6. Растительные ресурсы СССР: Цветковые растения, их химический состав, использование; Семейство Fabaceae. - Л., 1987. - 326 с.
Literature
1. Mikhailovskaya I.S. On age of population individuals Lotus corniculatus L.ll Botanicheskiy zhurnal. 1967.- V. 62.- № 3.
2. Rabotnov T.A. The determination of age and life duration by perennial herbs ll Uspekhi sovremennoi biologii. 1977. - V. 24. - Fas^ 1 (4).
3. Rabotnov T.I. To biology of Libanotis intermedia Rupr.ll Trudy MOIP. Otdelenie biologii. - 1960. - V. 3. - P. 221 - 228.
4. Solovyova M.P. Age anatomic determinations of root system spurgellUchenye zapiski MGPI imeni V.I. Lenina. - 1960.-Fask.4.
5. Steshenko A.P. On biology and life duration of Feather grass in Pamir High mountain conditionsllIsvestiya AN. Tadzhikskoi SSR, otdelenie estestvennykh nayk. - 1952.- № 1.
6. Vegetable USSR sources: Flower vegetables, their chemical structure, using; Fabaceae Family. - Leningrad, 1987.- 326 p.
Сведения об авторе
Алексеева Елена Валентиновна - канд. биол. наук, доцент кафедры экспериментальной биологии Бурятского государственного университета. E-mail: astragalus65@mail.ru
Data on author
Alekseeva Elena Valentinovna - assistant professor of experimental biology department of BSU. E-mail: astragalus65@mail.ru
УДК 581.326.3
ББК 28.581.8 Е.В. Бухарова
ОЦЕНКА БИОРАЗНООБРАЗИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА БАРГУЗИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
На основе маршрутных исследований и описания флоры растительных сообществ на стационарных площадках был уточнен список флоры растений заповедника.
Ключевые слова: фиторазнообразие, геоинформационные технологии, природный биосферный заповедник, фенонаблюдения, флорогенез.
E.V. Bukharova
THE ESTIMATION OF BIODIVERSITY OF VEGETABLE COVER OF BARGUZIN'S RESERVE
On the base of rout's researches and description offlora of vegetable associations on the stationar areas was specified the list offlora of vegetables.
Key words: phytodiversity, geoinformation technology, natural biosphere reserve, phenoobservation, floragenesis.
Более 90 лет назад (1916 г.) был создан первый в России государственный заповедник - Баргузин-ский, положивший начало истории заповедного дела России. Заповедники получили заслуженное признание в мире как уникальные лаборатории в природе и хранители огромных пространств нетронутых земель, первичных экологических систем. Баргузинский заповедник, достигнув цели создания по сохранению ценного пушного зверя - баргузинского соболя, сегодня играет важную роль в сохранении природных комплексов Северо-Восточного Прибайкалья и в целом биоразнообразия Байкальского региона.
Биологическое разнообразие в Конвенции UNEP(Convention, 1992) определяется как многообразие «биологических единиц» в определенный промежуток времени в пределах заданного пространства, которое включает разнообразие внутри вида, между видами и между экосистемами. В качестве параметров биоразнообразия обычно используется число и соотношение подсистем или элементов разного рода, входящих в состав анализируемых биосистем.
Вслед за Р. Уиттекером (Whittaker, 1972) различают инвентаризационное и дифференцирующее разнообразие. Первое представлено:
• элементарной выборкой (пробой) биоты;
• альфа-разнообразием (биоразнообразием конкретного относительно однородного ценоза или его отдельного биотического элемента - флоры, фауны);
• гамма-разнообразием (биоразнообразием совокупности взаимосвязанных в пространстве местообитаний и представленных на них сообществ, разнообразием ландшафта или его отдельного биотического элемента - флоры, фауны).
Для второго характерны такие категории, как:
• бета-разнообразие (разнообразие сообществ на конкретном градиенте абиотической среды);
• дельта-разнообразие (биотическое разнообразие сравнительно крупного региона, в котором представлено разнообразие сообществ на градиенте абиотической среды);
• эпсилон-разнообразие (биотическое разнообразие в границах зонального градиента среды - зо-но-биома, биома, крупного зонального сектора) (Тишков, 2005).
