Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности региональных органов власти в сфере туризма'

Оценка эффективности деятельности региональных органов власти в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1034
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАН ВЛАСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURISM / TOURIST POLICY / AUTHORITY / EFFICIENCY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мелешенко Наталья Алексеевна

В статье рассматривается меанизм оценки эффективности деятельности органов власти в сфере туризма в РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мелешенко Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF REGIONAL AUTHORITIES IN THE SPHERE OF TOURISM

In article the meanizm of assessment of efficiency of activity of authorities in the sphere of tourism in the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности региональных органов власти в сфере туризма»

УДК 323

Мелешенко Наталья Алексеевна, магистрант ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», г. Курск, Россия e-mail: lady.cool-sitnikova46@yandex.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация: в статье рассматривается меанизм оценки эффективности деятельности органов власти в сфере туризма в РФ.

Ключевые слова: туризм, туристская политика, орган власти, эффективность деятельность.

Meleshenko Natalya Alekseevna, undergraduate CHOU WO "The Kursk institute of management, economy and business", Kursk, Russia e-mail: lady.cool-sitnikova46@yandex.ru

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF REGIONAL AUTHORITIES

IN THE SPHERE OF TOURISM

Summary: in article the meanizm of assessment of efficiency of activity of authorities in the sphere of tourism in the Russian Federation is considered. Keywords: tourism, tourist policy, authority, efficiency activity.

Современный этап развития туризма связан с разработкой и реализацией единой стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, превращения его в высокодоходный сектор экономики страны. Актуальность данного вопроса подтверждается возрастающей активностью органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 закреплением норм государственного регулирования в туризме в соответствующих нормативно-правовых актах, предъявлением более высоких требований к региональным органам исполнительной власти. [3]

Эффективное развитие регионального туристско-рекреационного комплекса страны, а, следовательно, эффективность работы региональных туристских администраций, определяется решением двух основных задач:

1. Удовлетворением потребностей людей в качественном отдыхе, лечении, реабилитации, восстановлении физических и духовных сил.

2. Стимулированием устойчивого социально-экономического развития регионов [5].

Удовлетворение потребностей людей в качественном отдыхе, лечении, реабилитации, воспроизводстве физических и духовных сил зависит от наличия и доступности качественных туристско-рекреационных услуг (т.е. от эффективности функционирования предприятий туристской индустрии), а также аттрактивности и туристской привлекательности субъекта. Последнее определяется наличием, спецификой, территориальным сочетанием туристско-рекреационных ресурсов, а также формированием положительного туристского образа региона и его продвижением.

Стимулирование устойчивого социально-экономического развития региона - важная задача, которую должны решать региональные туристские администрации. Устойчивость социально-экономического развития региона зависит от уровня самообеспеченности, самофинансирования, самоокупаемости и экономической самостоятельности. Таким образом, туристско-рекреационный комплекс региона должен обеспечивать местное население и гостей территории туристско-рекреационными услугами, рабочими местами, вносить существенных вклад в региональный валовой продукт и иметь устойчивые внутренние и внешние экономические связи [4].

Для разработки критериев (индикаторов) и системы показателей, характеризующих развитие туристско-рекреационного комплекса на региональном уровне и, соответственно, эффективность деятельности

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 исполнительных органов власти в сфере туризма, были проанализированы программы развития туристской деятельности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 11.07.2007 № 66 «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации», для характеристики состояния туристско-рекреационного комплекса рекомендован следующий состав показателей, включаемых в программу [2]:

- количество средств размещения (единиц);

- совокупный номерной фонд (койко-мест);

- среднегодовая загрузка гостиниц (%);

- численность занятых в сфере туризма (человек);

- количество туристических фирм (единиц).

Для характеристики динамики туристской сферы был рекомендован следующий состав показателей, включаемых в программу:

- въездной туризм (человек);

- выездной туризм (человек);

- объем предоставленных туристских услуг (млн руб.);

- темп роста объема туристско-экскурсионных услуг (%);

- налоговые отчисления в бюджеты различных уровней (руб.).

Анализ региональных программ развития туристско-рекреационного

комплекса России показал, что перечень используемых показателей в различных регионах существенно различается как по составу, названию этих показателей, так и по характеризуемым параметрам развития туризма.

Исходя из концепции эффективности развития туристско-рекреационного комплекса регионов Российской Федерации, анализа региональных программ развития туризма, а также использования Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержден правительством Российской Федерации от 11 ноября 2014 года №

2246-р) и «Дорожной карты» по предоставлению отчетности о выполнении Плана реализации стратегии по развитию туризма до 2020 года был разработан набор критериев (индикаторов) и показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти [6].

Разработанный набор критериев характеризует как объективные показатели привлекательности и конкурентоспособности субъекта РФ, возможности предоставления качественных туристско-рекреационных услуг различным категориям потребителей, так и отражает роль туризма в социально-экономическом развитии субъектов. Каждый критерий (индикатор) представлен набором показателей, имеющих количественное выражение.

