УДК 338.45
О.С. Боронин, С.Н. Яшин
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В условиях перехода России к инновационной экономике в настоящее время отсутствует единый утвержденный в нормативных документах инструментарий оценки эффективности инновационных проектов, предусматривающий возможность их ранжирования. Поэтому сегодня актуальным является проведение комплексных исследований преимуществ и недостатков известных показателей оценки эффективности инновационных проектов и разработке модифицированных научно-обоснованных показателей, позволяющих повысить степень достоверности и объективности анализа и принять к реализации наиболее эффективные инновационные проекты.
Принятие решений при проектировании инновационных проектов, основанных на технических исследованиях, а также определение эффективности и целесообразности их реализации связано с необходимостью учета многих факторов. В этих условиях одной из предпосылок получения рациональных решений является использование системного подхода, предусматривающего многокритериальную оценку эффективности проектов. При этом стоит особо отметить, что инновационные проекты предприятия по своей сущности оказывают комплексное влияние на экономику предприятия. Поэтому при анализе эффективности вовлечения новых или усовершенствованных технологий в хозяйственный оборот, связанных с реализацией инновационных проектов, необходимо определить не только их инвестиционную результативность, но и влияние на рост экономики предприятия.
Для формирования инструментария оценки эффективности инновационных проектов предлагается использовать пять групп интегральных показателей, каждая из которых характеризует свой аспект реализации инновационного проекта (рис. 1).
На наш взгляд, комплексная оценка инновационных проектов заключается в определении уровня эффективности проекта по совокупности интегральных показателей, характеризующих экономические, технические, социальные, экологические и другие аспекты вложения инвестиций.
Для исследования в качестве области внедрения большого количества инновационных проектов была выбрана одна из важнейших сфер жизни современного общества - обеспечение эксплуатационной безопасности автотранспортных средств (далее - АТС). Одной из особенностей этого направления является то, что в отличие от других проектов, дающих конкретную прибыль, проекты по повышению эксплуатационной безопасности АТС реального денежного отражения в бухгалтерской документации, как правило, не имеют. А между тем, по статистическим данным ежегодный материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий в России составляет более 200 млрд. руб.
Основная задача при формировании инструментария оценки эффективности инновационного проекта заключается в расчете обобщенного показателя. Для ее решения используем метод, основанный на исследовании операций и математическом моделировании, который может быть представлен тремя этапами.
На первом этапе, поскольку рассчитанные критерии эффективности отличаются различной размерностью, предлагается стандартизировать их путем приведения к безразмерному виду с помощью расчета относительных показателей. Для этого при определении обобщенного показателя проведем ранжирование инновационных проектов с использованием метода сравнительной рейтинговой оценки инновационной привлекательности проектов.
Обобщенный показатель ] - го проекта оп-
ределяется как сумма бальных оценок всех показателей Ч2, Чз---Чп , взвешенных с помощью коэффициентов значимости С 1 по следующей формуле:
Qj = 1(■ С) (1)
7=1
где Цц - относительная оценка 7-го показателя у-го проекта;
П - количество показателей. При этом относительная оценка 7-го показателя у-го проекта определяется по формулам:
Ч,,
X - X .
j 7 Ш1П
X. - X. .
г тах г шт
(2)
если желательна тенденция роста 7-го показателя j-го проекта, или
X,,
X,,
Чу
X,,
X
гш1п
(3)
если желательна тенденция снижения -го показателя, где:
Xу - значение 7-го показателя для у-го
проекта;
X,
- соответственно мини-
мальное и максимальное значения -го показателя для сравниваемых проектов.
Для расчета коэффициентов значимости в силу большого разнообразия показателей целесообразно использовать два подхода:
1 подход: В условиях неопределенности, когда показатели эффективности можно ранжировать по их приоритету на количественном уровне, для расчета коэффициентов значимости отобранных интегральных показателей используем один из методов математического моделирования - экспертное ранжирование.
2 подход: В условиях неопределенности,
когда показатели эффективности можно про-ранжировать по приоритету лишь на качественном уровне ("очень важно" - "важно" - "менее важно" и т.д.), веса этих показателей рассчитаем на основе оценок Фишборна по формуле:
С
2-(п-7 +1) П - (п + 1)
(4)
где П - количество рассматриваемых категорий показателей эффективности инновационных проектов; - номер соответствующей категории.
Веса показателей эффективности, рассчитанные обоими методами, вписываются в соответствующую колонку таблицы (матрицы) показателей эффективности (см. табл.1).
