Научная статья на тему 'Оценка эффективности и результативности деятельности организаций'

Оценка эффективности и результативности деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2920
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кальницкая И. В., Максимочкина М. В.

В настоящее время оценка эффективности и результативности деятельности организаций является неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности, улучшения финансового состояния любого хозяйствующего субъекта. Данная статья посвящена вопросу оценки эффективности и результативности организаций торговой деятельности. Отмечено, что данному вопросу в современной экономической литературе не уделено достаточного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и результативности деятельности организаций»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Кальницкая И.В.*, Максимочкина М.В.

Омский филиал Академии бюджета и казначейства Минфина России,

г. Омск

В настоящее время оценка эффективности и результативности деятельности организаций является неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности, улучшения финансового состояния любого хозяйствующего субъекта. Данная статья посвящена вопросу оценки эффективности и результативности организаций торговой деятельности. Отмечено, что данному вопросу в современной экономической литературе не уделено достаточного внимания.

Вопрос оценки эффективности и результативности деятельности организаций на сегодняшний день остается актуальным и открытым. Дискуссионными являются вопросы понятийного аппарата, соотношения экономических категорий «эффективность» и «результативность» применительно к различным видам деятельности, система показателей, характеризующих результативность и эффективности деятельности и др. Вследствие ограниченности объема в рамках данной публикации рассмотрим отдельные аспекты выше изложенных проблем применительно к деятельности торговых организаций.

Содержательный анализ экономической литературы по проблемным вопросам исследования позволяет сделать вывод, что вопрос оценки эффективности и результативности деятельности торговых организаций, в отличие от промышленных, не получил должного освещения. Большинство предлагаемых отечественных методик оценки эффективности и результативности ориентированы применительно к деятельности промышленных организаций. Однако в настоящее время торговые организации являются неотъемлемым звеном сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям. Вследствие этого, оценка эффективности и результативности деятельности торговых организаций имеет столь же важное значение, как и оценка эффективности и результативности деятельности промышленных предприятий.

В целях исследования, считаем необходимым прежде всего, сформулировать понятия торговой деятельности и торговой организации. Так, в государственном стандарте дано следующее определение: торговая дея-

* Доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика», кандидат экономических наук, доцент.

тельность это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям [1]. Торговая деятельность, как сформулировано в Законе «О торговой деятельности в городе Москве», это вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания [2].

В государственном стандарте также дано определение торгового предприятия: торговое предприятие - это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. [1].

Далее рассмотрим определение категорий «эффективность» и «результативность» деятельности организаций. Как отмечает В.П. Волков, эффективность хозяйственной деятельности это соотношение ме^ду достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда [3]. На предприятии затраты имеют форму авансированного основного и оборотного капитала, а конечные результаты - форму прибыли. Торговое предприятие не исключение. Однако, следует отметить особенности, присущие данному виду деятельности. Так, это особенности состава и структуры активов. В торговле активы представлены в основном оборотными активами (75-80 % всех активов) [4]. В составе оборотных активов преобладают товарные запасы. Основным источником доходов в торговле являются реализованные торговые надбавки. Расходы по основному виду деятельности - продаже товаров - в торговле представлены издержками обращения.

Результативность деятельности, как отмечает Ю.В. Андрухов, это сложная экономическая категория, отражающая реагирование внешней среды на совершаемое организацией действие. Под «действием» он понимает поставку организацией во внешнюю среду товара, продукта или услуги [5].

Оценку эффективности и результативности деятельности организаций необходимо осуществлять с применением системы показателей.

По мнению большинства авторов, в частности A.M. Фридмана, эффективность деятельности оценивается системой относительных показателей, главным из которых является рентабельность [6]. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торговых организаций, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торговой организации, но и оценить различные стороны ее деятельности. Как отмечает Г.В. Савицкая, рентабельность более полно характеризует окончательные результаты хозяйственной деятельности, чем прибыль, поскольку прибыль это абсолютный

финансовый эффект, сам по себе который не может характеризовать эффективность работы предприятия [7]. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток. Показатель прибыли лучше всего подходит для оценки результата функционирования предприятия. Прибыль торговой организации определяется вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, а также издержек обращения.

Изучив разные точки зрения по данной проблеме, считаем наиболее предпочтительной для оценки эффективности и результативности деятельности торгового предприятия, систему показателей, предложенную Г.В. Савицкой:

1. Показатели, характеризующие темпы развития предприятия:

- темп прироста совокупных активов;

- темп прироста объема продаж;

- темп прироста прибыли;

- темп прироста собственного капитала.

