Научная статья на тему 'Оценка деятельности страховщиков по защите прав ребенка в системе обязательного медицинского страхования'

Оценка деятельности страховщиков по защите прав ребенка в системе обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / CHILDREN / PARENTS / PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS / INSURANCE MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрьев Вадим Кузьмич, Соколова Вера Васильевна

Представлены данные анализа организации и эффективности деятельности страховщика по защите прав несовершеннолетних. Выявлена недостаточная информированность и правовая активность родителей в вопросах защиты прав ребенка. Установлен более высокий уровень пассивной неудовлетворенности родителей медицинским обслуживанием несовершеннолетних по сравнению с данными страховой компании. Выявлены отличия в общей структуре обращений к страховщику и обращений по вопросам оказания медицинской помощи детям. Проведенный анализ обосновывает необходимость реализации дифференцированного подхода в информировании населения о системе ОМС, регистрации данных социального мониторинга и обращений населения по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрьев Вадим Кузьмич, Соколова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE INSURERS TO PROTECT A CHILD'S RIGHTS IN A COMPULSORY MEDICAL INSURANCE SYSTEM

The data of the analysis of the organization and effectiveness of the insurer's activity on the protection of the rights of minors are presented. There is identified the insufficient awareness and legal activity of parents in the protection of the rights of the child. A higher level of passive dissatisfaction of parents with medical care for minors was established compared with the data of the insurance company. The differences in the general structure of appeals to the insurer and appeals on the provision of medical care to children are revealed. The analysis performed justifies the need to implement a differentiated approach in informing the public about the compulsory medical insurance system, recording social monitoring data and public appeals on the protection of the rights of minors.

Текст научной работы на тему «Оценка деятельности страховщиков по защите прав ребенка в системе обязательного медицинского страхования»

SOCIAL PEDIATRICS

© ЮРЬЕВ В.К., СОКОЛОВА В.В., 2018 УДК 614.2

Юрьев В.К., Соколова В.В.

оценка деятельности страховщиков по защите прав ребенка в системе обязательного медицинского страхования

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, r. Санкт-Петербург, Россия

Представлены данные анализа организации и эффективности деятельности страховщика по защите прав несовершеннолетних. выявлена недостаточная информированность и правовая активность родителей в вопросах защиты прав ребенка. Установлен более высокий уровень пассивной неудовлетворенности родителей медицинским обслуживанием несовершеннолетних по сравнению с данными страховой компании. выявлены отличия в общей структуре обращений к страховщику и обращений по вопросам оказания медицинской помощи детям. Проведенный анализ обосновывает необходимость реализации дифференцированного подхода в информировании населения о системе ОМс, регистрации данных социального мониторинга и обращений населения по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование; дети; родители; защита прав несовершеннолетних; страховая медицинская организация.

Для цитирования: Юрьев В.К., Соколова В.В. Оценка деятельности страховщиков по защите прав ребенка в системе обязательного медицинского страхования. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5): 301-305. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-301-305.

Yuryev V.K., sokolova V.V.

ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE INSURERS TO PROTECT A CHILD'S RIGHTS IN A COMPULSORY MEDICAL INSURANCE SYSTEM

St. Petersburg State Pediatric Medical University, 2, Litovskaya str, 194100, St. Petersburg, Russian Federation

The data of the analysis of the organization and effectiveness of the insurer's activity on the protection of the rights of minors are presented. There is identified the insufficient awareness and legal activity ofparents in the protection of the rights of the child. A higher level of passive dissatisfaction of parents with medical care for minors was established compared with the data of the insurance company. The differences in the general structure of appeals to the insurer and appeals on the provision of medical care to children are revealed. The analysis performed justifies the need to implement a differentiated approach in informing the public about the compulsory medical insurance system, recording social monitoring data and public appeals on the protection of the rights of minors.

Keywords : compulsory medical insurance; children; parents; protection of the rights of minors; insurance medical organization.

For citation: Yuryev V.K., Sokolova V.V. Assessment of the activities of the insurers to protect a child's rights in a compulsory medical insurance system. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal), 2018; 21(5): 301-305 (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-301-305.

