Научная статья на тему 'Оценка доступности лекарственных средств отдельным категориям граждан'

Оценка доступности лекарственных средств отдельным категориям граждан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ / ДОСТУПНОСТЬ / ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН / MAINTENANCE WITH NECESSARY MEDICAL PRODUCTS / AVAILABILITY / PARTICULAR CATEGORIES OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна

В статье рассматривается методика комплексного анализа доступности медицинской и лекарственной помощи отдельным категориям граждан, что позволяет оптимизировать финансовые затраты региональными органами управления здравоохранения и фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE MEDICINAL AGENTS AVAILABILITY TO PARTICULAR CATEGORIES OF CITIZENS

The technique of complex analysis of medical and medicamentary help availability to particular categories of citizens is surveyed in the article. It allows optimizing the financial expenses of public health services and pharmacy regional authorities.

Текст научной работы на тему «Оценка доступности лекарственных средств отдельным категориям граждан»

№ 5 - 2011 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 615.12:614.27

ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

И.А. Джупарова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск)

В статье рассматривается методика комплексного анализа доступности медицинской и лекарственной помощи отдельным категориям граждан, что позволяет оптимизировать финансовые затраты региональными органами управления здравоохранения и фармации.

Ключевые слова: обеспечение необходимыми лекарственными средствами,

доступность, отдельные категории граждан

Джупарова Ирина Алексеевна — кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, e-mail: uefarm@mail.ru

Введение. Проблема доступности лекарственных средств населению остается по-прежнему актуальной во многих регионах страны, в том числе в Новосибирской области.

С целью выявления различий в доступности дополнительной медицинской и фармацевтической помощи нами был разработан алгоритм многомерной сравнительной оценки структурной схожести (согласованности) системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) в муниципальных образованиях (МО)

Новосибирской области по трем качественным показателям:

• нагрузка на одного врача;

• нагрузка на одну аптеку;

• средняя стоимость льготного рецепта за период 2008-2010 г.

На I этапе осуществлялось формирование базы данных по качественным показателям по МО Новосибирской области за период 2008-2010 г., а также

их ранжирование.

При ранжировании муниципальных районов (МР) и городских округов (ГО) Новосибирской области по каждому из анализируемых показателей использовался принцип присвоения наивысшего ранга — 1 МО, у которых показатель имел наибольшее значение (например, по средней стоимости рецепта — Купинский МР), и наименьший

ранг — 33 МО, имеющим наименьшее значение показателя (например, по средней стоимости рецепта — Здвинский район).

Размах рангов МР и ГО по отдельным показателям свидетельствует о том, что между ними существуют различия в структуре бесплатной медицинской и фармацевтической помощи. Так, например, в г. Новосибирске наиболее высокий приоритет (1) по сравнению с другими МР и ГО имел показатель средней стоимости рецепта; показатель нагрузки на одного врача несколько ниже, а показатель нагрузки на одну аптеку имел самый низкий приоритет (табл. 1) [1, 2, 3].

На II этапе осуществляли расчет суммарных рангов, квадратов отклонений суммарных рангов от среднего значения для определения меры структурной схожести системы ОНЛС в Новосибирской области (табл. 1).

N M

Результаты оценки структурной схожести МО Новосибирской области по качественным показателям

Муниципальные районы п городские округа Качественные показатели Ранги Сум- мар- ный ранг Квадрат отклонения от среднего сугммар-иого ранга

Нагруг-ка на 1 врача Нагрузка на 1 аптеку Среняэ егонмогть ренета Нагруї-ка на 1 врача Harpyj-La на 1 аптеку Средняя стоимость рецепта

