Научная статья на тему 'Оценка бюджетной эффективности инвестиций в проекты развития железнодорожной инфраструктуры'

Оценка бюджетной эффективности инвестиций в проекты развития железнодорожной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / EFFECTIVENESS FOR THE BUDGET / PROJECT DEVELOPMENT / NETWORK OF RAILROADS / RAILWAY INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фейло М. Б., Акопова Е. С.

Методы и соответствующие им алгоритмы расчета удельных «основных внешних» притоков бюджетной системы на основании трансформации открытой информации о макроэкономических статистических показателей экономики России могут быть применены при определении бюджетной эффективности инвестиций в развитие сети железных дорог, а также для оценки чувствительности потерь бюджетной системы к недофинансированию проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and corresponding algorithms for calculation of specific «key external» tributaries of the budgetary system based on the transformation of public information about the macro-economic statistical indicators of the Russian economy can be applied in determining the effectiveness of fiscal investment in the rail network, as well as to assess the sensitivity of the loss of the budget system to underfunding of project.

Текст научной работы на тему «Оценка бюджетной эффективности инвестиций в проекты развития железнодорожной инфраструктуры»

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация

Методы и соответствующие им алгоритмы расчета удельных «основных внешних» притоков бюджетной системы на основании трансформации открытой информации о макроэкономических статистических показателей экономики России могут быть применены при определении бюджетной эффективности инвестиций в развитие сети железных дорог, а также для оценки чувствительности потерь бюджетной системы к недофинансированию проектов.

Ключевые слова

Бюджетная эффективность, проектное развитие, железнодорожная сеть общего пользования, железнодорожная инфраструктура.

M. B. Feilo, E. S. Akopova

BUDGET PERFORMANCE EVALUATION OF INVESTMENTS IN PROJECTS OF RAILWAY INFRASTRUCTURE Annotation

Methods and corresponding algorithms for calculation of specific «key external» tributaries of the budgetary system based on the transformation of public information about the macro-economic statistical indicators of the Russian economy can be applied in determining the effectiveness of fiscal investment in the rail network, as well as to assess the sensitivity of the loss of the budget system to underfunding of project.

Keywords

Effectiveness for the budget, project development, network of railroads, railway infrastructure.

Состояние и износ активов инфраструктуры не позволяют компании ОАО «Российские железные дороги» достичь целевого уровня показателей эксплуатационной

деятельности и обеспечить качество транспортного обслуживания

национальной экономики.

Наибольшие диспропорции

проявляются в развитии транспортной инфраструктуры. Они обусловливают потери потенциала транспортной системы, ограничения развития единого экономического пространства страны, которые не позволяют в полной мере включить ресурсы регионов в хозяйственный оборот страны.

Наиболее существенны различия между европейской частью Российской Федерации и регионами Сибири и Дальнего Востока.

Для преодоления имеющихся

диспропорций и обновления основных средств железнодорожного транспорта финансовых ресурсов компании

ОАО «РЖД» недостаточно, поэтому необходимо привлечение существенных государственных инвестиций в развитие транспортной сети, чтобы в полной мере использовать конкурентные преимущества железных дорог для увеличения объемов грузовых

перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны.

Анализ подходов к оценке бюджетной эффективности инвестиций показал смещение приоритетов в методологии инвестиционного анализа в сторону показателей оценки коммерческой эффективности проектов. В последнее время вопросам оценки коммерческой эффективности

реализации проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры посвящены труды многих российских ученых [1].

Действующие методические

рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, как

общероссийские [2], так и применяемые в ОАО «РЖД» [3], не отражают в необходимой степени особенностей определения эффектов, генерируемых при строительстве новых

железнодорожных линий, в бюджетной сфере жизнедеятельности Компании.

Для интенсификации

инвестиционного участия

государственных ресурсов в развитие инфраструктуры ОАО «РЖД»

необходимо повышение

обоснованности и доказательности эффективности проектов развития железнодорожного транспорта. Для

оценки необходимости реализации инвестиционных проектов развития железных дорог, значимых для достижения различных стратегических целей, предлагается использовать четыре подхода к оценке бюджетной эффективности:

1. Макроэкономический подход к оценке бюджетной эффективности на основе прироста внутреннего валового продукта (ВВП) Российской Федерации предлагается оценивать с использованием данных Системы Национальных счетов Российской Федерации, цен производителей и таможенной статистики в объеме следующих составляющих ВВП:

1) объеме дополнительной

продукции в стоимостном выражении,

перевозимой железнодорожным

транспортом во внутренних и

экспортных перевозках в результате реализации инвестиционного проекта;

2) стоимости выпуска продукции

по отраслям «Строительство», «Производство железнодорожного

подвижного состава», равной объему средств, предусмотренных на строительство, модернизацию

железнодорожной инфраструктуры, на закупку нового и обновление существующего подвижного состава;

3) выручке железнодорожного

транспорта от освоения

прогнозируемых объемов перевозок грузов, предоставления услуг инфраструктуры и локомотивной тяги в результате реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры.