For correspondence: Vera V. Sokolova, MD, Assistant Professor, Department of Public Health and Health of the St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: vera-Sokol@inbox.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 03.12.2018 Accepted 14.12.2018

соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (от 29.11.2010 N 326-ФЗ) и базовыми рекомендациями Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в каждом субъекте РФ создаются собственные территориальные модели работы страховщика по организации защиты прав граждан [1, 2].

Санкт-Петербург одним из первых регионов России стал проводить системные работы по защите прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь (КМП), включающие: разработку

Для корреспонденции: Соколова Вера Васильевна, ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, E-mail: vera-Sokol@inbox.ru

и реализацию целого ряда нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и организаций систем здравоохранения и ОМС по экспертизе и управлению КМП, создание института страховых представителей и служб защиты прав граждан в сфере охраны здоровья, подготовку экспертов и формирование единого регистра внештатных экспертов КМП, внедрение информационно-аналитических технологий, разработку и внедрение различных механизмов стимулирования деятельности медицинских организаций (МО) по обеспечению КМП, в том числе порядок проведения экспертизы при осуществлении ОМС [3, 4].

Основными направлениями деятельности страховых медицинских организаций (СМО) по защите прав граждан являются: информирование населения

302

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-301-305

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

о системе ОМС и правах застрахованных в сфере охраны здоровья, правовая поддержка граждан в виде консультирования и приема обращений по вопросам оказания медицинской помощи, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках ОМС, а также социологический мониторинг по оценке удовлетворенности населения медицинским обслуживанием [5, 6]. При этом результаты каждого направления работы СМО подвергаются анализу и, путем выявления недостатков работы медицинских организаций, способствуют оптимизации процесса оказания медицинской помощи населению и совершенствованию системы здравоохранения [7, 8].

Однако отсутствие возрастного ценза, общий подход и отсутствие специфики в работе СМО по защите прав застрахованных лиц детского возраста не позволяют детально изучить проблемы получения медицинских услуг несовершеннолетними, реализовать стратегический и организационный потенциал, а также повысить конкурентоспособность страховщика в сфере медицинского страхования [9, 10].

В связи с этим цель нашей работы - провести анализ и оценить деятельность страховщиков по защите прав несовершеннолетних в системе ОМС.

Материалы и методы

Работа была выполнена в течение 2011-2017 гг. в Санкт-Петербурге - городе федерального значения, второго по численности населения города страны. Базовыми учреждениями явились шесть детских городских поликлиник и четыре детских стационара, в которых было проведено анонимное анкетирование 2056 родителей детей в возрасте от рождения до 18 лет, застрахованных по ОМС, но без учета страховой принадлежности несовершеннолетних. Исследование проводилось с обязательным уведомлением администрации медицинской организации и только с согласия родителей. Для оценки деятельности страховщиков был проведен анализ данных социального мониторинга и обращений службы защиты прав застрахованных наиболее крупной СМО, работающей в системе ОМС, - Санкт-Петербургский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».

Для достижения поставленной цели использовались методы параметрической оценки значимости данных исследования с помощью t-критерия Стью-дента. Статистическая обработка данных была проведена с использованием компьютерной программы Microsoft 0ffice-2010 (Excel)

Результаты

Одним из основных направлений деятельности СМО, по защите прав несовершеннолетних, является информационно-разъяснительная работа о системе ОМС в целом и правах ребенка в сфере охраны здоровья, в частности.

Важнейшим источником получения информации о доступности медицинской помощи для граждан являются субъекты и участники системы ОМС, осу-

ществляющие непосредственное взаимодействие с гражданином и, прежде всего, медицинские организации, где застрахованные напрямую сталкиваются с процессом оказания медицинских услуг и где чаще всего происходят нарушения их прав на получение бесплатной и качественной медицинской помощи по полису ОМС.

Оснащение медицинских организаций информационно-справочными материалами (стенды, плакаты, брошюры, листовки и др.) должно осуществляться как самой МО, так и страховщиком, создавая условия обеспечения информационной доступности не только для потребителей медицинских услуг, но и их законных представителей, других посетителей медицинских учреждений.

