УДК 331.1
А.А. Бургазлиев
Магистрант, Академия маркетинга и социально-информационных
технологий — ИМСИТ (г. Краснодар)
A.A. Burgazliev
Academy of Marketing and Social-Information Technologies (Krasnodar)
Научный руководитель: Н.В. Елисеева д.г.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных
технологий — ИМСИТ (г. Краснодар)
N. V. Eliseeva
Professor, Dr. of science, Academy of Marketing and Social-Information Technologies (Krasnodar) ([email protected], 89181924915)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ОФИСМАКС», Г. НОВОРОССИЙСК
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы изучения оценки эффективности деятельности ООО «ОфисМакс». Для оценки эффективности анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия потребовали изучение технической оснащенности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченность материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Это дает возможность формировать производственную программу и выявить скрытые резервы повышения эффективности производства.
Annotation. The article considers the problems of studying the evaluation of the effectiveness of LLC "OfficeMax". To assess the effectiveness of the analysis and diagnosis of economic activity of the company required the study of technical equipment of production, the competitiveness of products, the availability of material, financial and labor resources. This makes it possible to form a production program and to reveal hidden reserves of increasing production efficiency.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ресурсы, хозяйственная деятельность, экономика, эффективная деятельность предприятия.
Key words: competitiveness, resources, economic activity, economy, effective activity of the enterprise.
Анализ деятельности предприятия даёт возможность оценить, по каким направлениям необходимо вести работу, чтобы установить его слабые и сильные позиции. Результаты дают ответ по улучшению финансового положения в конкретный период времени, кроме того дают возможность выявить и устранить недостатки и найти резервы для улучшения финансового положения предприятия.
В этой связи важнейшей задачей для собственников и руководителей организаций является эффективность предприятия, а точнее - оценка эффективности деятельности организации. В итоге, необходим качественно новый подход к исследованию эффективности предприятий, к определению критериев ее оценки.
В экономической литературе встречаются различные подходы к пониманию эффективности и способам ее отражения. По мнению Тюкавкина И.Н. эффективность - это качественная, динамическая экономическая категория, непосредственно связанная с интенсивностью функционирования и развития производства. Если конечный результат функционирования предприятия совпадает с его целеполаганиями, то деятельность предприятия считается рациональной, а если обратное, то деятельность нерациональна [1].
Профессором Суворовой А.П. под эффективностью деятельности предприятия понимается мера полноты и качества решения задачи, поставленной перед системой, выполнения ею своей миссии (функции), обеспечивающей достижение
положительного финансового результата [2].
По мнению Ильминской С.А. «эффективность деятельности есть степень фактического достижения результата функционирования, заданного функцией системы» [3].
Таким образом, эффективность представляет собой многогранное понятие, которым можно охарактеризовать различные системы, процессы и явления. Иначе говоря, эффективность представляет собой конечный результат активности и функционирования механизма, процесса или системы управления, взаимодействия управляющей и управляемой системы, другими словами, это интегрированный продукт и результат взаимодействия компонентов управления.
Основным итоговым показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия, является прибыль. Если доходы предприятия превышают его расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Для определения эффективности деятельности взяты основные экономические показатели ООО «ОфисМакс» за последние три периода, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «ОфисМакс»_
Абсолютные отклонения, (+,-) Темп роста (снижения), %
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. от 2014 г. 2016 г. от 2015 г. 2016г. к 2014 г. 2016 г. к 2015 г.
Выручка, тыс. руб. 23180 44939 62824 39644 17885 271,03 139,80
Себестоимость продаж, тыс. руб. 14298 28859 36756 22458 7897 257,07 127,36
Прибыль от продаж, тыс. руб. 6250 6750 11208 4958 4458 179,33 166,04
Чистая прибыль, тыс. руб. 5509 4049 10204 4695 6155 185,22 252,01
Средние остатки оборотных средств, тыс. руб. 8204,5 14481,5 24779 16574,5 10297,5 302,02 171,11
Среднесписочная численность работников, чел. 9 10 10 1 0 111,11 100,00
Фонд заработной платы, тыс. руб. 3671 4215 3512 -159 -703 95,67 83,32
Производительность труда, тыс. руб./чел. 2575,56 4493,90 6282,40 3706,84 1788,50 243,92 139,80
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 33,99 35,13 29,27 -4,72 -5,86 86,10 83,32
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов 2,83 3,1 2,54 -0,29 -0.56 89,75 81,94
Затраты на 1 руб. продаж, руб. 0,62 0,64 0,59 -0,03 -0,06 94,85 91,11
Эффективность ООО «ОфисМакс» растет, ведь прибыль от продаж выросла на 79,33%. Такой показатель свидетельствует об эффективной работе предприятия.
