Научная статья на тему 'Оценка бюджетной эффективности социально значимых объектов на примере водно-спортивного комплекса в г. Иркутске'

Оценка бюджетной эффективности социально значимых объектов на примере водно-спортивного комплекса в г. Иркутске Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / BUDGET EFFECTIVENESS / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕКТЫ / SOCIALLY SIGNIFICANT FACILITIES / ЭТАПЫ РАСЧЕТА БЮДЖЕТНОГО ЭФФЕКТА / STAGES OF BUDGETARY EFFECT CALCULATION / ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД / NET PRESENT VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вересова Светлана Игоревна, Семейкина Нина Михайловна

Оценка бюджетной эффективности позволяет проследить влияние деятельности объекта недвижимости на бюджеты всех уровней. В данной статье приводится пример расчета бюджетной эффективности социально значимых объектов на примере водно-спортивного комплекса в г. Иркутске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET EFFECTIVENESS EVALUATION OF SOCIALLY IMPORTANT FACILITIES BY EXAMPLE OF WATER SPORTS COMPLEX IN IRKUTSK

Evaluation of budget effectiveness allows to trace the effect of real property activities on budgets of all levels. The article provides an example of calculation of budget effectiveness of socially important facilities by example of a watersports complex in the city of Irkutsk.

Текст научной работы на тему «Оценка бюджетной эффективности социально значимых объектов на примере водно-спортивного комплекса в г. Иркутске»

УДК 69:330.356.2

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ВОДНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА В г. ИРКУТСКЕ

© С.И. Вересова1, Н.М. Семейкина2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Оценка бюджетной эффективности позволяет проследить влияние деятельности объекта недвижимости на бюджеты всех уровней. В данной статье приводится пример расчета бюджетной эффективности социально значимых объектов на примере водно-спортивного комплекса в г. Иркутске. Ил. 1. Табл. 7. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: бюджетная эффективность; социально значимые объекты; этапы расчета бюджетного эффекта; чистый дисконтированный доход.

BUDGET EFFECTIVENESS EVALUATION OF SOCIALLY IMPORTANT FACILITIES BY EXAMPLE OF WATER SPORTS COMPLEX IN IRKUTSK S.I. Veresova, N.M. Semeikina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Evaluation of budget effectiveness allows to trace the effect of real property activities on budgets of all levels. The article provides an example of calculation of budget effectiveness of socially important facilities by example of a water- sports complex in the city of Irkutsk. 1 figure. 7 tables. 6 sources.

Key words: budget effectiveness; socially significant facilities; stages of budgetary effect calculation; net present value.

Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджетов. Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, выраженный в финансовой выгоде, используемый для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки.

Строительство общественно значимых объектов не всегда является убыточным мероприятием для муниципалитета и государства в целом. Утвердить или опровергнуть высказанное мнение можно путем определенных расчетов, результаты которых дадут возможность ясно увидеть наличие или отсутствие положительного финансового эффекта для бюджетов всех уровней.

Оценку будущих поступлений рационально вести придерживаясь методики дисконтирования. Во-первых, ориентироваться стоит не на прибыль, а на чистый денежный поток, являющийся измерителем экономического дохода, на котором сегодня предпочитают основываться большинство финансовых аналитиков. Чистый денежный поток представляет собой деньги, доступные для заинтересованных сторон. Во-вторых, в качестве интервалов прогнозного периода удобнее использовать год. При использовании мень-

ших периодов (например, квартала) возникает необходимость увязки величин элементов денежного потока (интервалов прогнозного периода, ставки дисконтирования). В-третьих, для облегчения расчетов предпочтительнее принять равномерное поступление денежных средств (потоков) в течение периода (на середину периода). В-четвертых, необходимо учесть фактор времени с помощью известных алгоритмов финансовой математики для протяженного во времени денежного потока - операция дисконтирования. При этом коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель) должен соответствовать принятой величине интервала прогнозного периода (год, квартал).

Учитывая выше сказанное, можно выделить основные этапы расчета бюджетного эффекта:

1. Рассчитывается величина доходов и расходов с распределением по уровням бюджетов (федеральный, региональный, местный) в каждый год прогнозного периода с учетом инфляции [1].

2. Определяется величина чистых денежных потоков для каждого года прогнозного периода.

3. Рассчитывается ставка дисконтирования

4. Определяются дисконтные множители каждого года прогнозного периода (Д1МН) по формуле:

Д1М = 1 / (1 + R)i - 0,5.

