УДК 338.48
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-83-87
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «ЭКСПОФОРУМ» КАК ДРАЙВЕРА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
О.В. Воронова, А.А. Ли
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург,
Российская Федерация
Аннотация. Данная статья посвящена выявлению особенностей влияния КВЦ «Эксповорум» на формирование и функционирование рынка гостиничных услуг в Санкт-Петербурге. В процессе исследования были рассмотрены особенности конгрессно-выставочной инфраструктуры Санкт-Петербурга, проанализировано современное состояние конгрессно-выставочного центра «Экспофорум», оценено влияние КВЦ «Экспофорум» на формирование гостиничных услуг в Санкт-Петербурге. В результате исследования был выделен ряд проблем в секторе гостиничных услуг, обусловленных влиянием деятельности КВЦ «Экспо-форум» на индустрию гостеприимства в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, деловой туризм, конгрессно-выставочная инфраструктура
Для цитирования: Воронова О.В., Ли А.А. Оценка деятельности конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» как драйвера формирования рынка гостиничных услуг в Санкт-Петербурге // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. №2. С. 83-87. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-83-87
Конфликт интересов отсутствует
EVALUATION OF THE "EXPOFORUM" CONGRESS AND EXHIBITION CENTER AS A DRIVER FOR THE FORMATION OF THE MARKET FOR HOTEL SERVICES IN SAINT-PETERSBURG
Olga V. Voronova, Artem A. Lee
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. This article examines the influence of the Expovorum exhibition center on the formation and functioning of the hotel services market in Saint- Petersburg. In the course of the study, features of the congress and exhibition infrastructure of St. Petersburg were examined, current state of the ExpoForum center was analyzed together with the evaluation of its impact on the formation of hotel services in St. Petersburg. As a result, this research identifies a number of problems in the hotel services sector of Saint-Petersburg caused by the impact of the ExpoForum exhibition center.
Keywords: hospitality industry, business tourism, congress and exhibition infrastructure For citation: Voronova O., Lee A. Evaluation of the «Expoforum» congress and exhibition center as a driver for the formation of the market for hotel services in Saint-Petersburg. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2020; (2): 83-87. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-83-87 There is no conflict of interests
Санкт-Петербург является крупнейшим центром делового туризма России. В целом, в России более 60% бизнес-встреч и форумов распределяется
между Москвой и Санкт-Петербургом, что в целом объяснимо: российские регионы обделены вниманием в силу логистических сложностей, дефицита
мультиформатных площадок, в том числе «тысячников», оснащенных в соответствии с требованиями ивент-индустрии.
По статистике, Санкт-Петербург ежегодно проводит около 180 выставочно-ярмарочных и 115 конгрессных мероприятий. Для увеличения туристских потоков в Санкт-Петербурге, развитие именно делового туристического сегмента является крайне перспективным, поскольку помогает решает одну из главных проблем - сезонность, за счет того, что деловые мероприятия в основном проводятся в межсезонье.
Для успешного проведения того или иного делового события городу необходимо учитывать такие факторы как наилучшее соотношение цены и качества услуг. В этом отношении у Санкт-Петербурга есть сразу несколько плюсов: широкий спектр возможностей для проведения культурно-деловых мероприятий, хорошая транспортная доступность и развитая инфраструктуру. Более того, выставочные мероприятия стимулируют внешнеэкономическую деятельность бизнеса. В 2008 году Петербург осуществлял торговлю со 175 странами (из них 10 - страны СНГ), а объем экспорта по итогам прошлого года составил 23,6 млрд. долл. США. Если рассматривать динамику иностранных инвестиций в петербургскую экономику, станет ясно, что конгрессно-выставочная деятельность последних лет сыграла огромную роль в повышении инвестиционной привлекательности города.
На сегодняшний день самой крупной специализированной площадкой является конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», который оказывает влияние не только на повышение туристких потоков, но и на развитие близлежайших объектов гостиничной индустрии.
Новый конгрессно-выставочный центр «Экс-пофорум» открылся в октябре 2014 года. На пространстве в 56 га, всего в 6 километрах от международного аэропорта «Пулково» раскинулись три сверхсовременных выставочных павильона, конгресс-центр, бизнес-центр, две гостиницы Hilton и парковка на 4700 автомобильных мест. Здесь проходят концерты, спортивные соревнования, городские фестивали и ярмарки. Для удобства посетителей созданы все условия. Выставочный сезон в «Экспофоруме» стартовал с Петербургского международного газового форума. В течение трех лет состоятся более 300 выставок с более чем 3 миллионами посетителей. Уже поданы заявки на проведение 10 международных конгрессов.
Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» - это самая крупная специализированная площадка в Санкт-Петербурге, в состав которой входят три выставочных павильона, конгресс-центр об-
щей вместимостью 30 тысяч человек, первые в Петербурге отели мирового бренда HILTON, бизнесцентр, таможенно-логистический комплекс, кафе, рестораны и другие объекты сопутствующей инфраструктуры.
В 2017 комплекс вошел в топ «25 площадок для мероприятий и дестинаций, обязательных к посещению в 2018 году» по версии ведущего мирового медиа для ивент-менеджеров Event MB, «Экспо-форум» в этом списке стал единственным представителем России. КВЦ «Экспофорум» также был включен в шорт-лист престижной британской премии Exhibition News Awards 2018 в категории «Лучшая международная площадка», вошел в шорт-лист международной премии «Здание года - 2018» в категории «Культурная архитектура, вошел в ТОП-100 «Брендов Петербурга» по версии «Делового Петербурга».
Среди уникальных преимуществ комплекса необходимо выделить следубщее:
1. Многофункциональность и возможность трансформации - пассаж, соединяющий все здания Экспофорума, позволяет гостям чувствовать себя комфортно в любую погоду.
2. Расположение - Экспофорум находится в непосредственной близости к международному аэропорту Пулково, на пересечении крупных транспортных магистралей. Площадь территории комплекса - 56 га.
3. Бесколонное пространство трех павильонов - позволяет максимально использовать выставочное пространство. Конструкция уникальна для Петербурга: 90-метровые пролеты держатся всего на двух точках опоры.
4. Большое количество монтажных ворот разных размеров позволяет доставлять в павильоны крупногабаритную технику и экспонаты. Уровень пола в павильонах соответствует уровню земли, а его усиленная конструкция дает возможность демонстрировать крупногабаритные экспонаты.
5. Фальшь-пол позволяет выводить инженерные коммуникации в любой точке зала (вода, электричество, слаботочные сети, интернет). В выставочных павильонах инженерные каналы проложены через каждые 3 м.
6. Благодаря мобильным звуконепроницаемым перегородкам можно менять конфигурацию конференц-залов, увеличивая и уменьшая площадь и количество посадочных мест, формируя технологические коридоры, выставочные, фуршетные и банкетные зоны.
7. Самый вместительный зал конгресс-центра может использоваться как кинозал: он включает амфитеатр на 1121 место и универсальный широкоформатный экран 24х10 м - один из самых больших в Санкт-Петербурге.
8. Современные системы безопасности и контроля доступа, включающие видеонаблюдение, регистрацию и контроль доступа, охранную сигнализацию, пожарную сигнализацию и автоматическую противопожарную защиту, систему парковки.
Ежегодно конгрессно-выставочные площадки Санкт-Петербурга принимают более 1,4 млн посетителей и 200 мероприятий, где на долю собственных, организуемых «Экспофорум-Интернэшнл», приходится более трети мероприятий. Безусловно «Экспофорум» оказывает огромнейшее влияние на формирование гостиничных услуг Санкт-Петербурга, оценить которое можно наиболее наглядно на примере конкретных предприятий индустрии гостеприимства города.
Рассмотрим Park Inn by Radisson Pulkovskaya Hotel & Conference Centre St. Petersburg на Московском проспекте. Данный отель предлагает удобный доступ к аэропорту Пулково (LED), расположенному всего в 9 км. Кроме того, отель в Санкт-Петербурге находится всего в 11 км от центра города. Он окружен элегантными историческими зданиями, зелеными парками, модными торговыми центрами и популярными ресторанами - это прекрасный вариант для поездки в Санкт-Петербург. Общее количество номеров 842, количество одноместных номеров - 91, количество двухместных номеров 750, количество люксов - 26. Отель только для некурящих. На территории отеля находится три ресторана, фитнесс-центр и современными помещениями, чтобы провести деловое или светское мероприятие.
Расстояние от отеля до КВЦ «Экспофорум» около 9,3 км. От гостиницы до «Экспофорума» можно доехать за 10-20 минут, минуя пробки в центре города. На первый взгляд кажется, что столь малое расстояние до «Экспофорума» и столь известное во всём мире имя, пусть и незначительно, но положительно скажется на основных показателях эффективности данного предприятия. Однако результаты, не только не улучшились, отель, показал, скорее, отрицательные результаты. Спад во многом обусловлен открытием «Экспофорума». Все поняли, что введение такого масштабного комплекса приведёт к моментальному росту туристского потока. При прогнозируемом уровне спроса предложение уже существующих предприятий не смогло бы соответствовать. В связи с этим, было принято решение об открытии сети отелей с мировым именем прямо на территории «Экспофорума». Именно эти отели стали причиной спада показателей отеля Park Inn by Radisson Pulkovskaya. Одной из причин, является пересечение ещё одной целевой группы туристов, заинтересованной в проживании в непосредственной близости к Аэропорту
«Пулково». Расстояние от аэропорта до гостиницы «Пулковской» 10 км, около 15 минут на машине. От аэропорта до новых конкурентов 6 километров, около 7 минут на машине. Спад во многом связан именно с данным фактором.
