Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / GENERAL EDUCATION / EFFICIENCY COEFFICIENT / INEFFICIENT BUDGET EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семчева Н.Ю.

В статье рассматривается методика оценки эффективности бюджетных расходов в сфере общего образования в Оренбургской области. Проведено ранжирование городских общеобразовательных учреждений по уровню эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области за 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EFFICIENCY OF BUDGET SPENDING ON GENERAL EDUCATION IN THE ORENBURG REGION

The article deals with the method of assessing the effectiveness of budget expenditures in the field of General education in the Orenburg region. The ranking of city educational institutions on the level of efficiency of budget expenditures in the Orenburg region for 2016 was carried out.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

помощи детям с нарушениями развития / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 2. - С. 3-10. 8. Образование в России - 2015. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2016. - 518 с.

УДК 336.5

Семчева Н.Ю. студент магистратуры 2 курс факультет «Финансово-экономический факультет» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье рассматривается методика оценки эффективности бюджетных расходов в сфере общего образования в Оренбургской области. Проведено ранжирование городских общеобразовательных учреждений по уровню эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области за 2016 г.

Ключевые слова: общее образование, коэффициент эффективности, неэффективные бюджетные расходы.

Semcheva N. Y.

master's student 2 course, faculty of «Finance and Economics»

Orenburg state University Russia, Orenburg EVALUATION OF EFFICIENCY OF BUDGET SPENDING ON GENERAL EDUCATION IN THE ORENBURG REGION

Abstract: the article deals with the method of assessing the effectiveness of budget expenditures in the field of General education in the Orenburg region. The ranking of city educational institutions on the level of efficiency of budget expenditures in the Orenburg region for 2016 was carried out.

Keywords: General education, efficiency coefficient, inefficient budget expenditures.

Первоочередными задачами Правительства РФ в развитии образования являются: модернизация общего образования как института социального развития, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг [3].

Механизм реализации методики оценки эффективности бюджетных расходов на общее образование должен включать следующие элементы: субъект, объект, принципы, показатели и методику оценки эффективности.

Субъектами являются главные распорядители бюджетных средств -органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления,

осуществляющие контроль за эффективностью бюджетных расходов. Объектом оценки эффективности бюджетных расходов являются общеобразовательные организации.

К предметам оценки эффективности бюджетных расходов относятся:

- расходы бюджета на ГМУ в сфере общего образования на уровне публично-правовых образований, сравниваемые во взаимосвязи с количественными и качественными показателями деятельности в данной сфере распорядителей бюджетных средств;

- бюджетные расходы на ГМУ в сфере общего образования на уровне образовательных организаций, получающих государственное (муниципальное) задание [2].

Методика оценки эффективности бюджетных расходов на общее образование должна содержать перечень показателей и порядок их расчёта, оценку с использованием методов сравнений. Необходимо учитывать возможность использования различных методов сравнительного анализа показателей эффективности бюджетных расходов на общее образование, предполагающих сопоставление:

- фактических показателей эффективности с плановыми значениями;

- показателей эффективности бюджетных расходов с аналогичными показателями за предыдущий период;

- показателей эффективности бюджетных расходов конкретного публично-правового образования (ППО) или образовательного учреждения с самым высоким значением показателя эффективности среди всех административно-территориальных единиц (образовательных учреждений);

- показателей эффективности бюджетных расходов на образование конкретного образовательного учреждения со средним значением показателя эффективности среди всех ППО (образовательных учреждений) [1].

Оценка бюджетных расходов на финансовое обеспечение общего образования заключается в социальной и экономической эффективности бюджетных расходов на общее образование. Проводить оценку эффективности бюджетных расходов целесообразно в процессе следующих этапов на основе методики Стукач М.А. [2, с. 91].

На первом этапе определяются показатели, характеризующие деятельность учреждений общего образования в предыдущем году. Поскольку обязательными для выпускников школ является сдача ЕГЭ по русскому языку и математике, для проведения оценки эффективности расходов на общее образование целесообразно использовать средний балл по ЕГЭ.

На втором этапе определяется результативность деятельности по образовательным учреждениям. Показатели результативности бюджетных расходов на образование в зависимости от их содержания классифицируют на качественные (характеризуют качество предоставления образовательной услуги) и количественные (количество учреждений, численность учащихся и др.) показателей.

На третьем этапе определяется объём бюджетных ассигнований для каждого образовательного учреждения в предыдущем году. Объёмы финансирования рассматриваются по каждому конкретному образовательному учреждению, в том числе в расчёте на одного обучающегося.

На четвертом этапе оценки рассчитываются показатели, характеризующие эффективность использования бюджетных средств. Коэффициент эффективности бюджетных расходов на общее образование для каждой из анализируемых школ рассчитываются по формуле:

Кэфф = ((ЕГЭм + ЕГЭря)/2)/Рб, (1)

где: Кэфф - коэффициент эффективности бюджетных расходов на общее образование;

ЕГЭм - средний балл ЕГЭ по математике, балл;

ЕГЭря - средний балл ЕГЭ по русскому языку, балл;

Рб - расходы бюджета на одного обучающегося, тыс. руб.