1Вересова Светлана Игоревна, студентка, тел.: 89526122840, e-mail: [email protected] Veresova Svetlana, Student, tel.: 89526122840, e-mail: [email protected]

2Семейкина Нина Михайловна, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, сертифицированный оценщик недвижимости, член экспертного Совета СРО «Российское общество оценщиков», тел.: (3952) 405411, е-mail: [email protected]

Semeikina Nina, Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, Certified real estate appraiser, member of Expert Council of Self-regulated Organization "Russian Society of Appraisers", tel.: (3952) 405411, e -mail: [email protected]

5. Рассчитывается текущая стоимость чистого денежного потока для каждого года прогнозного периода.

6. Рассчитывается чистый дисконтированный доход (NPV) путем суммирования текущих стоимостей чистого денежного потока.

Чистый дисконтированный доход характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным интервалам прогнозного периода.

Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый дисконтированный доход проекта был положительным.

Более подробно остановимся на каждом из этапов расчета бюджетного эффекта применительно к эксплуатации водно-спортивного комплекса в г. Иркутске (далее ВСК).

Основные статьи доходов и расходов для всех уровней бюджета ВСК представлены на рисунке.

Последовательность расчетов доходов и расходов приведена в табл. 1, 2 и 3.

Прогноз поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней велся с учетом требований Налогового кодекса РФ [2].

Ставка дисконтирования (Я) определена методом кумулятивного построения, который учитывает риски инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой для водно-спортивного комплекса.

Для оценки рисков вложений использована модель экспертных оценок, которая разработана Всемирным банком. Результаты оценки рисков приведены в табл. 4.

В качестве безрисковой ставки использована ставка доходности облигаций федерального займа Минфина РФ (ОФЗ) с постоянным купонным доходом:

документарные именные, выпуск 26212 (дата начала размещения - 23.01.2013 г., дата погашения -19.01.2028 г.). Ставка доходности определена на 27.05.2013 г. [5].

Расчет ставки дисконтирования приведен в табл.

5.

Будущий чистый денежный поток (ЫОР) в

каждый год прогнозного периода определяется путем вычитания из суммарных доходов всех выявленных расходов для того или иного бюджета [6].

Текущая стоимость будущих денежных потоков в прогнозный период (РУ) рассчитывается с помощью дисконтного множителя для равномерного потока доходов (на середину года) по формуле

РV = ДМ 1 * МСРг + ДМ2 * + . . . + ДМ; * ЫСР1 , (1)

где МОР1, МОР2, - будущие чистые денежные потоки прогнозного периода; / - количество лет прогнозного периода; ДМ, - дисконтный множитель, рассчитанный как

ДМ( =

(1+Д)'-

Здесь R - ставки дисконтирования. Преобразуя формулу (1), получим:

РУ = ■

ЫСР-,

ЫСР?

(1+Д)1

(1+Д)2

(1+Д)'-

(2)

(3)

Чистый дисконтированный доход ^РУ) определяется путем суммирования текущих стоимостей чистого денежного потока:

N Р V = Р V1+Р V2+...+Р V3. (4)

Прогноз и оценка бюджетного эффекта для Иркутской области и Российской Федерации по приведенным формулам приведены в табл. 6 и 7.

Распределение доходов и расходов от деятельности ВСК по бюджетам различных уровней

+

Прогноз поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней от деятельности ВСК

Показатель (дата оценки 29.05.2013 г.) Прогнозный период, год ППП

IV кв. 2013 г. 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Прогноз поступления налоговых платежей вфедеральный бкщжег

Налог на добавленную стоимость, тыс. руб. 1 247 7 884 8 270 8 708 9 170 9 638 10 110 10 545 10 956 11 383 11 827 12 288 12 767 13 112 13 466 13 830 14 203 14 586

Индекс инфляции, % - 5,4 4,9 5,3 5,3 5,1 4,9 4,3 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7

Налогооблагаемая прибыль ВСК, тыс. руб. 5 978 39 263 41 201 43 385 45 683 48 016 50 366 52 536 54 583 56 716 58 926 61 225 63 610 65 329 67 050 68 899 70 759 70 316

Ставка налога на прибыль, зачисляемая вфедеральный бкщжет, % 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бкщжег, тыс. руб. 120 785 824 868 914 960 1 007 1 051 1 092 1 134 1 179 1 224 1 272 1 307 1 342 1 378 1 415 1 406

