Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности электронной таможни'

Оценка эффективности деятельности электронной таможни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2554
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / E-CUSTOMS / BALANCED SCORECARD / KEY PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Елена Александровна

Для внедрения логистических инноваций в таможенной сфере и анализа их эффективности необходимо применять комплексный подход, основанный на использовании логистического инструментария, концепции управления цепями поставок, а также системы сбалансированных показателей. Логистические инновации в таможенной сфере – это формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации логистических потоков. Система сбалансированных показателей представляет собой систему стратегического управления компанией, основанную на измерении и оценке эффективности ее деятельности на базе ключевых показателей эффективности. Представлена авторская система сбалансированных показателей для оценки эффективности деятельности электронной таможни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE E-CUSTOMS ACTIVITY

For the introduction of logistics innovation into the customs sphere and the analysis of their effectiveness one should apply an integrated approach based on the use of logistical instruments, the concept of chain supply management, as well as the Balanced Scorecard. Logistics innovation in the customs sphere is the formation and dissemination of innovations that contribute to the improvement of the customs infrastructure and optimization of logistics flows. The Balanced Scorecard is a strategic management system of the company, based on the measurement and evaluation of its performance on the meringue Key Performance Indicators. The article presents a balanced scorecard to evaluate the effectiveness of electronic customs.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности электронной таможни»

УДК 339.5 ББК 65.2/4

Е. А. Смирнова

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНИ

E. A. Smirnova

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE E-CUSTOMS ACTIVITY

Для внедрения логистических инноваций в таможенной сфере и анализа их эффективности необходимо применять комплексный подход, основанный на использовании логистического инструментария, концепции управления цепями поставок, а также системы сбалансированных показателей. Логистические инновации в таможенной сфере - это формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации логистических потоков. Система сбалансированных показателей представляет собой систему стратегического управления компанией, основанную на измерении и оценке эффективности ее деятельности на базе ключевых показателей эффективности. Представлена авторская система сбалансированных показателей для оценки эффективности деятельности электронной таможни.

Ключевые слова: электронная таможня, система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности.

For the introduction of logistics innovation into the customs sphere and the analysis of their effectiveness one should apply an integrated approach based on the use of logistical instruments, the concept of chain supply management, as well as the Balanced Scorecard. Logistics innovation in the customs sphere is the formation and dissemination of innovations that contribute to the improvement of the customs infrastructure and optimization of logistics flows. The Balanced Scorecard is a strategic management system of the company, based on the measurement and evaluation of its performance on the meringue Key Performance Indicators. The article presents a balanced scorecard to evaluate the effectiveness of electronic customs.

Key words: e-customs, balanced scorecard, key performance indicators.

Введение

Для внедрения логистических инноваций в таможенной сфере и анализа их эффективности необходимо применять комплексный подход, основанный на использовании логистического инструментария, концепции управления цепями поставок, а также системы сбалансированных показателей.

Понятие «электронная таможня»

Логистические инновации в таможенной сфере - это формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации логистических потоков.

Среди них можно выделить прежде всего инновационные мероприятия информационнотехнического характера и инновации, ориентированные на управление таможенно-логистическими рисками. Все перечисленные направления логистических инноваций в таможенной сфере, с точки зрения анализа их эффективности, необходимо рассматривать используя понятие «электронная таможня».

Электронная таможня - это комплекс мер, направленных на развитие электронных информационных систем (технологии предварительного информирования, технологии электронного и Интернет-декларирования товаров, технологии удаленного выпуска товаров) таможенных органов, основанных на принципах анализа и управления рисками.

Все инновационные мероприятия в области информационно-технического обеспечения для таможенных целей можно разделить на следующие группы:

- технологии предварительного информирования;

- технологии электронного и Интернет-декларирования товаров;

- технологии удаленного выпуска.

Применение перечисленных технологий основано на системе электронного документооборота, участниками которой являются:

- органы государственной власти, в лице таможенных органов и других властных структур;

- участники трансграничных цепей поставок, а также прочие заинтересованные юридические и физические лица;

- коммерческие посредники, осуществляющие свою деятельность в таможенной сфере.

В качестве посредников между таможенными органами и участниками трансграничных

цепей поставок, а также другими заинтересованными лицами выступают информационные операторы по электронному декларированию, предварительному информированию и предварительному электронному декларированию.

Технологии предварительного информирования являются в настоящее время одним из приоритетных инновационных направлений в области электронного обмена данными в таможенной сфере.

Формирование системы предварительного информирования базируется на следующих нормативно-правовых актах:

- Таможенный кодекс Таможенного союза;

- соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»;

- приказ Федеральной таможенной службы России от 10.03.2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»;

- приказ Федеральной таможенной службы России от 18.03.2010 г. № 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения».

В ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что уполномоченные экономические операторы, перевозчики, таможенные представители, а также заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу. Предварительно может быть представлена информация о транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с нее.

Технологии электронного декларирования и Интернет-декларирования товаров являются одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций (ТО) по сравнению с традиционным декларированием.

