей к показателям эффективности действий;

I этап Формирование стратегии инвестиционного развития МЭС

г

II этап Разработка основных направлений инвестиционной политики МЭС

г

III этап Разработка инновационно-инвестиционных программ МЭС

г

IV этап Формирование институциональной среды инвестиционной деятельности

г

V этап Организация тендеров по реализации направлений

г

VI этап Сопровождение приоритетных инвестиционных проектов

г

VII этап Проведение мониторинга, оценки инвестиционной активности МЭС

Процесс формирования системы управления инвестиционным развитием мезоэкономической системы

Подсистема региональной хозяйственной системы Показатель

I II III

АПК 294 282 561 358 372 583

Строительство 367 077 489 783,9 4 583

Промышленно сть 384 544 300 319 347 972

Торговля 0 0 385 651

Финансы 284 260,8 463 513,7 388 019,5

Транспорт и связь 390 884,3 471 223 0

- построение горизонтов желаемых состояний с формированием временного ряда контрольных точек корректировки траекторий, позволяющих учитывать обратные связи. Региональные власти должны создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые сделают регион привлекательным для инвестиций, в том числе и иностранных, для ключевых игроков глобального рынка. Создание стимулов для инвестирования в региональную экономику предполагает:

- формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата;

- создание системы страхования кредитов для инвестиций в наукоемкий сектор экономики от коммерческих рисков;

- поддержку венчурного бизнеса, финансирование регионального венчурного фонда;

- формирование механизмов привлечения инвестиций в сферу приоритетных для территории отраслей экономики;

- обеспечение защиты прав инвесторов; ужесточение ответственности за действия, приводящие к нарушению их интересов;

- снижение неопределенности, принятие понятных инвесторам правил игры.

Можно предложить следующие направления повышения инвестиционной привлекательности региона:

- разработка и реализация коммуникационной стратегии, направленной на формирование имиджа региона, привлекательного для размещения инвестиций;

- совершенствование системы управления инвестиционным процессом за счет передачи части функций государственных органов, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности, независимой профессиональной структуре (например, агентство делового развития Краснодарского края);

- совершенствование инвестиционного законодательства;

- создание акционерного инвестиционного фонда развития региона, ориентированного на обеспечение финансирования секторов и видов экономической деятельности;

- формирование системы инвестиционного маркетинга;

- развитие бизнес-инфраструктуры;

- кадровое обеспечение приоритетных проектов. В конечном итоге региональная политика должна обеспечивать скоординированность и последовательность принятия системных решений, нацеленных на продвижение научно-технических достижений, использование инновационного потенциала для повышения конкурентоспособности территории как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Список литературы

1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: Юнити, 1998.

2. Доклад о мировых инвестициях 2010. URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/ investments2010.pdf.

3. Математические методы и модели исследования операций: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Колемаева. М.: Юнити-Дана, 2008.

4. Моделирование экономических процессов в условиях инновационного пути развития России: сб. науч. работ / под общ. ред. М. В. Грачевой, Л. Н. Фадеевой, Ю. Н. Черемных. М.: Юнити, 2009.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. М., Росстат, 2009.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2010.

7. Четыркин Е. М. Финансовая математика. М.: Дело, 2008.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.