Выявление фиторазнообразия в заповеднике проводилось как на стационарных площадках, так и на постоянных маршрутах. На стационарных площадках наблюдения за растительностью проводились с 1965 г. Вначале было размечено 5 площадок в районе поселка Давша. В 1981 г. на продольном экологическом профиле по долине р. Давше были заложены дополнительно 9 стационарных площадей для слежения за изменениями растительности и фенонаблюдений. Все площадки были выделены в натуре, остолблены, пронумерованы и нанесены на карту. Сделано подробное описание растительности всех феноплощадок, составлен список наблюдаемых видов, которые приводятся в Летописи природы за 1983 г.
В 1985 г. в дополнении к 14 ранее существующим постоянным площадкам были заложены еще 20 постоянных площадей по учету урожайности ягодников. Балльная оценка урожайности ягодников, древесно-кустарниковых пород и грибов дополнительно производится на 4 постоянных маршрутах (Летопись природы, 1985).
Общий принцип закладки стационарных площадок для наблюдений за фитоценозами был определен высотной поясностью, характеризующей природу заповедника. Месторасположение площадок определялось ассоциациями растительности, характерными для того или иного высотного пояса, а также доступностью для наблюдений. Таким образом, площадки были размещены по долинам почти всех крупных рек заповедника, отражая характерные черты распределения растительности и особенности явлений в жизни растений разных высотных поясов западного макросклона Баргузинского хребта (Бухарова, 2008).
На основе маршрутных исследований и описания флоры растительных сообществ на стационарных площадках был уточнен список флоры растений заповедника (Троицкая, Федорова, 1989), таким образом, определено гамма-разнообразие. Всего на сегодняшний день выявлено 877 видов сосудистых растений. Предварительные данные показывают изменение видовой насыщенности в различных сообществах в достаточно широких пределах - от 8 до 50 видов на 100 кв. м. При этом на большей части площадок встречается от 20 до 35 видов. Высокая видовая насыщенность характерна для луговых сообществ, минимальная для песков прибрежной зоны. Флористическое богатство сообществ в целом коррелирует с видовой насыщенностью.
Показатель пространственного разнообразия флоры сравнительно мал - 0,13, что связано с северным положением флоры. В то же время плотность флоры достаточно велика и составляет 559 видов на 100 кв. км (Троицкая, 1991), что соответствует типичным бореальным флорам по уровню видового богатства, которое оценивается в 500-800 видов (Толмачев, 1974). Это говорит о горном характере заповедной флоры, что определяет разнообразие и контрастность экологических условий. Репрезентативность флоры заповедника для Байкальского нагорья составляет 66%. Столь высокая репрезентативность таксономических единиц на территории ландшафта указывает на разнообразие биотопов, довольно длительный и непрерывный ход флорогенеза. При дальнейших исследованиях и повышении флористической изученности возможно повышение этого показателя.
В 2003 г. на территории заповедника были заложены 19 новых постоянных учетных площадей для оценки состояния редких видов растений. В результате был организован мониторинг и получены первые рекогносцировочные данные по состоянию популяций следующих видов редких и исчезающих растений, произрастающих на территории Баргузинского заповедника: Craniospermum subvillosum Lehm., Cypripedium calceolus L., C. macranthon Sw., C. guttatum Sw., Platanthera bifolia (L) L. C. M. Rich., Rhodiola rosea L., Nymphaea candida J. Presl.. На наиболее репрезентативных участках заложены долговременные пробные площадки или профили. На территории заповедника выявлены почти все виды растений Северо-Восточного Прибайкалья, занесенных в Красную книгу Бурятии (Будаева, 2006), что составляет 31 вид.
Сегодня для экологической оценки фиторазнообразия все чаще используются дистанционные методы и геоинформационные технологии. Географические информационные системы (ГИС) становятся непременной частью нашей жизни. Приборы наземного позиционирования (GPS), компьютерные карты местности и связанные с ними базы данных все чаще применяются в заповедном деле как для проведения научных исследований, так и для осуществления природоохранных мероприятий.
