Научная статья на тему 'Оценка достижения целей интеграции в инновационной среде вуза'

Оценка достижения целей интеграции в инновационной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ВУЗЕ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК / ЭКОНОМИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волосевич Ксения Евгеньевна

В статье рассмотрены методические аспекты оценки достижения целей интеграции в инновационной среде вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка достижения целей интеграции в инновационной среде вуза»

Оценка достижения целей интеграции в инновационной среде вуза

Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты оценки достижения целей интеграции в инновационной среде вуза

Ключевые слова: инновации в вузе; интеграция научных разработок; экономика в высшей школе

Abstract: In article methodical aspects of an estimation of achievement of the purposes of integration in the innovative environment of high school are considered

Keywords: innovations in high school; integration of scientific workings out; economy at the higher school

Волосевич Ксения Евгеньевна

аспирант

Новосибирский государственный технический университет

kafedra.finp@yandex.ru

Введение. Курс на инновационное развитие и модернизацию экономики вносит существенные изменения во все сферы деятельности, где осуществляются инновации, в том числе и в высшее образование. Интеллектуальная развитость, интеллектуальный потенциал общества и индивида становятся все более востребованными современной жизнью, превращаясь в сложный интенсивный фактор развития современной экономики - экономики, основанной на знаниях, - в которой создание, распределение и использование знаний становится основой её развития.

Инновационная деятельность в настоящее время выступает в качестве одного из важнейших факторов конкурентоспособности вузов. Для государства инновационная деятельность вузов является одним из важных элементов становления инновационной экономики. В стратегическом развитии вузов ведущая роль отводится интеграции науки, образования и бизнеса, связующим звеном между которыми является его инновационная среда. Участники инновационной среды вуза, зная потребности

соответствующего рынка, ориентируют научный, образовательный и производственный комплексы на проведение научных исследований и разработок и предоставление образовательных услуг, которые, будучи коммерциализированными, способны удовлетворить запросы потребителей. Таким образом, тесное взаимодействие участников становится возможным именно в рамках инновационной среды вуза, обеспечивая тем самым максимальную эффективность интеграционных процессов. Формируются многоотраслевые интегрированные структуры на основе университетов нового типа - инновационных - как гаранта роста экономического, инновационного и интеллектуального потенциалов страны.

Несмотря на возросший интерес к инновационной среде вуза, научные представления об оценке достижения целей интеграции отсутствуют. Не сформировано само понятие «инновационная среда вуза», нет единого понимания природы ее возникновения, состава, механизма функционирования. Недостаточно изучено ее влияние на раскрытие, развитие и использование интеллектуального потенциала выпускников. Проблема управления интеллектуальным потенциалом выпускников учебных заведений является постоянно актуальной, т.к. заключает возможность использования огромных, скрытых резервов, обусловленных тем, что человеческая личность редко реализуется в полном объеме.

Для успешного решения перечисленных задач необходимо обратить внимание на одного из наиболее слабо исследованных участников инновационной деятельности вуза - выпускников. Степень раскрытия их интеллектуального потенциала является индикатором достижения целей интеграции в инновационной среде вуза. Однако, основной трудностью является отсутствие методического инструментария, который позволил бы инновационному вузу не только оценивать уровень интеллектуального потенциала своих выпускников как критерий для их распределения в интегрированной структуре, фактор их конкурентоспособности и показатель качества деятельности вуза, но и анализировать в обобщенном виде показатель интеграции образования, науки и производства, применяя на основании этого управленческие воздействия на инновационную среду.

Методика оценки достижения целей интеграции.

В настоящее время среди факторов, влияющих на экономическое благосостояние общества, образование занимает одно из ведущих мест. Под

влиянием изменений в конце XX - начале XXI вв., по причине резко ускорившегося прогресса знаний национальные системы высшего образования заметно трансформируются, формируются университеты нового типа - инновационные. Особое значение приобретает не только определение подходов к механизмам функционирования инновационного вуза как гаранта интеллектуального потенциала страны, но и изучение изменения роли современного выпускника.

Среди основных направлений развития систем образования в различных странах помимо тенденций диверсификации и расширения автономии университета все больше заявляет о себе тенденция интеграции университетских исследований с индустриальным сектором и бизнесом, что вызвано необходимостью внедрения результатов исследовательской работы. Таким образом, в информационном обществе университет как центр сосредоточения знания превращается в инновационный институт, необходимым условием для реализации которого является поддержка государства.

