Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепенкова Е.А., Базарнова Н.Д.

Введение. В статье обобщаются результаты первого года работы по реализации научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т. ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006). Исследование направлено на разработку теоретических и методических основ оценки эффективности деятельности классных руководителей современной школы. Актуальность задачи определяется значительно возросшим в последние годы общественным вниманием к организации воспитательной деятельности школы и отсутствием единых, общепризнанных критериев оценки эффективности деятельности ключевой фигуры воспитательного процесса школы - классного руководителя. Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования является комплекс методологических подходов: системно-деятельностного (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эдьконин); акмеологического (Г. М. Деркач, В. Н. Максимова); личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); компетентностного (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя); критериально-уровневого (И. А. Зимняя, Н. Б. Авалуева); задачного (В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева); интегративного, комплексного (А. П. Беляева). Использовались следующие методы исследования: системный анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование, опрос, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, методы статистической обработки результатов. Результаты исследования. В ходе исследования спроектирована и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя. На её основе разработана интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая процессуальный, личностный и результативный блоки, каждый из которых содержит определённые критерии и показатели. Они построены с учетом инвариантных направлений деятельности классного руководителя (деятельность по воспитанию и социализации личности обучающегося, работа с родителями, с классом, с педагогами-предметниками, с социальными партнёрами и соответствующая ей технология анализа и оценки). Сконструирована методика оценки эффективности деятельности классного руководителя как способ комплексной диагностики его профессиональной деятельности, качества взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений и определения степени развития его профессионально-личностных компетенций. Она включает интегративную критериальную матрицу, профессиограмму классного руководителя, процедурные «пакеты», современный практико-ориентированный диагностический инструментарий. Разработаны практико-ориентированные инструменты, средства оценки, являющиеся частью методики, которые обеспечивают объективность, уточняют содержание оценки и значительно расширяют возможности определения эффективности деятельности классного руководителя. Данные диагностические средства представлены чек-листами, графическими кейсами, опросниками. Результаты исследования прошли апробацию, экспертизу и обсуждение в семи субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Калининград, Нижегородская, Московская, Кировская, Ульяновская, Самарская области) в онлайн- и офлайн-режимах в контексте определения их практической применимости. Был получен позитивный отклик в профессиональном педагогическом сообществе. Обсуждение и заключения. Разработаны теоретические и методические основы оценки эффективности деятельности классных руководителей на основе выделенных выше методологических подходов и комплекса обоснованных принципов (открытости, оптимальности и объективности, системности, критериальной ясности, коллегиальности,сочетания экспертной оценки и самооценки и др.). Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике анализа и оценки эффективности деятельности классных руководителей. Кроме того, они могут быть применены в профессиональной подготовке будущих педагогов на уровне бакалавриата и магистратуры при разработке спецкурсов, п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепенкова Е.А., Базарнова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE PERFORMANCE OF THE CLASS TEACHER: THE EXPERIENCE OF MININ UNIVERSITY

Introduction. The article summarizes the results of the first year of work on the implementation of the scientific project "Evaluation of the effectiveness of the class teacher (including the development of performance criteria)" (730000F.99.1.BV10AA00006). The research is aimed at developing theoretical and methodological foundations for evaluating the effectiveness of the activities of class teachers in a modern school. The relevance of the task is determined by the significantly increased public attention in recent years to the organization of the educational activities of the school and the lack of unified, generally recognized criteria for evaluating the effectiveness of the key figure in the educational process of the school: the class teacher. Materials and Methods. The theoretical and methodological basis of the study is a set of methodological approaches: system-activity approach (V. V. Davydov, A. N. Leontiev, S. L. Rubinshtein, D. B. Edkonin); acmeological (G. M. Derkach, V. N. Maksimova); personality-oriented (E. V. Bondarevskaya, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya); competence (A. V. Khutorskoy, I. A. Zimnyaya); criterion-level (I. A. Zimnyaya, N. B. Avalueva); task (V. I. Slobodchikov, G. A. Ignatieva); integrative, complex (A. P. Belyaeva). The following research methods were used: system analysis and synthesis, comparative and comparative, theoretical modeling, survey, method of expert assessments, study and generalization of pedagogical experience, methods of statistical processing of results. Results. The research team substantiated a structural-functional model for evaluating the effectiveness of the class teacher. On its basis, an integrative criterion matrix for evaluating the effectiveness of the class teacher was developed, including procedural, personal and productive blocks, each of which contains certain criteria and indicators. They are built taking into account the invariant areas of activity of the class teacher (activities for the education and socialization of the personality of the student, work with parents, with the class, with subject teachers, with social partners) and the corresponding analysis and evaluation technology. A method for evaluating the effectiveness of a class teacher's activity has been constructed as a way of a comprehensive diagnosis of his professional activity, the quality of interaction with all participants in educational relations and determining the degree of development of his professional and personal competencies. It includes an integrative criteria matrix, a class teacher's professiogram, procedural "packages", modern practice-oriented diagnostic tools. Practice-oriented tools of the assessment tool have been developed, which are part of the methodology, which provide objectivity, clarify the content of the assessment and significantly expand the possibilities for determining the effectiveness of the class teacher. These diagnostic tools are represented by checklists, graphic cases, questionnaires. The results of the study were tested, reviewed and discussed in seven constituent entities of the Russian Federation (St. Petersburg, Kaliningrad, Nizhny Novgorod, Moscow, Kirov, Ulyanovsk, Samara regions) online and offline in the context of determining their practical applicability. A positive response was received in the professional pedagogical community. Discussion and Conclusions. Theoretical and methodological foundations for assessing the effectiveness of class teachers have been developed on the basis of the above methodological approaches and a set of sound principles (openness, optimality and objectivity, consistency, criteria-based clarity, collegiality, a combination of expert assessment and self-assessment, etc.). The results of the study can be used in the mass practice of analyzing and evaluating the effectiveness of class teachers. In addition, they can be used in the professional training of future teachers at the undergraduate and graduate levels in the

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Статья/Лг11с1е

УДК 37.088

Б01: 10.26795/2307-1281 -2022-10-4-1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА1

Е. А. Слепенкова1, Н. Д. Базарнова1

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье обобщаются результаты первого года работы по реализации научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006). Исследование направлено на разработку теоретических и методических основ оценки эффективности деятельности классных руководителей современной школы. Актуальность задачи определяется значительно возросшим в последние годы общественным вниманием к организации воспитательной деятельности школы и отсутствием единых, общепризнанных критериев оценки эффективности деятельности ключевой фигуры воспитательного процесса школы -классного руководителя.

Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования является комплекс методологических подходов: системно-деятельностного (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эдьконин); акмеологического (Г. М. Деркач, В. Н. Максимова); личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); компетентностного (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя); критериально-уровневого (И. А. Зимняя, Н. Б. Авалуева); задачного (В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева); интегративного, комплексного (А. П. Беляева). Использовались следующие методы исследования: системный анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование, опрос, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, методы статистической обработки результатов.

Результаты исследования. В ходе исследования спроектирована и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя. На её основе разработана интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая процессуальный, личностный и результативный блоки, каждый из которых содержит определённые критерии и показатели. Они построены с учетом инвариантных направлений деятельности классного руководителя (деятельность по воспитанию и социализации личности обучающегося, работа с родителями, с классом, с педагогами-предметниками, с социальными партнёрами и соответствующая ей технология анализа и оценки). Сконструирована методика оценки эффективности деятельности классного руководителя как способ комплексной диагностики его

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

профессиональной деятельности, качества взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений и определения степени развития его профессионально-личностных компетенций. Она включает интегративную критериальную матрицу, профессиограмму классного руководителя, процедурные «пакеты», современный практико-ориентированный диагностический инструментарий. Разработаны практико-ориентированные инструменты, средства оценки, являющиеся частью методики, которые обеспечивают объективность, уточняют содержание оценки и значительно расширяют возможности определения эффективности деятельности классного руководителя. Данные диагностические средства представлены чек-листами, графическими кейсами, опросниками. Результаты исследования прошли апробацию, экспертизу и обсуждение в семи субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Калининград, Нижегородская, Московская, Кировская, Ульяновская, Самарская области) в онлайн- и офлайн-режимах в контексте определения их практической применимости. Был получен позитивный отклик в профессиональном педагогическом сообществе.

Обсуждение и заключения. Разработаны теоретические и методические основы оценки эффективности деятельности классных руководителей на основе выделенных выше методологических подходов и комплекса обоснованных принципов (открытости, оптимальности и объективности, системности, критериальной ясности, коллегиальности, сочетания экспертной оценки и самооценки и др.). Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике анализа и оценки эффективности деятельности классных руководителей. Кроме того, они могут быть применены в профессиональной подготовке будущих педагогов на уровне бакалавриата и магистратуры при разработке спецкурсов, посвящённых организации воспитательной деятельности в школе, а также в научно-исследовательской работе аспирантов, исследующих организацию воспитательной деятельности классных руководителей. Результаты исследования могут применяться на курсах повышения квалификации педагогов, реализующих функции классного руководства, советников по воспитанию, заместителей директоров школ по воспитательной работе при проектировании дополнительных профессиональных образовательных программ по воспитательной проблематике.

Ключевые слова: классный руководитель, критерии оценки эффективности деятельности, исследовательское задание.

Для цитирования: Слепенкова Е. А., Базарнова Н. Д. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: опыт Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 1.

EVALUATION OF THE PERFORMANCE OF THE CLASS TEACHER: THE EXPERIENCE OF MININ UNIVERSITY1

E. A. Slepenkova1, N. D. Bazarnova1

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article summarizes the results of the first year of work on the implementation of the scientific project "Evaluation of the effectiveness of the class teacher (including the development of performance criteria)" (730000F.99.1.BV10AA00006). The research is aimed at developing theoretical and methodological foundations for evaluating the effectiveness of the activities of class teachers in a modern school. The relevance of the task is determined by the significantly increased public attention in recent years to the organization of the educational activities of the school and the lack of unified, generally recognized criteria for evaluating the effectiveness of the key figure in the educational process of the school: the class teacher. Materials and Methods. The theoretical and methodological basis of the study is a set of methodological approaches: system-activity approach (V. V. Davydov, A. N. Leontiev, S. L. Rubinshtein, D. B. Edkonin); acmeological (G. M. Derkach, V. N. Maksimova); personality-oriented (E. V. Bondarevskaya, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya); competence (A. V. Khutorskoy, I. A. Zimnyaya); criterion-level (I. A. Zimnyaya, N. B. Avalueva); task (V. I. Slobodchikov, G. A. Ignatieva); integrative, complex (A. P. Belyaeva). The following research methods were used: system analysis and synthesis, comparative and comparative, theoretical modeling, survey, method of expert assessments, study and generalization of pedagogical experience, methods of statistical processing of results.

Results. The research team substantiated a structural-functional model for evaluating the effectiveness of the class teacher. On its basis, an integrative criterion matrix for evaluating the effectiveness of the class teacher was developed, including procedural, personal and productive blocks, each of which contains certain criteria and indicators. They are built taking into account the invariant areas of activity of the class teacher (activities for the education and socialization of the personality of the student, work with parents, with the class, with subject teachers, with social partners) and the corresponding analysis and evaluation technology. A method for evaluating the effectiveness of a class teacher's activity has been constructed as a way of a comprehensive diagnosis of his professional activity, the quality of interaction with all participants in educational relations and determining the degree of development of his professional and personal competencies. It includes an integrative criteria matrix, a class teacher's professiogram, procedural "packages", modern practice-oriented diagnostic tools. Practice-oriented tools of the assessment tool have been developed, which are part of the methodology, which provide objectivity, clarify the content of the assessment and significantly expand the possibilities for determining the effectiveness of the class teacher. These diagnostic tools are represented by checklists, graphic cases, questionnaires.

