Научная статья на тему 'Оценка достоверности результатов вычислительного эксперимента'

Оценка достоверности результатов вычислительного эксперимента Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
420
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Лукьянов А. С., Стручков А. В.

Приведена сравнительная оценка результатов вычислительного эксперимента, проведенного с помощью компьютерной программы GYDROTRANS II, с экспериментальными данными при исследовании динамической нагруженности механической и гидромеханической трансмиссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Лукьянов А. С., Стручков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка достоверности результатов вычислительного эксперимента»

Секция «Проектирование машин и робототехника»

ного круга к объему алмазоносного слоя, руб/мм3; qi -удельный расход алмазного круга, принимаемый как отношение объема износившейся части круга к объему снятого материала по i-му методу обработки, мм3/мм3; Умат - объем снятого обрабатываемого материала при м методе обработки, мм3; Яаисх i - исходная шероховатость поверхности, мкм; Яаобр ' - шероховатость, полученная после обработки '-м методом, мкм; И¥обр ' - микротвердость поверхности, полученная после обработки '-м методом; НКисх ' - исходная микротвердость поверхности.

Данное соотношение отражает не только стоимостные, но и качественные параметры комбинированной обработки твердых сплавов. Величина затрат на качество позволяет определить рациональный метод комбинированной электроалмазной обработки для шлифования труднообрабатываемых материалов в условиях принятых допущений.

По результатам предварительных испытаний выявлены необходимые для расчета по приведенной методике характеристики для четырех сравниваемых методов алмазного шлифования при обработке твердых сплавов марок ВК3М, ВК8, ВК15. Сравнительный анализ методов комбинированной обработки, проведенный по представленной методике подтвердил преимущества комбинированного метода элек-

троалмазного шлифования с одновременной непрерывной правкой шлифовального круга. Следовательно, метод может быть рекомендован для эффективной обработки изделий из твердых сплавов.

Представленная методика позволяет значительно сократить время технологической подготовки производства, выявить рациональный метод шлифования при известных характеристиках обработки и может быть адаптирована для оценки современных способов комбинированной обработки высокопрочных и труднообрабатываемых материалов.

Библиографические ссылки

1. Янюшкин А. С. Технология комбинированного электроалмазного затачивания твердосплавных инструментов. М. : Машиностроение-!, 2003. 242 с.

2. Маталин А. А. Технология машиностроения : учебник. 3-е изд., стер. СПб. : Лань, 2010. 512 с.: ил.

3. Лобанов Д. В., Янюшкин А. С. Подготовка режущего инструмента для обработки композиционных материалов : монография ; БрГУ. Братск, 2011. 192 с.

© Лобанов Д. В., Лосев Е. Д., Кирпикова Е. И., 2012

УДК 629.114.2:629.11.013

А. С. Лукьянов Научный руководитель - А. В. Стручков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Приведена сравнительная оценка результатов вычислительного эксперимента, проведенного с помощью компьютерной программы ОУВКОТЕАЫБII, с экспериментальными данными при исследовании динамической нагруженности механической и гидромеханической трансмиссий.

Моделирование предполагает абстрагирование и идеализацию, отображая существенные свойства оригинала и отвлекаясь от несущественных свойств в зависимости от цели исследования.

Таким образом, модель представляет собой упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит только интересующие нас свойства. При этом результаты исследования будут отличаться от действительных значений. Поэтому очень важно оценить - насколько получаемые результаты близки действительным.

На кафедре ОКМ в рамках исследования динамических характеристик различных трансмиссионных систем были разработаны динамические и математические модели механических и гидромеханических трансмиссий строительно-дорожных машин. Метод решения этих моделей реализован в виде компьютерных программ GYDROTRANS и GYDROTRANS II в среде Delphi [1; 2].

APM GYDROTRANS II является более универсальным вариантом APM GYDROTRANS, разработанной для исследования динамической нагруженно-

сти трансмиссионной системы конкретной реально существующей строительно-дорожной машины, для которой предварительно были проведены экспериментальные исследования, в ходе которых были получены динамические характеристики всех элементов трансмиссии и амплитудно-частотные характеристики крутящего момента на карданном валу и полуосях заднего моста на основных рабочих передачах на различных режимах.

Сравнение результатов вычислительного эксперимента посредством АРМ ОТЭКОТЯА^ II с экспериментальными данными дает нам возможность оценить достоверность результатов, получаемых с помощью этой программы.

