Научная статья на тему 'Оценка деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России'

Оценка деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НИЗКОБЮДЖЕТНАЯ АВИАКОМПАНИЯ / LOW-BUDGET AIRLINE / ЗАРУБЕЖНЫЕ АИВАПЕРЕВОЗЧИКИ / FOREIGN AIR CARRIERS / ПАССАЖИРОПОТОК / PASSENGER FLOW / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / INTERNAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мнишко Александр Владимирович

Низкобюджетные перевозчики оказали значительное влияние на рынок воздушных перевозок, но степень и характер этого эффекта зависят в значительной степени от страны и региона. Первые низкобюджетные авиаперевозки были выполнены в США (и имеют название low-cost) и доказали, что являются крепкой концепцией по обслуживанию пассажиров с финансовой и эксплуатационной точек зрения. Активное развитие низкобюджетные перевозки получили лишь за рубежом. Только с 2012 г. на российский рынок вошли крупные зарубежные низкобюджетные авиакомпании. В период 2006–2011 гг. была попытка запуска новых отечественных низкобюджетников «Авианова» и Sky Express, но в 2011 г. они одновременно прекратили свою работу из-за больших убытков и невыхода на окупаемость. В данной статье осуществлено исследование деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России путем подробного анализа расписания рейсов и характеристик низкобюджетных авиаперевозчиков. Как видно из полученного исследования, российский рынок авиаперевозок является привлекательным для низкобюджетных перевозчиков и имеет позитивные перспективы развития с дальнейшим расширением маршрутной сети преимущественно за счет международных рейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Low-Cost Air Carriers: Their Economic Impact on the Russian Federation Market

The article has evaluated low-cost (LC) air carriers, providing an in-depth analysis of their flight schedules and characteristics. Thus far, the paper notes, LC airliners have had a significant influence on the air-transport market, particularly in locations such as the US. They have proven to be a strong contender for both passenger and cargo markets, from a financial and operational viewpoint. But their impact on foreign nations, such as the Russian Federation (RF), has been less substantial. In the 2006-2011 timeline, the document indicates, two domestic LC airliners – Avianova and Sky Express – started to function, though both ceased operations in 2011 due to vast losses and employee absenteeism. These facts in no way imply, the paper notes, that the Russian air-transport market is not suitable for LC carriers. The review claims the alternative is true; research reports indicate that the RF remains an attractive target for LC carriers, with these airliners even expected to expand their route networks there (especially on international flights).

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России»

со

о

I-<

0.

с

о <

о;

Оценка деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России

Low-Cost Air Carriers: Their Economic Impact on the Russian Federation Market

УДК 338.46:656.7

Мнишко Александр Владимирович

аспирант Санкт-Петербургского университета гражданской авиации 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

Mnischko Aleksandr Vladimirovich

St. Petersburg State University of Civil Aviation Pilotov Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 196210

Низкобюджетные перевозчики оказали значительное влияние на рынок воздушных перевозок, но степень и характер этого эффекта зависят в значительной степени от страны и региона. Первые низкобюджетные авиаперевозки были выполнены в США (и имеют название low-cost) и доказали, что являются крепкой концепцией по обслуживанию пассажиров с финансовой и эксплуатационной точек зрения.

Активное развитие низкобюджетные перевозки получили лишь за рубежом. Только с 2012 г. на российский рынок вошли крупные зарубежные низкобюджетные авиакомпании. В период 2006-2011 гг. была попытка запуска новых отечественных низкобюд-жетников «Авианова» и Sky Express, но в 2011 г. они одновременно прекратили свою работу из-за больших убытков и невыхода на окупаемость.

В данной статье осуществлено исследование деятельности зарубежных низкобюджетных авиакомпаний в России путем подробного анализа расписания рейсов и характеристик низкобюджетных авиаперевозчиков.

Как видно из полученного исследования, российский рынок авиаперевозок является привлекательным для низкобюджетных перевозчиков и имеет позитивные перспективы развития с дальнейшим расширением маршрутной сети преимущественно за счет международных рейсов.

The article has evaluated low-cost (LC) air carriers, providing an in-depth analysis of their flight schedules and characteristics. Thus far, the paper notes, LC airliners have had a significant influence on the air-transport market, particularly in locations such as the US. They have proven to be a strong contender for both passenger and cargo markets, from a financial and operational viewpoint. But their impact on foreign nations, such as the Russian Federation (RF), has been less substantial. In the 2006-2011 timeline, the document indicates, two domestic LC airliners — Avianova and Sky Express — started to function, though both ceased operations in 2011 due to vast losses and employee absenteeism. These facts in no way imply, the paper notes, that the Russian air-transport market is not suitable for LC carriers. The review claims the alternative is true; research reports indicate that the RF remains an attractive target for LC carriers, with these airliners even expected to expand their route networks there (especially on international flights).