В ходе исследования наличие или отсутствие вышеуказанных информационных материалов и их полнота в МО отдельно не оценивались, однако по данным анкетирования было установлено, что больше половины респондентов (50,7±0,9 из 100) отметили в качестве основного источника сведений об ОМС средства массовой информации и «Интернет-ресурсы». И только десятая часть (11,4±0,6 из 100) родителей указали в качестве основного источника информации стенды и плакаты в детской медицинской организации, что свидетельствует о низкой эффективности данного способа подачи материала. При этом был выявлен крайне низкий уровень информированности законных представителей ребенка - более половины респондентов (53,2±0,9 из 100) вообще не были информированы или имели весьма скудный объем информации об ОМС в целом и 47,1±0,9 из 100 о правах ребенка в системе ОМС, в частности. Одновременно самый низкий уровень информированности оказался среди родителей с начальным образованием, неработающих, имеющих детей до 3-х лет или двух и более детей в семье.

Публичное и индивидуальное информирование позволяют повысить правовую грамотность населения, способствуют оказанию медицинской помощи надлежащего качества, а при необходимости получению своевременной защиты нарушенных прав со стороны страховщика. Однако наше исследование показало, что информацию о том каким образом можно обратиться в СМО в случае необходимости защиты прав ребенка, не имели более трети родителей (37,7±0,9 из 100), а 17,2±0,7 не имели представления об обязанности СМО по защите прав и законных интересов застрахованных.

Во всех медицинских организациях большое внимание уделяется внебюджетным источникам финансирования и, прежде всего, развитию платных медицинских услуг. Порядок оказания платных услуг определен постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (№ 1006 от 4 октября 2012 г.). В соответствии с этими правилами с целью информирования граждан о перечне, основаниях и порядке предоставления платных услуг, их стоимости, а также возможности бесплатного получения медицинских услуг в рамках ТПГГ из средств ОМС,

303

SOCIAL PEDIATRICS

данный вид информации должен размещаться на отдельном стенде или плакате, в первую очередь, возле кабинета или отделения платных медицинских услуг, а также у регистратуры в поликлиниках и в холле для посетителей в стационаре.

Как следует из ответов родителей, в период лечения ребенка в поликлинике или госпитализации в стационар были ознакомлены с перечнем бесплатных медицинских услуг только немногим более четверти (27,6±1,2 из 100) респондентов. Из тех, кто не получил этой информации, 23,5±1,9 из 100 ответили, что их эта информация не интересовала, 31,6±2,1 не обращали внимание на необходимость получения этой информации, а 17,2±1,7 хотели бы получить такую информацию, но её никто не предоставил.

Нами установлено, что в детских поликлиниках и стационарах встречаются различного рода нарушения в порядке предоставления платных медицинских услуг, в том числе с использованием незаконных методов (вымогательства, получение взятки, превышение служебных полномочий). Несмотря на наличие полиса медицинского страхования, 38,7±1,3 из 100 родителей в детских поликлиниках и 29,6±1,2 из 100 в стационарах были вынуждены оплачивать медицинские услуги, назначенные лечащим врачом. В то же время 73,1±1,2 из 100 респондентов отметили, что предпочитают обращаться за платными медицинскими услугами не в отдел коммерции поликлиники, а в частные клиники ввиду их большей доступности и качества медицинского обслуживания.

Защита прав граждан в сфере охраны здоровья является одной из важнейших задач ОМС. Проведенное исследование показало, что только 2,0±0,3 из 100 респондентов всегда, а 12,8±0,6 лишь иногда при нарушении прав своего ребенка обращались за помощью в вышестоящие структуры. Большая же часть родителей, составивших 42,8±0,9 из 100, предпочли никуда не обращаться, а меньше половины респондентов (42,4±0,9) никуда не обращались в связи с тем, что случаев нарушений ими не отмечено. Основными причинами низкой обращаемости родителей в СМО в случае ущемления прав ребенка на доступную и бесплатную медицинскую помощь, по мнению каждого пятого респондента (22,5±0,8 из 100) являлось отсутствие у граждан информации о средствах связи со страховой компанией, а каждого десятого (9,5±0,5) - незнание возможности получения помощи от страховщика. Эти данные, с одной стороны, подтверждают низкий уровень информированности населения о своих правах в системе ОМС, а с другой стороны - указывают на низкую правовую активность самих родителей.

