Научная статья на тему 'Оценка бизнеса и инвестиционная привлекательность предприятия'

Оценка бизнеса и инвестиционная привлекательность предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2808
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА БИЗНЕСА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карлик Александр Евсеевич, Кобельков Геннадий Викторович, Колокольцева Евгения Валерьевна

В данной статье рассматриваются вопросы оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Для этого привлекаются механизмы оценки стоимости бизнеса и стоимости предприятия в зависимости от жизненного цикла развития предприятия. В статье рассматриваются цели, для которых проводится оценка бизнеса и предприятия. Анализируются три подхода в оценке бизнеса и их применимость в зависимости от стадии развития предприятия. Рассматриваются показатели, формирующие требования инвестора к инвестиционной привлекательности предприятия. На основании оценки этих показателей предложен алгоритм оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Табл. 1. Библиогр. 2 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карлик Александр Евсеевич, Кобельков Геннадий Викторович, Колокольцева Евгения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка бизнеса и инвестиционная привлекательность предприятия»

Экспертная система по управлению доменным процессом

Иванов Е.Б.

ных параметров моделей и связей между ними. Так, разработаны в качестве советчиков экспертные системы шахтной, туннельной и обжиговой печей, а также шлакоперерабатывающей установки (свидетельства об официальной регистрации компьютерных программ для ЭВМ № 2007613839, 2007612365,

2007613838, 2007611236 соответственно).

Список литературы

1. ЗадеЛ. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976.

2. Кудинов Ю.И., Дорохов И.Н., ПащенкоФ.Ф. Нечеткие регуляторы и системы управления // Проблэмыуправления. 2004. № 3.

3. Металлургия чугуна / ВегманЕ.Ф., Жеребин Б.Н., Похвиснев А.Н., Юсфин Ю.С. и др. М.: Академкнига, 2004.

4. Общие правила промышленнойбеэопасносги для металлургических и коксохимических предприятий и производств (ПБ 11-49302). Утв. пост. Госгортехнадзора России от 21.06.2002 г. № 35, зарег. в Минюсте России 11.09.02 г. № 3786.

5. БринзаВ.Н. Охрана труда и окружающей среды: учеб. пособие для практических занятий для всех специальностей. М.: МИСиС, 1985.

6. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности / Белобородова В.А., Чечета А.П., Слабинский В.Т. и др. М.: Финансы и статистика, 1989.

Bibliography

1. Zade L. The concept of linguistic variable and its application to accepting approximate solutions. М.: World, 1976.

2. Kudinov J.I., Dorohov I.N., Pashchenko F.F. Fuzzy logic regulators and control systems // Control Problems. 2004. № 3.

3. Pig-iron Metallurgy / Vegman E.F., Zherebin B.N., Pohvisnev A.N., Jusfin J.S., etc.,. М.: Academkniga, 2004.

4. The general rules of industrial safety for metallurgical and coke making enterprises and manufactures (PB 11-493-02). As confirmed by the decision of Gosgortekhnadzor of Russia on 21.06.2002. № 35, registered in the Ministry of Justice of Russia on 11.09.02. № 3786.

5. Brinza V. N. Labor and environment safety: Textbook for practical training for all specialities. М.: MISA, 1985.

6. Product costing in industry / Beloborodova V.A, Checheta A.P, Slabinsky V.T, etc. М.: Finance and statistics, 1989.

УДК 338.94

Карлик A.E., Кобельков Г.В., Колокольцева Е.В.

ОЦЕНКА БИЗНЕСА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

В России относительно недавно начали заниматься оценкой бизнеса и выпускать соответствующих специалистов. Поэтому система оценки еще несовершенна. Оценка стоимости бизнеса или иной другой собственности представляет целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени и в условиях конкретного рынка.

Оценку бизнеса проводят в целях:

• повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой; определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

• определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Когда владелец предприятия решает продать свой биз-нес или когда один из членов товарищества намерен продать свой пай, возникает необходимость определения рыночной стоимости предприятия или части его активов. В рыночной экономике часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;

• реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагает проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, конвертации, величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;

• разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

• определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

• страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

• налогообложения. При определении налога облагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия;

• принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финан-

совой отчетности, являющейся базой для принятия финанс овых решений;

• осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие: спрос, доход, временной лаг, риск и вероятность получения ожидаемого дохода.

Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса.

Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности, в свою очередь, определяется соотношением потоков доходов и расходов.

Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени.

На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или ес -ли приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы, реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие, принимать решение о поглощении других предприятий, определять величину дивидендов и т.д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций.

Другим важнейшим фактором, влияющим на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.

Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Спрос на предприятие наряду с полезностью за-

висит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска зависит даже от его возраста. Более молодые склонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем.

На данный момент существуют 3 подхода оценки бизнеса: затратный, сравнительный и доходный. Затратный подход основывается на определении стоимости чистых активов при условии, что предприятие является действующим. Этот подход используется на стадии развития предприятия, когда его доходность не достигает проектной, а также для страхования и налогообложения.

