Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ЭКОСИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / КРИТЕРИИ / МАРКЕТИНГ / КЛИЕНТЫ / ПАРТНЕРЫ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Береза Оксана Владимировна

Ландшафт банковской деятельности на сегодняшний день претерпевает глубокую трансформацию благодаря передовым цифровым технологиям, быстро меняющимся предпочтениям клиентов, а также новым конкурентным угрозам со стороны финтех-компаний и крупных технологических предприятий. В данном контексте особую значимость приобретает эффективное использование банками партнерских отношений в рамках создаваемых экосистем с третьими сторонами для удовлетворения потребностей клиентов и переноса неосновных возможностей за пределы учреждения. С учетом вышеизложенного, в статье рассмотрена сущность и экономическое содержание банковской экосистемы, выделены ее отличительные черты и особенности на современном этапе. Также обозначена структура банковской экосистемы и формализованы ключевые факторы ее создания и активного распространения. Отдельное внимание в процессе исследования уделено разработке методического подхода к оценке эффективности банковской экосистемы. В частности, предложены аналитические показатели, на основании которые банк может выбрать наиболее выгодных партнеров. Кроме того, выделены критерии эффективности экосистемы с точки зрения потребителей. Особый акцент в статье сделан на этапах предварительного поиска возможных партнеров и анализе результативности их взаимодействия в маркетинговых каналах экосистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE BANKING ECOSYSTEM

The banking landscape is currently undergoing a profound transformation driven by advanced digital technologies, rapidly changing customer preferences, and new competitive threats from fintechs and large technology enterprises. In this context, the effective use by banks of partnerships within emerging ecosystems with third parties to meet customer needs and transfer non-core capabilities outside the institution is of particular importance. In view of the foregoing, the article considers the essence and economic content of the banking ecosystem, highlights its distinctive features and features at the present stage. The structure of the banking ecosystem is also indicated and the key factors of its creation and active distribution are formalized. Special attention in the research process is paid to the development of a methodological approach to assessing the effectiveness of the banking ecosystem. In particular, analytical indicators are proposed, on the basis of which the bank can choose the most profitable partners. In addition, criteria for the effectiveness of the ecosystem from the point of view of consumers are highlighted. Particular emphasis in the article is placed on the stages of a preliminary search for possible partners and analysis of the effectiveness of their interaction in the marketing channels of the banking ecosystem.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОЙ ЭКОСИСТЕМЫ»

Оценка эффективности банковской экосистемы

Береза Оксана Владимировна,

аспирант, Университет «Синергия» E-mail: berezaks@yandex.ru

Ландшафт банковской деятельности на сегодняшний день претерпевает глубокую трансформацию благодаря передовым цифровым технологиям, быстро меняющимся предпочтениям клиентов, а также новым конкурентным угрозам со стороны финтех-компаний и крупных технологических предприятий. В данном контексте особую значимость приобретает эффективное использование банками партнерских отношений в рамках создаваемых экосистем с третьими сторонами для удовлетворения потребностей клиентов и переноса неосновных возможностей за пределы учреждения. С учетом вышеизложенного, в статье рассмотрена сущность и экономическое содержание банковской экосистемы, выделены ее отличительные черты и особенности на современном этапе. Также обозначена структура банковской экосистемы и формализованы ключевые факторы ее создания и активного распространения. Отдельное внимание в процессе исследования уделено разработке методического подхода к оценке эффективности банковской экосистемы. В частности, предложены аналитические показатели, на основании которые банк может выбрать наиболее выгодных партнеров. Кроме того, выделены критерии эффективности экосистемы с точки зрения потребителей. Особый акцент в статье сделан на этапах предварительного поиска возможных партнеров и анализе результативности их взаимодействия в маркетинговых каналах экосистемы.

Ключевые слова: банк, экосистема, эффективность, оценка, критерии, маркетинг, клиенты, партнеры, модель.