Ключевые слова: низкобюджетная авиакомпания, зарубежные аиваперевозчики, пассажиропоток, внутренний рынок

Keywords: low-budget airline, foreign air carriers, passenger flow, internal market

В настоящее время из аэропортов России в зарубежные направления выполняют полеты 10 бюджетных авиакомпаний. К ним относятся Air Berlin (Германия), Germanwings (Германия), EasyJet (Британия), Vueling Airlines (Испания), Air One (Италия), Norwegian (Норвегия), Niki (Австрия), Pegasus Airlines (Турция) и авиакомпании Air Arabia и Flydubai (ОАЭ). Иностранные авиакомпании обслуживают бюджетные авиалинии в (из) Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самару, Казань, Уфу, Новосибирск и Краснодар.

Бюджетные рейсы из Москвы приведены в табл. 1. Из столицы выполняют рейсы семь следующих зарубежных авиакомпаний:

1) Niki;

2) EasyJet;

3) Wizz Air;

4) Germanwings;

5) Air Berlin;

6) Vueling;

7) Air Arabia.

Таблица 1 Бюджетные авиалинии из Москвы

Страна Город Авиакомпания

Австрия Вена Niki

Инсбрук Niki

Зальцбург Niki

Великобритания Лондон EasyJet

Манчестер EasyJet

Венгрия Будапешт Wizz Air

Германия Ганновер Germanwings

Дюссельдорф Air Berlin

Кельн Germanwings

Мюнхен Air Berlin

Штутгарт Air Berlin

Штутгарт Germanwings

Испания Барселона Vueling

Пальма-де-Майорка Vueling

ОАЭ Шарджа Air Arabia

Австрийская низкобюджетная авиакомпания Niki является дочерней компанией крупного немецкого перевозчика Air Berlin и обслуживает бюджетные воздушные линии в городе Австрии.

Niki выполняет полеты из Москвы (аэропорт Домодедово) в Вену, Инсбрук и Зальцбург. При этом последние два направления носят сезонный характер — обслуживаются только в зимний период (Инсбрук и Зальцбург — места сосредоточения альпийских горнолыжных курортов).

В Вену Niki осуществляет рейсы ежедневно по несколько раз в день. Рейсы выполняются как прямые, так и через Дюссельдорф, Берлин и Мюнхен.

Как говорилось выше, полеты в Инсбрук носят сезонный характер. Ежедневные рейсы в данном направлении осуществляются с декабря по январь.

Таблица 2

Аэропорты Москвы, используемые зарубежными авиакомпаниями

Наименование авиакомпании Аэропорт

Домодедово Внуково Шереметьево

Niki V — —

EasyJet V — —

Wizz Air — V —

Germanwings — V —

Air Berlin V — —

Vueling V — —

Air Arabia V — —

Таблица 3

Бюджетные авиалинии из Санкт-Петербурга

Страна Город Авиакомпания

Германия Берлин Air Berlin

Берлин Germanwings

Дюссельдорф Air Berlin

Кельн Germanwings

Испания Барселона Vueling

Италия Венеция Air One

Норвегия Осло Norwegian

Таблица 4

Бюджетные авиалинии из Екатеринбурга

Страна Город Авиакомпания

ОАЭ Дубай Flydubai

Шарджа Air Arabia

Таблица 5

Бюджетные авиалинии из Казани

Страна Город Авиакомпания

ОАЭ Дубай Flydubai

Шарджа Air Arabia

Таблица 6

Бюджетные авиалинии из Уфы

Страна Город Авиакомпания

ОАЭ Дубай Flydubai

Шарджа Air Arabia

В период март-апрель данные рейсы имеют только одну частоту в неделю.

Рейсы в Зальцбург, в отличие от Инсбрука, выполняются круглогодично с изменением частоты рейсов в зависимости от сезона.

Вторая по величине бюджетная авиакомпания Европы Еаву^, образовавшаяся в 1995 г., выполняет полеты в Москву из крупнейших британских городов — Лондона и Манчестера. Рейсы из Москвы (аэропорт Домодедово) в Лондон и Манчестер выполняются ежедневно и круглогодично. Авиакомпания эксплуатирует на своих рейсах три типа самолета: А319, А320, А321. Еаву^ является ведущей авиакомпанией Европы, выполняет рейсы на более чем 600 маршрутах между 133 аэропортами в 30 странах. Флот компании насчитывает более 200 самолетов. В 2012 г. Еаву^ обслужила более 55 млн пассажиров.