Заработная плата сотрудников ВСК, работающих на договорной основе, тыс. руб. 496 2 933 3 077 3 240 3 412 3 585 3 762 3 922 4 076 4 234 4 401 4 571 4 750 4 877 5 010 5 145 5 284 5 427

Ставка НДФЛ, % 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13

Налог на доходы физических лиц, тыс. руб. 64 381 400 421 444 466 489 510 530 550 572 594 618 634 651 669 687 706

Итого налогов, поступающих в федеральный бкщжег, тыс. руб. 1 431 9 050 9 494 9 997 10 528 11 064 11 606 12 106 12 578 13 067 13 578 14 106 14 657 15 053 15 459 15 877 16 305 16 698

Прогноз поступления налоговых платежей в бкщжет Иркутской области

Налогооблагаемая прибыль ВСК тыс. руб. 5 978 39 263 41 201 43 385 45 683 48 016 50 366 52 536 54 583 56 716 58 926 61 225 63 610 65 329 67 090 68 899 70 759 70 316

Ставки налога на прибыль, зачисляемой в бкщжет субъекта РФ, % 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18

Налог на прибыль, зачисляемый в региональный бкщжет, тыс. руб. 1 076 7 067 7 416 7 809 8 223 8 643 9 066 9 456 9 825 10 209 10 607 11 020 11 450 11 759 12 076 12 402 12 737 12 657

Налог на имущество ВСК тыс. руб. Не уплачивается согласно п. 3 закона Иркутской области № 75-03 кО налоге на имущество организаций»[3]

Итого налоги, поступающие в бкщжет Иркутской области, тыс. руб. 1 076 7 067 7 416 7 809 8 223 8 643 9 066 9 456 9 825 10 209 10 607 11 020 11 450 11 759 12 076 12 402 12 737 12 657

Прогноз поступления налоговых платежей в бкщжет г. Иркутска

Налог на землю, тыс. руб. Не уплачивается согласно V разделу решения думы г. Иркрска от 23.11.2005 г. №004-20-180203/5 «Положение о земельном налоге на территории г. Иркутска» [4]

Итого налоги в местный бкщжет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

го гп

0 н

1

тз =|

ю СЛ

'оо Ю

К)

о

о у

£ .о

»3 I

о со

0

1 «

и а

0

и §

1 и

и «

0 а с

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и &

о «

§ и

Е

£

си

ез

00 §

1

о «

0

■о §

с

и 3

г

3

1 и

г

и £

о «

о с о Е

и

£ о

Л)

0

1

■о §

& и

■е-«

о о

б о а

0

1

Л)

о £

Таблица 4

Оценка рисков инвестиционных вложений в оцениваемый объект_

Вид риска Уровень риска Примечание

1 2 3 4 5

низкий ниже среднего средний уровень выше среднего высокий

Общеэкономические факторы

Государственная гарантия возврата инвестиций 1 Объект социально значим, и будет собственностью субъекта РФ

Налоговая политика государства 1 Освобождение от уплаты налога на имущество и на землю

Объемы инвестиций 1 Значительные финансовые вложения

Темпы инфляции 1 Прогнозные темпы инфляции не выше 6%

Экономические гарантии возврата инвестиций 1 Низкие, поскольку инвестиции направлены на удовлетворение социальных потребностей

Кредитная политика банков 1 Инвестирование осуществляется без привлечения кредитных средств

Количество наблюдений 3 0 1 1 1

Взвешенная сумма 3 0 3 4 5

Сумма взвешенных 15

Количество факторов 6

Средневзвешенная величина, % 2,5

Качество управления

Ключевая фигура 1 Эффективная работа комплекса зависит от ключевой фигуры

Ретроспективная прогнозируемость 1 Отсутствует

Состояние основных фондов 1 Отличное

Мотивация 1 Предусматривается материальное стимулирование

Количество наблюдений 1 1 0 1 1

Взвешенная сумма 1 2 0 4 5

Сумма взвешенных 12

Количество факторов 5

Средневзвешенная величина, % 2,4

Итого риск, % 4,9

Таблица 5

Расчет ставки дисконтирования_

Составляющая риска Значение, % Примечание

Безрисковая ставка 7,3 Ставка доходности облигаций федерального займа Минфина РФ

Риск вложения в объект инвестирования 4,9 Определены экспертным путем (см. таблицу выше)

Компенсация за инвестиционный менеджмент 3,5 Высокая степень специализированности