2. Показатели, характеризующие уровень доходности бизнеса:

- рентабельность собственного капитала;

- рентабельность продаж;

- коэффициент окупаемости затрат [7].

Систему показателей, предложенной Г.В. Савицкой, считаем необходимым, расширить посредством введения показателей общей экономической рентабельности торгового предприятия (как отношение суммы валовой или чистой прибыли к объему товарооборота), и рентабельности эффективности использования торговых площадей (как отношение прибыли от продаж к объему товарооборота).

Автор В.В. Авдеев отмечает, что наряду с прямыми показателями рентабельности, в торговой деятельности достаточно часто для анализа используются так называемые косвенные показатели. К ним относятся балансовая и чистая прибыль на единицу оборота, капиталоотдача [8].

Как утверждает автор В.В. Семенихин, в торговой деятельности оценка показателей рентабельности должна производиться в совокупности с оценкой таких экономических показателей как платежеспособность, ликвидность, оборачиваемость товарных запасов, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности. Это означает, что анализ показателей рентабельности должен быть нагляден и свидетельствовал бы о реальном финансовом состоянии торговой организации [9].

Таким образом, показатель рентабельности - это параметр, который отражает эффективность деятельности торговой организации за определенный промежуток времени. Однако он может использоваться и как инструмент управления деятельностью торговых организаций.

Как уже было сказано выше, результативность деятельности торговой организации может быть выражена при помощи различных показателей:

выручкой от реализации продукции (товарооборот), валовой прибылью (выручка от реализации минус переменные расходы), прибылью от продаж (валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы), прибылью до налогообложения (прибыль от продаж плюс доходы, не связанные с основным видом деятельности и минус прочие расходы), чистой прибылью (прибыль до налогообложения минус налоговые платежи) и другими.

Показатель выручки от реализации демонстрирует, было ли достигнуто плановое значение и насколько изменился этот показатель в сравнении с прошлыми периодами. Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных средств (фондов), иного имущества и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и валовая прибыль тождественны. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.

При анализе выполнения плана по валовой прибыли необходимо оценить, как на нее влияют такие факторы, как выполнение плана реализации по ассортименту, соблюдение плановых закупочных цен, стоимость предпродажной подготовки, доставки товара поставщиками (может присутствовать в закупочной цене в скрытом виде).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночная экономика вынуэдает торговые организации быть конкурентоспособными, рост которой способствует увеличению объема продаж, росту прибыли, расширяет возможности накопления. Только эффективная и результативная деятельность торговой организации может обеспечит ее конкурентоспособность на рынке. В связи с этим возникает необходимость осуществлять регулярный анализ эффективности и результативности деятельности торговых организаций.

Обзор литературных источников показал, что по исследуемой проблеме отсутствует единая система показателей, характеризующих эффективность и результативность торговой деятельности. Также очевидно, что однозначной, общепринятой трактовки понятий «эффективность» и «результативность» до настоящего времени не существует.

Список литературы:

1. Государственный стандарт РФ «Торговля. Понятия и определения» от 11.08.1999 № 242-ст.

2. Закон г. Москвы « О торговой деятельности в городе Москве» от 9.12.98 № 29.

3. Волков В.П., Ильин А.И., Станкевич В.И. Экономика предприятия: учебное пособие. - М.: Новое издание, 2004. - 672 с.

4. www.tradetax.ru/about.

5. Андрухов Ю.В. Совершенствование оценки социально-экономической результативности деятельности организаций потребительской кооперации.

6. Фридман A.M. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества. - М.: Дашков и К, 2007. - 628 с.

7. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия: методологические аспекты. - М.: Новое издание, 2004. - 160 с.

8. Авдеев В.В. Оценка финансового состояния торговых предприятий // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2008. - № 8.

9. Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. - ГроссМедиа; РОСБУХ, 2010.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: НЕОБХОДИМОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ

© Костюк К.С.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

Качество является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности, поэтому качеством необходимо управлять. Однако до сих пор далеко не каждый руководитель осознает эту необходимость и то, что может дать организации управление качеством. Данная статья направлена на достижение понимания необходимости управления качеством на предприятии.

Качество - это важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.

Большинство трактовок понятия качество было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO). ISO определяет качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [3]. Объект в данном определении четко не указывается. Под объектом можно рас-

* Студент кафедры Систем управления и экономики энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.