В ряде зарубежных стран (США, Франция) ГИС-технологии прочно вошли в природоохранную практику и широко применяются при менеджменте и планировании деятельности особо охраняемых природных территорий. К примеру, французский региональный парк «Северные Вогезы» уже более десяти лет занят созданием собственной ГИС, с помощью которой успешно решает вопросы земле- и природопользования своей территории, отслеживает процессы, происходящие в природных экосистемах. На постсоветском пространстве лишь отдельные заповедники и национальные парки предпринимают попытки использовать ГИС для решения стоящих перед ними проблем. Как правило, инициаторами создания ГИС и основными пользователями создаваемых баз данных и тематических электронных карт являются научные отделы ООПТ, а первоочередной задачей их применения становится анализ многолетних мониторинговых данных и прогноз предстоящих изменений в природных экосистемах, фауне и флоре охраняемых территорий.
Эффективность осуществления мониторинга растительного мира в значительной степени определяется наличием развитой информационной базы об его состоянии и динамике, экологическом потенциале, знаний основных условий развития фитоценозов (Оценка, 2000).
Использование ГИС-технологий, обеспечивающих цифровую обработку, анализ и отображение на карте разнородных природных объектов и явлений, является необходимым условием при проведении инвентаризационных работ, при создании тематических карт. Применение геоинформационного подхода также может повысить эффективность планирования и управления научной деятельностью заповедника, что показывает опыт зарубежных и российских ООПТ. Таким образом, назрела необходимость создания ГИС в Баргузинском заповеднике. Для создания ГИС необходима разработка научно-технического обеспечения, которая должна проводиться согласно общей схеме мониторинга биоразнообразия растительного покрова заповедника. Основными информационными составляющими научно-технического обеспечения должны быть дистанционные данные, результаты лесотаксацион-ных работ и полевых исследований, а также базовые картографические материалы. В архиве заповедника многолетние ряды наблюдений, геоботанические почвенные карты, данные лесоустройства -обширный материал, который может стать основой для современных более эффективных методов мониторинга и управления природными системами.
Для их внедрения необходимы также методы дистанционного зондирования, которые позволяют получать объективную и многоцелевую информацию о состоянии окружающей природной среды, необходимую для решения самых разнообразных экологических и природоохранных задач. Наиболее емкой и удобной формой регистрации, хранения и предоставления результатов интерпретации этой информации является карта. Тематические карты, составленные на основе материалов дистанционного зондирования, незаменимы для объективной оценки биоразнообразия растительного покрова и его мониторинга (Методы, 2004). Получаемые результаты в картографической форме позволят оценить пространственную неоднородность ключевых характеристик биогеоценотического (ландшафтного) покрова: группы (классы, типы, виды) растительных и почвенных единиц, видовое и экосистемное разнообразие, биомассу и проективные покрытия отдельных видов и растительных ярусов растений и т.п. Для территории заповедника возможно будет подсчитать ряд индексов, позволяющих визуализировать состояние основных параметров биоразнообразия и их пространственное распределение в зависимости от природно-антропогенных факторов среды, в том числе провести анализ спонтанной динамики коренных лесов в режиме естественных нарушений (пожаров и снеговалов). Это поможет построить электронные карты современного сукцессионного состояния лесного покрова и карты-прогнозы на 200 лет при условии сохранения заповедного режима.
Таким образом, будет создана геоинформационная система, предназначенная для моделирования структуры и динамики ландшафтов с помощью данных дистанционного зондирования и ГИС-технологий. Это позволит в автоматизированном режиме детально идентифицировать различные категории участков заповедника и качественно осуществлять мониторинг растительного покрова. Это поможет не только объяснять, но и строить стратегию защиты биоразнообразия, что является главной миссией заповедника.
Литература
1. Будаева С.Б. Результаты мониторинга редких видов растений в Баргузинском заповеднике - Природные комплексы Баргузинского хребта / С.Б. Будаева. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - С.171 -196.
2. Бухарова Е.В. Мониторинг растительности как стратегическое направление деятельности Баргузинского заповедника / Е.В. Бухарова // Мониторинг и оценка состояния растительного мира: материалы междунар. науч. конф. - Минск: ИЭБ НАН Беларуси, 2008.
3. Коллектив авторов. Оценка и сохранение биразнообразия лесного покрова в заповедниках Европейской России. -М.: Научный мир, 2000.- С.196.
4. Методы дистанционного зондирования Земли при решении природоресурсных задач. Справочник / глав. ред. А.Ф. Морозов, А.В. Перцев.- СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2004. С. 132.