Банковский ландшафт в настоящее время претерпевает глубокую трансформацию благодаря новым цифровым технологиям, быстро меняющимся предпочтениям клиентов, новым конкурентным угрозам со стороны финтех-стартапов и крупных технологических компаний. Темпы изменений настолько велики, что банки уже не могут самостоятельно разрабатывать и управлять всеми лучшими в своем классе продуктами, услугами, возможностями и персонализированным опытом, которые требуют клиенты и другие заинтересованные стороны [1].

В результате, чтобы конкурировать и выжить в жестких условиях современности, банковские учреждения расширяют практику использования экосистемных бизнес-моделей для обеспечения роста и генерирования стоимости. Как следствие, сегодня можно наблюдать постепенную утрату актуальности традиционной интегрированной модели корпоративного банкинга. На ее месте возникает разнообразная цифровая банковская экосистема, состоящая из банковских и небанковских игроков.

В основе этого преобразующего изменения лежит дезагрегированная цепочка создания стоимости, которая охватывает предприятия и компании самых разных отраслей промышленности, и приводит к усилению взаимозависимости модели, которая опирается на сети и силу многих. Благодаря сотрудничеству с внешними партнерами, такими как цифровые платформы, консультанты, сторонние разработчики и другие технологические партнеры, банки присоединяются к цепочкам создания стоимости различных отраслей для создания экосистем [2]. Цели создания экосистем включают в себя снижение затрат на обслуживание, повышение эффективности и оптимизацию взаимодействия, тем самым предоставляя клиентам новый опыт и стимулируя их стремление к большему. При правильной реализации банковская экосистема способна создать ориентированное на клиента унифицированное ценностное предложение, которое выходит за рамки того, что клиенты могли получить ранее.

Таким образом, в глобальном, цифровом взаимосвязанном мире эффективное использование банками партнерских отношений с третьими сторонами для удовлетворения потребностей клиентов и переноса неосновных возможностей за пределы учреждения стало стратегическим императивом. Благодаря этому банки становятся «универсальным магазином» для своих клиентов.

В данном контексте можно выделить три ключевых фактора создания и активного распространения банковских экосистем:

сз о

со £

m Р

сг

от А

Во-первых, потребители ищут удобства и хотят получить как можно больше услуг за одну покупку.

Во-вторых, открытый банкинг и PSD2 (вторая Директива о платежных услугах) вынуждают банки предоставлять информацию из своих баз данных внешним поставщикам услуг, если клиенты просят об этом.

В-третьих, финтех-компании переманивают клиентов у действующих банковских учреждений, сосредотачиваясь на клиентском пути и реальных запросах потребителей.

Банки приходят в экосистемы с рядом мощных встроенных преимуществ, включая прочные отношения с клиентами и надежные бренды. Когда эти сильные стороны объединяются, например, с искусственным интеллектом и облачными решениями, предоставляемыми третьими сторонами, банки, их клиенты и другие заинтересованные лица могут извлечь выгоду. С учетом вышеизложенного, задача состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные способы использования этих атрибутов совместной работы.

Таким образом, формирование экосистем в банках - это новое направление развития банковского сектора, требующее тщательного исследования, и наиболее актуальным остается вопрос оценки эффективности и результативности участия банков в экосистемах.

Теоретические аспекты управления партнерскими отношениями банков с представителями других финансовых и нефинансовых секторов, а также механизм выбора бизнес-партнеров исследовались в трудах таких отечественных и зарубежных ученых-экономистов как: Choi, Seungho; Gam, Yong Kyu; Park, Junho; Shin, Hojong; Ananth, B.; Небера А.С., Криворучко С.В., Кулешов Я.И.

Особенности построения экосистемы финансовых услуг на базе финтех и результаты сравнения банковско-ориентированных и рыночно-ориентированных финансовых структур нашли свое отражение в работах Денисова А.В., Шай-туры А.С., Ильичевой Ю.Э., Diniz, E.H.; Jayo, M.; Pozzehon, M.; Lavoi, F.