При рассмотрении инновационной деятельности как важнейшей тенденции развития высшей школы России на передний план выступают проблемы становления и развития инновационного потенциала вузов, их интеграции с научно-исследовательскими институтами и бизнесом. Интеграция превращается в инструмент для достижения совокупной эффективности деятельности элементов, включенных в состав интеграционных групп, на принципах обоснованного разделения труда и получения дополнительных преимуществ от объединения имеющихся у них ресурсов. Интегрированная структура формируется путем объединения основных элементов инновационного процесса, с созданием ими инновационной среды, способствующей их лучшему взаимодействию. Под инновационной средой понимается интеграция образования как основы для воспроизводства научных кадров, науки как основы для развития научнотехнологического потенциала страны и бизнеса как основы для коммерциализации технологий.

Однако инновационная полезность высшей школы остается низкой, что является следствием недостаточной эффективности реализации инновационного потенциала в интересах выполнения функций государства по развитию научной и инновационной деятельности и

обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке. А вузовский сектор научных исследований слабо ориентирован на коммерциализацию своей продукции, его востребованность определяется не только уровнем научных разработок и технологий, но и состоянием промышленности, которая не всегда имеет возможность их воспринять.

В данной статье достижение целей интеграции в инновационной среде вуза рассматривается в разрезе социальной и экономической составляющих (таблица 1). Целью управления интеллектуальным потенциалом выпускников является их эффективное распределение в интегрированной структуре.

На основе выделенных блоков - наука, образование, бизнес -формируется система агрегированных показателей по составляющим инновационной среды вуза, характеризующих интеграционные процессы каждого блока и направления.

Таблица 1 - Направления достижения целей интеграции в

инновационной среде вуза

Цель

Вид интеграции

Образование

-наука

Наука-

бизнес

Образование

-бизнес

Социальная

• Обеспечение

гарантий в получении

выпускниками качественного образования как основы их устойчивого положения на рынке труда

• Воспроизводст во научных кадров в экономике

• Реализация

потребностей и

самореализация выпускника в соответствии

Экономическая

1. Переход к инновационной модели развития

2. Повышение

потенциальной производительности труда благодаря самореализации и самовыражению

выпускника

3. Повышение эффективности инновационного процесса

4. Развитие

с его интеллектуальным научно-технического потенциалом потенциала

• Востребованно 5. Коммерциализа

сть выпускников, ция технологий

следствием чего является 6. Сбалансирован

сокращение уровня ность рынка

безработицы в экономике образовательных услуг,

• Налаживание рынка инноваций и рынка

эффективного социального труда в разрезе профессий, партнерства между вузами квалификации, уровня

и рынком труда (наука и компетентности

бизнес)

Перечень показателей оценки на практике может изменяться,

дополняться в зависимости от целей анализа и наличия необходимой информации, поскольку указывает наиболее эффективные направления интеграционных процессов в инновационной среде, выявляет внутренние резервы и ограничения (табл. 2).

Таблица 2 - Комплексная система показателей деятельности вуза как интегрированной структуры

Ин Критерий

№ Направления оценки государственной

п/п декс аккредитации

Образование RU

Число укрупненных групп специальностей по реализуемым Еи

основным образовательным программам 1 (направлений подготовки)

не менее 7

е

Процент профессорско-

преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями

Еи не

60

Процент докторов наук и (или) профессоров 3

Еи

не

10

Процент профессорско-

преподавательского состава,

работающего в вузе на штатной основе

4

Еи

не

50

Число магистров с полным возмещением затрат на 100 студентов с полным возмещением затрат дневное (без 5 филиалов)

Еи

Количество направлений

подготовки в магистратуре на 1 направление подготовки специалистов

6

Еи

Выпуск магистров на 1 направление подготовки в магистратуре 7

Еи

Количество образовательных

программ, реализуемых по

двухуровневой системе, на единицу 8 специальностей подготовки

Еи

Средний возраст ППС

9

Еи

Наука

RU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менее

менее

менее

s

Число аспирантов на 100 студентов

0 контингента, приведенного к очной 1 форме обучения

не менее 4

Среднегодовой объем

1 финансирования научных исследований ^ за пять лет (тыс.руб.)

Среднегодовой объем научных

2 исследований на единицу научнопедагогического персонала за пять лет 3 (тыс.руб.)

