Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (1), с. 227-232
УДК 336.763
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕЗРИСКОВЫХ ЭКВИВАЛЕНТОВ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
© 2011 г. А.В. Танюхин
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 18.10.2010
Разработана методика определения безрисковых эквивалентов денежных потоков от инвестиций с использованием модели оценки финансовых активов на основе статистических данных рынка акций. Она позволяет оценивать реальные инвестиционные проекты с учетом риска денежных потоков.
Ключевые слова: оценка инвестиций, оценка бизнеса, эффективность капиталовложений, риск денежных потоков, неопределенные денежные потоки.
Основной проблемой в оценке стоимости бизнеса является учет фактора риска инвестиций. Этой проблеме в оценке эффективности капиталовложений посвящены труды различных ученых. Среди наиболее известных методов, основанных на дисконтировании денежных потоков от бизнеса являются: метод гарантированных эквивалентов, метод поправки на риск ставки дисконтирования [1], метод предпочтительного состояния, упрощенное правило дисконтирования [2]. Рассмотрим применимость этих методов для оценки новых инвестиционных проектов.
Метод гарантированных эквивалентов предполагает наличие известной функции полезности благосостояния инвестора. Если речь идет о конкретном инвесторе, то она действительно может быть определена с некоторой погрешностью, связанной с математическим описанием предпочтений индивида. Если же речь идет о множестве инвесторов, осуществляющих операции на финансовом рынке, то функция конкретного инвестора использоваться не может.
Метод предпочтительного состояния подразумевает наличие известных коэффициентов поправки на риск при различных состояниях экономики, отражающих ценность денежной единицы при том или ином уровне дохода. Прогнозирование этих коэффициентов является весьма затруднительной задачей, напоминающей на интуитивном уровне проблему предыдущего метода.
Упрощенное правило дисконтирования предполагает представление будущего денежного потока от инвестиций как некоторой линейной функции от доходности какого-либо высоколиквидного актива. Проблема в том, что метод не дает ответа на вопросы: как выбирать фактор денежного потока и как определять параметры модели.
Метод поправки на риск ставки дисконтирования описывается в аспектах практического применения и научного обоснования. Как утверждает Бригхем, на практике поправку на риск задают экспертным путем, оценивая ее на интуитивном уровне. Естественно, такая ставка дисконтирования, определенная без опоры на современную экономическую теорию, вызывает недоверие. Именно такой подход и применяется наиболее часто к оценке стоимости венчурного бизнеса. Однако те же авторы дают рекомендации и к применению теоретически обоснованных подходов к расчету премии за риск. Речь идет о модели оценки финансовых активов [3]. Прежде чем перейти к описанию этой модели, необходимо рассмотреть условия ее применения для решения данной задачи вообще. Модель оценки финансовых активов (САРМ) является описательной статической моделью, позволяющей математически охарактеризовать результат ценообразования на рынке капитала в его равновесном состоянии, предметы купли-продажи (время и риск), их меры и цены (безрисковая доходность, количество рыночного риска, премия за единицу рыночного риска). Цель оценки бизнеса - определение стоимости его ценных бумаг на рынке в случае их возможной продажи. То есть в процессе такой оценки подразумевается определение результата появления данных финансовых активов на рынке. Модель же Шарпа характеризует рынок капитала в конкретном состоянии и не рассматривает динамику цен при переходе рынка из одного состояния в другое (а именно об этом идет речь при исследовании возможной цены актива на рынке при его появлении). Во-первых, в результате появления нового актива меняется состав рыночного портфеля, а значит, возможно, и
дисперсия его доходности, и ожидаемая доходность. Это ведет к смещению линии рынка капиталов (СМL) и, как следствие, линии рынка ценных бумаг (SML). Причем результат такого смещения неизвестен. Для понимания этих моментов и определения параметров рыночного портфеля необходима модель, описывающая не результат ценообразования на рынке капитала (конкретное равновесное состояние), а процессы ценообразования. Иными словами, используя САРМ, путем дисконтирования ожидаемых денежных потоков от актива можно получить лишь существующую на рынке и уже известную его равновесную цену и только в том случае, если данный актив на рынке уже обращается и рынок находится в процессе исследования в равновесном состоянии. Однако при допущении предположения о том, что появление нового актива не повлияет на параметры рыночного портфеля, а значит, и на расположение линий рынка капиталов и рынка ценных бумаг, можно рассмотреть с использованием данной модели, сколько этот актив может стоить. Данное предположение не является слишком грубым, если относительная величина стоимости нового актива (по сравнению со стоимостью рыночного портфеля) является ничтожно малой. Так же поступал и Г. Марковиц в своей теории инвестиционного портфеля, не принимая во внимание при определении конкретным инвестором (на микроуровне) влияние размера их инвестиций на доходности отдельных ценных бумаг (доходность портфеля зависела от долей ценных бумаг в портфеле и доходностей этих ценных бумаг [4], причем взаимозависимость этих показателей не учитывалась, хотя она присутствует: чем больше спрос на ценные бумаги, предъявляемый инвестором, тем больше цены покупки этих ценных бумаг и тем меньше их доходность). Таким образом, в рамках этого предположения, скорее всего, возможно приближенно оценить еще не появившийся на рынке финансовый актив, опираясь на текущее равновесное состояние этого рынка, так как стоит обратная микроэкономическая задача: оценить финансовый актив предлагающим его на рынке конкретным эмитентом.
Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе оценку текущей стоимости инвестиций собственников, учитывающей риск (равновесной рыночной цены инвестиций), предлагается определять, используя модель САРМ, одинаково.
Так, Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников и
А.И. Леусский предлагают следующую формулу расчета:
Ri - сот(й., гм) • (гм - О
=■
1 + г
(1)
где з - равновесная цена акции,
Я} - ожидаемый доход на данную акцию, с°у^,гм) - ковариация доходов по акции и доходности рыночного портфеля,
гм - ожидаемая доходность рыночного портфеля,
г - рыночная ставка процента, свободная от
риска,
2
ОМ - дисперсия доходности рыночного портфеля [5].
Американские ученые Г. Бирман и С. Шмидт предлагают аналогичный метод расчета текущей стоимости инвестиций на вторичном финансовом рынке, исходя из будущих доходов от них. Этот метод приводится в формуле (2):
V = у - X • с°У( y, гт X
(2)
где V - текущая стоимость инвестиций с поправкой на риск,
у - дисконтированый по ставке доходности безрисковых вложений ожидаемый денежный поток от инвестиции в конце периода,
X - отношение премии за рыночный риск (разницы между ожидаемой доходностью рыночного портфеля и ставкой процента, свободной от риска) к дисперсии доходности рыночного портфеля,
с°у(у,гт) - ковариация дисконтированных по безрисковой ставке денежных потоков от инвестиций и доходности рыночного портфелях [2].
Выражение, приведенное в формуле (2), -это записанное математически по-другому выражение, приведенное в формуле (1). Расчет по обеим формулам неизбежно приведет к одинаковым результатам. Таким образом, авторы сходятся во мнениях относительно порядка определения равновесной текущей стоимости инвестиций с использованием модели САРМ.
Так как при дисконтировании выражения в числителе формулы (1) по безрисковой ставке получается текущая стоимость будущего денежного потока с поправкой на риск, можно приписать этому выражению смысл безрискового эквивалента.
Необходимо отметить, что при осуществлении такой оценки могут возникнуть серьезные практические проблемы, связанные с прогнозированием ковариации будущих денежных потоков от инвестиций и доходности рыночного портфеля (с°у(у,гт)). Значение этого показателя плохо поддается осмыслению, тем более прогнозированию, поэтому на практике чаще используют поправку на риск ставки дисконтирования, пытаясь получить значение ожидаемой
2
О
м
СГ. руб.
100
200
12 I; лзт
Рис. 1. Ожидаемые в будущем денежные потоки инвестиционного проекта.
Бета-коэффициенты акций российских металлургических компаний
Таблица 1
Акция Индексный портфель ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Бета-коэффициент 1 0.89 0.29 -0.21
Таблица 2
Требуемая инвесторами доходность при различных бета-коэффициентах
Бета-коэффициент Усредненный ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Требуемая доходность, % 20.10 46.75 18.42 -4.87
Таблица 3
Стоимость денежных потоков от инвестиций при разных значениях требуемой доходности
Стоимость капитала Усредненная ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Стоимость денежных потоков, руб. 221.93 161.01 227.07 326.14
доходности от инвестиций. Для расчета ставки дисконтирования применяют формулу линии рынка ценных бумаг (3):
Г = Г/ + врт • (Гт - Г/ ), (3)
где г - требуемая инвесторами доходность с учетом риска,
Г- - доходность безрискового актива,
Ррт - бета-коэффициент рыночной доходности инвестиций по доходности рыночного портфеля,
гт - ожидаемая доходность рыночного портфеля.
Основной практической проблемой здесь является определение бета-коэффициента, который фундаментальным путем рассчитать невозможно, так как рыночная доходность неопределенна в большей степени, чем будущий денежный поток (текущая рыночная стоимость, необходимая для расчета рыночной доходности, также неизвестна наряду с будущим денежным потоком). Чаще всего рыночный бета-коэффициент определяют методом «чистой игры» [1], в соответствии с которым выбираются бизнес-аналоги, ценные бумаги которых уже обращаются на бирже, и в процессе расчетов используется их усредненный бета-коэффициент.