1 The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the scientific project "Evaluation of the effectiveness of the class teacher (including the development of performance criteria)" (730000F.99.1.BV10AA00006) at the expense of the federal budget as part of the implementation of state assignment No. 073- 00081-21-02 from 07.14.2021

The results of the study were tested, reviewed and discussed in seven constituent entities of the Russian Federation (St. Petersburg, Kaliningrad, Nizhny Novgorod, Moscow, Kirov, Ulyanovsk, Samara regions) online and offline in the context of determining their practical applicability. A positive response was received in the professional pedagogical community

Discussion and Conclusions. Theoretical and methodological foundations for assessing the effectiveness of class teachers have been developed on the basis of the above methodological approaches and a set of sound principles (openness, optimality and objectivity, consistency, criteria-based clarity, collegiality, a combination of expert assessment and self-assessment, etc.). The results of the study can be used in the mass practice of analyzing and evaluating the effectiveness of class teachers. In addition, they can be used in the professional training of future teachers at the undergraduate and graduate levels in the development of special courses on the organization of educational activities at school, as well as in the research work of graduate students studying the organization of educational activities of class teachers. The results of the study can be used in advanced training courses for teachers who perform the functions of class teachers, educational advisers, deputy directors of schools for educational work when designing additional professional educational programs on educational issues.

Keywords: class teacher, performance evaluation criteria, research task.

For citation: Slepenkova E. A., Bazarnova N. D. Evaluation of the performance of the class teacher: the experience of Minin University // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 4. P. 1.

Введение

В последние годы в России идёт интенсивный поиск научного и практического решения проблемы оценки эффективности деятельности классных руководителей. Данная проблема актуальна как для ученых, так и педагогов-практиков, представителей управленческих структур, руководителей образовательных организаций. В эти поиски включены преподаватели педагогических вузов и региональных институтов развития образования, организаторы воспитательной работы школ и сами классные руководители.

Учитывая актуальность проблемы, её недостаточную научно-методическую разработанность и важность для совершенствования современной практики воспитательной работы школы, Министерством просвещения РФ в 2021 году было предложено нескольким педагогическим вузам страны выполнить исследовательское задание «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности». Победителем конкурса грантов по этой тематике стал Мининский университет, исполнитель - кафедра общей и социальной педагогики. Научный руководитель исследовательского проекта - профессор кафедры, доктор педагогических наук В. В. Николина.

Работа преподавателей кафедры общей и социальной педагогики Мининского университета над исследовательским заданием Министерства просвещения началась с изучения наработанного опыта в этом направлении. Изучение публикаций по этой проблеме позволило сделать ряд важных выводов.

Обзор литературы

Единой согласованной позиции в определении критериев оценки эффективности деятельности классных руководителей на сегодняшний день не существует. Выработано несколько подходов к решению этой проблемы. Одни учёные, в частности М. П. Нечаев, предлагали в соответствии с нормативными документами (рекомендациями Министерства просвещения по организации деятельности классных руководителей 2001, 2006 и 2020 годов) выделять два обобщённых критерия: результативный и деятельностный. Деятельностный (или процессуальный) блок предусматривает оценку реализации классным руководителем своих основных профессиональных функций, связанных с управлением учебно-воспитательным процессом, организацией жизнедеятельности обучающихся. По сути, данный компонент позволяет установить динамику воспитательного процесса и текущую эффективность деятельности классного руководителя. Результативный блок оценки предполагает оценку степени достижения запланированного результата в соответствии с поставленной целью. Под результатами понимались те позитивные изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними: уровень развития личности воспитанника (его знание о системе ценностей, позитивное отношение к данным ценностям, опыт деятельности), уровень развития детско-взрослой общности, класса [19].

Другие, в частности преподаватель Костромского педагогического университета Б. В. Куприянов, настаивали на необходимости отказаться от измерения результатов воспитательной работы классных руководителей и отслеживать только процесс решения педагогических и организационных задач. По мнению Б. В. Куприянова, это может быть своеобразным «щитом», защищающим классного руководителя от необоснованной критики [10, с. 264].

Педагог-исследователь из Петропавловска-Камчатского Л. Г. Буряк, наоборот, акцентирует внимание на разработке диагностического инструментария оценки результативности деятельности классного руководителя. Она выделяет группу критериев, позволяющих оценить качество воспитательной деятельности классных руководителей, среди них: сформированность основных нравственных качеств детей, наличие положительной самооценки, коммуникативность и социализированность, комфортность и защищённость личности [4, с. 171]. Разработанная схема мониторинга прошла широкую экспериментальную апробацию на Дальнем Востоке. Существуют и другие позиции.

Отсутствие детально разработанных критериев и показателей оценки деятельности классных руководителей в научных исследованиях и нормативных документах побудили педагогов-методистов к самостоятельным поискам в этом направлении. Руководителей школ и педагогов необходимо было вооружить технологией анализа и оценки качества воспитательной работы классных руководителей. В сети Интернет можно встретить различные варианты методических рекомендаций такой направленности, подготовленных профессиональными педагогическими ассоциациями, региональными институтами повышения квалификации педагогов и управленческими структурами системы народного образования [9, 12].

Разнообразны и интересны поиски педагогов-практиков школ в этом направлении. Включение механизма рейтинговой оценки деятельности педагогов потребовало оперативной разработки несложного, необъёмного инструментария оценки качества воспитательной деятельности классных руководителей. В педагогической периодической

печати и сети Интернет представлены многочисленные варианты оценки этой деятельности на уровне конкретной школы [3, 5, 6, 8, 23].

В условиях такой неопределённости Министерством просвещения было принято решение объявить конкурс исследовательских грантов на тему: «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности». Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробация методики оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Материалы и методы

Теоретико-методологической базой исследования является комплекс методологических подходов: системно-деятельностного (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эдьконин); акмеологического (Г. М. Деркач, В. Н. Максимова); личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); компетентностного (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя); критериально-уровневого (И. А. Зимняя, Н. Б. Авалуева); задачного (В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева); интегративного, комплексного (А. П. Беляева). Использовались следующие методы исследования: системный анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование, опрос, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, методы статистической обработки результатов.

Результаты исследования

В основу научной концепции решения данной исследовательской задачи коллективом кафедры общей и социальной педагогики были положены следующие методологические подходы: личностно ориентированный, деятельностный, интегративный, критериально-уровневый, акмеологический, компетентностный, задачный, комплексный, которые определили выбор методов исследования [35]. В ходе работы использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: системный и сравнительно-сопоставительный анализ, теоретическое моделирование, устный опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, методы статистической обработки данных.