Для эффективной и своевременной защиты прав ребенка в системе ОМС особенно значимым является получение необходимой информации о существующем состоянии отрасли с проведением социологических опросов родителей по вопросам удовлетворенности медицинским обслуживанием на различных этапах оказания медицинской помощи и среди различных субъектов системы здравоохранения. Результаты, полученные в ходе анкетирования, позволяют выявить особенности относительно доступности ме-

дицинских услуг, оценить пассивную неудовлетворенность населения медицинским обслуживанием.

Однако на данный момент все рекомендации и указания ФФОМС (Приказы ФФОМС № 118 от 29.05.2009, № 103 от 11 июня 2015) по проведению социологического опроса оценивают удовлетворенность преимущественно взрослого населения и не учитывают специфику оказания медицинской помощи детям (проблемы вызова врача к ребенку на дом, длительность ожидания медицинских процедур - массажа, физиотерапевтических процедур, возможность пребывания родителей вместе с ребенком в стационаре, санитарно-техническое состояние отделений, организация досуга ребенка, нарушение этики и деонтологии со стороны медицинского персонала), не до конца раскрывают механизмы устранения факторов неудовлетворенности граждан медицинским обслуживанием, не устанавливают порядок учета и анализа показателей по детскому и взрослому населению отдельно, минимальный необходимый объем репрезентативной выборки, порядок выбора детских ЛПУ для проведения анкетирования.

Результаты оценки пассивной неудовлетворенности родителей медицинским обслуживанием несовершеннолетних, полученные в ходе нашего исследования, существенно отличались от результатов социологических опросов, проводимых СМО.

По данным анализа мониторинга страховщика за 7 лет, средний уровень полной или частичной неудовлетворенности респондентов не превышал 30% по детским поликлиникам и 9,2% по стационарам, в то время как по данным проведенного нами углубленного анонимного анкетирования, предусматривающего большее число вопросов, касающихся оказания медицинских услуг детям, в поликлиниках были удовлетворены не в полной мере или полностью не удовлетворены 53,2±1,3, в стационарах - 36,9±1,3 из 100 родителей.

Появление в 2007 г. в Санкт-Петербурге института страховых представителей СМО позволило проводить дополнительное консультирование граждан по вопросам получения бесплатной и доступной стационарной медицинской помощи непосредственно в ЛПУ, осуществлять оценку удовлетворенности населения медицинским обслуживанием и информирование о системе ОМС, выявлять факторы, способствующие возникновению нарушений прав граждан, и своевременно их пресекать, защищать права застрахованных граждан в системе ОМС вне зависимости от страховой принадлежности пациента.

Однако широкого развития в медицинских организациях институт страховых представителей не получил, и в настоящее время представлен только в 11 городских стационарах Санкт-Петербурга, специализирующихся на оказании экстренной медицинской помощи. Из них только в 3 детских стационарах имеются страховые представители разных СМО. При этом только 11,9±0,8 из 100 родителей знали об их присутствии в медицинской организации, из них 6,5±0,6 обращались к ним за помощью. Большая же часть респондентов (75,3±1,1 из 100) признались, что не знали о существовании страховых представите-

304

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-301-305

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

лей вовсе или об их наличии в детских стационарах Санкт-Петербурга, а 12,8±0,9 - с убежденностью ответили, что их нет в данной больнице. Таким образом, информирование населения о данном направлении работы СМО является крайне недостаточным и требует более широкого разъяснения в обществе.

Большой объем работы СМО в защите прав граждан, в том числе несовершеннолетних, включает проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС посредством медико-экономического контроля, анализа и экспертизы качества медицинской помощи. Являясь эффективным инструментом внешнего контроля деятельности медицинских учреждений, экспертные мероприятия СМО позволяют посредством финансовых санкций оптимизировать процесс оказания медицинской помощи, стимулировать повышение КМП и удовлетворенность застрахованных лиц результатом лечения. В соответствии с п.9 Приказа Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 в целях обеспечения прав на получение доступной и качественной медицинской помощи застрахованные лица информируются МО, СМО, Территориальным фондом ОМС о выявленных нарушениях в предоставлении медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий, в том числе по результатам контроля. Однако в большинстве случаев информирование не проводится и данное направление работы страховщика остается малоизвестным для граждан, что во многом обусловливает отсутствие или дефицит знаний об обязанностях страховой компании и снижает значимость СМО в глазах населения. Одновременно установленный порядок не предусматривает раздельный учет результатов контроля по детскому и взрослому населению, что препятствует проведению анализа дефектов оказания медицинской помощи несовершеннолетним и выявлению неблагоприятных факторов.