Можно выделить следующие преимущества электронного и Интернет-декларирования для участников трансграничных цепей поставок по сравнению с традиционным способом декларирования товаров:

- безбумажная система декларирования товаров;

- высокая скорость таможенного декларирования;

- возможность проведения таможенного декларирования товаров на любом таможенном посту, оснащенном необходимым оборудованием;

- система электронного декларирования очень удобна при декларировании специфических грузов, например продукции морского промысла - фактически такую продукцию можно будет оформлять прямо в море. Для этого достаточно использовать Интернет-канал, по которому сведения будут поступать с морского судна к информационному оператору, а от него - в таможенный орган.

В рамках развития «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» разработан новый метод работы с импортируемыми товарами - технология удаленного выпуска.

Данная технология разработана в целях совершенствования процесса электронного декларирования через Интернет. Она применяется для подачи таможенной декларации в электронной форме с целью выпуска товара еще во время его фактического нахождения на приграничном складе временного хранения, т. е. эта технология позволяет участникам трансграничных цепей поставок сокращать время таможенного декларирования. Среднее время проведения таможен-

ных формальностей не превышает трех часов. При этом проведение хронологического контроля этапов таможенного декларирования и контроля осуществляется в режиме on-line, что способствует повышению прозрачности совершаемых операций.

Разработка системы сбалансированных показателей электронной таможни

Для оценки эффективности логистической деятельности необходим способ, позволяющий определить, насколько хорошо осуществляется управление реализацией выбранной стратегии и каким образом ее можно усовершенствовать. С целью определения качества управления, специалистами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом была разработана система сбалансированных показателей (ССП - Balanced Scorecard) [2] - в настоящее время наиболее популярная, признанная во всем мире концепция управления экономической эффективностью. Система сбалансированных показателей представляет собой систему стратегического управления компанией, основанную на измерении и оценке эффективности ее деятельности на базе финансовых и нефинансовых показателей [3, с. 83].

При анализе эффективности деятельности электронной таможни мы предлагаем применить систему контроллинга логистических бизнес-процессов в таможенной сфере. Для этого необходимо создать ССП электронной таможни и разработать ряд ключевых показателей эффективности - key performance indicators (KPI).

Разработку ССП электронной таможни можно осуществлять на основе следующих этапов:

1. Разработка миссии и стратегической концепции.

2. Создание корпоративной стратегической карты.

3. Создание корпоративной счетной карты.

4. Представление матрицы (таблицы) инициатив.

5. Составление стратегических бюджетов.

6. Разработка счетной карты подразделения.

7. Разработка индивидуальной счетной карты.

Методология ССП предполагает разделение (в соответствии с выбранной миссией и стратегической концепцией) KPI по основным направлениям деятельности: финансовая деятельность, маркетинг и клиенты, бизнес-процессы, персонал. В проекцию «Финансы» будут входить фискальные показатели, т. е. показатели, связанные с пополнением доходной части бюджета за счет сбора таможенных платежей. Проекцию «Клиенты и маркетинг» составят показатели удовлетворенности клиентов, своевременности выполнения и качества ТО в восприятии участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Проекцию «Бизнес-процессы» составят показатели, отражающие оценку эффективности осуществления основных бизнес-процессов компании. Направление «Персонал и системы» оценивается на основе таких показателей, как уровень квалификации сотрудников таможенных органов, объем отчислений на развитие и т. д.

Обобщая вышесказанное, оценить эффективность деятельности электронной таможни возможно, применив стратегическую и счетную карты (рис., табл. 1).

Проекция Направление деятельности Стратегические цели

F Финансы ( Полнота и своевременность уплаты ] 1 таможенных платежей 1 1

C Клиенты и маркетинг

I Бизнес-процессы Лояльность участников ВЭД 1 * *

L Персонал и системы ^ Качество ТО ^ ^ Временной цикл ТО ^

/ * ч Г Навыки и умения ] 1 сотрудников 1

Пример стратегической карты электронной таможни

Таблица 1

Пример счетной карты электронной таможни

Стратегические цели Показатели

F Полнота и своевременность уплаты таможенных платежей Процент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей

С Повышение лояльности участников ВЭД Индекс лояльности участников ВЭД

Обеспечение своевременности выполнения ТО Доля своевременно выполненных ТО к общему числу ТО

I Уменьшение времени выполнения ТО Время выполнения ТО

Повышение качества процесса выполнения ТО Индекс выполнения работ по повышению качества ТО

L Повышение уровня навыков и умений сотрудников таможенных органов Количество сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям

Количество обучения персонала

Стратегическая карта электронной таможни - это таблица, отражающая описание стратегии компании и установление причинно-следственных связей на каждом уровне управления электронной таможни с возможностью «каскадирования» основных задач управления до индивидуального уровня ответственности.

Таким образом, задачи корпоративной стратегической и счетной карты каскадируются до уровня отдельных подразделений (создание счетной карты подразделения) и далее до индивидуального уровня (создание индивидуальной счетной карты) и определения персональной ответственности за мониторинг и расчет каждого показателя.