Второй подход оценки сравнительный. Здесь специалист производит оценку стоимости предприятия на сопоставлении аналогов. Обычно пытаются найти несколько похожих предприятий и на основе имеющихся данных о продаже, допустим, акций рассчитывают стоимость бизнеса. Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования. Действенность такого подхода снижается, если сделок было мало и моменты их совершения и оценки разделяет продолжительный период, если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Этот подход на развитом рынке предприятий следует считать основным в оценке рыночной стоимости при заключении договора купли-продажи.

Эти два подхода нечасто используются оценщиками в связи с тем, что заказчику (владельцам и инвесторам) гораздо интересней узнать не сколько потребуется денег на то, чтобы восстановить предприятие, а каковы будут будущие доходы от бизнеса. Эю определяется с помощью доходного подхода. В рамках данного подхода существуют различные методы. Так, сначала стоимость определяли на основе балансовых данных. В этом случае мы получаем чистую стоимость без учета владения фирмой каких-либо технологий. Ведь стоимость нематериальных активов конечно важна, но цена тех же научных разработок, так же как и репутация компании на рынке, или же фирменный знак несут в себе тоже определенную стоимость. И это необходимо как-то учитывать в оценке предприятия. Нематериальные активы зачастую могут стоить больше, чем активы на балансе.

В последнее время приобрело значение оценка инвестиционной привлекательности компании. Понятие «инвестиционная привлекательность» достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Главным для предприятия являет-

Оценка бизнеса и инвестиционная привлекательность предприятия Карлик А.Е., Кобельков Г.В., КопокопьцеваЕ.В.

ся получение стабильного дохода и сохранение или приумножение рынка сбыта своей продукции, что достигается «перманентной борьбой» за конкурентоспособность своей компании. Побеждает то предприятие, которое проводит системное инвестирование в обновление своих фондов и технологии, в обновление и совершенствование качества и привлекательности своей продукции. Для этого требуются значительные финансовые вложения, которые зачастую отсутствуют на предприятии, и последние вынуждены прибегать к внешнему заимствованию.

Источниками внешнего заимствования могут являться банки или иные юридические и физические лица, которые готовы вложить свои финансовые ресурсы при условии привлекательности предприятия и требуемой инвестором доходности на вложенный капитал. Инвестиционная привлекательность предприятия отражает комплексную оценку результатов своей операционной деятельности и позиций на рынке сбыта продукции, при которых имеющие место риски будут погашены высокой доходностью инвестиционных проектов. Оценивая инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это - наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска. Этот термин чаще всего используют для определения целесообразности вложений и определения эффективности размещения ресурсов.

В нашей стране достаточно мало публикаций и каких-либо исследований в области оценки инвестиционной привлекательности. В мировой и отечественной практике для определения инвестиционной привлекательности предприятия используется методика определения состояния предприятия по данным бухгалтерской финансовой отчетности, которая включает в себя расчет группы показателей, выбор которых зависит от целей, которые ставит перед собой инвестор. Как уже ранее упоминалось, такой метод не является полным. Также при оценке привлекательности стоит рассмотреть, помимо рисков и бухгалтерской отчетности, стадию развития предприятия. Ведь от того, на какой стадии развития находится предприятие зависит, какой объем инвестиционных средств следует вкладывать для поддержания техники и технологии на должном уровне.

Существуют следующие стадии развития инвестиционного проекта и предприятия: инвестиционная, стадия роста, развития, спада и ликвидация. Стоимость предприятия на каждом этапе его жизненного цикла будет разная. Наиболее доходным периодом существования фирмы является стадия развития. И главная задача менеджеров компании - продление этого этапа как можно дольше для получения наибольшей чистой текущей стоимости (КРУ). Уже потом будут приниматься решения, что дальше делать с предприятием - будет ли это реорганизация, либо слияние, либо ликвидация. Из этого можно выделить четыре направления оценки бизнеса:

1. Оценка создаваемого предприятия, где основой будет служить бизнес-план.

2. Оценка действующего предприятия.

3. Оценка реорганизуемого предприятия.

4. Оценка ликвидируемого предприятия.

Следовательно, от того, на каком этапе развития

находится предприятие будет формироваться цель инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что помимо прочих факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность (таких как политический, ресурс-но-сырьевой), следует не забывать и о жизненном цикле предприятия, который является важнейшей характеристикой объекта оценки бизнеса.

Требования инвестора к инвестиционной привлекательности предприятия сводятся к оценке следующих показателей:

• рентабельность собственного капитала (Яск);

• наличие и доля рынка сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• конкурентоспособность продукции;

• финансовая устойчивость предприятия и пути ее сохранения;

• наличие и реализация программы развития предприятия в прошлом, настоящем и будущем;

• динамика наращения стоимости предприятия и бизнеса (ДСАК);

• состояние и обновление основных средств предприятия;

• кадровый потенциал предприятия;

• региональная позиция предприятия;

• уровень совокупного риска вложения средств в данное предприятие.

Остановимся на влиянии каждого из перечне ленных показателей на инвестиционную привлекательность.

Рентабельность собственного капитала отражает эффективность менеджмента предприятия управлять вверенным ему акционерным капиталом, добиваясь высоких дивидендов и высокого рыночного курса его акций. Наличие высокого значения рентабельности собственного капитала привлекает инвестора в надежде на получение такой же высокой доходности на инвестированные средства.