После расчета обобщенного показателя Qj
определяется рейтинг каждого инновационного проекта и производится их отбор по его значению.
На втором этапе происходит сокращение группы рассматриваемых инновационных проектов за счет ограничений, например, на финансовые ресурсы. Дело в том, что показателям проектов мы можем задать обязательные или рекомендованные значения. Проекты, у которых критерии ниже нормативных, даже не рассматривать.
Третьим этапом согласно предложенной методики оценки будет учет целесообразно принять во внимание трудно предсказуемые изменения во внешней среде по отношению к проекту, а также системы налогообложения в отечественной экономики. Все это должна предусмотреть методика расчета. Предлагаем следующий подход к решению данной задачи. Он основан на вероятностном моделировании оценки неопределенности инновационных проектов.
Проведем группировку инновационных проектов в зависимости от того, на какой стадии вкладываются денежные средства в проект:
Группа 3. Показатели влияния реализации инновац. проекта на эконом, эффективность развития предприятия
Группа 2. Технико-экономические показатели
Группа 1. Экономические показатели
Группа 4. Социально-экономические показатели
Группа 5. Эколого-экономические показатели
Рис. 1. Система интегральных показателей оценки эффективности инновационного проекта
Таблица 1
Матрица многокритериальной оценки инновационных проектов
Показатели эффективности ИП Проект Базовый показатель Коэфф-т значимости
№1 №2 №3 N
1. Экономические показатели
1. Чистый приведенный доход (КРУ), тыс. руб. Чп Ч12 Ч13 Чш V ^ 1тах
X11 Х12 X 13 X1М
5. Эколого-экономические показатели
18. Уменьшение шума от транспорта (^ ) Ч181 Ч182 Ч183 Ч18 N у ^ 18тах с 18
Х181 X 182 X 183 X 18 N
Обобщенный показатель проекта (01) 01 02 03 Ом - -
Расчет интегральных показателей эффективности ИП
▼
Р
А ЦР
Условные обозначения:
NPV - чистая приведенная стоимость IRR - внутренняя норма рентабельности
DPBP - дисконтированный срок окупаемости инвестиций
PI - индекс прибыльности
Рф - обеспеченность инновационного проекта финансовыми ресурсами на всех этапах его реализации А, - изменение охвата сегмента рынка И - интеллектуалоемкость проекта
C,„ - рост капитализированной стоимости предприятия
■р - возможное время вывода на рынок ™ аналогичного по функциональным возможностям инновации товара со стороны конкурирующих организаций
ПЗ - патентозащищенность р мр - возможность продажи патента Р([р) - вероятность безотказной работы Сдап - расходы на сопровождение инновации Р^дап - вероятность уменьшения числа ДТП
£ - среднестатистическая стоимостная у величина ущерба от ДТП
П, - прирост активов предприятия
Рис. 2. Алгоритм многокритериальной оценки эффективности инновационных проектов
Рис. 3. Результаты расчетов обобщенного показателя О-Р только по экономическим критериям
Рис. 4. Результаты расчетов обобщенного показателя О-Р по всем критериям
Вариант 1. Проекты, которые находятся на быльного бизнеса. этапе создания концепции потенциально при- Вариант 2. Проекты, реализуемые молоды -
ми фирмами и нуждающиеся в финансировании для завершения разработки продукта и начальный маркетинг.
Вариант 3. Финансирование предоставляется фирмам для начала производства и продаж в коммерческом масштабе.
Вариант 4. Предоставляются финансовые средства расширяющейся фирме для увеличения запасов продукции или номенклатуры предлагаемых услуг (выпускаемых изделий).
Вариант 5. Финансовые средства предоставляются на крупное расширение фирмы, которая увеличивает объемы продаж.
При вложении инвестиций предлагается учесть риск того, что инновационный проект не будет осуществлен полностью, оценкой вероятности "отсутствия полного успеха". Этот показатель с учетом вышеуказанных вариантов определяется с качественной стороны и принимает следующие пять значений {«р1=очень большое» (соответствует первой стадии), «Р2=большое» (соответствует второй стадии), «Б3=среднее» (соответствует третьей стадии), «Б4=малое» (соответствует четвертой стадии), «Б5= очень малое» (соответствует пятой стадии)}.
Числовые значения вероятности "полного успеха" Р- проекта для каждого - -ого варианта вложения денежных средств рассчитывается на основе оценок Фишборна.