Над разработкой моделей построения экосистем с участием банков, раскрытием особенностей этих бизнес-моделей и определением основных компонентов трудились Радковская Н.П., Леонтьев В.Е., Фомичева О.Е., Трушина К.В., Сма-гин А.В., Sadler, Lois S.; Condon, Eileen M.; Deng, Shirley Z.

В связи с тем, что создание экосистем в банках - это новое направление развития банковской деятельности, поэтому целый ряд вопросов требует более детальной проработки и углубленного исследования.

Так, открытыми остаются проблемы, касающи-^ еся четкой формулировки и определения сущно-= сти понятия «банковская экосистема». Кроме то-е го, в дальнейшем уточнении нуждается формалину зация структуры экосистемы. Крайне фрагментар-° ными являются исследования в области оценки ¿в угроз и возможностей создания в отечественной

практике банковских экосистем с учетом стремительного развития финансовых технологий.

Таким образом, цель статьи заключается в исследовании смыслового содержания и наполнения понятия «банковская экосистема», а также обосновании подходов и методов оценки их эффективности.

Итак, с общетеоретической точки зрения экосистемы представляют собой комбинацию нескольких поставщиков, управляемых организатором, которые ориентируют свои услуги на потребности клиентов [3]. Экосистема может сосредоточиться на одной или нескольких потребностях клиентов. Аналогично платформам, экосистемы выступают в качестве посредников между спросом и предложением, т.е. между потребителями и несколькими поставщиками, но также они могут использоваться различными поставщиками для связывания их портфелей услуг, товаров и работ, что в результате позволит лучше удовлетворять запросы клиентов.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание тенденцию цифровизации экономики, можно отметить, что банковские экосистемы -это модель сотрудничества банков с субъектами хозяйствования из других секторов экономки в рамках партнерств, которые используют передовые технологические решения и цифровые возможности для создания новых предложений и инновационного опыта для потребителей. Разработка экосистемных предложений и комплексных услуг, выходящих за рамки банковского сектора, позволяет традиционным финансовым учреждениям реагировать на растущую рыночную конкуренцию и проблемы с прибыльностью.

Важным аспектом и отличительной особенностью банковских экосистем является прямой подход к полному (сквозному) удовлетворению одной или нескольких потребностей участников рынка. Благодаря взаимодействию различных поставщиков общая ценность экосистемы характеризуется принципом «1+1=3»: клиент получает большую ценность от взаимодействия с платформой, по сравнению с тем, если бы услуги предоставлялись по отдельности [4]. Это приводит к двум важным стратегическим изменениям:

- банкам больше не нужно быть сильными во всех аспектах предоставления услуг, вместо этого они могут сосредоточиться на отдельных этапах создания стоимости в своем портфеле;

- более высокая удовлетворенность клиентов также повышает готовность платить за комплексную услугу, что влечет за собой более высокие доходы, несмотря на большее количество поставщиков услуг.

Не подлежит сомнению тот факт, что созданию собственной либо же вхождению банка в уже действующую экосистему должно предшествовать четкое определение задач и целесообразности установления партнерских отношений, т.е. другими словами необходимо провести оценку эффективности экосистемы для банка. Экосистема как форма партнерства предусматривает соблюде-

ние определенных прав и обязанностей, связанных с общими целями предпринимательства или со спецификой соучастия в определенных деловых отношениях.

С учетом вышеизложенного, анализ эффективности банковской экосистемы можно осущест-

влять по двум направлениям: анализ и поиск потенциальных партнеров по бизнесу и анализ эффективности работы с уже существующими бизнес-партнерами (рис. 1).