Комитетом по здравоохранению, Территориальным фондом ОМС и СМО Санкт-Петербурга организованы отделы по работе с обращениями граждан. Помимо круглосуточной работы телефонов «горячей линии» в целях принятия необходимых мер по устранению недостатков в деятельности учреждений здравоохранения, СМО осуществляет прием и рассмотрение обращений при личном обращении застрахованных лиц или их законных представителей (родителей), обращений в письменной форме, в том числе по сети «Интернет-ресурсы». Данный вид деятельности СМО позволяет не только обеспечить индивидуальное информирование граждан, но прежде всего проводить консультирование застрахованных по конкретным вопросам оказания медицинской помощи, рассмотрение жалоб населения по фактам нарушения их прав и законных интересов в сфере охраны здоровья, возмещение застрахованным неправомерно понесенных ими расходов в случае оплаты медицинских услуг или медикаментов, подлежащих финансированию из средств ОМС, при стационарном лечении по назначению врача. Решение об обоснованности жалобы и о необходимости возмещения денежных средств гражданину или об отказе в удо-

влетворении требований принимается в установленном порядке по результатам экспертных действий.

В настоящее время СМО анализируют обращения граждан за консультацией и в связи с жалобами суммарно, без детализации по-взрослому и детскому населению отдельно, что препятствует выявлению неблагоприятных факторов для каждой из возрастных групп, полноценно сформулировать и провести мероприятия по улучшению медицинского обслуживания застрахованных лиц детского возраста. Проведенное исследование показало, что, в отличие от жалоб в СМО, в общей структуре обращений с убывающей динамикой обоснованности, процент обоснованных жалоб по детям за 7 лет постепенно возрастал, и если в 2011 г. составлял 40%, то в 2017 г. - уже 65,2%. Кроме того, были отмечены существенные различия в структуре обращений родителей по вопросам оказания медицинской помощи детям от общей структуры обращений в СМО. В структуре консультаций по детскому населению в СМО основная часть вопросов была связана с организацией работы ЛПУ (15,8%), обеспечением ребенка полисом ОМС (14,9%), получением медицинской помощи по базовой программе ОМС вне территории страхования несовершеннолетнего (14,1%).

В отличие от общей структуры всех жалоб в СМО, где на первом месте по частоте стояли жалобы на неудовлетворительную организацию работы МО (40,3%), в структуре жалоб в СМО по детскому населению превалировали жалобы на ненадлежащее КМП (38,4%). Также родители жаловались на неудовлетворительную организацию работы детских МО (32,7%), отказ в оказании медицинской помощи ребенку (9,6%), взимание денежных средств при лечении по ОМС (13,5%) и нарушение этики и деонтологии со стороны медицинского персонала (5,8%).

О бсужде ние

Выделение обращений родителей в отдельное направление позволит объективно выявить специфику проблем родителей при получении медицинской помощи несовершеннолетними.

Основываясь на данных проведенного исследования, с целью оптимизации работы по защиты прав несовершеннолетних в системе ОМС, можно рекомендовать СМО:

осуществлять адресный и индивидуальный подход к информированию родителей о системе ОМС и правах ребенка в сфере охраны здоровья (социальные анимационные видеоролики в СМИ и ЛПУ, создание художественных образов в конкретных примерах оказания ребенку медицинской помощи), об обязанностях СМО (информирование о выявленных нарушениях в оказании медицинской помощи по результатам контроля, функциях страхового представителя в ЛПУ);

проводить социальный мониторинг по оценке удовлетворенности родителей медицинским обслуживанием ребенка с помощью специальных форм, ориентированных на выявление проблем в предоставлении медицинской помощи детям;

305_

SOCIAL PEDIATRICS

расширить сеть страховых представителей СМО в детских ЛПУ и информировать население о работе данной службы;

организовать отдельную регистрацию и учет обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи несовершеннолетним, раздельный учет данных контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгова И.В., Присяжная Л.Г. Опыт работы территориальных фондов ОМС Сибирского Федерального округа по защите прав застрахованных граждан. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2011; 1: 36-8.