В соответствии со сказанным выше основная формула обобщенного показателя с учетом математической модели расчета неопределенности, характерной для инновационных проектов имеет вид:
р = Р- ■Сп + 2 • С-) (5)
г=1
где
Р-
вероятность полного успеха
п - количество интегральных показателей с учетом критерия Р- ;
Ч- - относительная оценка --го показателя --го проекта;
Сп - коэффициент значимости показателя
Р
Сi - коэффициент значимости i-го показа-
теля эффективности.
Таким образом, выбор инновационных проектов для финансирования целесообразно проводить с учетом описанной выше методики оценки их эффективности, алгоритм которой представлен на рис. 2.
Для апробации разработанных методов и алгоритмов по оценке эффективности внедрения инновационных проектов были отобраны шесть актуальных для предприятия ООО «Автодиагностика транспортных средств» (Пункт технического осмотра автотранспортных средств) инновационных проекта в области повышения безопасности автомобильного транспорта:
- проект №1: внедрение Комплекта беспроводной связи на диагностической линии, обеспечивающего беспроводную передачу измеренных параметров от диагностических приборов к коммуникационному центру;
- проект №2: установка дополнительно на диагностической линии амортизаторного стенда и площадки «увода»;
- проект №3: использование при проверке АТС на тормозном стенде догружающих ось устройств;
- проект №4: установка дополнительно к тормозному стенду опции для оценки эффективности тормозных систем АТС с постоянным «жестким» полным приводом на передний и задний мосты и с Visco межосевым дифференциалом при стендовых испытаниях;
Проект №5: установка дополнительно на диагностической линии тестера люфтов в сочленениях рулевого управления и подвески АТС.
Проект №6: использование на диагностической линии шумомера.
Результаты расчетов, выполненные на основе только экономических критериев, представленные на рис. 3, позволили установить, что инновационный проект №1 является наиболее привлекательным. В то же время при дополнительном учете остальных групп показателей эффективности инновационных проектов, представленном на рис. 4, более предпочтительным является уже проект №2.
Таким образом, на основе предлагаемого метода можно сделать вывод, что для полноценной оценки инновационных проектов не-
достаточно сводить все к определению только экономических показателей, поскольку проекты, в основе которых лежат инновации, имеют многоаспектное содержание. Представленный выше метод оценки эффективности инновационных проектов на основе формирования сис-
темы показателей позволяет провести оценку эффективности внедрения инновационного проекта на основе комплексного анализа и может широко применяться в различных отраслях экономики как предприятиями, так и различными частными инвесторами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Милехин С.В., Васильев С.В. Разработка системы оценки эффективности инновационного проекта в условиях динамично изменяющегося рынка высокотехнологичных товаров и услуг / Инновации, № 4(126), 2009, С.107-110.
2. Туккель И.Л., Яшин С.Н., Кошелев Е.В., Макаров С.А. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности, БХВ-Петербург, 2011 г. - 240 с.
УДК 338.27
М.А. Яблуновский
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение цен на продукцию, колебание курсов валют, инфляционное обесценивание средств хозяйствующего субъекта, появление конкурентов, предоставляющих продукцию идентичную или превосходящую по качеству. Для поддержания конкурентоспособности предприятия, его доли рынка сбыта необходимо постоянно проводить реконструкцию производственных мощностей, обновление материально-технической базы, освоение новых видов продукции.
Эффективность работы предприятия в целом и его структурных подразделений существенно зависит от используемых методов управления. Как показывает опыт, в результате неумелого управления потенциально эффективный проект может стать убыточным. Поэтому задача совершенствования существующих, внедрения новых и современных методов управления, и соответствующих инструментальных средств весьма актуальна.
Специалисты, занимающиеся обоснованием инвестиционных решений, испытывают острую потребность в качественно новых, эффективных подходах к организации и проведению экспертизы проектов, инструментах, обеспечивающих поддержку принятия решений. Как показывает опыт, организационно-
методическое обеспечение процесса экспертизы (анализа решения) во многом определяет объективность и достоверность ее результатов, что активно стимулирует исследователей к поиску и разработке новых методов и подходов к осуществлению инвестиционной экспертизы.
Для эффективной работы экспертов должны быть созданы условия, позволяющие провести экспертизу с наилучшим качеством и в кратчайшие сроки. Требуется, чтобы отдельно существующие методические и инструментальные средства, необходимые для успешной экспертизы проекта, были объединены в единую систему, в рамках которой задачи оценки проектов решались бы с наибольшей эффективностью. Обеспечить решение этой задачи можно в рамках автоматизированной системы поддержки принятия решения экспертизы ин-