V

ЛНЛЛН1 банковской

»КО( Ш Н'МЫ

Анализ потенциальных партнерств

О

- оценка риска партнерских отношешш:

- анализ деятельности контрагентов (спектр предоставляемых ими услуг, характер деятельности, финансовое состояние!:

- обоснование возможных форм сотрудничества;

- анализ эффективности потенциального партнерства

Анализ существующих партнерств

I

анализ возможностей завоевания рынка: анализ динамики и структуры контрагентов:

- анализ состояния, развития и сохранения партнерских отношений:

- анализ лояльности клиентов (удовлетворенности комплексностью предоставляемых услуг);

- анализ эффективности работы с партнерами

Рис. 1. Общая модель экономического анализа эффективности банковской экосистемы

Оценка целесообразности включения банка в экосистему и развитие партнерских отношений с различными ее участниками зависит от результативности экономического анализа этого процесса. Положительный результат можно получить только, если оценочные процедуры проводятся комплексно и системно.

При изучении потенциальных партнеров и оценке эффективности будущего сотрудничества для банков в рамках экосистемы среди уче-

ных нет однозначной позиции в каком направлении и с использованием какой методики проводить анализ. Одни авторы акцентируют внимание только на финансовых аналитических показателях, как важнейших оценочных характеристиках эффективности потенциального партнера [5]. Другие считают целесообразным принимать во внимание и качественные параметры, характеризующие деловую репутацию банковского учреждения и его рыночную позицию [6].

БЛОК 2 Анализ влияния законодательных требований на развитие экосистемы

БЛОК 1 Анализ маркетинговой среды функционирования банка

X

БЛОК 4 Оценка перспективности потенциальных партнеров

БЛОК = Анализ оптимизации выбора партнера в условиях риска

КОМПЛЕКС 1 Формирование и экономический анализ информационной о азы поиска деловых партнеров

КОМПЛЕКС 2 Экономический анализ перспективности создания участия в экосистеме ■ и выбор партнеров

БЛОКЗ Оценка собственного экономического потенциала и потребностей клиентов

БЛОК 6 Анализ изменения цен на продукты

БЛОК 7 Оценка финансовой эффективности проекта экоснстемы

БЛОК 8 Анализ рыночной эффективности экосистемы

БЛОК 9 Анализ цифровой инфраструктуры банка и возможностей экосистемы

БЛОК 12 Анализ финансовой эффективности проекта будущего сотрудничества

КОМПЛЕКС 3 Аналитическая оценка эффективности работы экосистемы и возможностей ее развития

КОМПЛЕКС 4 Аналитическая оценка экономической эффективности экосистемы

БЛОК 10 Оценка возможности исполнения обязанностей

БЛОК 11 Анализ причин и последствий нарушения договорных обязанностей

БЛОК 13 Оценка эфф'ективностн предпринимательской деятельности работы экоснстемы

Рис. 2. Общая модель комплексного экономического анализа эффективности банковской экосистемы

сз о

со £

гп Р сг

СТ1 А ш

При этом практически отсутствует методика комплексной оценки привлекательности определенного контрагента как потенциального субъекта делового партнерства банка в экосистеме. Для того, чтобы восполнить этот методический проблем на рис. 2 представлена составленная автором общая блок-схема комплексного анализа эффективности банковской экосистемы.

Как уже отмечалось ранее, в процессе создания или присоединения банковского учреждения к экосистеме критическое и первоочередное значение имеет выбор партнеров. В данном контексте отметим, что предварительный поиск возможных партнеров целесообразно проводить в несколько этапов:

- анализ ассортиментного ряда, предлагаемых товаров потенциальными участниками экосистемы, определение того в какой мере и каким образом они смогут дополнить банковские услуги, расширить круг клиентов или освоить новые сегменты рынка;

- выявление наиболее авторитетных фирм, компаний на рынке;

- определение отдельных участников, которые могли бы стать возможными партнерами банка;

- выбор характера сотрудничества с отобранными партнерами;

- оценка партнерского риска.

После завершения предварительного отбора бизнес-партнеров и сбора информации о них осу-

ществляется анализ перспективности и эффективности сотрудничества с ними с учетом отраслевых особенностей, масштабов деятельности, финансового состояния, положения на рынке, возможностей развития отрасли, которую они представляют.