Так как при экспериментальных исследованиях были получены значения абсолютных колебаний крутящего момента, а в ходе вычислительного эксперимента определялись колебания относительных углов закручивания, то оценить адекватность через квадратичные выражения достаточно сложно.

В тоже время крутильные колебания в трансмиссии представляют собой непрерывные случайные колеба-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

ния вокруг некоторых средних значении, причем средняя амплитуда и характер колебаний не обнаруживают существенных изменений с течением времени.

Очевидно, что нагруженность деталей и узлов в трансмиссии складывается из статической и динамической составляющей.

Для результатов экспериментальных исследований статическую составляющую характеризует математическое ожидание крутящего момента.

Для анализа динамической составляющей нагру-женности исследуемой трансмиссии воспользуемся амплитудным коэффициентом, который показывает -какую часть эксплуатационного момента, нагружающего трансмиссию, составляет моментная амплитуда исследуемых вынужденных колебаний (динамическая составляющая).

к = Ар

периментальных исследованиях проводилось тензо-метрирование.

Методами математической статистики были определены математическое ожидание относительного угла закручивания Му, математическое ожидание

текущих амплитуд, т. е. среднюю амплитуду колебаний Ару . На основании этих данных определен ам-

A

плитудный коэффициент: КАф = — ф .

Аф

M ф

MC

где Аср - математическое ожидание амплитуд исследуемых колебаний трансмиссии при работе, Нм; Мср - математическое ожидание средних значений крутящего момента при работе, Нм [3].

А поскольку относительные углы закручивания прямопропорциональны крутящим моментам, то и колебания крутящих моментов и углов закручивания должны быть подобны и иметь один амплитудный коэффициент.

С помощью АРМ ОУБКОТЯАШ II были получены амплитудно-частотные характеристики относительных углов закручивания и построены графики амплитуд для тех сечений валопровода, где при экс-

Сравнение амплитудных коэффициентов КА и КАф для карданного вала и полуосей заднего моста дало 12,4 % и 21 % соответственно, что в среднем дает 16,7 %. Что дает основание судить о достоверности результатов разработанной математической модели и программы АРМ ОУБКОТЯАШ II.

Библиографические ссылки

1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011611028 28.01.2011. Программа для ЭВМ ОУБКОТКАЖ / С. П. Ереско, А. В. Стручков, А. А. Климов, В. С. Кочкун, Т. Т. Ереско.

2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011615364 08.07.2011. Программа для ЭВМ ОУБКОТКАЖ II / С. П. Ереско, А. В. Стручков, А. А. Климов, В. С. Кочкун, Т. Т. Ереско

3. Стручков А. В. Исследование и совершенствование элементов гидромеханической трансмиссии гусеничного бульдозера : дис. ... канд. техн. наук. Красноярск, 2009.

© Лукьянов А. С., 2012

УДК 621.37/.39

И. Н. Мурзин, Е. Н. Мурзин Научный руководитель - С. И. Трегубов Сибирский федеральный университет, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Рассмотрены вопросы взаимодействия проектировщиков в едином информационном пространстве предприятия при организации непрерывной автоматизированной передачи информации, создаваемой в процессе разработки жизненного цикла изделия.

При проектировании конструкций часто приходится применять детали, которые отличаются только одним конструктивным параметром. Например, перемычки, устанавливаемые на печатной плате, могут отличаться только длиной. Типовое решение - создание группового документа на деталь, однако при внедрении СА££-технологий это не самое лучшее решение.

Использование СА££-технологий в практическом плане предполагает организацию единого информационного пространства (ЕИП) или интегрированной информационной среды, объединяющей автоматизированные системы, предназначенные как для эффективного решения задач инженерной деятельности, так и для планирования и управления производством.

В этом смысле предметом CALS являются методы и средства как взаимодействия разных АС и их подсистем, так и сами АС с учетом всех видов их обеспечения. Практически синонимом CALS в этом смысле становится термин PLM, обозначающий систему, которая предназначена для сбора, хранения и управления данными. Взаимодействие в ЕИП предполагает обмен данными участников жизненного цикла изделия только через базу данных - основу PDM системы. Иной способ обмена данными запрещен [1]. По причине, что невозможно проконтролировать ход выполнения задачи.

При этом интересным моментом является сохранение у изделия ранее присвоенной децимальной характеристики по ЕСКД. Рассмотрим это на следующем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.