5. Тишков А.А. Биосферные функции природных экосистем России / А.А. Тишков.- М.: Наука, 2005. С.309.
6. Толмачев А.И. Введение в географию растений / А.И. Толмачев.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 244
7. Троицкая Н.И. Инвентаризация флоры сосудистых растений Баргузинского заповедника: пятилетний отчет ГПБЗ «Баргузинский». Библиотека. Рукопись. 1991.
8. Троицкая Н.И. Ботаническая изученность Баргузинского заповедника/ Н.И. Троицкая, М.А. Федорова // Ботанические исследования в заповедниках РСФСР. - М., 1984. - С.44-50.
9. Wittaker R.H. Evolution and measurement of species diversity. Taxon, 1972. V. 21. №2-3. Р. 213-251.
Literature
1. Budaeva S.B. Results of monitoring of rare kinds of vegetables in Barguzin's reserve. - Natural complexes of Barguzin's ridge. - Ulan-Ude: Izdatelstvo BGU, 2006. - P. 171-196.
2. Bukharova E.V. Monitoring of vegetable as strategical direction of activity of Barguzin's reserve // Monitoring and estimation of condition of vegetable world: Materials of international scientific conference. - Minsk: IEB NAN Belarusi, 2008.
3. Estimation and saving of biodiversity of forest cover in reserves of Europe Russia. - Moscow: Nauchniy mir, 2000. -p.
196.
4. Methods of distant sounding of Earth on the solving of nature source problems. Reference book / Chief ed. A.F.Morozov, A.V. Pertsev. - St.Petersbourg: VSEGEI, 2004. -p.132.
5. Tishkov A.A. Biosphere functions of nature ecosystems of Russia. M.:- Nauka, 2005. - p.309.
6. Tolmachev A.I. Introduction to vegetable's geography. - Leningrad: LSU, 1974.
7. TroitskayaN.I. Five-year report for theme: «Inventory of flora of vascular vegetables of Barguzin's reserve». GPBZ «Bar-guzinskiy». Library. Manuscript. 1991.
8. Troitskaya N.I., Fedorova M.A. Botanical study of Barguzin's reserve // Botanical researches in reserves of RSFSR. -Moscow, 1984. -P. 44-50.
Сведения об авторе
Бухарова Евгения Васильевна - старший научный сотрудник Государственного природного биосферного заповедника «Баргузинский», г. Улан-Удэ.
Data on author
Bukharova Evgenya Vasilievna, senior scientific worker of state nature biosphere of reserve «Barguzinskiy», Ulan-Ude.
УДК 630.223 (571.54)
ББК 42.355 (2Рос.Бур) С.В. Ковалева, Б.Б. Намзалов
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФЕНОЛОГИЯ ЯБЛОНИ ЯГОДНОЙ MALUS BACCATA В УСЛОВИЯХ г. ЧИТА (ВОСТОЧНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ)
Работа посвящена изучению особенностей развития и фенологии яблони ягодной в условиях городской среды. Фенологические наблюдения проводились в течение 3 вегетационных периодов.
Ключевые слова: фенология яблони ягодной, фенологические наблюдения, вегетационный период, озеленение города, Восточное Забайкалье.
S.V. Kovaleva, B.B. Namzalov SOME FEAFURES OF DEVELOPMENT OF MALUS BACCATA, IN CONDITIONS OF CHITA CITY
The researches are devoted to studing influence of the city environment on growth and development of plants. Phenological supervision of flowering and fructification for 3 years periods are reflected. New kind of a plant is offered for replacement of Malus baccata, which takes an insignificant place in gardering of the city.
Key words: Phenology of Malus baccata, phenological supervision, vegetations period, East Zabaikalie.
Одной из актуальных проблем, касающихся городов, является увеличение ассортимента растений, используемых при зеленом строительстве. Дендрофлора Читы представлена малым видовым разнообразием, наиболее широко распространен интродуцент - тополь бальзамический Populus balsamifera - и растения, имеющие естественный ареал распространения, - вяз приземистый Ulmus pumila, яблоня ягодная Malus baccata и черемуха обыкновенная Padus avium (Ковалева, 2006). Такие растения, как клен приречный Aser ginnala, клен остролистный Aser platanoides, груша уссурийская Pyrus us-