Расчет ключевых показателей эффективности электронной таможни

В основе концепции управления по показателям лежат понятия отсроченных и опережающих КР1.

Отсроченные, или лаговые показатели отражают динамику уже произошедших событий, т. е. носят исторический характер и приспособлены для оценки уже произошедших в прошлом событий. Повлиять на значения отсроченных показателей можно лишь опосредованно, поскольку контроль значений осуществляется за определенный период. К ним относится большинство финансовых показателей. Отсроченные показатели являются результатом работы системы в целом и обычно появляются в управленческой или бухгалтерской отчетности не чаще одного раза в месяц.

К опережающим относятся показатели, колебания которых опережают во времени возникновение колебаний объемов исследуемого бизнес-процесса (например, курс акций, предложение денег и др.).

По уровню целей управления выделяют КР1, которые имеют стратегический характер и нормативный характер.

Деление показателей на стратегические или нормативные зависит от выбранной стратегии и связано с оптимизацией процесса распределения ресурсов для достижения целевых значений соответствующих КР1. Стратегические КР1 обычно характеризуют выбранную стратегию развития и являются приоритетными (например, количество сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям).

Значения КР1, носящих нормативный характер, определяются в рамках выбранного краткосрочного периода (например, процент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей за отчетный месяц).

Для выполнения нормативных КР1 существуют текущие планы и бюджеты таможни. Поскольку модель взаимосвязанных планов и бюджетов гарантирует непротиворечивость информации, заложенной в бюджетах, этот инструмент следует применять для целей балансировки целевых значений в модели КР1. В этой связи к интегрированной системе планирования и бюджетирования предъявляются расширенные требования: эта система должна стать основным инструментом количественного планирования и моделирования в таможне. Значение тех или иных показателей бюджетов должно полностью согласовываться с соответствующими целевыми значениями КР1, а система планирования КР1 должна быть интегрирована в систему бюджетирования таможни.

Для того чтобы применение ключевых показателей эффективности стало возможным, необходимо соблюдение следующих требований [1, с. 2]:

1. Ключевые показатели эффективности должны иметь точное определение, чтобы любой пользователь мог их измерить.

2. Уровень плановых показателей должен быть достижимым.

3. Показатели должны оцениваться теми пользователями, в компетенции которых они находятся.

4. Утвержденные показатели должны являться стимулом для роста и развития персонала.

5. Возможность сравнения показателей - все ключевые показатели эффективности должны быть сопоставимы.

6. Наглядность показателей - все ключевые показатели эффективности должны быть представлены таким образом, чтобы любой пользователь мог сделать необходимые выводы (например, графическое изображение динамики показателей).

7. Все ключевые показатели эффективности должны быть включены в базу для дальнейшего анализа.

В табл. 2. представлены КР1 электронной таможни и формулы их расчета.

Таблица 2

Расчет KPI электронной таможни

KPI Формула расчета

F Процент выполнения плана по перечислению сумм таможенных платежей Сумма фактически перечисленных таможенных платежей ^ з х 100 % Сумма таможенных платежей по плану

C Индекс лояльности участников ВЭД Число повторно обратившихся участников. Общее число участников ВЭД

Доля своевременно выполненных ТО к общему числу ТО Количество своевременно выполненных ТО Общее число ТО

I Время выполнения ТО Время, затраченное на выполнение ТО + время на подготовку и завершение ТО + время на отдых

Индекс качества ТО Количество ошибок при выполнении ТО Общее число ТО

L Процент сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям Количество квалифицированных сотрудников х о % Общее число сотрудников

Количество проведенного обучения персонала Количество часов, затраченных на повышение квалификации

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система сбалансированных показателей обеспечивает взаимодействие сотрудников таможенных органов на всех уровнях управления электронной таможней, дает возможность совершенствовать процесс принятия решений и тем самым обеспечивать достижение поставленных целей.

Таким образом, применение KPI для оценки эффективности деятельности электронной таможни позволит точнее выполнять действия, предпринимаемые для достижения поставленных целей, и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Душулин Р. KPI как средство контроля и мотивации / Р. Душулин: www.klerk.ru.

2. Каплан Р. С. Организация, ориентированная на стратегию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 416 с.

3. Смирнова Е. А. Управление цепями поставок / Е. А. Смирнова: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 121 с.

REFERENCES

1. Dushulin R. KPI kak sredstvo kontrolia i motivatsii [KPI as a means of control and motivation]: www.klerk.ru.

2. Kaplan R. S., Norton D. P. Organizatsiia, orientirovannaia na strategiiu [Organization, oriented to the strategy]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2003. 416 p.

3. Smirnova E. A. Upravlenie tsepiami postavok [Control of chain supply]. Saint Petersburg, Izd-vo SPbGUEF, 2009. 121 p.

Статья поступила в редакцию 26.04.2013

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Елена Александровна - Санкт-Петербургский государственный экономический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Коммерция и логистика»; sam948@mail.ru.

Smirnova Elena Aleksandrovna - Saint-Petersburg State University of Economy; Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Commerce and Logistics"; sam948@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.