батан скнн 14 524 2(56 25 30 28 £3 1QSP

Бараблкскнй I9 2511 252 17 4 31 52 4

Б?рдск 31 4:96 416 4 2 7 13 1369

Бг."отн£некі[й 25 1279 504 9 15 22 46 16

Венгеровский 20 S2? 2S2 13 24 26 66 256

Довольней сьдй 15 S60 259 22 24 6S 324

ЗлВНВСХЕЁ 26 <500 213 S 27 33 68 324

Искніимскнй 34 5307 393 2 1 12 15 1225

Киркукский 16 1730 361 20 3 16 44 36

Каргатс^ігн 30 1017 246 Л 19 32 56 36

Колыкавскнб 14 701 -109 25 25 9 59 S1

Кочелегскнй 19 1615 39-1 17 11 11 39 121

Кочяоїскмй 11 547 321 30 2S 20 7S 7S4

Красноозереклй 12 1122 41-1 27 17 8 52 4

К^бышеашш 1? 2221 330 22 19 46 16

КуштскиЙ 11 1003 69S 30 20 L 51 1

Кьшггавскнй 11 4S5 264 30 31 29 90 1600

Лвнгескнё 2S HÜS 379 6 12 13 31 361

Маслжанскнй і; 1079 424 14 1S 6 38 144

Мошкмский 25 1617 455 g 10 5 24 676

HofiOCHÓHPÍK 25 1229 Й57 9 16 3 28 434

0<5ъ 23 1291 464 13 14 4 31 361

ОрЛЫКГКИЙ 32 1311 365 3 7 15 25 625

Северное 16 337 296 20 33 23 76 676

СузунскиЁ 24 1646 256 12 9 30 51 1

Татарский 12 1326 267 27 13 27 67 2S9

Тотучннскнй 27 2S22 314 7 3 21 31 361

Убднкский 21 538 2S5 15 29 25 69 361

Усть-Таркджин 9 42 & 370 33 32 14 79 S4I

Чаис^ій 1S S71 669 19 21 2 42 6-1

Черепанов сккй 35 2207 353 1 6 17 24 676

Чіігтойїерньп: 15 66 3 351 22 26 1S 66 256

Чулымский 12 S42 403 27 23 10 60 100

Средний суммарный ранг 50

Cviiua квалратм ог^тсзнг-кий суммарных рангов от ерелнего суммарного ранга 13562

Коэффициент конкордацнн 0.504

Для определения меры схожести при анализе многомерной ранговой корреляции использовался коэффициент конкордации ^), рассчитываемый по формуле (1):

W= 12 х S / (М2 х (К3 — N )) (1)

где:

число качественных показателей ОНЛС (3);

число сравниваемых МР и ГО Новосибирской области (33);

Б — сумма квадратов отклонений суммарных рангов МО Новосибирской области от среднего суммарного ранга.

Рассчитанный нами коэффициент конкордации по МО Новосибирской области составил величину 0,504, что свидетельствует не только о значительной структурной схожести, но и существенных структурных различиях бесплатной медицинской и фармацевтической помощи в МО Новосибирской области.

На III этапе работы были выделены кластеры, имеющие структурную схожесть по анализируемым качественным показателям.

Для формирования кластеров МО Новосибирской области со схожими структурами было проведено ортогональное ранжирование, т. е. ранжирование качественных показателей по значениям рангов каждого МР и ГО Новосибирской области. При этом наименьшему значению ранга присваивали высший ранг — 1, а наибольшему — низший ранг — 3. Затем нами производилась группировка территорий Новосибирской области, у которых порядок следования рангов по рассматриваемым показателям совпадает. В результате группировки были сформированы 6 основных кластеров (табл. 2).

Результаты оценки структурной схожести по ГО и МР Новосибирской области за 2008-2010 г.

Муниципальные районы п городские округа Качественные показатели Ранги Сум- мар- ный ранг Квадрат отклонения от среднего суммарного ранта

Нагруї-ка на 1 врача Нагрузка на 1 аптеку Среняч СГОНМОГТЬ рецепта Натруїла на 1 врача Нагрузка на 1 аптеку Средняя стоимость рецепта

БлгааскиГ: 14 524 266 25 30 28 £3 1QSP

Барабннскнк I$ 2511 252 17 4 31 52 4

Б?рдсь 31 459Í 416 4 2 7 13 1369

Bo.tothíhckiiíI 25 1279 504 9 15 22 46 IÍ

Венгеровский 20 S29 2S2 13 24 26 66 256

ДОВОЛЬНЕЙ Pt'trft 15 S60 259 22 24 ÓS 324

ЗлВНВСХЕЁ 26 <500 213 S 27 33 48 324

Искніимскнй 34 5307 393 2 1 12 15 1225

Карасукский 16 1730 3(51 20 3 16 44 36

Каргатсквй 30 1017 246 Л 19 32 56 36

КолывакскиЯ 14 701 409 25 25 9 59 S1

Кочєнєбскин 19 1615 394 17 11 11 39 121

Кочмоїскмй 11 547 321 30 2S 20 7S 7S4

Красноозерскнй 12 1122 41-1 27 17 8 52 4

Куйбышевский 1? 2221 330 22 19 46 16

КушшскиЙ 11 1003 698 30 20 L 51 1

Кьшггавскнй 11 4S5 264 30 31 29 90 1600

Лвнгескнё 2S 1-fÜS 379 (5 12 13 31 361

Маелтнинскин і; 1079 424 14 18 б 38 144

Мошкмский 25 1617 455 g 10 5 24 676

H0£0CHÓHPÍk 25 1229 657 9 1(5 3 28 434

0<5ъ 23 1291 464 13 14 4 31 361

OpjbDíf^lñ 32 1311 3(55 3 7 15 25 625

Северное 16 337 296 20 33 23 76 676

СузунскиЁ 24 1646 256 12 9 30 51 1

Татарский 12 1326 2(57 27 13 27 67 2S9

Тотучннскнй 27 2S22 314 7 3 21 31 361

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умшсскнй 21 53 S 2S5 15 29 25 69 361