Аналитическое исследование потенциальных бизнес-партнеров в основном основывается на количественных показателях и осуществляется в рамках маркетингового анализа [8]. При этом не исключается возможность использования и качественных индикаторов, в том числе таких как: деловая репутация и имидж потенциального партнера, наличие регистрации в соответствующих официальных реестрах, наличие собственности внутри страны, количество представительств, период функционирования и роль компании на рынке данного вида товара/услуги (ее конкурентная позиция), торговые связи, вид деятельности, номенклатура производства и торговли (ассортимент продукции), взаимодействие компании с другими предприятиями и государственными органами [9]. Следовательно, в процессе предварительного анализа целесообразности сотрудничества с отдельными контрагентами следует учитывать разные аспекты деятельности предполагаемого партнера: технико-технологический, экономический, научно-технический, организационный, правовой, социальный, политический и т.д.

Обобщённая система показателей для оценки потенциальных бизнес-партнеров банковской экосистемы представлена на рис. 3.

Система показателей для анализа бизнес-партнеров

Ое

см со

Анализ динамики развития бизнес-партнера

А на Tin структуры партнеров

Анализ постоянства партнеров

Анализ партнерского риска и доли рыночного сегмента, принадлежащего партнеру

I

Ана лттз лояльности (удовлетворенности сотрудниче ством)

Анализ финансовых результатов

работы с партнерами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аосолютнын прирост количества контрагентов: темп роста количества потребителей и покупателей:

- темп прироста количества потребителей и покупателей:

- количество бизнес-партнеров

- по вилам покупателей, поставщиков, кредитных учреждений, региональным сегментам:

- по стажу сотрудничества:

по принадлежности к крупному, среднему, малому бизнесу:

- по среднему размеру договоров поставок

- коэффициент текучести покупателей:

- коэффициент постоянства покупателей:

- коэффициент привлечения новых партнеров: коэффициент расширения делового партнерства:

- уровень привлечения новых покупателей:

средний период времени сотрудничества с партнерами:

- доля рынка:

абсолютное количество бизнес-партнеров:

- уровень диверсификации партнерских отношений:

■ количество нарушении условии парнерскнх договоров:

- количество рекламаций и возвратов продукции в результате низкого качества:

скорость выполнения заказов;

- вежливость работников и качество обслуживания:

- средняя продолжительность отношений с партнерами:

- сроки просрочки платежей в прошлом:

— средний доход (прибыль) на одного клиента;

— доход от целевого бизнес-партнера:

— прибыль от целевого бизнес-партнера;

— размер затрат на одного контрагента:

— размер совместных расходов с каждым контрагентом.

Рис. 3. Система показателей для анализа бизнес-партнеров в экосистеме

Представленные на рис. 3 показатели для анализа бизнес-партнеров в банковской экосистеме являются составляющими обобщающего количественного показателя эффективности партнерских отношений, для расчета которого предлагаем использовать следующую формулу:

е=£ (V,. ^)

I=1

где £3 - обобщающий показатель эффективности партнерских отношений в банковской экосистеме, балл; V - балльная оценка /'-го показателя эффективности, балл;

^ - значимость /-го показателя в общей системе показателей эффективности определения партнерских отношений;

п - общее количество характеристик.

Определение обобщающего показателя эффективности партнерских отношений требует расчета важности его составляющих. Для этого необходимо проведение экспертной оценки с целью установления значимости каждой составляющей обобщающего показателя эффективности и определение их влияния на результат и качество партнерских отношений.

Для достижения поставленной цели представляется целесообразным воспользоваться такими критериями (см. табл. 1).