Дело в том, что риск эффективности капиталовложений при такой оценке очень высок. Риск рассматриваемого компанией бизнеса может быть фактически оценен большим или
меньшим коэффициентом бета, чем в среднем по отрасли. Рассмотрим конкретный пример бета компаний металлургической промышленности России, вычисленных по данным о месячных доходностях этих компаний и индексного портфеля РТС за период с апреля 2009 г. по сентябрь 2010 г. в процентах годовых (источник расчета доходностей: цены закрытия месяца, взятые с официального сайта РТС) [6]. Бета-коэффициенты приведены в табл.1.
Среднее значение бета составляет 0.32. Предположим, компания, не имеющая отношения к металлургии, рассматривает инвестиционный проект в металлургической отрасли с ожидаемыми в будущем денежными потоками, приведенными на рис.1.
Допустим также, что доходность безрисковых вложений - 5% годовых. Вычисленная средняя за рассматриваемый период доходность индексного портфеля, которую примем за ожидаемую доходность рыночного портфеля, -52%. Рассчитаем требуемую инвесторами доходность при усредненном бета и бета отдельных компаний по формуле (3). Результаты расчета приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, имеем большой разброс требуемой доходности. Продисконтируем ожидаемые денежные потоки от реализации проекта с использованием этих ставок. Результаты расчета стоимости денежных потоков приведены в табл. 3.
Таблица 4
Коэффициенты корреляции доходностей акций металлургических компаний с доходностью индексного портфеля
Акция Усредненный ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Корреляция 0.38 0.87 0.41 -0.12
Таблрца 5
Единичные риски акций металлургических компаний
Акция ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Стандартное отклонение доходности, % 124.71 129.61 94.92
Таблица 6
Ковариации денежных потоков от инвестиций и доходности индексного портфеля
Корреляция Средняя ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Ковариация денежных потоков 1-го года 28.11 63.39 29.82 -8.90
Ковариация денежных потоков 2-го года 65.58 147.91 69.58 -20.76
Как видно из табл. 3, результаты расчетов существенно отличаются. Если инвесторы оценят риск рассматриваемого проекта, как у ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», стоимость будет превышать оценку того же бизнеса в два раза по сравнению с тем случаем, когда инвесторы оценивают риск на уровне, аналогичном ОАО ГМК «Норильский никель».
В процессе исследования было замечено, что коэффициенты корреляции обладают меньшей вариативностью в рамках отрасли по сравнению с бета-коэффициентами. Значения коэффициентов корреляции рассматриваемых компаний приведены в табл. 4.
Коэффициенты бета и корреляции связаны формулой (4).
В. = р. ,
г іш г іт ’
(4)
где - бета-коэффициент данного актива,
Р т - коэффициент корреляции данного актива,
о 1 - стандартное отклонение доходности дан-ного актива (единичный риск),
о т - стандартное отклонение доходности ры-ночного портфеля.
Как видно из формулы (4), коэффициент корреляции - фактор бета-коэффициента. Однако наряду с ним фактором является и единичный риск, который различен для всех рассматриваемых компаний, что увеличивает разброс значений бета по сравнению с разбросом коэффициента корреляции. Данные об этих величинах для рассматриваемых компаний приведены в табл. 5.
Если бы удалось спрогнозировать единичный риск для рассматриваемого бизнеса, то можно было бы использовать коэффициенты корреляции бизнесов аналогов в расчетах беты, что снизило бы ее неопределенность и риск стоимости этого бизнеса. Но это невозможно, так как единичный риск - это стандартное отклонение рыночной доходности, которая не может быть рассчитана без известной стоимости рассматриваемых денежных потоков.
Предлагаемый подход основан на поправке на риск денежных потоков от инвестиций (отыскании гарантированных эквивалентов на практике). Данный подход будет позволять учитывать единичный риск конкретного инвестиционного проекта и его влияние на стоимость капитала. Рассмотрим на примере однопериодных инвестиций порядок расчета коэффициента корреляции рыночной доходности инвестиций и доходности рыночного портфеля:
Ріт =
CF
, ч cov(-------------------1, гт)
COv(rl., гт ) _ V
V
(5)
Р С¥т
где р^- коэффициент корреляции рыночной доходности инвестиций и доходности рыночного портфеля,
с°у(г, гт)- ковариация рыночной доходности инвестиций и доходности рыночного портфеля,
СЕ. £у5.