2. Финансовый подход на основе

притоков федерального и

региональных бюджетов при осуществлении проектов развития железнодорожного транспорта

предусматривает оценку традиционных показателей эффективности

инвестиций: чистый дисконтированный доход бюджета, срок окупаемости и индекс доходности бюджета.

3. Нормативно-целевой подход

выполнения требований государства к состоянию инфраструктурного комплекса железнодорожного

транспорта, значимому для обеспечения запланированного объема перевозок, предусмотренных сетевым контрактом.

Предлагается оценивать

коэффициент качества и полноты транспортного обслуживания

грузоотправителей на основе многокритериальной иерархической модели, состоящей из модели верхнего уровня и модели частных показателей уровня обеспечения требований сетевого контракта.

Ограниченность государственных инвестиций не позволяет реализовать необходимый комплекс мероприятий по

развитию сети железных дорог, осуществить все необходимые меры по обновлению состояния активов железнодорожного транспорта. Это ограничение требует формализации механизма установления приоритетов в выборе объектов инвестирования, составляющих проекты развития направлений и полигонов сети железных дорог.

4. Социальный подход

определения бюджетной

эффективности инвестиционного проекта развития транспорта, обеспечивающего реализацию

социальных нужд и мобильности населения, повышения качества и полноты транспортного обслуживания. В регионах при усилении пропускной и провозной способности

железнодорожного транспорта возникает деловая активность, потенциал роста объемов промышленного производства.

Учитывая масштаб

инфраструктурных проектов развития сети железных дорог, в особенности в регионах с недостаточным уровнем развития экономики, необходимо оценивать изменение занятости населения региона, развитие объектов образования, медицины, культуры и спорта, детского отдыха. Эти изменения отражаются на следующих элементах бюджетной эффективности:

• сокращении расходов

региональных бюджетов на

финансирование мероприятий по

обеспечению занятости;

• экономии бюджетных расходов на выплату пособий по безработице;

• сокращении расходов

региональных бюджетов на

осуществление политики содействия занятости.

Строительство новых линий и создание условий роста бизнеса приводит к экономии бюджетных расходов, связанных с компенсацией

неблагоприятной социальной

обстановки в регионе.

Предлагается при установлении приоритетов в инвестиционной политике государства учитывать макроэкономический, финансовый, нормативно-целевой и социальный подходы, комплексное использование которых ориентировано на получение наибольшего валового внутреннего продукта и прироста налоговых притоков при выполнении объема перевозок в размере государственно значимых для развития экономики России и регионов грузопотоков.

В составе притоков и оттоков бюджетной системы, связанных с реализацией проектов строительства, реконструкции, модернизации

железных дорог выделяют внутренние (связанные с деятельностью и участием в проектах развития ОАО «РЖД»), внешние (обусловленные деятельностью субъектов экономики, производящих продукцию,

перевозимую железнодорожным

транспортам) и обеспечивающие (обусловленные деятельностью

субъектов экономики Российской Федерации (кроме ОАО «РЖД»), обеспечивающих реализацию проектов развития необходимыми ресурсами и услугами) составляющие.

Информационное обеспечение расчетов показателей бюджетной эффективности проектов развития транспорта включает две базы данных: первая — для оценки внутренних притоков и оттоков — опирается на информационные ресурсы ОАО «РЖД»; вторая — внешние притоки и оттоки на основе детализированных притоков и оттоков средств бюджетной системы — основывается на показателях статистической отчетности, которая не может быть использована для расчетов без дополнительной трансформации.

«Внешние притоки» денежных средств, формируемые при реализации

проектов развития железных дорог, предлагается разделить на две группы:

1) притоки, обусловленные

деятельностью субъектов экономики Российской Федерации (кроме ОАО «РЖД»), обеспечивающих реализацию проектов развития необходимыми ресурсами и услугами на всех стадиях их осуществления. Такие притоки предлагается назвать

«обеспечивающими внешними

притоками»;

2) притоки, обусловленные

деятельностью субъектов экономики, производящих продукцию,

перевозимую железнодорожным

транспортом по сети федеральных железных дорог и предназначенную для реализации потребителям указанной продукции внутри и вне страны. Предлагается назвать соответствующие притоки «основными внешними притоками». Источниками информации для выполнения расчетов «основных внешних притоков» являются статистические сборники, публикуемые в открытой печати.