Наличие и объем рынка сбыта продукции предприятия определяют возможные цели инвестирования -простое обновление фондов или расширение производства продукции.

Конкурентоспособность продукции как показатель привлекательности для инвестора позволяет ограничить круг выбора области инвестирования и сосредоточить внимание на эффективности реализации инвестиционного проекта.

Финансовая устойчивость предприятия и пути ее сохранения при вливании дополнительных финансовых средств также является ключевым показателем инвестиционной привлекательности предприятия. Для ответа на вопрос финансовой устойчивости предприятия необходимо провести значительные по объему расчеты ликвидности предприятия, оборачиваемости и прибыльности его активов, рентабельности инвестиций, коэффициент покрытия его заемных средств и расчеты других показателей, входящие в группу финансовых показателей.

Наличие и реализация программы развития пред-

приятия в прошлом, настоящем и будущем позволяет инвестору оценить динамику развития инвестируемого предприятия. При наличии положительных результатов этого анализа без колебаний принять положительное решение в пользу инвестирования или, наоборот, отсутствие положительной динамики будет свидетельствовать об отсутствии четко выверенной программы развития предприятия, его борьбы за рынок. Возникает опасность для инвестора как акционера в том, что предприятие может «уйти» с рынка, и тогда инвестор потеряет свой капитал.

Динамика наращения стоимости предприятия и бизнеса (ДСАК) однозначно трактуется инвестором как успех совокупной политики всех уровней управления предприятием в операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Вложение инвестиций в программы такого предприятия гарантирует высокую доходность рубля.

Состояние и обновление основных средств предприятия следует считать важным для инвестора показателем. Рост остаточной стоимости основных средств предприятия говорит о высоком производственном потенциале предприятия, о высоком качестве выпускаемой продукции. Нельзя выпускать высококачественную продукцию на изношенном оборудовании. Наряду с другими показателями эффективности производства данный показатель должен убедить инвестора в том, что ему предлагается для финансирования проект, повышающий производственный потенциал предприятия. Такой проект может гарантировать получение высокой доходности инвестиционного рубля.

Кадровый потенциал предприятия должен соответствовать уровню техники и технологий, применяемых на предприятии. Только в этом сочетании можно добиться высоких показателей эффективности экс -плуатации основных средств производства и, следовательно, эксплуатации инвестиционного проекта. Перманентное обучение и обновление кадров является залогом высокого уровня кадровой политики предприятия, что очень важно для реализации будущего инвестиционного проекта.

Региональная позиция предприятия, на первый взгляд, не должна входить в состав оценочных показателей инвестиционной привлекательности предприятия. Однако в районах, где налоговая политика зачастую формируется от финансовых поступлений десятка предприятий, где социальная напряженность зависит от трудоустройства безработного населения, власти стремятся к всесторонней поддержке любых инвестиционных проектов, снижая, в том числе, и налоговую нагрузку.

Оценка уровня совокупного риска вложения средств в данное предприятие необходима инвестору для формирования требуемой цены на инвестируемый капитал. Сравнивая цену на инвестируемый капитал и получаемую доходность по инвестиционному проекту, инвестор имеет возможность более аргументировано принять решение об участии в инвестиционной программе предприятия.

Таким образом, оценка инвестиционной привле-

кательности предприятия сводится к выполнению алгоритма, т.е. некой последовательности расчетов определенного круга показателей.

Предлагается следующий алгоритм оценки инвестиционной привлекательности предприятия, который представлен ниже в таблице.__________________________

Этап Составляющая алгоритма Оценочный показатель

Первый Оценка инвестиционной привлекательности региона Данные рейтинговых агентств

Знакомство с предприятием и его кадровой политикой

Второй Наличие и доля рынка сбыта продукции на внут-реннем ивнешнем рынках Объемы реализации продукции

Конкурентоспособность продукции Эластичность спроса и предложения

Третий Наличие и реализация программы развития предприятия в прошлом, настоящем и будущем Трендовый анализ объемов инвестирования

Состояние и обновление основных средств пред -приятия Остаточная стоимость ОС и ее динамика

Четвертый Анализ финансового состояния предприятия Коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости активов и др.

Пятый Рентабельность собственного капитала ^ск) Построение и анализ многофакторной мо-делиуправления рентабельностью

Шестой Динамика наращения стоимости предприятия и бизнеса Расчет добавленной стоимости акционерного капитала в динамике реализации ин-вестиционныхпро-грамм на предприятии

Седьмой Оценка совокупного риска инвестирования средств в предприятие и принятие решения Формирование ставки дисконтирования в оценке денежных потоков

Список литературы

1. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 1998. 512 с.: ил.

2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 720 с.

Bibliography

1. Business valuation: text-book /editorial staff: A.G. Gryaznova, M.A. Fedotova. M.: Finance and Statistic, 1998. 512 p.

2. Valdaitsev S.V. Assesment of businesses and management of the enterprisevalue:text-book for universities. M.: UNITI-DANA, 2001. 720 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.