91,08
179ДЗ
1 2 I; лзгг
Рис. 2. Безрисковые эквивалентные денежные потоки инвестиционного проекта
Безрисковые эквиваленты денежных потоков от инвестиций
Таблица 7
Ковариация Средняя ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Безрисковый эквивалент 1-го года, руб. 91.08 79.87 90.53 102.82
Безрисковый эквивалент 2-го года, руб. 179.18 153.04 177.91 206.59
Таблица 8
Стоимость денежных потоков от инвестиций при разных значениях безрисковых эквивалентов
Безрисковые эквиваленты Средние ОАО ГМК «Норильский никель» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
Текущая стоимость, руб. 249.26 214.88 247.59 285.31
s(гi)- стандартное отклонение рыночной до-ходности инвестиций,
s(гm)- стандартное отклонение доходности рыночного портфеля,
CF - будущий денежный поток от инвестиции (случайная величина),
V - текущая рыночная стоимость инвестиций,
cov(CF, гт) - ковариация денежных потоков от инвестиций и доходности рыночного портфеля,
s(CF)- стандартное отклонение денежного потока от инвестиций,
Р ст-т - коэффициент корреляции денежного потока от инвестиций и доходности рыночного портфеля.
Как видно из формулы (5), корреляция денежных потоков от инвестиций и доходности рыночного портфеля равна корреляции доходностей инвестиций и рыночного портфеля. Это позволяет при известном стандартном отклонении денежного потока рассчитать его ковариацию с доходностью рыночного портфеля, используя коэффициент корреляции рыночной доходности акций компании-аналога и доходности рыночного портфеля. Задача определения стандартного отклонения будущего денежного потока является вполне решаемой на практике. Необходимо определить экономические факторы денежного потока, его функцию от этих факторов и смоделировать будущий денежный поток методом сценарного анализа или методом Монте-Карло.
Предположим, стандартные отклонения денежных потоков от реализации рассматривае-
мого проекта таковы: в первый год 60 руб., во второй год 140 руб. При стандартном отклонении доходности индексного (РТС) портфеля 122% рассчитаем ковариации этих денежных потоков по формуле (5). Результаты расчетов при разных коэффициентах корреляции приведены в табл. 6.
Безрисковые эквиваленты денежных потоков на основании ранее сделанных выводов рассчитаем по формуле (6).
--- г — гг
СЕ = CF -^-^ • соу^, гт), (6)
От
где СЕ - безрисковый эквивалент рискованного денежного потока,
СF - ожидаемый денежный поток,
гт - ожидаемая доходность рыночного портфеля,
^ - рыночная ставка процента, свободная от риска,
от - дисперсия доходности рыночного портфеля,
cov(CF, гт) - ковариация денежных потоков от инвестиций и доходности рыночного портфеля.
Результаты расчетов представлены в табл. 7.
График эквивалентного безрискового денежного потока при использовании усредненного коэффициента корреляции будет выглядеть так, как показано на рис. 2.
Текущую стоимость денежных потоков, учитывающую риск, рассчитаем, продисконтировав безрисковые эквиваленты по ставке доходности безрисковых вложений (5%) так, как это показывает формула (7).
т се
V = у , (7)
£(1 + г, ) ()
где V - текущая стоимость будущих денежных потоков, учитывающая риск,
СЕ^ - безрисковый эквивалентный денежный поток в год t,
г- - рыночная ставка процента, свободная от риска.
Результаты расчета представлены в табл. 8. Результаты расчета говорят сами за себя. Сравнение их с данными расчетов в табл. 3 показывает значительное уменьшение риска неверной оценки стоимости инвестиций. Об этом говорит существенное сужение разброса значений текущей стоимости инвестиций от прежнего интервала 161-326 руб. до данного 214-285 руб.
Предложенный подход учета единичного риска конкретных инвестиций в процессе оценки их стоимости позволяет учесть особенности рассматриваемого инвестиционного проекта при определении стоимости инвестируемого в его реализацию собственного капитала.
Список литературы
1. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2 т. / Пер. с англ. под ред.
В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997. Т. 1. ХХХ+497 с. ISBN 5-900428-30-3.
2. Бирман Г., Шмидт С. Капиталовложения: Экономический анализ инвестиционных проектов / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 631 с. ISBN 5-238-00591-1.
3. Sharpe W.F. A Capital Asset Price: A Theory of Market Equilibrium Under Conditions of Risk W.F. Sharpe // Journal of Finance. 1964. Vol. 19. № 3. P. 425-442.
4. Markowitz H.M. Portfolio Selection // Journal of Finance. 1952. Vol. 7. № 1. P. 77-91.
5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Высшее образование, 2006. 654 с. ISBN 5-9692-0044-1.
6. www.rts.ru
EVALUATION OF INVESTMENT EFFICIENCY WITH THE USE OF RISK-FREE EQUIVALENTS OF CASH FLOWS
A. V. Tanyukhin
We have developed a procedure to determine risk-free equivalents of cash flows from investments using Capital Asset Pricing Model based on the shares market statistics. It allows real investment projects to be evaluated taking into account the risk of cash flows.
Keywords: investment appraisal, business appraisal, capital efficiency, cash flow risk, uncertain cash flows.