Таблица 1. Критерии выбора банком компании - партнера для интеграции в рамках экосистемы

Критерии Удовлетворяется, баллы Частично удовлетворяется, баллы Не удовлетворяется, баллы

Надежность партнера Высокая надежность - 2 Средняя надежность - 1 Низкая надежность - 0

Соответствие объемов бизнеса Объемы бизнеса соответствуют - 2 Частичное соответствие - 1 Не отвечают - 0

Направление бизнеса Направление бизнеса совпадает - 2 Частично совпадает - 1 Не совпадает - 0

Стоимость заключения партнерства Незначительные инвестиции -2 Существенные инвестиции - 1 Значительные инвестиции - 0

Соотношение целей банка и партнера Цели совпадают - 2 Частично совпадают - 1 Не совпадают - 0

Наличие опыта в организации интеграционного бизнеса Есть положительный опыт - 2 Есть отрицательный опыт - 1 Опыт отсутствует - 0

Территориальное расположение Преимущественное совпадение филиальной сети - 2 Частичное совпадение филиальной сети - 1 Не соответствие филиальной сети - 0

Имидж и репутация компании Хороший имидж и репутация - 2 Наличие не значимой отрицательной информации - 1 Негативный имидж и репутация - 0

В таблице 1 баллы соответствуют степени удовлетворенности каждым критерием. Баллы получаются с использованием метода экспертных оценок. Для чего набирается группа специалистов компетентных в данной сфере исследования и проводится сравнение критериев, где каждому объекту присваивается балл, в зависимости от степени его превосходства по сравнению с другими [10]. Опрос проводится методом группового анкетирования в несколько туров. Результаты каждого тура обрабатываются статистическим методом и сообщаются экспертам. В последующих турах эксперты аргументируют свои ответы. От тура к туру ответы экспертов становятся более устойчивыми и перестают меняться. Поэтому опрос прекращается.

Последующие шаги анализа эффективности партнерских отношений для банка в рамках экосистемы связаны с качественной оценкой партнерства и обоснованием окончательного вывода. Целесообразным представляется использование 5-ти бальной шкалы качественных оценок: от значительного увеличения (5 баллов) до значитель-

ного уменьшения (1 балл). После расчета количественного и качественного обобщающих показателей банк принимает решение о том будет ли он развиваться партнерство в рамах этой экосистемы.

По мнению Рукобратского П.Б., такое решение банк должен принять учитывая выбор дальнейшей стратегии управления отношениями [11].

Автором предлагается следующее разграничение уровня эффективности, согласно которому руководители банка могут осуществляться действия по управлению отношениями в экосистеме (табл. 2).

Очевидно, что эффективность банковской экосистемы должна рассматриваться не только с через призму эффективного партнерства, но также с позиций уровня удовлетворения банком в отдельности и экосистемой в целом запросов и ожиданий клиентов. В данном случае речь идет, прежде всего, об удовлетворении финансовых, социальных, экономических потребностей населения, потребностей в конфиденциальности, защите информации,

мобильности, а также об обеспечении доступности таких услуг, учете интересов различных слоев населения. Поэтому для оценки эффективности бан-

ковской экосистемы с этой точки зрения удовлетворенности клиентов предлагаем использовать следующий набор показателей (см. табл. 3).

Таблица 2. Выбор банком стратегии управления партнерскими отношениями в экосистеме в зависимости от их эффективности

№ группы Пределы эффективности отношений Название групп по обобщающему показателю эффективности Стратегия управления партнерскими отношениями

I группа 5-4 Совершенно эффективные отношения Формирование и развитие партнерских отношений на основе полного доверия, формирование информационных сетей, усовершенствование форм сотрудничества, переход на новый уровень отношений

II группа 3,99-3 Высокая эффективность отношений Формирование и развитие партнерских отношений, оценка уровня их эффективности, систематический обмен информацией, расширение границ сотрудничества

III группа 2,99-2 Низкая эффективность отношений Формирование партнерских отношений, системный контроль уровня эффективности партнерства и четкого соблюдения договорных обязательств, применение мер регулирования отношений, создание отдела, отвечающего за поиск партнера с более высоким уровнем эффективности отношений

IV группа 1,99-1 Неэффективные отношения Расторжение партнерских отношений и поиск партнера с более высоким уровнем эффективности