Усть-Іарїхкин 9 42 & 370 33 32 14 79 S4I

Чанский 1S S71 6(59 19 21 2 42 64

Череп шоескнё 35 2207 353 1 6 17 24 676

Чіігтойїерньп: 15 663 351 22 26 1S 66 256

Чулымский 12 S42 403 27 23 10 60 100

Ср(Яйип суммарный ранг 50

Cviiua квадрати отклонений суммаринх рангов от среднего суммарного ранга 13562

Коэффициент конкордацнн 0.504

Из шести выделенных кластеров 6 имеют существенные (ближе к 1, чем к 0) значения коэффициента конкордации, что свидетельствует о наличии существенной структурной схожести дополнительного лекарственного обеспечения МО, отнесенных к этим кластерам.

В результате группировки все ГО и МР Новосибирской области были распределены по шести кластерам, каждый из них характеризовался определенным сочетанием анализируемых показателей.

Наиболее рациональной и доступной структурой, по-нашему мнению, обладают ГО и МР, вошедшие в четвертый кластер, в которых средней стоимости рецепта соответствует более высокий приоритет, чем нагрузка на одного врача и одну аптеку, характеризующиеся, в свою очередь, средним и низким приоритетами. Наименее рациональна и доступна медицинская и фармацевтическая помощь в ГО и МР, где нагрузке на одного врача соответствует более высокий приоритет, а нагрузка на одну аптеку и средняя стоимость льготного рецепта имеют средний и низкий приоритеты (1 кластер).

Исходя из этого, для обеспечения уровня доступности медицинской и лекарственной помощи отдельным категориям граждан, получающим государственную социальную помощь в виде НСУ, нами были предложены следующие управленческие решения:

• для ГО и МО, входящих в кластер 1 и 2, основные мероприятия должны быть направлены на развитие и укрепление звена первичной медицинской помощи (увеличение количества ЛПУ и врачей, участвующих в системе ОНЛС);

• для МО, формирующих кластеры 3 и 5, необходимо открытие дополнительных аптек, точек отпуска для сокращения количества льготополучателей, приходящихся на одну аптеку (точку отпуска);

• для ГО и МР, образующих кластеры 4 и 6, управленческие решения должны быть направлены на сохранение сложившихся тенденций в качественных показателях.

Регулярная оценка структурной схожести системы ОНЛС по ГО

и МР Новосибирской области позволит своевременно принимать управленческие решения с целью осуществления единой социальной политики и обеспечения пространственновременной доступности участников ДЛО для всех категорий граждан.

Список литературы

1. Акиньшина Н. И. Оптимизация организационно-методических аспектов

льготного лекарственного обеспечения населения Воронежской области : автореф. дис....

канд. фарм. наук / Н. И. Акиньшина. — Пятигорск, 2007. — 23 с.

2. Джупарова И. А. Оценка доступности лекарственных средств на областном уровне / И. А. Джупарова, С. Г. Сбоева // Новая аптека. Эффективное управление. — 2009. — № 2. — С. 38-45.

3. Тельнова Е. А. Теоретическое обоснование системы управления качеством лекарственной помощи российским гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку : автореф. дис....д-ра фарм. наук / Е. А. Тельнова. — М., 2005. — 48 с.

ESTIMATION OF THE MEDICINAL AGENTS AVAILABILITY TO PARTICULAR CATEGORIES OF CITIZENS

I.А. Dzhuparova

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)

The technique of complex analysis of medical and medicamentary help availability to particular categories of citizens is surveyed in the article. It allows optimizing the financial expenses of public health services and pharmacy regional authorities.

Keywords: maintenance with necessary medical products, availability, particular categories of citizens

About authors:

Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical sciences, assistant professor, pharmacy management and economy chair head SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: uefarm@mail.ru

List of the Literature:

1. Akinshina N. I. Optimization of organizational-methodical aspects of preferential

medicinal maintenance of the Voronezh region population: autoref. of dis............ cand.

of Pharmaceutical sciences / N. I. Akinshina. — Pyatigorsk, 2007. — 23 P.

2. Dzhuparova I. A. Estimation of medical products availability at regional level / I. A. Dzhuparova, S. G. Sboeva // The New drugstore. Efficient control. — 2009. — № 2. — P.38-45.

3. Telnova E. A. Theoretical substantiation of quality control system of medicinal help to the Russian citizens who have the right for the state social support: autoref. dis ....doct. pharm. sciences / E. A. Telnova. — M, 2005. — 48 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.