Величина основных внешних притоков при оценке бюджетной эффективности инвестиционных

проектов развития железнодорожного транспорта рассчитывается по формуле (1):

ДД ¿б = ДД нп + АД ндфл + ДД?есн + ДДндпи + ДД ¿ни + ДД'пр, (1)

где ДД?б — суммарный прирост доходов бюджета в ¿-ом году расчетного периода, руб.;

ДД ндфл — прирост доходов бюджета за счет налога на доходы физических лиц в ґ-ом году расчетного периода, руб.; ДДґесн — прирост доходов бюджета за счет роста социальных взносов, руб.; ДДндпи — прирост доходов бюджета за счет налога на добычу полезных ископаемых в ґ-ом году расчетного периода, руб.;

ДД ґни — прирост доходов бюджета за счет налога на имущество в ґ-ом году расчетного периода, руб.;

ДД ґпр. — прирост доходов бюджета за счет прочих налогов и взносов, относимых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к экономически обоснованным затратам и учитываемым в составе прочих затрат по операционной деятельности по проекту в ґ-ом году расчетного периода, руб.;

ДД ґнп — прирост доходов бюджета в ґ-ом году расчетного периода за счет налога на прибыль, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработан алгоритм расчета норматива удельных (на 1 тонну продукции) «основных внешних притоков» по видам перевозимой продукции (см. рис. 1).

Инвестиции в развитие полигонов железных дорог создают предпосылки к повышению качества и полноты транспортного обслуживания

предприятий национальной экономики, росту масштабов бизнеса в регионе, связанного как с обеспечением реализации проекта, так и с увеличением деловой активности в регионах.

Рисунок 1 — Алгоритм расчета удельных «основных внешних притоков»

Наименование показателей Уголь Нефте- грузы Руда Черные металл ы Лесн ые грузы Мине рал. строит. грузы Удоб- рения Хлебн ые грузы Сера

Цена продукции, руб. за единицу с учетом НДС 1 005 7 566 1 103 12 874 1 029 245 10 271 10 914 889

то же, без учета НДС 852 6 412 935 10 910 872 207 8 704 9 249 753

Рентабельность продаж продукции, % 14,7 26,3 14,8 14,8 -0,9 7,4 10,1 12,1 10,1

Прибыль от реализации продукции, руб. за единицу 125,2 1 686,4 138,4 1 614,7 -7,6 15,3 879,1 1 119,2 76,1

Затраты на выпуск продукции, руб. за единицу 726,4 4 725,8 796,6 9 295,5 880,2 191,9 7 825,1 8 130,2 677,3

Структура затрат на производство и продажу продукции, %

Все затраты, в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100 100

материальные затраты, из них: 50,2 79,9 49,7 76,2 60,4 64,2 70,9 71,2 70,9

сырье и материалы 20,1 51,7 18,5 53,9 47,4 41,1 50,8 64,8 50,8

топливо 5,9 0,3 9,0 5,9 3,2 7,0 2,4 1,5 2,4

энергия 5,0 1,8 8,1 7,0 4,2 5,1 8,6 1,5 8,6

затраты на оплату труда (ФОТ) 18,7 2,4 19,6 10,5 15,5 14,9 11,4 10,3 11,4

единый социальный налог 4,1 0,4 4,1 2,3 3,6 3,4 2,5 2,1 2,5

амортизация основных средств 10,2 2,5 7,8 3,9 7,2 5,5 4,2 3,5 4,2

прочие затраты 16,8 14,8 18,8 7,2 13,4 12,0 11,1 12,8 11,1

Удельные основные внешние потери бюджетной системы, руб.