В 2014 г. выручка ООО «ОфисМакс» составила 23 180 тыс. руб. На конец 2016 г. значение достигло 62 824 тыс. руб., то есть прирост показателя составил 171,03%. Это ведет к улучшению рыночного положения компании, повышению ее
конкурентоспособности. За исследуемый период выручка демонстрирует более высокий темп роста (271,03%), чем себестоимость (257,07%). Это позитивное явление, которое приводит к повышению валовой прибыли.
Чистая прибыль формируется под влиянием всех внутренних и внешних процессов. В компании объем чистой прибыли в 2014 г. составил 5 509 тыс. руб., а 2016 г. компании объем чистой прибыли составил 10204 тыс. руб. Динамика чистой прибыли ООО «ОфисМакс» в течение 2014-2016 гг. доказывает, что эффективность работы компании, в общем, повышается, ведь прибыль выросла на 85,22%.
Среднегодовая численность работников увеличилась за период на 1 человека или 11,1 % и составила в 2016 г. 10 человек. Рост численности работников, занятых в торговле, соответствует общему темпу роста численности персонала Общества за анализируемый период. В 2016 г. произошло значительное увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств по сравнению с 2014 г. - на 202,02%, что свидетельствует об отвлечении части текущих активов на приобретение товаров.
Фонд оплаты труда в 2016 г. относительно 2014 г. снизился на 159 тыс. руб. или на 16,68%. Среднемесячная заработная плата в 2016 г. составила 29,27 тыс. руб., что на 4,72 тыс. руб. меньше, чем в 2014 г. Производительность труда выросла за период на 143,92%, составив в 2016 г. 6282,4 тыс. руб. на одного работника организации.
Таким образом, как видно из таблицы 1 основные экономические показатели деятельности ООО «ОфисМакс» с 2014 г. по 2016 г. повышаются, что свидетельствует о благополучном состоянии предприятия.
Чтобы оценить сравнительную эффективность отдельных отраслей и предприятий, которые выпускают различные виды продукции в разных объемах, используют показатели рентабельности. Из всех показателей наиболее часто применяются такие, как показатели рентабельности активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности продаж.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент инвестиционной и ценовой политики.
Показатели рентабельности организации представлены в таблице 2.
Таблица 2- Динамика показателей рентабельности ООО «ОфисМакс»
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. Абсолютное отклонение, (+,-)
2016 г. от 2014 г. 2016 г. от 2015 г.
Рентабельность активов, % 50 22,55 32,29 -17,71 9,74
Рентабельность собственного капитала, % 52,79 27,95 40,16 -12,63 12,21
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % 26,96 15,02 17,84 -9,12 2,82
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % 23,77 9,01 16,24 -7,52 7,23
Коэффициент реинвестирования, % 100 100 106,94 6,94 6,94
Коэффициент устойчивости экономического роста, % 52,79 27,95 42,95 -9,84 15
Период окупаемости активов, год 2 4,43 3,1 1,1 -1,33
Период окупаемости собственного капитала, год 1,89 3,58 2,49 0,6 -1,09
Рентабельность активов показала, что в 2016 г. каждый рубль, вложенный в активы ООО «ОфисМакс», принес 0,3229 рублей прибыли. Этот показатель
свидетельствует об эффективной работе компании. Говоря о факторах, стоит заметить, что рост конечного финансового результата с 4 008 тыс. руб. до 10 204 тыс. руб. положительно влиял на целевой показатель, однако повышение суммы привлеченных активов привело к снижению рентабельности активов. Показатель окупаемости активов составил 3,1 лет.
Рентабельность собственного капитала составила 40,16% в 2016. Это высокий показатель, который свидетельствует о целесообразности вложения средств собственниками в ООО «ОфисМакс». Как результат, период окупаемости собственного капитала составляет 2,49 лет.
Каждый рубль продаж позволил заработать 0,1784 рублей прибыли от продаж. Это свидетельствует об эффективном управлении расходами в компании. Снижение рентабельности продаж по прибыли от продаж в течение 2014-2016 гг. на 9,12% свидетельствует об ухудшении качества работы менеджмента в компании. Коэффициент реинвестирования ООО «ОфисМакс» был выше единицы в 2016 г., а это значит, что прибыль является не единственной причиной роста собственного капитала. Значение коэффициента устойчивости экономического роста говорит о том, что в 2016 г. 42,95% собственного капитала было увеличено за счет чистой прибыли.
Не менее важными являются показатели, характеризующие эффективность деловой деятельности организации (табл. 3).
Таблица 3 - Динамика показателей деловой активности ООО «ОфисМакс»
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. Абсолютное отклонение, (+,-) 2016 г. от 2014 г.