Таблица 3 Эффективность банковской экосистемы с точки зрения потребителей

Показатель Порядок расчета Составляющие расчета Комментарий

Эффективность выполнения социального запроса F _ mP c mn т - реальное время выполнения социального запроса; тп - плановое время выполнения социального запроса Если Ес > 1, то в таком случае эффективность выполнения социального запроса будет низкой, с другой стороны, когда Ес < 1, то эффективность высока. Если Ес = 1, эффективность будет оптимальной

Результативность выполнения финансового запроса F _ t 1 - фактическое выполнение финансового запроса; г0 - плановое выполнение финансового запроса. Результативность выполнения финансового запроса может быть оценена по 100-балльной шкале. Если 0 < F¡ <25, то результативность будет неудовлетворительной. Если 25 < F¡ < 50, то результативность будет удовлетворительной. В случае 50 < F¡ < 75, результативность хорошая, а когда 75 < F¡ < 100, то результативность отличная.

Эффективность качества выполнения запроса потребителя F- _ 1 zp - оценка потребителя; - оценка исполнителя запроса потребителя Если Е2 > 1 - удовлетворен потребитель, Е2 = 1 - удовлетворен и потребитель и исполнитель, Е2 <1 - удовлетворен только исполнитель

а. в

см со

Как уже отмечалось ранее, одним из неоспоримых преимуществ банковской экосистемы является возможность значительного расширения каналов распределения предлагаемых продуктов и услуг, присоединение к которым позволит быстро и эффективно реагировать на возмущение окружающей среды в плане разнообразных кризисных явлений, а также удовлетворять запросы потребителей, предлагая им широкий выбор способов взаимодействия. Особенно это касается такого класса потребителей как «миллениалы», предпочитающих цифровые технологии, мобильные каналы связи, удаленный доступ и рассчитывающие получить услуги в любое время в любой географической точке

С этой точки зрения предлагаем оценивать каналы банковской экосистемы через призму

маркетинга, используя 4 группы показатели (см. рис. 4).

Таким образом, подводя итоги, отметим, что в рамках проводимого исследования рассмотрены особенности, содержание и отличительные черты банковской экосистемы. Кроме того, предложен методический подход и система аналитических показателей, которые позволяют оценить эффективность работы банка в рамках экосистемы, а также создают основу для разработки стратегии делового партнерства, что в свою очередь формирует информационно-аналитическое поле для эффективного управления партнерскими отношениями с целью повышения прибыльности деятельности банка и минимизации предпринимательского риска.

Рис. 4. Структура показателей, характеризующих результативность взаимодействия в маркетинговых каналах

банковской экосистемы

Литература

1. Трушина К.В., Смагин А.В. Тренд на развитие крупнейших банков в парадигме экосистемы (к вопросу о понятии «экосистема») // Банковские услуги. 2019. № 12. С. 7-11.

2. Иванова О.А., Смирнова Н.В. Анализ перспектив развития и конкуренция экосистем банков в условиях цифровизации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4. С. 43-47.

3. Choi, Seungho Bank partnership and liquidity crisis // Journal of banking and finance. 2020. Volume 120.

4. The financial ecosystem: the role of finance in achieving sustainability / Satyajit Bose, Guo Dong, Anne Simpson. Basingstoke: Pal. Macmillan, 2019. 276 p.

5. Hendrikse, Reijer Strategic coupling between finance, technology and the state: Cultivating a Fin-tech ecosystem for incumbent finance // Environment and planning. 2020. Volume 52: Number 8; pp 1516-1538.

6. Камынин Д.А. Практика российских банков по переходу в цифровую сферу: платформы, бизнес-модели, экосистемы // Финансовая экономика. 2020. № 11. С. 351-354.

7. Хакиров А.И., Акинина В.П. Банки как интеграторы финансовых экосистем // Финансовый бизнес. 2021. № 2 (212). С. 136-138.

8. Панова Г.С. Эволюция традиционных банков в новых реалиях финансовых экосистем // Банковские услуги. 2021. № 5. С. 2-8.