По итогам проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Определены и охарактеризованы четыре исторических этапа становления и развития института классного руководителя и оценки эффективности его деятельности в российском образовании [27].

2. Проведён анализ эффективных воспитательных практик в деятельности классного руководителя с целью изучения и обобщения существующих способов оценки эффективности его деятельности [16].

3. Создана модель профессиограммы, учитывающая требования современных нормативных документов, тенденции развития образования, отражающая ключевые профессионально-личностные компетенции, функции, общую характеристику должности, условий и содержания труда классного руководителя. В модели профессиограммы современного классного руководителя выделяются следующие компоненты:

а) ориентировочно-целевой компонент - представлен целью и задачами классного руководителя, определяемыми базовыми целями и принципами воспитания и социализации личности;

б) функционально-ориентационный компонент - содержит общие требования к деятельности классного руководителя, отражающие характеристику его профессиональных функций;

в) содержательный компонент - включает совокупность приоритетных личностных качеств, позволяющих качественно выполнять профессиональные обязанности;

г) результативно-оценочный компонент - раскрывает диагностический инструментарий: критерии, количественные и качественные показатели, диагностические методики оценки эффективности профессиональной деятельности классного руководителя [11, 22].

4. С учётом идей Ю. Н. Слепко разработана интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая процессуальный, личностный и результативный блоки, каждый из которых содержит определённые критерии и показатели, учитывающие инвариантные направления деятельности классного руководителя [21]. Представим их:

1) процессуальный блок ориентирован на текущую оценку эффективности реализации классным руководителем своих профессиональных функций. При этом акцент делается на деятельности по решению базовых (традиционных) и актуальных задач воспитания и социализации детей. Данный компонент позволяет установить динамику воспитательного процесса. Критерии и показатели этого блока определяют, как именно должна выполняться трудовая функция, чтобы полностью соответствовать требованиям профессиональных стандартов (квалификационным характеристикам);

2) результативный блок предполагает оценку степени достижения цели воспитания и связанных с ней ожидаемых результатов. Под результатами понимаются те позитивные изменения в личностном развитии, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Данный блок предусматривает использование диагностических инструментов, традиционно применяемых в образовательной организации для оценки уровня развития личности и класса;

3) личностный блок обеспечивает оценку профессионально-личностных компетенций классного руководителя, необходимых для эффективного решения функциональных задач. Обусловлен позиционностью классного руководителя, которая связана с мотивационно-ценностными отношениями классного руководителя, расширением его личностных ресурсов. Ведущим фактором развития позиционности является рефлексия как осмысление профессиональной деятельности классного руководителя.

Каждый из выделенных блоков содержит ряд критериев и показателей, учитывающих комплекс направлений деятельности классного руководителя, а именно: 1) деятельность по воспитанию и социализации личности обучающегося, в том числе с особыми потребностями (одарённые дети, дети с ОВЗ, дети группы-риска); 2) работа с классом; 3) работа с родителями; 4) работа с учителями-предметниками; 5) работа с социальными партнёрами.

Для каждого блока выделены и обоснованы критерии и показатели, в совокупности образующие концептуальную интегративную матрицу оценки эффективности деятельности классного руководителя. Определены 7 базовых критериев:

1) аналитико-диагностическая деятельность в процессе воспитания и социализации обучающегося во взаимодействии с субъектами образовательных отношений (КП-1);

2) проектировочная деятельность в процессе воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии со всеми субъектами образовательных отношений (КП-2);

3) стимулирование субъектов образовательного процесса к участию в организации воспитательной деятельности и достижению высоких результатов (КП-3);

4) организационно-фасилицирующая деятельность по воспитанию и социализации (КП-4);

5) коммуникативно-координационная деятельность по воспитанию и социализации во взаимодействии с субъектами образовательных отношений (КП-5);

6) контрольно-коррекционная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся во взаимодействии со всеми субъектами образовательных отношений (КП-6);

7) документационная и методическая деятельность, обеспечивающая процесс воспитания и социализации личности (КП-7) [22, с. 72-73].

Каждый критерий определяется с помощью нескольких показателей. Приведём несколько примеров. Так, критерий 1 (КП-1) - аналитико-диагностическая деятельность в процессе воспитания и социализации обучающегося во взаимодействии с субъектами образовательных отношений определяется с помощью двух показателей. Показатель 1.1. Степень регулярности осуществления классным руководителем диагностической деятельности. Показатель 1.2. Комплексность анализа результатов педагогической деятельности и степень информированности об особенностях, потребностях и образовательных запросах участников образовательных отношений [22, с. 67].

Критерий 4 (КП-4) организационно-фасилицирующая деятельность по воспитанию и социализации предполагается определять с помощью следующих показателей: показатель (КЛ-4) - компетентность в области организационно-педагогического обеспечения воспитательного процесса; показатель (КР-4) - уровень сплочённости классного коллектива, уровень развития детско-взрослой общности [22, с. 73].

5. Спроектирована и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя, методологическими ориентирами которой являются системно-деятельностный, акмеологический, личностно ориентированный, критериально-уровневый, комплексный, компетентностный, задачный, интегративный подходы, а также ряд реализующих их принципов. Данные методологические основания стали основой для разработки структурных компонентов модели: целевого, содержательного, процессуально-организационного, технологического и результативно-оценочного [22]. Содержательный компонент включает критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя по ключевым направлениям его работы, что обеспечивает всестороннюю и целостную оценку. Выделенные ключевые направления позволяют осуществить не только комплексную, но и дифференцированную оценку эффективности деятельности классного руководителя по каждому из них. Объективность и комплексность методики позволяет привлечь к оценке основных субъектов образовательных отношений: администрации, родителей, педагогов-предметников, обучающихся и самого классного руководителя (самооценка).

6. На основе структурно-функциональной модели оценки эффективности деятельности классного руководителя сконструирована методика оценки как способ комплексной диагностики его профессиональной деятельности, качества взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений и определения степени развития его

профессиональных-личностных компетенций. Методика имеет развивающий характер, ориентируя на углубление профессиональных возможностей классного руководителя, его самосовершенствование. Она включает интегративную критериальную матрицу, профессиограмму классного руководителя, процедурные «пакеты», современный практико-ориентированный диагностический инструментарий (чек-листы, опросники, графические кейсы), пошаговый алгоритм расчёта эффективности деятельности. Особенностью методики является её вариативность, конструктивность («методика-конструктор»), ориентированность на личность, системность, целостность. Указанная специфика даёт возможность образовательным организациям по-разному подойти к оценке в зависимости от своих потребностей, возможностей и особенностей, а также определить проблемы и зоны дальнейшего развития классного руководителя [22].