Венгерская авиакомпания Wizz Air в настоящее g время является крупнейшим бюджетным перевоз- ^ чиком в Восточной Европе, образованная в 2004 г. < и эксплуатирующая парк самолетов одного типа — ц А320. Эта авиакомпания обслуживает только один о круглогодичный рейс в Россию и страны СНГ — рейс к Будапешт-Москва (аэропорт Внуково). ^

Германская авиакомпания Germanwings образова- ^ лась в 2002 г. и эксплуатирует парк самолетов двух ° типов — А319 и А320. Выполняет бюджетные авиа- ^ рейсы в аэропорты Германии из Москвы (аэропорт о Внуково), Санкт-Петербурга и Киева. s

Крупнейшая низкобюджетная авиакомпания Герма- ^ нии Air Berlin осуществляет бюджетные авиалинии из Е^ Москвы (аэропорт Домодедово) и Санкт-Петербурга ^ в города Германии и Европы. Компания образована 1 в 1979 г. и эксплуатирует самую широкую разновидность типов воздушных судов, что не типично для низкобюджетника, а именно:

1) Airbus A319;

2) Airbus A320;

3) Airbus A321;

4) Airbus A330-200;

5) Boeing 737-700;

6) Boeing 737-800;

7) Bombardier Dash 8 Q400.

Испанская низкобюджетная авиакомпания Vueling образовалась в 2004 г. и эксплуатирует парк самолетов одного типа — А320; выполняет бюджетные авиарейсы на курорты Испании из Москвы (аэропорт Домодедово), Санкт-Петербурга, Киева и Минска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая и крупнейшая низкобюджетная авиакомпания Ближнего Востока Air Arabia образовалась в 2003 г. и эксплуатирует парк самолетов одного типа — А320, выполняет круглогодичные бюджетные авиалинии из Москвы (аэропорт Домодедово) в Объединенные Арабские Эмираты.

Приведем сравнительную табл.2, какие аэропорты Москвы наиболее популярны среди зарубежных авиакомпаний.

Как видно из табл. 2, пять низкобюджетных авиакомпаний выполняют свои рейсы из аэропорта Домодедово, две авиакомпании — из Внуково. Из Шереметьево низкобюджетные рейсы не осуществляются.

Данные о том, какие низкобюджетные авиакомпании выполняют свои рейса из Санкт-Петербурга, приведены в табл. 3.

Таким образом, из аэропорта Санкт-Петербурга рейсы выполняют вышеназванные авиакомпании Air Berlin, Germanwings и Vueling. Также из этого аэропорта осуществляют рейсы низкобюджетные авиакомпании Air One и Norwegian.

Air One — это молодая итальянская низкобюджетная авиакомпания, образованная в 2010 г. и эксплуатирующая парк самолетов одного типа — А320, выполняет круглогодичные бюджетные авиалинии из Санкт-Петербурга в Венецию.

Норвежская авиакомпания Norwegian образована в 1993 г. и эксплуатирует парк самолетов одного типа в двух модификациях — Boeing 737-300 и Boeing 737800. Из аэропорта Санкт-Петербурга авиакомпания выполняет рейсы в Осло.

В табл. 4-б приведены рейсы, выполняемые низкобюджетными авиакомпаниями из Екатеринбурга, Казани и Уфы.

На текущий момент из Екатеринбурга, Казани и Уфы два низкобюджетных перевозчика (Flydubai и Air Arabia) выполняют два идентичных рейса в два города Объединенных Арабских Эмиратов — Дубай и Шарджу. Бюджетная авиакомпания Flydubai обра-

g зовалась в 2008 г. и эксплуатирует парк самолетов ^ одного типа — Boeing 737-800.

< В табл. 7-9 приведены рейсы, выполняемые низко-ц бюджетными авиакомпаниями из Краснодара, Волго-

0 града, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Самары к и Омска.

^ На немногочисленных направлениях из Краснодара, 2 Волгограда, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Са-° мары и Омска в Дубай и/или Стамбул выполняет по-ш леты десятый низкобюджетный перевозчик Pegasus.

Турецкая низкобюджетная авиакомпания Pegasus х образована в 1990 г. и эксплуатирует парк самолетов 2 одного типа в трех модификациях — Boeing 737-300, ^Е Boeing 737-500 и Boeing 737-800. 5 Вышеизложенное свидетельствует, что на сего-

1 дняшний день единственные бюджетные перелеты из России осуществляются только в Европу и на Ближний Восток. Латвийская авиакомпания AirBAltic лидирует по бюджетным перелетам в России, далее следуют испанский Vueling, эмиратский Flydubai и Air Arabia, немецкий Germanwings, турецкий Pegasus, австрийский Niki, норвежский Norwegian Air Shuttle и итальянский Air One Smart Carrier.