Оборачиваемость собственного капитала 3,02 3,61 3,15 0,13
Оборачиваемость активов 2,82 3,1 2,54 -0,29
Фондоотдача 2 318 8 987,8 0 -2318
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты 2,83 3,1 2,54 -0,29
Период одного оборота оборотных средств, дней 127,42 116,01 141,99 14,57
Коэффициент оборачиваемости запасов, обороты 2,09 6,43 5,72 3,62
Период одного оборота запасов, дней 172,08 55,95 62,97 -109,11
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, обороты 43,17 23,76 6,39 -36,77
Период погашения дебиторской задолженности, дней 8,34 15,15 56,31 47,97
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, обороты 39,88 15,59 12,16 -27,72
Период погашения кредиторской задолженности, дней 9,03 23,1 29,59 20,57
Период производственного цикла, дней 172,08 55,95 62,97 -109,11
Период операционного цикла, дней 180,42 71,1 119,28 -61,14
Период финансового цикла, дней 171,39 48 89,68 -81,71
В 2016 г. на каждый привлеченный рубль собственного капитала ООО «ОфисМакс» продало 3,15 рублей товаров и услуг. Согласно данным финансовой отчетности, происходит увеличение суммы продаж предприятия в течение 20142016 гг., что стимулирует повышение показателя оборачиваемости собственного капитала. Однако рост объема собственного капитала ООО «ОфисМакс» имеет противоположное влияние.
Показатель фондоотдачи в отчетном периоде уменьшился на 8987,8 руб./руб. относительно предыдущего периода, так как основные средства за 2015 г. и 2016 г. были равны 0.
Активы компании совершили 2,54 оборотов в течение 2016 г. Каждый используемый рубль основных средств позволил предприятию произвести и продать 8 987,8 рублей товаров и услуг. Рост показателя на 6 669,8 свидетельствует о по-
вышении эффективности управления основными средствами.
Оборачиваемость дебиторской задолженности на уровне 6,39 оборотов в год означает, что ООО «ОфисМакс» собирал дебиторскую задолженность в среднем 6,39 раз в год. Эффективность управления дебиторской задолженностью снизилась, ведь значение показателя уменьшилось на 36,77. Сравнивая показатель со значением оборачиваемости кредиторской задолженности, можно понять, что, в общем, политика управления кредиторско-дебиторской задолженностью была неэффективной. Дебиторы использовали средства ООО «ОфисМакс» в среднем в течение 56,31 дней, а ООО «ОфисМакс» возвращало средства кредиторам в течение 29,59 дней. Таким образом, дебиторы отвлекали больше средств, чем ООО «ОфисМакс» получало от поставщиков и подрядчиков.
Операционный цикл ООО «ОфисМакс» составлял около 119,28 дней. Это время полного оборота основных оборотных активов. Снижение показателя на 61,14 дней свидетельствует о повышении эффективности операционного процесса ООО «ОфисМакс». Период превращения товара в денежные средства составлял 89,68 дней.
Таким образом, из проведенного анализа финансового состояния видно, что существуют некоторые проблемы с рентабельностью, ООО «ОфисМакс» следует оптимизировать процесс продажи товара таким образом, чтобы не просто росла выручка, а увеличивалась доля чистой прибыли в выручке. Также необходимо сокращение дебиторской и кредиторской задолженности в общей структуре обязательств организации.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду доходов. Основными их источниками является увеличение объема товарооборота, снижение себестоимости закупки товара, повышение качества обслуживания, реализация товара на более выгодных рынках сбыта и в наиболее оптимальные сроки и т.д. В результате исследования установлено - деятельность ООО «ОфисМакс» можно считать эффективной. Источники:
1. Тюкавкин И.Н., Тюкавкин Н.М. Модель стратегической эффективности деятельности компании // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 8 (130). - С. 156.
2. Суворова А.П. Менеджмент: учеб. пособие // Под общ. ред. д-ра экон.наук, проф. С.Д.Резника. - М.: Инфра-М, 2013. - 250 с.
3. Ильминская С.А. и др. Экономическая эффективность и проектирование инноваций: учебное пособие // Под ред. С. В. Шманёва. - Орёл: Картуш, 2015. - 175 с.
О.В. Вандрикова
К.э.н., доцент кафедры ИТД и управления на предприятиях НГК, Кубанский социально-экономический институт
O. V. Vandrikova
Associate Professor, Cand. science Department of ITD and management at NGK
Enterprises Kuban Social and Economic Institute
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены методы маркетингового контроля и аудита внуртиорганизационной направленности, проведен анализ методического обеспечения внутриорганизационной маркетинговой деятельности современных вузов и предложена методика оценки результативности и эффективности мероприятий и программ внутреннего маркетинга в образовательном учреждении высшего образования.
Annotation. The article considers the methods of marketing control and audit