7. Разработаны практико-ориентированные инструменты, средства оценки, являющиеся частью методики, которые обеспечивают объективность, уточняют содержание оценки и значительно расширяют возможности определения эффективности деятельности классного руководителя. Данные диагностические средства представлены чек-листами, графическими кейсами, опросниками. При их разработке учитывались критерии и показатели интегративной критериальной матрицы, составляющей содержательное «ядро» методики оценки эффективности деятельности классного руководителя [2, 22, 28].

8. Разработаны научно-теоретические и методические материалы, включающие теоретико-методологические, концептуальные основы, педагогические средства, методическое пособие по оценке эффективности деятельности классного руководителя для системы дополнительного профессионального образования. Отметим, что в 2021 году опубликованы коллективная монография «Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика» (Н. Новгород, 2021) и учебно-методическое пособие «Методический портфель для слушателей системы повышения квалификации педагогов по программе «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» (Н. Новгород, 2021) [18, 22].

Результаты исследования прошли апробацию, экспертизу и обсуждение в семи субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Калининград, Нижегородская, Московская, Кировская, Ульяновская, Самарская области) в онлайн- и офлайн-режимах в контексте определения их практической применимости. Был получен позитивный отклик в профессиональном педагогическом сообществе.

Обсуждение и заключения

Работа над исследованием будет продолжена в контексте следующих задач:

- разработать электронный сервис оценки эффективности деятельности классного руководителя с автоматическим выводом данных и подсчетом результатов;

- разработать нормативно-правовое сопровождение, в т.ч. положения об электронном сервисе оценки эффективности деятельности классного руководителя;

- разработать методические рекомендации к проведению оценки эффективности деятельности классного руководителя;

- организовать профессиональную, научную, общественную экспертизы разработанных критериев и методики оценки эффективности деятельности классного руководителя;

- разработать модель траекторий личностно-профессионального развития классных руководителей на основе разработанной методики оценки эффективности деятельности классного руководителя;

- подготовить экспертов для осуществления оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Разработка электронного сервиса результатов оценки позволит создать информационную базу, содержащую сведения по основным показателям деятельности классного руководителя, оптимизировать и упростить процедуру подсчёта результатов.

Нормативно-правовое сопровождение позволит унифицировать порядок проведения внутренней процедуры оценки эффективности деятельности классного руководителя, ориентироваться в функциональных обязанностях и направлениях деятельности классного руководителя. Методические рекомендации позволят подробнее познакомиться с системой организации оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Широкая экспертиза и апробация обеспечат уточнение, систематизацию, оптимизацию интегративной критериальной матрицы и методики оценки эффективности деятельности классного руководителя с учётом теории и образовательной практики.

Список использованных источников

1. Авалуева Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2003. 22 с.

2. Арифулина Р. О., Катушенко О. А. Графические кейсы как инновационный инструмент оценки эффективности деятельности классного руководителя // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 4 (58). С. 52-58.

3. Барба А. Н. Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 4. С. 58-63.

4. Буряк Л. Г. Критерии и диагностических инструментарий внутришкольной оценки качества образования // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 166-173.

5. Гудкина Л. Д. Оценка деятельности классных руководителей ГБОУ «Московская школа на Юго-Западе № 1543» // Классный руководитель. 2018. № 4.

6. Золотухина И. В. Диагностика качества воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. 2007. № 8. С. 70-76.

7. Коломийченко А. А. Проектировочная деятельность классного руководителя в современной школе // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых / под редакцией И. В. Иванченко. Москва, 2021. С. 394-399.

8. Критерии оценки качества деятельности классного руководителя, разработанные Ассоциацией классных руководителей образовательных организаций // Ассоциация классных руководителей г. Москвы: [сайт]. URL: https://akr.gppc.ru/information/methodical (дата обращения: 25.10.2022).

9. Критерии оценки классного руководителя // МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Краснокаменска Забайкальского края: [сайт]. URL: https://sveka4.edusite.ru/p113aa1.html (дата обращения: 25.10.2022).

10. Куприянов Б. В. Классный руководитель: сдаваться нельзя! // Народное образование. 2010. № 7. С. 263-270.

11. Лебедева И. В., Базарнова Н. Д. Дидактический инструментарий оценивания деятельности классного руководителя // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией З. И. Лаврентьевой. Новосибирск, 2022. С. 157-160.

12. Лебедева И. В., Лощилова А. А. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 104-114.

13. Лощилова А. А. Возможности методики оценки эффективности деятельности классного руководителя в подготовке будущих педагогов к осуществлению функции классного руководителя // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под редакцией З. И. Лаврентьевой. Новосибирск, 2022. С. 88-92.

14. Лощилова А. А. Моделирование системы чек-листов оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя: синергетический подход // Нижегородское образование. 2022. № 3. С. 49-59.

15. Лощилова А. А., Кобалян Т. Г. Карта самооценки как инструмент выявления классным руководителем эффективности воспитательной деятельности // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Нижний Новгород, 2022. С. 159-162.

16. Лощилова А. А., Лебедева И. В., Слепенкова Е. А. Опыт деятельности общеобразовательных организаций по оценке деятельности классного руководителя // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 72. Ч. 3. С. 222-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Методические рекомендации по проведению НОКО // Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию: [сайт]. URL: http://ksh.edu22.info/index.php/nezavisimaya-otsenka-kachestva-raboty-obrazovatelnykh-organizatsij (дата обращения: 10.10.2022).

18. Методический портфель для слушателей системы повышения квалификации педагогов по программе «Оценка эффективности деятельности классного руководителя»: учебное пособие / В. В. Николина, С. И. Аксенов, Р. У. Арифулина, Н. Д. Базарнова, О. А. Катушенко, И. В. Лебедева, А. А. Лощилова, Е. А. Слепенкова; [под ред. А. А. Лощиловой]. Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. 71 с.