Десять иностранных низкобюджетных авиакомпаний, комбинированно обслуживающих Россию, еженедельно предлагают 33 000 пассажирских мест в и из страны, согласно данным Innovata [1]. Это всего 3% бюджетных перевозок на российском рынке (общее количество международных мест на российском рынке сейчас немного больше 1 млн).

Россия-Германия на сегодняшний день — самый большой из рынков низкобюджетных перевозок в России (более чем 110 000 пассажирских еженедельно туда-обратно). Германия — крупнейшее международное направление из России, но в настоящее время только два перевозчика — Germanwings и Air Berlin — действуют между двумя странами.

Таким образом, в настоящее время 32 международных рейса в (из) России обслуживаются зарубежными низкобюджетными перевозчиками. Из них только восемь конкурируют с другими традиционными перевозчиками (полного сервиса).

Как видно из приведенного исследования, только в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге — осуществляют свою деятельность наибольшее количество зарубежных авиаперевозчиков (соответственно 7 и 5 операторов).

Что касается географии полетов низкобюджетных перевозчиков, то она еще не такая обширная и, как можно увидеть, не охватывает такой крупный федеральный округ, как Дальний Восток. Выбор вышеперечисленных городов обосновывается тем, что в них взимаются приемлемые аэропортовые сборы, которые гораздо ниже, чем в крупных городах Дальнего Востока, таких как Якутия, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток, Магадан и т. д.

Что касается планов зарубежных низкобюджетных авиаперевозчиков в России, то они грандиозны и естественно касаются перспективы расширения географии с целью увеличения пассажиропотока и интенсивности эксплуатации парка воздушных судов. Практически все сайты действующих в России низкобюджетных перевозчиков имеют русский интерфейс и дают возможность осуществлять глубокую продажу дешевых билетов — на год вперед.

Помимо уже выполняемых рейсов EasyJet заинтересована в открытии и других международных маршрутов из Великобритании и Швейцарии в Россию. EasyJet рассматривает обслуживание пяти городов России из Лондона, Эдинбурга и Манчестера. Также рассматри-

Таблица 7

Бюджетные авиалинии из Краснодара

Страна Город Авиакомпания

ОАЭ Дубай Flydubai

Турция Стамбул Pegasus

Таблица 8

Бюджетные авиалинии из Волгограда, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод и Самары

Страна Город Авиакомпания

ОАЭ Дубай Flydubai

Таблица 9 Бюджетные авиалинии из Омска

Страна Город Авиакомпания

Турция Стамбул Pegasus

вается вопрос о рейсах в Россию из Швейцарии. Генеральный директор EasyJet Кэролин Маккол заявила, что «авиакомпания была бы рада быть удостоенной права летать между Гатвиком и Москвой. Мы считаем, что это правильное решение для пассажиров как Великобритании, так и России» [Там же].

В настоящее время, согласно данным Innovata [Там же], нет прямых рейсов из Эдинбурга и Манчестера в любую точку России. В Швейцарии «Аэрофлот» и SWISS летают в Москву из Женевы и Цюриха.

В то же время Ryanair ожидает разрешения на запуск рейсов Ирландия-Россия. Однако подробная информация о конкретных маршрутах будет объявлена после переговоров Ирландии и России о воздушном сообщении. Авиакомпания также заинтересована в обслуживании внутренних рейсов в России и провела «поисковые» переговоры с аэропортами России.

На сегодня Россия — большое белое пятно в сети Ryanair, которая работает в трех странах, граничащих с Россией. Если будет предоставлена возможность, крупнейший низкобюджетный перевозчик в мире сможет обслуживать несколько городов в России из Ирландии, а также из некоторых других своих баз по всей Восточной и Западной Европе. Ryanair, которая пока еще не функционирует на российском рынке, также заинтересована в доступе на него и претендует на трафик сегмента Великобритания-Россия.

Российский рынок низкобюджетных перевозчиков еще ожидают глобальные изменения, при условии открытия внутреннего рынка для зарубежных компаний и если Ryanair получит возможность начать международное сообщение с Россией. Обычно на новых рынках Ryanair расширяется очень быстро, но то же может произойти и в России.

Литература

1. Возможно, рынок российских бюджетных перевозчиков (БП) расширится вследствие повышенного внимания международных авиакомпаний, таких как EasyJet и Ryanair // Aerobileti.com Блог | Авиабилеты, Авиановости, Специальные предложения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aerobileti.com/blog/?p=108.

References

1. The market of Russian low-cost carriers will probably expand due to the increased attention of international airlines, such as EasyJet and Ryanair. Available at: http://www.aerobileti. com/blog/?p=108. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.