Среднегодовое число защит

3 диссертаций на 100 человек научно- 4 педагогического персонала за 5 лет

Среднегодовое количество

4 монографий на 100 основных штатных

педагогических работников с учеными 5 степенями и (или) учеными званиями, изданных за пять лет

Число магистров в расчете на 1

5 аспиранта 6

Число диссертаций, рассмотренных

6 в советах, к числу диссертационных 7 советов

SU не менее

10000

SU не менее

18

SU

не менее 3

SU не менее

2,0

SU

SU

Конференции, проведенные в вузе,

7 на единицу направлений подготовки в 8

SU

магистратуре

% участия в НИР научно- SU

8 педагогического персонала 9

% участия в НИР студентов SU

9 дневного отделения 10

Бизнес RU

Ь

Среднегодовой контингент

0 обучающихся по образовательным

программам профессиональной 1

переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.)

Ви не менее

50

2

Собственные доходы спонсорская помощь в расчете на 1 направление 2 подготовки (тыс. руб.)

ви

Количество центров

послевузовского образования Ви

1

3

Интегральная оценка показателей деятельности вуза как интегрированной структуры (рейтинг) описывается формулой:

ли =т%1\

м

(1)

где RUj - оценка соответствующего блока в инновационной среде

вуза;

М - мультипликатор синергетического эффекта от интеграционных процессов в инновационной среде вуза.

По всем индексам блоков предусмотрено нормирование их значений на максимальные значения на множестве сопоставляемых вузов для обеспечения соизмеримости и соразмерности компонентов.

Рейтинг блоков рассчитывается по формуле:

я

Могтіиі

Ш =-Ы-----------

' ■ (2)

где НоттЛ.!, _ ИНдЄКС і-го показателя деятельности вуза, нормированный на множестве сравниваемых объектов соответствующего блока j;

п - количество показателей оценки соответствующего блока вуза.

Аналогичным образом составляется комплексная оценка

интеллектуального потенциала выпускников вуза (табл. 3).

Таблица 3 - Комплексная система показателей интеллектуального потенциала выпускников вуза

№ Направления оценки

п/п

Инде

Образование RSe

% выпускников, считающих дисциплины по специальности важными для профессии

% выпускников, считающих дисциплины по специальности недостаточно изученными

% выпускников, считающих дисциплины по специальности, ценными для работодателя

ES1

ES2

ES3

% выпускников, уверенно считающих, что ES4

приобретенные умения и навыки соответствуют

получаемой специальности

Наука RSs

% выпускников, предпочитающих в своем выборе профильные организации

881

% выпускников, уверенно считающих правильным 882

свой выбор в получаемой специальности

Бизнес RSb

% выпускников по показателю наличия опыта работы по специальности

% выпускников, предпочитающих в своем выборе вакансии по специальности

% выпускников, уверенно считающих получаемую специальность востребованной

BS1

BS2

BS3

Интегральная оценка показателей интеллектуального потенциала выпускников вуза как интегрированной структуры (рейтинг) описывается формулой:

= V* М

где RSj - оценка соответствующего блока по мнению выпускников; М - мультипликатор синергетического эффекта от интеграционных процессов в инновационной среде вуза.

По всем индексам блоков предусмотрено нормирование их значений на максимальные/минимальные значения (по смыслу) на множестве сопоставляемых факультетов в рамках одного вуза для обеспечения соизмеримости и соразмерности компонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг блоков рассчитывается по формуле:

Т. МотиБ;

А£,- = —------

' т (4)

ЛГлъ*™ ГС •

где - индекс 1-го показателя деятельности вуза по мнению

выпускников, нормированный на множестве сравниваемых объектов соответствующего блока;

т - количество показателей оценки соответствующего блока вуза.

Заключение. Таким образом, предложенная методика оценки достижения целей интеграции в инновационной среде вуза основана на сопоставлении показателей деятельности вуза с показателями раскрытия интеллектуального потенциала его выпускников в разрезе направлений интеграции.

Библиографический список:

• 1ВМ: роль инноваций в развитии бизнеса // Проблемы теории и практики управления», 2006. - № 4, - С. 124-126.

• Балацкий Е., Евсеев В. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России // Экономист. 2002. № 2. С. 39.

• Валь А.А. Проблемы повышения эффективности государственной поддержки ФПГ // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 46-50.

• Деменьтьев В., Авдашева С. Тенденции эволюции официальных финансово-промышленных групп в 2000-2001 годах // Российск. экономич. журнал. 2002. № 3. С. 21.

• Мильская Е.А. Трансфер производственных инноваций // Материалы Второго Международного Форума от науки к бизнесу «Бизнес в развитии инновационной деятельности и инфраструктуры». - СПб.: Издательство «Роза Мира», 2008. - 221 с.

• Носов С. Интеграция инвестиционных ресурсов в структуре стратегического альянса // Вопросы экономики. 2002. № 1.С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.