19. Нечаев М. П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика // Воспитание школьников. 2010. № 10. URL: http://gorono-ozersk.ru/node/262 (дата обращения: 10.10.2022).

20. Николина В. В., Аксенов С. И., Лебедева И. В., Лощилова А. А. Деятельность классного руководителя: оценка и сопровождение // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Нижний Новгород, 2022. С. 141-146.

21. Николина В. В., Лощилова А. А., Аксёнов С. И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. 2021. № 5. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.202L5.39.

22. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика: монография / под ред. В. В. Николиной. Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. 187 с.

23. Пыхтина Е. А. Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 327-329.

24. Пыхтина Е. А. Проблемы оценки качества работы классного руководителя в общеобразовательном учреждении // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 138-140.

25. Пыхтина Е. А. Специфика оценки воспитательной работы классного руководителя в школе // Kant. 2020. № 1 (34). С. 321-325.

26. Разумовская Т. В. Анализ и систематизация инновационных практик воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 209.

27. Слепенкова Е. А., Аксёнов С. И. Становление и развитие института классного руководителя в отечественной школе // Воспитание школьников. 2021. № 7. С. 8-17.

28. Слепенкова Н. А., Базарнова Н. Б. Потенциал чек-листов как инструмента оценки эффективности деятельности классного руководителя // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып. 72. Ч. 3. С. 317-319.

29. Фролова С. В., Аксенов С. И. Методика оценки эффективности профессиональной деятельности классного руководителя как инструмент управления его профессионально-личностным развитием // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 316-318.

30. Blake M. K. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor // Sociology of Education. 2020. Vol. 93, no. 4. Pp. 315-330. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0038040720932563.

31. Fedorov A. A., Mialkina E. V., Sedykh E. P., Zhitkova V. A. Model of managing the professional-educational route of a future specialist // Revista tempos e espacos educacao. 2021. Vol. 14, no. 33. Article Number e16325. DOI: https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.16325.

32. Jovanovic B., Djuric I. The class teacher in the system of pedagogical work of schools // Zbornik radova Filozofskog fakulteta u Pritini. 2015. No. 45(1). Pp. 185-208. Available at: https://scindeks.ceon.rs/article.aspx?query=ISSID%26and%2612287&page=9&sort=8&stype= 0&backurl=%2Fissue.aspx%3Fissue%3D12287%26lang%3Den&lang=en (accessed: 10.10.2022).

33. Koltz R. L., Nelson M. D., Tarabochia D. S., Elliott A. A Model of Family Well-Being for School Counselors // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 55. Pp. 1-32. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n55.pdf (accessed: 10.10.2022).

34. Mayes R. D., Elam N. P., Geesa R. L., McConnell K. R., McDonald K. M. School Administrators' Perceptions on Effectiveness of School Counselor Evaluation: A National Study // Journal of Educational Leadership and Policy Studies. 2020. Vol. 4, no. 1. Available at:

https://www.researchgate.net/publication/344955978_School_administrators'_perceptions_on_ effectiveness of school counselor evaluation A national study (accessed: 10.10.2022).

35. Nikolina V., Loshchilova A., Aksenov S., Lebedeva I., Bazarnova N. Development of methods for the class teacher effectiveness assessment // Laplage em Revista (International). 2021. Vol. 7, no. 3A (Sept.-Dec.). Pp. 644-664. Available at:

https://pdfs.semanticscholar.org/4928/0108b26e384fa79445c7b79fa8448e121cf0.pdf (accessed: 10.10.2022).

36. Ozdilekler M. A., Altinay F., Altinay Z. et al. An evaluation of class-teachers' roles in transferring values // Qual Quant. 2018. Vol. 52, no. 2. Pp. 1043-1058. DOI: https://doi.org/10.1007/s11135-017-0556-x.

37. Pincus R., Ebersol D., Justice J., Hannor-Walker TeShaunda, Wright L. School Counselor Roles for Student Success during a Pandemic // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 29. Available at: https://eric.ed. gov/?q=student&p g= 104&id=EJ 1325665 (accessed: 10.10.2022).

38. Podgornik V., Vogrinc J. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work // SAGE Open. 2017. Vol. 7, no. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244017713239.

39. Retnowati T. H., Mardapi D., Kartowagiran B., Hamdi S. A Model of Lecturer Performance Evaluation: Sustainable Lecturer Performance Mapping // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, no. 2. Pp. 83-102. DOI: http://dx.doi.org/10.29333/iji.2021.1426a.

40. Rock W. D., Estoque V. L., Cowan H. F. School Climate and the Principal-Counselor Relationship // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 39. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n39.pdf (accessed: 10.10.2022).

41. Sanches M. F. C., Jacinto M. Teacher Evaluation Policies: Logics of Action and Complex Adaptation to School Contexts // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. Pp. 1201-1210. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.369.

42. Satynskaya A., Kolumayeva Sh. Contemporary problems of pedagogical interaction of the class teacher with parents // Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools. 2019. Vol. 31(1). Pp. 178-181. DOI: http://dx.doi.org/10.33531/farplss.2019.1.34.

43. Vasilachi O., Rusnac Т. The class-teacher in the educational process // Univers pedagogic. 2021. No. 2 (70). DOI: http://dx.doi.org/10.52387/1811-5470.2021.2.10.

44. Yildiz N. G. School Counselors' Leadership Role in Creating a Collaborative School Climate for Linguistically Diverse Students // Journal of Education and Learning. 2021. Vol. 10, no. 6. Pp. 7-17. DOI: https://doi.org/10.5539/jel.v10n6p7.

45. Yildiz N. G. An Investigation of School Counselors' Role in Building Partnerships with Linguistically Diverse Families // International Journal of Curriculum and Instruction. 2021. Vol. 13, no. 3. Pp. 2386-2415. Available at: https://ijci.wcci-international.org/index.php/IJCI/article/view/709 (accessed: 10.10.2022).

References

1. Avalueva N. B. Criteria approach to assessing the effectiveness of the educational activities of a teacher: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. St. Petersburg, 2003. 22 p. (In Russ.)