9. Supply chain finance: risk management, resilience and supplier management / edited by Wendy Tate, Lydia Bals. London: KoganPage, 2018. 418 р.

10. Андрюшин С.А., Свиридов А.П. Банк России в 2020 году: экосистемы и новые технологии // Банковское дело. 2021. № 6. С. 17-25.

11. Рукобратский П.Б. Модели финтех-экосистем банков России и мира: принципы, направления развития, оценка различий // Финансовый бизнес. 2021. № 10 (220). С. 147-151

12. Базаров Р.Т. Экосистема банка: анализ, проблемы и тенденции развития на примере Российской Федерации // Финансовый бизнес. 2021. № 12. С. 137-139.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE BANKING ECOSYSTEM

Bereza O.V.

University «Synergy»

The banking landscape is currently undergoing a profound transformation driven by advanced digital technologies, rapidly changing customer preferences, and new competitive threats from fintechs and large technology enterprises. In this context, the effective use by banks of partnerships within emerging ecosystems with third parties to meet customer needs and transfer non-core capabilities outside the institution is of particular importance. In view of the foregoing, the article considers the essence and economic content of the banking ecosystem, highlights its distinctive features and features at the present stage. The structure of the banking ecosystem is also indicated and the key factors of its creation and active distribution are formalized. Special attention in the research process is paid to the development of a methodological approach to assessing the effectiveness of the banking ecosystem. In particular, analytical indicators are proposed, on the basis of which the bank can choose the most profitable partners. In addition, criteria for the effectiveness of the ecosystem from the point of view of consumers are highlighted. Particular emphasis in the article is placed on the stages of a preliminary search for possible partners and analysis of the effectiveness of their interaction in the marketing channels of the banking ecosystem.

Keywords: bank, ecosystem, efficiency, evaluation, criteria, marketing, model.

References

1. Trushina K.V., Smagin A.V. Trend of the largest banks development in the ecosystem paradigm (to the concept of "ecosystem") // Banking Services. 2019. № 12. С. 7-11.

2. Ivanova O.A., Smirnova N.V. Analysis of development prospects and competition of ecosystems of banks in conditions

C3

о

CO £

m Р

СГ

CT1 А

IE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of digitalization // Problems of Economics and Legal Practice. 2020. T. 16. № 4. C. 43-47.

3. Choi, Seungho Bank partnership and liquidity crisis // Journal of banking and finance. 2020. Volume 120.

4. The financial ecosystem: the role of finance in achieving sus-tainability / Satyajit Bose, Guo Dong, Anne Simpson. Basingstoke: Pal. Macmillan, 2019. 276 p.

5. Hendrikse, Reijer Strategic coupling between finance, technology and the state: Cultivating a fintech ecosystem for incumbent finance // Environment and planning. 2020. Volume 52: Number 8; pp 1516-1538.

6. Kamynin D.A. Practice of Russian banks in the transition to the digital sphere: platforms, business models, ecosystems // Financial Economics. 2020. № 11. C. 351-354.

7. Khakirov A.I., Akinina V.P. Banks as integrators of financial ecosystems // Financial Business. 2021. № 2 (212). C. 136-138.

8. Panova G.S. Evolution of traditional banks in new realities of financial ecosystems // Banking Services. 2021. № 5. C. 2-8.

9. Supply chain finance: risk management, resilience and supplier management / edited by Wendy Tate, Lydia Bals. London: Ko-ganPage, 2018. 418 p.

10. Andryushin S.A., Sviridov A.P. Bank of Russia in 2020: ecosystems and new technologies // Banking. 2021. № 6. C. 17-25.

11. Rukobratsky P.B. Models of fintech ecosystems of banks of Russia and the world: principles, directions of development, assessment of differences // Financial Business. 2021. № 10 (220). C. 147-151

12. Bazarov R.T. Bank ecosystem: analysis, problems and development trends by the example of the Russian Federation // Financial Business. 2021. № 12. C. 137-139.

a.

e

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.