При рассмотрении влияния «Экспофорума» на гостиничные услуги в Санкт-Петербурге необходимо обратить внимание на отель Hampton by Hilton Saint Petersburg ExpoForum, расположенный на Петербургском шоссе (юг города, Пушкинский район) на территории нового конгрессно-выставочного центра «Экспофорум». До аэропорта «Пулково» и станции метро «Московская» от гостиницы организован бесплатный регулярный трансфер.
На общественном транспорте дорога до центра города, основных достопримечательностей и Московского вокзала займёт около часа. На автомобиле в аэропорт можно доехать за 20-25 минут.
Номерной фонд Hampton by Hilton состоит из 207 номеров: 78 категории стандарт с двуспальной кроватью (Queen Room Double), 62 категории стандарт с раздельными кроватями (Queen RoomTwin), 64 семейных номера с дополнительным диваном (Queen wi/Sofa Bed) и 3 стандартных номера для людей с ограниченными мобильными возможностями.
Стоит отметить, что отель является трёхзвёздочным, а среди основных конкурентов можно выделить: Park Inn by Radisson Pulkovo Airport St. Petersburg (4 Звезды); Park Inn by Radisson Pulkovskaya Hotel & Conference Centre St Petersburg (4 звезды).
Трёхзвёздочному отелю удаётся конкурировать с четырёх-звёздочными, в большей степени, ввиду высоких стандартов сети Hilton. Сеть, в связи с высоким мировым авторитетом, просто не могла себе позволить сделать некачественный продукт. Туристы со всего мира, приезжая в отель сети Hilton, хотят видеть отличное качество и обслуживание, независимо от звёздности отеля.
Огромнейшее влияние на рассматриваемый отель оказывает КВЦ «Экспофорум». Подавляющее большинство посетителей выставок и конференций выбирают именно его, как минимум потому, что путь от отеля до здания «Экспофорума» составляет около 30 секунд! Попадая на территорию «Экспо-форума» участникам выставок, остановившимся в отеле сети Hilton, нет особой необходимости ехать куда-либо. Зачастую они ограничены во времени и не преследуют цели, посетить культурный центр Санкт-Петербурга. На территории «Экспофору-ма» находится вся необходимая инфраструктура. Три ресторана, СПА комплекс, два фитнес зала, церковь, парковая зона и даже специально оборудованная зона для выгула домашних питомцев (от-
ель поддерживает программу Pet friendly). В связи с тем, что отель является трёхзвёздочным, ценовая политика более чем приемлемая. Также система лояльности сети Hilton предусматривает определённые бонусы для постоянных гостей сети. Более того Hampton by Hilton сотрудничает с несколькими крупными авиакомпаниями, поэтому в отеле останавливаются экипажи между рейсами. Так же отель готов к приёму отменённых рейсов, которые не являются редкостью. В данном случае авиакомпании заинтересованы в нахождении отеля с высоким уровнем качества и низкой ценой и в большинстве случаев выбирают именно Hampton by Hilton. Среднее количество гостей в связи с отменой рейса составляет более 100 человек, а уведомляют отель не более, чем за два часа! Далеко не каждый отель справится с таким испытанием.
В 2016 году был открыт второй отель сети Hilton. Безусловно, это связано с увеличением количества посетителей КВЦ «Экспофорум». Отель «Hilton Санкт-Петербург Экспофорум» также расположен на территории конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» в Санкт-Петербурге. К услугам гостей отеля «Hilton Санкт-Петербург Экс-пофорум» номера с гостиной зоной, телевизором с плоским экраном и спутниковыми каналами, мини-кухней и обеденной зоной. В ресторане The Grill's с открытой авторской кухней готовят стейки и другие мясные блюда. В баре Light предлагают уникальные коктейли. В отеле «Hilton Санкт-Петербург Экспо-форум» работает спа-центр «Карелика ЭКО» с крытым бассейном, гидромассажной ванной, снежным фонтаном и мультисенсорным душем. В распоряжении отеля находятся три этажа конференц-залов и переговорных, а также собственных банкетный зал. Всё это позволяет участникам конференций и выставок устраивать брифинги и совещания, а также подведения итогов мероприятия, не выходя из отеля.