2. Arifulina R. O., Katushenko O. A. Graphic cases as an innovative tool for evaluating the effectiveness of the class teacher. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki, 2021, no. 4 (58), pp. 52-58. (In Russ.)

3. Barba A. N. Criteria for the activity of class teachers as a basis for monitoring the effectiveness of their activities. Eksperiment i innovacii v shkole, 2010, No. 4, pp. 58-63. (In Russ.)

4. Buryak L. G. Criteria and diagnostic tools for intra-school assessment of the quality of education. CHeloveki obrazovanie, 2014, no. 2 (39), pp. 166-173. (In Russ.)

5. Gudkina L. D. Evaluation of the activity of class teachers of the Moscow School in the SouthWest No. 1543. Klassnyj rukovoditel', 2018, no. 4. (In Russ.)

6. Zolotuhina I. V. Diagnostics of the quality of educational work of the class teacher. Klassnyj rukovoditel', 2007, no. 8, pp. 70-76. (In Russ.)

7. Kolomijchenko A. A. Design activity of a class teacher in a modern school. Nauka i obrazovanie: tendencii, problemy i perspektivy razvitiya: sbornik materialov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh / pod redakciej I. V. Ivanchenko. Moscow, 2021. Pp. 394-399. (In Russ.)

8. Criteria for assessing the quality of the class teacher, developed by the Association of class teachers of educational organizations. Associaciya klassnyh rukovoditelej g. Moskvy: [sajt]. Available at: https://akr.gppc.ru/information/methodical (accessed: 25.10.2022). (In Russ.)

9. Criteria for evaluating a class teacher. MAOU «Srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola №4» g. Krasnokamenska Zabajkal'skogo kraya: [sajt]. Available at: https://sveka4.edusite.ru/p113aa1.html (accessed: 25.10.2022). (In Russ.)

10. Kupriyanov B. V. Class teacher: you can't give up! Narodnoe obrazovanie, 2010, no. 7, pp. 263-270. (In Russ.)

11. Lebedeva I. V., Bazarnova N. D. Didactic tools for evaluating the activities of the class teacher. Klassnyj rukovoditel' i kurator studencheskoj gruppy: obnovlenie strategii i metodiki podgotovki: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem /pod redakciej Z. I. Lavrent'evoj. Novosibirsk, 2022. Pp. 157-160. (In Russ.)

12. Lebedeva I. V., Loshchilova A. A. Model of the professional profile of a class teacher: formats of activity. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 104-114. (In Russ.)

13. Loshchilova A. A. Possibilities of methods for assessing the effectiveness of the class teacher in preparing future teachers for the implementation of the function of a class teacher. Klassnyj rukovoditel' i kurator studencheskoj gruppy: obnovlenie strategii i metodiki podgotovki: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem /pod redakciej Z. I. Lavrent'evoj. Novosibirsk, 2022. Pp. 88-92. (In Russ.)

14. Loshchilova A. A. Modeling a system of checklists for evaluating the effectiveness of the educational activities of a class teacher: a synergistic approach. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2022, no. 3, pp. 49-59. (In Russ.)

15. Loshchilova A. A., Kobalyan T. G. Self-assessment map as a tool for identifying the effectiveness of educational activities by the class teacher. Nauchnoe tvorchestvo molodezhi kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh issledovatelej. Nizhny Novgorod, 2022. Pp. 159162. (In Russ.)

16. Loshchilova A. A., Lebedeva I. V., Slepenkova E. A. Experience of educational organizations in assessing the activities of the class teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta, RIO GPA Publ., 2021. Issue. 72. Part 3. Pp. 222-225. (In Russ.)

17. Methodological recommendations for conducting NOKO. Komitet Administracii Kosihinskogo rajona Altajskogo kraya po obrazovaniyu: [sajt]. Available at: http://ksh.edu22.info/index.php/nezavisimaya-otsenka-kachestva-raboty-obrazovatelnykh-organizatsij (accessed: 10.10.2022). (In Russ.)

18. Methodological portfolio for students of the advanced training system for teachers under the program "Evaluation of the effectiveness of the class teacher": textbook / V. V. Nikolina, S. I.

Aksenov, R. U. Arifulina, N. D. Bazarnova, O. A Katushenko, I. V. Lebedeva, A. A. Loshchilova, E. A. Slepenkova; [ed. A. A. Loschilova]. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2021. 71 p. (In Russ.)

19. Nechaev M. P. Evaluation of the effectiveness of class teachers: basic approaches and methods. Vospitanie shkol'nikov, 2010, no. 10. Available at: http://gorono-ozersk.ru/node/262 (accessed: 10.10.2022). (In Russ.)

20. Nikolina V. V., Aksenov S. I., Lebedeva I. V., Loshchilova A. A. Activities of the class teacher: assessment and support. Nauchnoe tvorchestvo molodezhi kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh issledovatelej. Nizhny Novgorod, 2022. Pp. 141-146. (In Russ.)

21. Nikolina V. V., Loshchilova A. A., Aksyonov S. I., Arifulina R. U., Katushenko O. A. Criteria base for internal and external evaluation of the effectiveness of the class teacher's activity. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2021, no. 5, doi: https://doi.org/10.32744/pse.202L5.39. (In Russ.)

22. Evaluation of the effectiveness of the class teacher: methodology, theory and practice: monograph / ed. V. V. Nikolina. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2021. 187 p. (In Russ.)

23. Pyhtina E. A. Evaluation of the effectiveness of the educational work of the class teacher at school. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2020, no. 2 (81), pp. 327-329. (In Russ.)

24. Pyhtina E. A. Problems of assessing the quality of work of a class teacher in a general education institution. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2020, no. 1 (80), pp. 138-140. (In Russ.)

25. Pyhtina E. A. The specificity of the assessment of the educational work of the class teacher at school. Kant, 2020, no. 1 (34), pp. 321-325. (In Russ.)

26. Razumovskaya T. V. Analysis and systematization of innovative practices of education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2021, no. 6, p. 209. (In Russ.)

27. Slepenkova E. A., Aksyonov S. I. Formation and development of the institute of the class teacher in the domestic school. Vospitanie shkol'nikov, 2021, no. 7, pp. 8-17. (In Russ.)