Страховые взносы, руб., в том числе: 38,0 31,8 43,7 273,3 38,2 8,0 249,8 234,5 26,3

пенсионный фонд РФ (26 % от ФОТ), в том числе: 27,8 22,7 31,2 195,2 27,3 5,7 178,4 167,5 15,4

на финансирование страховой части трудовой пенсии (20 %) 27,8 22,7 31,2 195,2 27,3 5,7 178,4 167,5 15,4

на финансирование накопительной части трудовой пенсии (6 %) - - - - - - - - -

фонд социального страхования РФ (2,9 от ФОТ) 3,9 3,3 4,5 28,3 4,0 0,8 25,9 24,3 2,2

фонд обязательного медицинского страхования (5,1 от ФОТ) 6,9 5,8 8,0 49,78 7,0 1,5 45,5 42,7 3,9

Налог на прибыль 25,0 337,3 27,7 322,9 — 3,1 175,8 223,8 15,2

Налог на доходы физических лиц 17,7 14,7 20,3 126,9 17,7 3,7 116,0 108,9 10,0

Таможенные платежи - 8 339 44 — 56 — — — —

НДПИ 57 3 393 — — — — — — —

ВСЕГО 137,7 12 115,5 135,7 723,1 111,5 14,8 541,6 567,2 51,5

Полученные результаты расчетов (табл. 1) могут использоваться при оценке бюджетной эффективности инвестиционных проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, реализация которых направлена на освоение прогнозируемых приростов объемов перевозок грузов, выполнение стратегических задач Российской Федерации, развитие потенциала транспортной системы, снятие ограничений развития единого экономического пространства страны, которые не позволяют в полной мере включить ресурсы регионов в хозяйственный оборот страны. Значимость разработанного алгоритма связана с тем, что внешние притоки денежных средств являются преобладающими при оценке проектов развития транспорта.

Рассчитанные удельные величины «основных внешних притоков» определяют степень «чувствительности» потерь бюджетной системы к недофинансированию развития сети. В результате недофинансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» текущее состояние железнодорожной инфраструктуры приводит к неполному удовлетворению потребности национальной экономики в перевозках, сокращению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Факторы риска ограничений инвестиций в транспортные проекты могут быть объединены в группы, относящиеся к:

• предприятиям региона всех отраслей национальной экономики (машиностроения, металлургии, добывающей промышленности, строительства, сельскохозяйственным предприятиям и др.), рост объема производства которых ограничен недостаточным развитием пропускных и провозных способностей железных дорог;

• сфере транспортного обслуживания грузовладельцев региона, включая логистические компании и предприятия различных видов транспорта, перевозочные компании железнодорожного транспорта (не ОАО «РЖД»)

• социальной сфере региона тяготения проекта, в которой из-за ограничений транспортной доступности и деловой активности недостаточен рост занятости населения региона, развитие объектов образования, медицины, культуры и спорта, детского отдыха.

В ходе анализа чувствительности проекта должно быть установлено, как изменяются денежные потоки проекта и показатели бюджетной эффективности при изменении отдельных параметров, то есть насколько сильно влияет тот или иной параметр на ход реализации и бюджетную эффективность проекта. По результатам анализа делается вывод о степени устойчивости проекта, а при необходимости и целесообразности — вносятся изменения в проектные решения.

Для оценки потерь бюджетных поступлений рассчитанные удельные (на единицу перевозимой продукции) основные внешние потери бюджетной системы должны быть умножены на неосвоенные транспортной системой объемы производства по соответствующим видам продукции.

Сокращение инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры, а также сокращение объема средств, направляемого на реализацию проектов, приведет к еще большему увеличению «узких мест» и неосвоенных объемов перевозок. Разработанное алгоритмическое и информационное обеспечение обоснования бюджетной эффективности развития железных дорог на основании статистической открытой информации, расчет нормативных потерь бюджета для исследования «чувствительности» бюджетной эффективности к объему инвестиций в развитие железнодорожного транспорта составляют методическое обеспечение доказательства целесообразности участия государства в развитии железнодорожного транспорта.

Библиографический список

1. Бубнова, Г. В. Об эффектах специализации железнодорожных линий [Текст] / Г. В. Бубнова, Ю. Н. Федоров // Мир транспорта. — 2012. — № 6. — С. 62-69.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [Утв. Минэкономики России, Минфином России и Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477].

3. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте [Утв. Указанием МПС России от 31.08.1998 № В-1024у].

Bibliographic list

1. Boubnova, G. V. The Effects for the Network Railroads Specialization [Text] / G. V. Boubnova, U. N. Fedorov // World of Transport. — 2012. — № 6. — P. 62-69.

2. Guidelines for the Assessment of Efficiency of Investment Projects [Approv. Russia's Economy Ministry, the Ministry of Finance and the State Committee of the Russian Federation for Construction, Architecture and Housing Policy 21.06.1999 № 477].

3. Guidelines for the Evaluation of Investment Projects in Railway Transport [Approv. the Ministry of Railways of Russia from 31.08.1998 № V-1024u].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.