Деловой туризм в России, бесспорно, является стремительно развивающимся, однако существует ряд проблем, с которыми отрасль сталкивается уже сейчас. Гостиничный бизнес Санкт-Петербурга столкнулся с острой проблемой не квалифицированности кадров.
«Экспофорум» представляет собой масштабный проект, который задал высокую планку и уровень сервиса. Далеко немногие отели смогли ему соответствовать. Так как гостиничный бизнес является относительно новой сферой бизнеса в России, то ещё слабо развита система образования именно этой сферы. Если в сетевых отелях уровень квалификации сотрудников поддерживается на уровне стандартов сети, благодаря внутренним тренингам и курсам, то в отелях, не являющихся сетевы-
ми, прослеживается проблема ограниченности кадров. В данный момент сетевые отели на ключевые управленческие позиции отелей в России имеют возможность переводить квалифицированных сотрудников из стран, в которых сфера гостеприимства более развита. Большинство сетевых отелей Санкт-Петербурга, на данный момент, выбрали именно этот путь решения проблемы. Стоит отметить, что постепенно сфера образования гостиничного бизнеса будет развиваться и со временем проблема не квалифицированности кадров не будет настолько актуальной.
Более того, нельзя исключить негативное влияние «Экспофорума» на близлежащие отели. Большинство из них напрямую зависит от мероприятий, проводимых в конгрессно-выставочном центре. Однако, данный выбор стратегического развития может быть неверным. В периоды технического обслуживания «Экспофорума» процент загрузки отелей крайне низок. Решением этой проблемы является расширение целевой аудитории отелей. Так как «Экспофорум» находится недалеко от аэропорта «Пулково», то в часть туристов нуждается в размещении недалеко от самого аэропорта. Для увеличения количества гостей, отели поддерживают программу «China friendly», имея возможность размещать у себя группы туристов из Китая. Так же стоит ориентироваться на авиакомпании, так как экипажи между рейсами нуждаются в размещении в отелях. При заключении контрактов с данными авиакомпаниями, например, «Аэрофлот», «Jet Port» и «North wind», отель получает определённый процент загрузки на протяжении всего года, независимо от сезонности.
Помимо вышеперечисленных проблем, перед гостиничными объектами, целевой аудиторией которых являются посетители «Экспофорума» сталкиваются с проблемой временной перегруженности. В моменты проведения крупных выставок и конференций процент загрузки отелей зачастую достигает ста процентов. В связи с несовершенством систем бронирования отелей, случаются ситуации, при которых заявок на проживание в определённые даты поступает больше, чем располагаемый номерной фонд, так называемый «overbooking». Решением этой проблемы, на мой взгляд является заключение контрактов с отелями повышенной звёздности, расположенными неподалёку. В таком случае, в моменты полной загруженности отеля, у отеля будет возможность решения конфликтов с гостями.
На сегодняшний день, достаточно высокие цены всё ещё сдерживают потоки туристов, что объясняется недостаточно высоким уровнем конкуренции на рынке гостиничных услуг. Проведение
крупных конгрессных мероприятий способствует улучшению гостиничного бизнеса в целом. «Экс-пофорум», как крупный, современный и известный конгрессно-выставочный центр в частности внёс существенные изменения в структуру гостиничных услуг, и продолжает оказывать влияние на отрасль в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евграфов А.А., Ильина О.В. Сервисный менеджмент: концептуальное видение и механизм реализации // Международный научный журнал. 2017. № 1. С. 7-15.
2. Воронова О.В., Лящук А.С., Смирнова С.А., Белокурова М.Э. Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 4 (28). С. 103-108.
REFERENCES
1. Evgrafov A.A., Ilina O.V. Service management: conceptual vision and implementation mechanism. International Scientific Journal. 2017; (1): 7-15. (In Russ.)
2. Voronova O.V., Lyashchuk A.S., Smirnova S.A., Belokurova M.E. Congress and exhibition activities as a sphere of foreign economic activity. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (4): 103-108. (In Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Воронова Ольга Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (981) 711 02 11, е-шаШ [email protected] Ли Артем Алексадрович, студент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (812) 297 78 06, е-шаП: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Voronova Olga Vladimirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Graduate School of Service and Trade of the Intitute of Industrial Management, Economics and Trade of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia. Ph.: (981) 711 02 11, е-mail: [email protected]
Lee Artem Aleksandrovich,
Student at Higher Engineering and Economics School of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Ph.: (812) 297 78 06, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.04.2020