28. Slepenkova N. A., Bazarnova N. B. The potential of checklists as a tool for assessing the effectiveness of the class teacher. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta, RIO GPA Publ., 2021. Issue. 72. Part 3. Pp. 317-319. (In Russ.)

29. Frolova S. V., Aksenov S. I. Methods for evaluating the effectiveness of the professional activity of a class teacher as a tool for managing his professional and personal development. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2022, no. 75-2, pp. 316-318. (In Russ.)

30. Blake M. K. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor. Sociology of Education, 2020, vol. 93, no. 4, pp. 315-330, doi: http://dx.doi.org/10.1177/0038040720932563.

31. Fedorov A. A., Mialkina E. V., Sedykh E. P., Zhitkova V. A. Model of managing the professional-educational route of a future specialist. Revista tempos e espacos educacao, 2021, vol. 14, no. 33, article number e16325, doi: https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.16325.

32. Jovanovic B., Djuric I. The class teacher in the system of pedagogical work of schools. Zbornik radova Filozofskog fakulteta u Pritini, 2015, no. 45(1), pp. 185-208. Available at: https://scindeks.ceon.rs/article.aspx?query=ISSID%26and%2612287&page=9&sort=8&stype=0& backurl=%2Fissue.aspx%3Fissue%3D12287%26lang%3Den&lang=en (accessed: 10.10.2022).

33. Koltz R. L., Nelson M. D., Tarabochia D. S., Elliott A. A Model of Family Well-Being for School Counselors. Journal of School Counseling, 2021, vol. 19, no. 55, pp. 1-32. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n55.pdf (accessed: 10.10.2022).

34. Mayes R. D., Elam N. P., Geesa R. L., McConnell K. R., McDonald K. M. School Administrators' Perceptions on Effectiveness of School Counselor Evaluation: A National Study. Journal of Educational Leadership and Policy Studies, 2020, vol. 4, no. 1. Available at: https://www.researchgate.net/publication/344955978_School_administrators'_perceptions_on_ effectiveness_of_school_counselor_evaluation_A_national_study (accessed: 10.10.2022).

35. Nikolina V., Loshchilova A., Aksenov S., Lebedeva I., Bazarnova N. Development of methods for the class teacher effectiveness assessment. Laplage em Revista (International), 2021, vol. 7, no. 3A (Sept.-Dec.), pp. 644-664. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/4928/0108b26e384fa79445c7b79fa8448e121cf0.pdf (accessed: 10.10.2022).

36. Ozdilekler M. A., Altinay F., Altinay Z. et al. An evaluation of class-teachers' roles in transferring values. Qual Quant, 2018, vol. 52, no. 2, pp. 1043-1058, doi: https://doi.org/10.1007/s11135-017-0556-x.

37. Pincus R., Ebersol D., Justice J., Hannor-Walker TeShaunda, Wright L. School Counselor Roles for Student Success during a Pandemic. Journal of School Counseling, 2021, vol. 19, no. 29. Available at: https://eric.ed.gov/?q=student&pg=104&id=EJ1325665 (accessed: 10.10.2022).

38. Podgornik V., Vogrinc J. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work. SAGE Open, 2017, vol. 7, no. 2, doi: https://doi.org/10.1177/2158244017713239.

39. Retnowati T. H., Mardapi D., Kartowagiran B., Hamdi S. A Model of Lecturer Performance Evaluation: Sustainable Lecturer Performance Mapping. International Journal of Instruction, 2021, vol. 14, no. 2, pp. 83-102, doi: http://dx.doi.org/10.29333/iji.2021.1426a.

40. Rock W. D., Estoque V. L., Cowan H. F. School Climate and the Principal-Counselor Relationship. Journal of School Counseling, 2021, vol. 19, no. 39. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n39.pdf (accessed: 10.10.2022).

41. Sanches M. F. C., Jacinto M. Teacher Evaluation Policies: Logics of Action and Complex Adaptation to School Contexts. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 116, pp. 1201-1210, doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.369.

42. Satynskaya A., Kolumayeva Sh. Contemporary problems of pedagogical interaction of the class teacher with parents. Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools, 2019, vol. 31(1), pp. 178-181, doi: http://dx.doi.org/10.33531/farplss.2019.1.34.

43. Vasilachi O., Rusnac Т. The class-teacher in the educational process. Universpedagogic, 2021, no. 2 (70), doi: http://dx.doi.org/10.52387/1811-5470.2021.2.10.

44. Yildiz N. G. School Counselors' Leadership Role in Creating a Collaborative School Climate for Linguistically Diverse Students. Journal of Education and Learning, 2021, vol. 10, no. 6, pp. 7-17, doi: https://doi.org/10.5539/jel.v10n6p7.

45. Yildiz N. G. An Investigation of School Counselors' Role in Building Partnerships with Linguistically Diverse Families. International Journal of Curriculum and Instruction, 2021, vol. 13, no. 3, pp. 2386-2415. Available at: https://ijci.wcci-international.org/index.php/IJCI/article/view/709 (accessed: 10.10.2022).

© Слепенкова Е. А., Базарнова Н. Д., 2022

Информация об авторах Слепенкова Евгения Александровна - доцент кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, easlepenkova@yandex.ru

Базарнова Надежда Дмитриевна - старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, Researcher ID: T-2558-2018, nadyafedyakova@mail.ru

Information about the authors Slepenkova Evgeniya A. - Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, easlepenkova@yandex.ru

Bazarnova Nadezhda D. - Senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, Researcher ID: T-2558-2018, nadyafedyakova@mail.ru

Вклад авторов

Слепенкова Евгения Александровна - проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме оценки эффективности деятельности классного руководителя, сравнительный анализ теоретических подходов к определению данного понятия. Базарнова Надежда Дмитриевна - обобщен опыт деятельности Мининского университета по проблеме оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Contribution of the authors Slepenkova Evgeniya A. - analysis of domestic foreign literature on the problem of evaluating the effectiveness of the class teacher, a comparative analysis of theoretical approaches to the definition of this concept.

Bazarnova Nadezhda D. - generalized the experience of the Minin University on the problem of evaluating the effectiveness of the class teacher.

Поступила в редакцию: 22.03.2022 Принята к публикации: 05.12.2022 Опубликована: 22.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.