С целью оптимизации набора индикаторов и показателей было проведено обсуждение разработанной системы оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти в сфере туризма с региональными туристскими администрациями путем интервьюирования. Свое мнение по поводу предлагаемой системы критериев и показателей высказало 12 субъектов Российской Федерации:

1. Московская область;

2. Курганская область;

3. Республика Татарстан;

4. Ненецкий автономный округ;

5. Самарская область;

6. Калужская область;

7. Республика Бурятия;

8. Ярославская область;

9. Волгоградская область;

10. Ленинградская область;

11. Ставропольский край;

12. Тульская область. [6]

Корректировка системы оценки эффективности региональных органов исполнительной власти в сфере туризма состояла в унификации набора

показателей. С учетом устных и письменных рекомендаций субъектов по оптимизации системы критериев и показателей предлагается остановиться на 10 критериях (индикаторах), включающих 34 показателя. Предложенные индикаторы характеризуют эффективность развития туристско-рекреационного комплекса и, соответственно, эффективность работы исполнительных органов власти в сфере туризма (таблица 1). В основе разработанных индикаторов определения эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма лежит рейтинговый подход.

Таблица 1. Критерии (индикаторы) и показатели оценки эффективности

деятельности региональных исполнительных органов власти в сфере туризма

Характеризуемый объект № Наименование показателя ед. измерения

1.Туристский поток 1. Количество туристских прибытий российских граждан (поездок) Тыс.

2. Количество прибытий иностранных туристов (поездок) Тыс.

3. Количество экскурсантов Тыс.

2.Туристские услуги 4. Объем предоставленных туристских услуг (млн руб.)

6. Количество туроператорских фирм в сфере внутреннего и въездного туризма (ед.)

7. Количество приоритетных направлений туризма, закрепленных в региональных программных документах и постановлениях (ед.)

3. Гостиничные услуги 8. Количество коллективных средств размещения (ед.)

9. Доля классифицированных коллективных средств размещения (%)

10. Совокупный номерной фонд (кол-во номеров)

11. Численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения (тыс. чел.)

13. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (тыс. чел.)

14. Объем оказанных населению услуг в коллективных средствах размещения (млн руб.)

4. Трудовые ресурсы 15. Численность занятых в туристских предприятиях (чел.)

16. Численность занятых в гостиничных предприятиях (чел.)

17. Численность аккредитованных гидов, экскурсоводов (чел.)

5. Объекты туристской инфраструктуры 18. Количество вновь построенных и реконструированных объектов туристской инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства (ед.)

19. Количество организованных пляжей (за исключением арктических и субарктических территорий) (ед.)

20. Количество горнолыжных трасс (ед.)

6. Рекламная деятельность регионов по продвижению туристских продуктов и услуг 21. Количество российских и международных специализированных выставок, в которых регион принял участие (ед.)

22. Количество событийных мероприятий, проводимых при поддержке региональных туристских администраций (ед.)

23. Количество туристских информационных центров (ед.)

7. Образование в сфере туризма 24. Доля специалистов региональных и муниципальных туристских администраций, имеющих профильное туристское образование (%)

25. Доля специалистов региональных и муниципальных туристских администраций, прошедших повышение квалификации или переподготовку в сфере туризма за отчетный период (%)

26. Количество образовательных мероприятий (семинаров, мастер-классов, образовательных программ), реализованных по инициативе органов исполнительной власти (ед.)

8.Программные мероприятия 27. Количество разработанных инвестиционных муниципальных, межмуниципальных и региональных туристско-рекреационных проектов (проектов туристско-рекреационных и автотуристских кластеров) (ед.)

28. Доля муниципальных районов и городских округов региона, имеющих утвержденные целевые программы (подпрограммы) по развитию туризма от общего количества муниципальных районов и городских округов региона. (%)

9.Развитие «безбарьерного» туризма 29. Доля доступных для людей с ограниченными физическими возможностями гостиничных предприятий и аналогичных средств размещения в общем объеме гостиничных предприятий и аналогичных средств размещения региона (%)

30. Доля доступных для людей с ограниченными физическими возможностями объектов показа в общем объеме объектов показа региона (%)

10. Роль туризма в экономике региона 31. Доходы в консолидированный бюджет региона от туристско-рекреационной деятельности (млн руб.)

32. Количество резидентов, реализующих инвестиционные проекты в туристско-рекреационной сфере (ед.)

Для оценки эффективности органов исполнительной власти в качестве информационных источников целесообразно использовать государственные информационные системы - федеральные, региональные информационные системы, муниципальные и иные информационные системы.

В настоящем докладе были использованы для получения количественных данных следующие информационные источники:

1. Официальный интернет-сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм, www.russiatourism.ru).

2. .Автоматизированная информационная система «Единый федеральный реестр туроператоров» (Ростуризм, www.russiatourism.ru).

3. Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация, www.favt.ru).

4. Информационно-вычислительная система Росстата (Росстат, www.gks.ru).

5. Государственная информационная система миграционного учета Федеральной миграционной службы (ФМС России, www.fms.gov.ru).

6. Мониторинг Стратегии развития туризма в Российской Федерации до

2020 г.

Методика комплексной системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма основана на принципах математической обработки разнородных массивов данных методом

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 классификации. Классификация проводилась в несколько этапов с учетом необходимости перевода значений показателей в относительные величины, нормирования показателей и «взвешивания» итоговых значений.

Сложность расчетов заключалась в отсутствии полноценной и достоверной информации, полученной от субъектов РФ, в рамках проведенного Мониторинга Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

В результате исследований был получен рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма (таблица 2).

Таблица 2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности деятельности исполнительных органов власти в сфере туризма

1. г. Москва

2. Краснодарский край

3. Алтайский край

4. Республика Татарстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. г. Санкт-Петербург

6. Республика Алтай

7. Тульская область

8. Калужская область

9. Ярославская область

10. Свердловская область

11. Республика Бурятия

12. Вологодская область

13. Владимирская область

14. Самарская область

15. Республика Крым

16. Республика Карелия

17. Ханты-Мансийский АО

18. Московская область

19. Калининградская область

20. г. Севастополь

21. Архангельская область

22. Чувашская Республика

23. Республика Башкортостан

24. Новгородская область

25. Нижегородская область

26. Ленинградская область

27. Республика Якутия (Саха)

28. Липецкая область

29. Волгоградская область

30. Красноярский край

31. Приморский край

32. Ставропольский край

33. Удмуртская Республика

34. Томская область

35. Ульяновская область

36. Астраханская область

37. Пермский край

38. Кемеровская область

39. Ростовская область

40. Тверская область

41. Сахалинская область

42. Республика Хакасия

43. Рязанская область

44. Челябинская область

45. Республика Мордовия

46. Брянская область

47. Псковская область

48. Костромская область

49. Кабардино-Балкарская Республика

50. Оренбургская область

51. Белгородская область

52. Новосибирская область

53. Республика Марий Эл

54. Пензенская область

55. Воронежская область

56. Ивановская область

57. Иркутская область

58. Тамбовская область

59. Республика Дагестан

60. Саратовская область

61. Хабаровский край

62. Мурманская область

63. Камчатский край

64. Амурская область

65. Смоленская область

66. Республика Северная Осетия - Алания

67. Омская область

68. Республика Ингушетия

69. Республика Тыва

70. Тюменская область

71. Курская область

72. Чеченская Республика

73. Республика Адыгея

74. Магаданская область

75. Курганская область

76. Карачаево-Черкесская Республика

77. Орловская область

78. Республика Калмыкия

79. Республика Коми

80. Ямало-Ненецкий АО

81. Ненецкий АО

82. Кировская область

83. Забайкальский край

84. Чукотский АО

85. Еврейская АО

Регионами - лидерами рейтинга стали г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край. В ТОП-10 настоящего рейтинга по темпам развития туризма вошли: Калужская область, Алтайский край, Тульская, Вологодская, Свердловская, Московская, Ярославская, Нижегородская, Калининградская, Новгородская области. Это регионы, где туризму уделяется ключевое место в структуре хозяйственного комплекса, проводится работа по формированию и продвижению региональных и межрегиональных туристских продуктов, создаются туристско-рекреационные кластеры и реализуются социально-значимые проекты, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства. [2] [6]

В заключение хочется отметить, что основной задачей представленного рейтинга является достижение высокого качества принимаемых управленческих решений в сфере туризма на региональном уровне, повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта и туристской привлекательности региона.

Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности деятельности исполнительных органов власти в сфере туризма является составной частью комплексной оценки рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню и темпам развития туризма.

Список использованных источников

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс».

2. Приказ Федерального агентства по туризму от 11.07.2007 № 66 «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации». // СПС «Консультант Плюс».

3. Еременко, В. В., Еськова, Н. А. Планирование социально-экономического развития в регионах и муниципальных образованиях: стратегический подход в Кореневском районе/Н.А.Еськова //Наука и практика регионов. -2017. -№3 (8). / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28814185 (дата обращения: 7.02.2018).

4. Еськова, Н. А. Консолидация государства, бизнеса и общества как фактор устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности /Н.А.Еськова //Сборник научных статей. Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции и механизмы консолидации государства, бизнеса, общества». - Курск: Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2014. - С. 27-32.

5. Мелешенко, Н.А., Еськова, Н.А., Деятельность органов государственной власти субъектов РФ по поддержке туристско- рекреационной сферы: региональный аспект/ «Наука и практика регионов» №4(5). - 2016 -С.47-54.

6. Официальный сайт Ростуризма. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 9.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.