Ставка дисконтирования 15,68

Оценка бюджетного эффекта Иркутской области

го m о н х

s

^

тз =1

ю СЛ

00 00

К)

о

Показатель (дата оценки 29.05.2013 г) Прогнозный период, год | ППП

IV кв. 2013 г. 2014 2015 2016 2017 2010 2013 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2023 2030

Прогноз доходов, поступающих в бюджет Иркутской области от деятельное™ ВСК

Налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, тыс. руб. 1 076 7 067 7 416 7 809 8 223 8 643 9 066 9 456 9 825 10 209 10 607 11 020 11 450 11 759 12 076 12 402 12 737 12 657

Налог на имущество ВСК Не уплачивается согласно п. 3 Закона Иркутской области № 75-03 «0 налоге на имущество организацией

Прогнозные доходы областного бюджета от деятельности ВСК, тыс. руб. 1 076 7 067 7 416 7 809 8 223 8 643 9 066 9 456 9 825 10 209 10 607 11 020 11 450 11 759 12 076 12 402 12 737 12 657

Прогноз расходов Иркутской области на ВСК

Коммунальные расходы, тыс. руб. 3645 23 046 24 176 25 458 26 807 28173 29 554 30 825 32 027 33 276 34 573 35 922 37 323 38 330 39 365 40 428 41 520 42 640

Расходы на химические реагенты, тыс. руб. 175 924 969 1 020 1 074 1 128 1 184 1 235 1 284 1 334 1 386 1 440 1 496 1 536 1 578 1 621 1 665 1 710

Расходы на заработную плату штатыых сотрудников и отчисления в страховые фонды, тыс. руб. 4 386 27 263 2 8 598 30 258 31 891 33 612 34 823 35 973 37159 38 386 39 652 40 961 42 313 43 710 45151 46 641 48182 49 771

Прогнозные расходы Иркутской области на ВСК, тыс. руб. 8 206 51 233 53 743 56 736 59 772 62 913 65 561 68 033 70 470 72 996 75 611 78 323 81 132 83 576 86 094 88 690 91 367 94121

Расчет ЧДП Иркутской области от деятельности ВСК

Чистыйденежныйпоток Иркутской области от деятельности ВСК, тыс. руб. -7130 -44166 -46 327 -48 927 -51 549 -54 270 -56 495 -58 577 -60 645 -62 787 -65 004 -67 303 -69 682 -71 817 -74 018 -76 288 -78 630 -81 464

Расчет текущей стоимости чистого денежного потока

Годовая бюджетная ставка дисконта, % 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68

Ставка дисконтирования квартальная, % 3,92

Порядковый номер года/квартала в прогнозном периоде 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Дисконтный множитель (на середину периода) 0,98 0,93 08 0,69 0,6 0,52 0,45 0,39 0,34 0,29 0,25 0,22 0,19 0,16 0,14 0,12 0,10

Дисконтный множитель на конец постпрогнозного периода 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текущая стоимость чистого денежного потока, тыс. руб. -6987 -41 074 -37 062 -33 760 -30 929 -28 220 -25 423 -22 845 -20 619 -18 208 -16 251 -14 807 -13 240 -11 491 -10 363 -9155 -7 863 -В 146

Чистыйдисконтированный доход (МРУ), тыс. руб. -356 443

СЛ

-VI

О)

Оценка бюджетного эффекта Российской Федерации

Показатель (дата оценки 29.05.2013 г.) Прогнозный период, год ППП

IV кв. 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Прогноз доходов, поступающих в бюджет РФ от деятельное™ ВСК

Налог на добавленную стоимость, тыс. руб. 1 247 7 884 3 270 8 708 9 170 9 638 10 110 10 545 10 956 11 383 11 827 12 288 12 767 13 112 13 466 13 830 14 203 14 586

Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, тыс. руб. 120 785 824 865 914 960 1 007 1 051 1 092 1 134 1 179 1 224 1 272 1 307 1 342 1 378 1 415 1 406

Налог на доходы физических лиц, тыс. руб. 64 381 400 421 444 466 489 510 530 550 572 594 618 634 651 669 687 706

Прогнозные доходы федерального бюджета от деятельное™ ВСК, тыс. руб. 1 431 9 050 9 494 9 997 10 528 11 064 11 606 12 106 12 578 13 067 13 578 14 106 14 657 15 053 15 459 15 877 16 305 16 698

Прогноз расходов РФ на ВСК

Расходы на возмещение за пользование комплексом во время проведения соревнований, тыс. руб. - 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720