На пятом этапе осуществляется ранжирование образовательных учреждений на группы: с высоким, средним и низким уровнем эффективности использования бюджетных средств.

На шестом этапе оценки эффективности бюджетных расходов обобщаются результаты оценки. Рассматриваемая методика позволяет проводить оценку эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями и разрабатывать мероприятия по снижению неэффективных расходов бюджета.

Для оценки эффективности бюджетных расходов в сфере общего образования в муниципальном районе Оренбургской области были рассчитаны следующие показатели: коэффициент эффективности бюджетных расходов на общее образование, процент эффективных и процент неэффективных бюджетных расходов на общее образование.

Таблица 1

Ранжирование городских общеобразовательных учреждений по уровню эффективности бюджетных расходов в Оренбургской области в 2016 г. [Источник: составлено автором]._

Школы Кэфф ЭффРб, % НЭффРб, % Уровень эффективности Рейтинг

МБОУ

Красноуральская СОШ 1,55 81,30 18,74 высокий 2

МБОУ

Первомайская СОШ 1,92 100,00 0,00 высокий 1

МБОУ Дедеровская СОШ 1,48 76,21 23,83 средний 3

МБОУ

Чебеньковская

СОШ 1,15 59,98 40,06 низкий 4

Норматив затрат на одного обучающегося в сельском населенном пункте Оренбургской области равен 47713 тыс. руб. На основании аналитической справки по итогам ЕГЭ - 2016 г. были взяты средние тестовые баллы по математике и русскому языку четырех школ Оренбургского района и рассчитан коэффициент эффективности бюджетных расходов на общее образование для каждой из анализируемых школ по формуле:

Кэфф = ((ЕГЭм + ЕГЭря)/2)/Рб

1. МБОУ Чкаловская СОШ: ((82,3+68,3)/2)/47,713 = 75,3/47,713 = 1,58;

2. МБОУ Подгороднепокровская СОШ: ((43,1+79,3)/2)/47,713=61,2/47,713 = 1,28;

3. МБОУ Дедуровская СОШ: ((75,0+66,0)/2)/47,713 = 70,5/47,713 = 1,48;

4. МБОУ Чебеньковская СОШ: ((57,6+78,0)/2)/47,713 = 67,8/47,713 = 1,42.

На основе проведенных расчетов и полученных результатов проведено ранжирование общеобразовательных учреждений муниципального района Оренбургской области по уровню эффективности бюджетных расходов на общее образование по уровням эффективности бюджетных (низкий, средний и высокий). Наиболее высокое значение коэффициента эффективности бюджетных расходов на общее образование по школам Оренбургского района достигнуто в МБОУ Первомайской СОШ (1,92), а самое низкое значение в МБОУ Чебеньковская СОШ (1,15), при среднем значении коэффициента четырех школ муниципального района Оренбургской области - 1,48. В данном случае в школах с наивысшим результатом ЕГЭ по математике и русскому языку наблюдается высокая эффективность расходования бюджетных средств. МБОУ Первомайская СОШ показала результаты по двум обязательным предметам ЕГЭ: 50,0 и 75,2 соответственно (средний балл 62,17); МБОУ Чебеньковская СОШ с самым низким баллом ЕГЭ - 26,7 и 58,1 соответственно по математике и русскому языку (средний балл по двум предметам 41,3) показывает низкий результат эффективности использования бюджетных средств.

Высокое значение коэффициента эффективности бюджетных расходов на общее образование (1,92) указывает на то, что такого показателя эффективности реально добиться во всех общеобразовательных учреждениях рассматриваемых муниципальных районов Оренбургской области. Использование полученных результатов оценки эффективности позволит оперативно определять проблемные места в деятельности общеобразовательных учреждений и своевременно разрабатывать мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Тенденции развития общества свидетельствуют о возрастающем значении образования и как инструмента создания интеллектуального потенциала государства, и как ресурса, обеспечивающего жизненное

благополучие граждан, и как фактора конкурентоспособности отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом.

Для повышения эффективности расходов бюджета на общее образование необходимо сформировать действенный механизм финансирования образовательных учреждений, включающий в себя повышение качества бюджетного планирования; обеспечение зависимости объёмов финансирования от результатов деятельности образовательных учреждений; проведение мониторинга результативности бюджетных расходов на общее образование с оценкой их эффективности.

Использованные источники

1 Стукач, М.А. Подходы к оценке эффективности бюджетных расходов на общее образование // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 6 (23). -С. 90-93.

2 Стукач, М.А. Оценка эффективности финансирования образовательных учреждений // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 6 - С. 94-98.

3 «Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» Приказ от 3 октября 2014 г. N 737-пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области» от 28 июня 2013 года N 553-пп.

4 Аналитическая справка по итогам ОГЭ, ЕГЭ - 2016 по итогам государственной итоговой аттестации выпускников МБОУ «Подгороднепокровская СОШ» 2015-2016 учебного года Оренбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppss.ucoz.ru/EGE/2017/February/analiticheskaja_spravka_ogeh_i_egeh_20 15-2016.pdf (дата обращения: 01.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.