2. Шадрин С.Г., Валеев Т.А., Евтодиева Е.О., Лялина Е.Л. Реализация прав граждан, застрахованных в системе ОМС на Территории Удмурдской республики. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2016; 3: 18-21.

3. Шейман, И. М. Конкурентная модель участия страховых медицинских организаций в системе ОМС. Здравоохранение. 2012; 3: 34-40.

4. Куприянова В.И. Оценка эффективности деятельности страховых представителей по защите прав застрахованных. Проблемы городского здравоохранения. 2012; 17: 270-2.

5. Соколова В.В. Информированность родителей о системе обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи детям. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4): 4-9.

6. Юрьев В.К., Соколова В.В. Основные причины неудовлетворенности родителей качеством амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи детям. European multi science journal. 2017; 9: 27-31.

7. Строгонова, О.Б. Опыт работы страховых представителей в стационарных учреждениях здравоохранения. Экология человека. 2011; 2: 23-7.

8. Белянчиков С.М., Виссарионов С.В., Солохина И.Ю., Икое-ва Г.А., Кокушин Д.Н. Неврологические нарушения у детей с осложненными повреждениями позвоночника в грудном и поясничном отделах до и после хирургического лечения. Хирургия позвоночника. 2014; 3: 8-21.

9. Виссарионов С.В., Кокушин Д.Н., Белянчиков С.М., Мурашко В.В., Картавенко К.А. Оперативное лечение врожденной деформации грудопоясничного отдела позвоночника у детей. Орто-

педия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2013; 1(1): 10-5. 10. Iurev VK, Sokolova VV. Fee-based services in pediatrics. eurasia J Biosci. 2018; 12 (1): 89-93.

REFERENCES

1. Dolgova I.V., Prisyazhnaya L.G. Experience of territorial funds of MHI of the Siberian Federal District for the protection of the rights of insured citizens. Obyazatel'noe meditsinskoe strakhovanie v Rossi-yskoy Federatsii. 2011; 1: 36-8.(in Russian)

2. Shadrin S.G., Valeev T.A., Evtodieva E.O., Lyalina E.L. Realization of the rights of citizens insured under the MHI system in the Territory of the Udmurd Republic. Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskikh narodov. 2016; 3: 18-21. (in Russian)

3. Sheyman, I. M. Competitive model for the participation of health insurance organizations in the MHI system. Zdravookhranenie. 2012; 3: 34-40. (in Russian)

4. Kupriyanova V.I. Evaluation of the effectiveness of the activities of insurance representatives to protect the rights of the insured. Prob-lemy gorodskogo zdravookhraneniya. 2012; 17: 270-2. (in Russian)

5. Sokolova V.V. Awareness of parents about the system of mandatory medical insurance in the provision of medical care to children. Med-itsina i organizatsiya zdravookhraneniya. 2017; 2(4): 4-9. (in Russian)

6. Yur'ev V.K., Sokolova V.V. The main reasons for parents dissatisfaction with the quality of outpatient and inpatient care for children. european multi science journal. 2017; 9: 27-31. (in Russian)

7. Strogonova, O.B. Experience of insurance representatives in hospitals. ekologiya cheloveka. 2011; 2: 23-7. (in Russian)

8. Belyanchkov S.M., Vissarionov S.V., Solokhina I.Yu., Ikoeva GA^^^sh^n D.N. Neurological disorders in children with complicated spinal injuries in the thoracic and lumbar regions before and after surgical treatment. Khirurgiya pozvonochnika. 2014; 3: 8-21. (in Russian)

9. Vissarionov S.V., Kokushin D.N., Belyanchikov S.M., Murashko V.V., Kartavenko K.A. Surgical treatment of congenital deformity of the thoracolumbar spine in children. Ortopediya, travmatologiya i vosstanovitel'naya khirurgiya detskogo vozrasta. 2013; 1(1): 10-5. (in Russian)

10. Iurev VK, Sokolova VV. Fee-based services in pediatrics. eurasia J biosci. 2018; 12 (1): 89-93.

Поступила

Сведения об авторах:

Юрьев Вадим Кузьмич, доктор мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России; Соколова Вера Васильевна, ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, E-mail: vera-Sokol@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.