Прогнозные расходы РФ на ВСК, тыс. руб. 0 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720 720

Расчет бкщжетного эффекта

Эффект за квартал/год, тыс. руб. 1 431 8 330 8 774 9 277 9 808 10 344 10 886 11 386 11 858 12 347 12 858 13 386 13 937 14 333 14 739 15 157 15 585 15 978

Расчет текущей стоимости чистого денежного потока

Годовая бюджетная ставка дисконта, % 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68 15,68

Ставка дисконтер о вания квартальная, % 3,9

Порядковый номер года/квартала в прогнозном периоде 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Дисконтный множитель (на середину периода) 0,98 0,93 0,8 0,69 0,6 0,52 0,45 0,39 0,34 0,29 0,25 0,22 0,19 0,16 0,14 0,12 0,10

Дисконтный множитель на конец постпрогнозного периода 0,1

Текущая стоимость чистого денежного потока, тыс. руб. 1 402 7 747 7 019 6 401 5 885 5 379 4 899 4 441 4 032 3 581 3 215 2 945 2 648 2 293 2 063 1 819 1 559 1 598

Чистый дисконтированный доход (ИРУ), тыс. руб. 68 926

го гп

0 н

1

тз =1

ю СЛ

'оо Ю

К)

о

Чистый денежный поток бюджета Иркутской области от деятельности ВСК на протяжении всего прогнозного периода имеет отрицательное значение. Однако в период строительства бюджет Иркутской области получал доход в виде арендной платы за пользование участком, на котором расположено здание ВСК, а по окончании строительства часть земельного участка планируется продать по выкупной стоимости. Общая сумма, полученная бюджетом Иркутской области от реализации земельного участка, составит около 22 771 000 рублей. К тому же в собственность области перейдет непосредственно здание комплекса, что соответствует стоимости в 975 354 000 рублей в денежном выражении. Таким образом, на момент ввода в эксплуатацию, доход бюджета Иркутской области от реализации проекта составит 998 125 тысяч рублей в виде имущества и денежных средств. Что значительно

превышает ежегодные затраты бюджета на содержание комплекса за весь прогнозный период.

При определении чистого денежного потока Российской Федерации от деятельности ВСК было выявлено, что на протяжении всего прогнозного периода имеется только положительный эффект.

Полученные результаты свидетельствует о бюджетной эффективности проекта как для Иркутской области, так и для страны в целом.

Проведенные расчеты служат доказательством того, что строительство социально значимых объектов может иметь положительный бюджетный эффект при грамотном взаимодействии участников строительства и эксплуатации, основанном на взаимовыгодном сотрудничестве.

Статья поступила 29.04.2014 г.

Библиографический список

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 08.06.2013 г.

3. О налоге на имущество организаций: закон Иркутской области № 75-ОЗ от 28.06.2012 г.

4. Положение о земельном налоге на территории г.

Иркутска: решение думы г. Иркутска от 23.11.2005 г. №00420-180203/5

5. Информационное агентство «Финмаркет» [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru

6. Зайцев А.М. Методический подход к экономической оценке процесса инвестирования инновационных проектов // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 3. С. 137.

УДК 658

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Е.Ю. Дролова1, М.А. Зайцев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена вопросам бюджетирования - ключевого инструмента управления, позволяющего осуществлять процесс планирования и контроля финансово-экономического состояния предприятия. Установлено, что бюджетирование помогает определить наиболее оптимальный способ, место и время использования имеющихся ресурсов, чтобы обеспечить повышение общей эффективности компании. Выделена связь смежных процессов с системой бюджетирования. Дана характеристика каждого смежного процесса. Констатировано, что смежные процессы влияют на результаты процесса бюджетирования, а именно на точность достижения плановых показателей и на то, что результаты всего бюджетного управления будут ничтожны, если у предприятия в процессе всей его деятельности будет низкая организация смежных процессов. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: система бюджетирования; финансовый план; смежные процессы; факторы эффективности; управленческие решения.

BUDGETING AS A FINANCIAL PLANNING METHOD OF ENTERPRISE ACTIVITIES E.Yu. Drolova, M.A. Zaitsev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with budgeting as a key management tool facilitating planning and control of enterprise financial and

1Дролова Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89027636134, e-mail: [email protected]

Drolova Elena, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89027636134, e-mail: [email protected]

2Зайцев Михаил Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89501460816, e-mail: [email protected]

Zaitsev Mikhail, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89501460816, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.